ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0092B2D71EADEEE25840464B3BBFF5E623
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 02.09.2022 до 26.11.2023
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением иностранного
языка имени Я.В. Ругоева»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
совета
Протокол № 1от 28.08 2023г
Руководитель методического
совета: _______
(Л.П.Петрасова)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР:
__________ (Л. И. Лысенко)
28.08.2023 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
________ (Н.Ю.Федотова)
Приказ от 29.08.23г № 235 -о/д
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Школьный музей»
возраст 7-15 лет
срок реализации программы - 1 год
Автор составитель:
Перттунен М.В, руководитель
литературно - краеведческого музея и. Я. В Ругоева.
Костомукша
2023 год
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания
подрастающего поколения особенно актуальна в настоящее время. Система образования
является одним из главных инструментов в формировании у детей общечеловеческих
ценностей, нравственных качеств личности, сопричастности с судьбой своей страны.
Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы. Одним из ведущих
направлений патриотического воспитания является краеведение и музееведение.
Краеведческая работа на базе школьного музея развивает интерес к изучению истории,
воспитывает уважение к истокам родной земли, ее преданиям, быту, традициям народа,
природным особенностям.
Школьный музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и
подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории малой
родины, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и
поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только
через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой
работе во взаимодействии с музейной образовательной средой.
Музейная педагогика дает возможность развивать сотворчество, активность,
самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и
пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность;
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к
исследовательской деятельности и компьютерному обучению.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Школьный музей» разработана в соответствии со
следующими документами, регламентирующими образовательную деятельность:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом
Министерства просвещения от 09.11.2018 №196;
СанПиН 1.2.3685-21и Санитарные правила (СП 2.4.3648-20);
Указ Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2019 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»
Уставом МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева».
Методические рекомендации о создании и функционировании структурных
подразделений
образовательных
организаций,
выполняющих
учебнообразовательные функции музейными средствами, утвержденными Федеральным
центром детско-юношеского туризма и краеведения от 09.07.2020г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Школьный музей» разработана на основе учета интересов
учащихся, профессионального потенциала педагогического коллектива, программнометодического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Цель программы:
создание условий для целостного духовно-нравственного и социального развития
личности учащихся путем приобщения к православным, патриотическим,
культурно-историческим традициям России в процессе вовлечения обучающихся в
деятельность по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия
родного края средствами музейной деятельности.
Задачи программы:
обеспечить гарантий права ребенка на дополнительное образование;
формировать общую культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в
обществе;
развивать у обучающихся интерес к культуре, традициям, истории родного края;
формировать у обучающихся патриотическое, ценностное отношение к своей малой
Родине, защите Отечества – посредством изучения истории свой семьи, школы,
города, округа;
развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности при
обучении музейному делу;
развивать самостоятельность и инициативу;
организовать содержательный досуг;
помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального
мастерства в музейном деле;
обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья,
профессионального самоопределения и творческого труда детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Школьный музей» предназначена для обучающихся 1-4 и
5-8 классов МБОУ КГО «СОШ № 1 им.Я.В. Ругоева».
Специфическими особенностями Программы являются:
нацеленность на профессиональную подготовку;
этнографическая составляющая (изучение языкового наследия карелов);
занятость учащихся во второй половине дня после основных уроков.
Виды деятельности согласно Программе:
научно-исследовательская;
поисково-собирательская;
фондовая;
экспозиционно-выставочная;
экскурсионно-просветительская;
познавательная;
трудовая.
Особенности режима и организация образовательного процесса
Режим работы и расписание занятий по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Школьный
музей» (далее Программа) максимально учитывает учебную нагрузку школьников по
основной и адаптированной образовательным программам и отвечает запросам родителей
(законных представителей).
Обучение проводится после школьных уроков. Между занятиями по
общеобразовательным программам и занятиями по программе дополнительного
образования детей перерыв составляет не менее 1 часа.
Программа рассчитана на проведение теоретических, практических и
индивидуальных занятий с обучающимися 7-15 лет в течение 1 года. Общее количество
часов – 102.
Учебные группы формируются на базе 1-4 и 5-8 классов. Численный состав группы
составляет 12 обучающихся.
Продолжительность и число занятий в неделю устанавливается в зависимости от
возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с
учетом санитарных норм и правил: продолжительность одного учебного часа – 40 минут,
продолжительность перемены между занятиями – 10 минут.
Формы организации музейных занятий:
лекции;
экскурсии;
консультации;
литературные и исторические гостиные;
встречи с интересными людьми;
исторические игры, викторины, театрализации;
проектная и исследовательская деятельность;
использование интернет – технологий;
создание видеопрезентаций;
посещение школьных музеев и музеев города;
оформление выставок, обновление экспозиций.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических групповых и
индивидуальных занятий, самостоятельной работы.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится с целью представления
результатов работы за учебный год и осуществляется в соответствии с дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программой
социально-гуманитарной
направленности «Школьный музей».
Формы аттестации:
Формы
Содержание аттестации
аттестации
Текущий
Проводится на всех этапах обучения.
контроль
Проявление интереса к предмету
музееведение.
Формирование
целостного
представления о музееведении у
учащихся, проявляющим стремление к
освоению
профессионального
мастерства
в
музейном
деле,
основанного
на
приобретенных
знаниях, умениях, навыках и способах
практической
деятельности;
приобретение опыта индивидуальной и
коллективной
деятельности
при
проведении практических работ.
Промежуточная Участие в творческих мероприятиях:
аттестация
конкурсах различного уровня;
положительная динамика личностного
роста
учащихся:
развитие
коммуникативных качеств, стремление
Оценочные материалы
Метод педагогического
наблюдения; беседа по
пройденному материалу.
Выполнение теоретического
или практического задания;
игровые формы контроля:
викторина, анкетирование и
др.; традиционные формы
контроля: опрос.
Анкетирование
и
тестирование учащихся; учет
участия
в
массовых
мероприятиях;
анализ
результатов выступлений на
Итоговая
аттестация
к
творчеству,
самореализации,
использование полученных знаний в
повседневной жизни.
Наличие у обучающихся интереса к
музееведческой
деятельности;
сформированные практические навыки
поисково-исследовательской
деятельности; умения и навыки
учащихся самостоятельно работать с
научно-популярной литературой и
другими
источниками,
умения
практически применять полученные
знания в жизни, развивать творческие
способности, формировать у учащихся
активность
и
самостоятельность,
инициативу. Повышение культуры
общения и поведения.
творческих
конкурсах.
мероприятиях,
Анкетирование учащихся и
родителей;
тестирование,
анализ
результатов
выступлений на творческих
мероприятиях,
конкурсах:
представление
тематического
исследовательского проекта,
исторической театральной
постановки,
участие
в
разработке сценариев и
проведении
музейных
мероприятий (тематических
праздников
и
вечеров,
лекций, встреч), организация
выставок и др.
Планируемые результаты освоения курса
Программа «Школьный музей» направлена на достижение следующих
образовательных результатов:
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства
гордости за достижения своих предков и современников;
воспитание уважительного отношения к своей родине, ее истории, любви к родному
краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от
возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в
природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни,
освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды
обитания.
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные
развивать способность применять для решения учебных и практических задач
различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и
др.);
овладеть способами организации, планирования различных видов деятельности
(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание
специфики каждой;
овладеть способами получения, анализа и обработки информации (обобщение,
классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации
(моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.);
развивать способности в связной логически целесообразной форме речи передать
результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением,
описанием повествованием;
развивать умение сотрудничать, выполнять коллективную работу.
Предметные
осознавать значение музейной деятельности в формировании целостного духовнонравственного и гражданско-патриотического развития личности;
знать и различать профессии, связанные с музееведением;
владеть навыками поиска краеведческой информации из различных источников;
владеть навыками коммуникации с устными историческими источниками;
решать поисковые задачи, понимать сущность явлений и их взаимосвязь;
владеть умением распознавать предметы, имеющие музейную ценность;
уметь создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с
учетом норм русского языка;
владеть навыками экскурсионного рассказа;
уметь работать в команде.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов, тем
I раздел «Введение в музееведение»
Количество часов
Всего
часов
Теория
Практика
2
Наука «Музееведение». Виды и назначение музеев.
2
1
1
3
История создания школьного музея
2
1
1
4
Музейная терминология
2
1
1
5
Музейные профессии
2
1
1
6
Музеи родного края, города
7
1
6
Итого по разделу:15 часов
II раздел «Поисково-собирательская и
исследовательская деятельность»
1
Исторические и географические сведения о родном крае
3
2
1
2
История края в цифрах и фактах. Знаменитые люди края
3
2
1
3
Выбор объекта исследования
3
2
1
4
Источники комплектования музейных фондов
3
2
1
5
Правила сбора краеведческой информации
3
2
1
6
Работа с подписками местных газет, краеведческой и
справочной литературой
8
2
6
7
Работа с интернет-источниками
8
2
6
8
Этика
общения
с
населением.
вспомогательного оборудования
9
3
6
9
Музейные научные экспедиции
3
2
1
8
Родословная и семейный архив
7
1
6
Использование
Итого по разделу: 50 часов
III раздел «Фондовая деятельность»
1
Фонды музея как источник исторической информации
2
1
1
2
Учет фондов музея. Инвентарная книга.
6
2
4
3
Хранение фондов музея
2
1
1
4
Электронная база музея
5
2
3
Итого по разделу:15 часов
IV раздел «Экспозиционно-выставочная
деятельность»
1
Музейная экспозиция и её виды
2
1
1
2
Экспозиции школьного музея
2
1
1
3
Оформление музейной экспозиции
3
1
2
4
Создаем проект экспозиции
3
1
2
Итого по разделу:10 часов
V раздел «Экскурсионно-просветительская
деятельность»
1.
Введение в экскурсоведение
2
1
1
2.
Создание и проведение экскурсий
3
1
2
3.
Виды просветительской деятельности школьного музея
7
1
6
Итого по разделу:12 часов
Содержание разделов:
I раздел
«Введение в музееведение»
Знакомство с помещением музея, экспонатами. Инструктаж по ТБ и гигиеническими
правилами при работе с экспонатами. История музейного дела. Музейная терминология.
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Современный музей и его
предназначение. Социальные функции школьного музея. Выбор актива школьного музея.
Знакомство с документацией музея и публикациями в печати о деятельности музея
образовательного учреждения.
Практические занятия: Интерактивные игры: «Профиль музея», «Кто в музее
главный», проект «Что я знаю о музее», посещение городских и школьных музеев города
Костомукша, индивидуальная работа с энциклопедическими словарями, тематической
литературой и тематическими интернет-сайтами. Посещение музеев различного профиля:
краеведческого, школьного, художественного.
II раздел
«Поисково-собирательская и исследовательская деятельность»
Правила ведения поисково-собирательской деятельности. Результаты поисковой и
собирательской деятельности учащихся как основа создания музея, музейной экспозиции.
Источники исторического исследования: устные, письменные, археологические,
этнографические и другие. Правила сбора краеведческой информации: периодическая
печать, краеведческая и специальная литература, архив музея. Краеведы, старожилы,
работники архивов и жители микрорайона как источник получения информации.
Организация и ведение интервью. Дополнительное оборудование при работе с устными
историческими источниками. Возможности сети Интернет.
Понятие «музейный предмет» и «предмет музейного значения». Классификация
музейных предметов. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование,
выявление и сбор памятников истории и культуры, включение их в музейное собрание.
Основные источники комплектования фондов. Акты приема и передачи музейных
предметов. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, музейных
предметах. Фотофиксация. Обеспечение научной и физической сохранности находок.
Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.
Знаменательные даты в истории России, Карелии, родного города. Памятные места
родного края. Географическое положение и символика родного края. Особенности
растительного и животного мира, охрана природы. История города и семьи как предмет
музейного изучения. Биографии членов семьи, рода. Родословные таблицы. Запись
рассказов и воспоминаний родственников. Описание семейного архива и семейных
реликвий учащихся. Исследовательские работы: виды, требования к их написанию и
оформлению. Правила выступления и устная защита творческой работы.
Практические занятия: работа с периодической печатью, краеведческой и
специальной литературой, архивом музея; проведение бесед и фиксирование информации;
поиск и сбор материалов по заданию актива музея. Экскурсии, встречи с местными
жителями по изучению темы. Посещение школьной и городской библиотеки и памятников
истории города. Оформление итогов поисково-собирательской работы, творческие задания
по осмыслению получаемой информации, ее отражение в архивах школьного музея.
Проекты: «Истории родного города», «История нашей школы», «Родословная моей
семьи», «Семейные традиции», «Знаменитые люди края (земляки)». Участие в
конференции «Пишем энциклопедию родного края».
III раздел
«Фондовая деятельность»
Понятие фонда музея, типология предметов, входящих в музейное собрание.
Структура фондов: основного и научно-вспомогательного. Обменный, дуплетный фонды.
Фонды музея как источник исторической информации. Назначение музейного фонда:
комплектование, регистрация, учёт, хранение и изучение объектов наследия. Понятие
«музейный экспонат», правила его оформления, хранения, экспонирования.
Учетная документация музея: инвентарные книги и описи, паспорта музейных
предметов и картотеки. Атрибуция и шифровка музейных предметов. Коллекции музея.
Условия хранения фондов. Научная, юридическая и физическая сохранность предметов
музейного значения. Температурно-влажностный и световой режимы хранения. Условия
хранения фондов в экспозиции и запасниках. Организация учёта и обеспечения
сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других
исследований. Передача музейных предметов в фонды государственных и муниципальных
музеев. Что нельзя хранить в музее образовательного учреждения.
Практические занятия: Знакомство с документацией музея. Изучение формуляров и
документов. Изготовление документов учёта и описания краеведческих материалов.
Проведение деловой игры-практикума по ведению документов в соответствии с ролевыми
функциями актива музея. Оформление текущих поступлений в фонды музея. Выполнение
индивидуальных заданий по описанию предметов, находящихся в фондах музея.
Атрибуция и шифровка музейных предметов. Практикум по разработке системы
документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных
предметов. Создание электронной базы музея.
Исследовательский проект «История одного экспоната».
IV раздел
«Экспозиционно-выставочная деятельность»
Экспозиционно-выставочная работа как отражение профильной научной работы и
содержания фондов музея. Экспозиционер и дизайнер: особенности профессии.
Выстраивание экспозиционно-выставочного пространства, формирование документации,
определение места и роли экспонатов, выстраивание экспозиций и выставок. Экспозиции
музеев. Концепция и художественный замысел экспозиции. Последовательность создания
экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана,
разработка архитектурно-художественного проекта, изготовлении оборудования, текстов,
монтаж и оформление. Виды экспозиции: тематическая, систематическая,
монографическая, ансамблевая. Экспозиционное оборудование. Основные приемы
экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в
экспозиционном использовании. Тексты в музейной экспозиции. Правила составления
этикеток к экспонатам. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практические занятия: Участие в работе по оформлению разделов экспозиции музея,
посвященных истории города, школы, развитию образования в крае, тематических
выставок согласно Плана работы. Выполнение практических заданий по подготовке
музейных предметов к экспонированию, составление этикеток к экспонатам. Подготовка
предложений и проектов выставок, их обсуждение. Практикум по составлению этикетажа
к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
V раздел
«Экскурсионно-просветительская деятельность»
Возникновение и развитие экскурсионного дела. Роль и значение экскурсии.
Классификация экскурсий. Профессия экскурсовод. Методики проведения экскурсии.
Структура экскурсии, ее содержание, план и порядок проведения. Составление маршрута,
учет времени, логические переходы. Сочетание показа с рассказом. Подготовка экскурсии
на основе музейной экспозиции. Экскурсионные объекты края, города. Виртуальная
экскурсия.
Изучение и анализ литературы и других источников информации по экскурсионным
темам. Знакомство с образом жизни, бытом, фольклорными традициями и обычаями
коренных народов на территории края. Организация и проведение тематических вечеров,
праздников, исторических театрализаций (в т.ч. на карельском языке) на базе музейных
экспонатов.
Практические занятия: Организация и проведение экскурсий «Литературное
наследие Я.В. Ругоева», «Жизнь и творчество Я.В. Ругоева», «Дорогами Калевалы», «Быт
карельских крестьян», «Истории нашей школы», «Ими гордится школа», «Страницы
военных историй». Создание виртуальной экскурсии. Участие в организации и проведении
литературного вечера «Песнь поем о родимой земле», исторических постановок по
карельским сказкам (в т.ч. на карельском языке). Работа с фондами городской библиотеки
и музея.
Примечание: содержание тем на музейных занятиях корректируется с учетом
возраста обучающихся и ориентировано на индивидуальный подход к каждому ребенку.
Материально-техническое обеспечение программы:
помещение школьного музея;
шкафы, витрины, стенды для размещения музейных экспонатов;
экспонаты музея;
компьютерная техника с выходом в информационно-коммуникационную сеть
Интернет;
мультимедийное оборудование для демонстрации фото- и видеоматериалов,
презентаций;
наглядные тематические пособия;
научно-методическая и научная литература;
учебные столы и стулья.
Список использованной литературы:
1. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. - М., 2007
2. Музееведение : учеб. пособие для студентов специальности 031502 –музеология /
под. ред. доц. Н. В. Мягтиной. - Владимир, 2010.
3. Организация работы музея образовательного учреждения // Методические
рекомендации - Пермь,2005.
4. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб-метод.
пособие / Под ред. Н.М. Лайковой. - М., 2001.
5. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. - М., 2002.
6. Юренева Т.Ю. Музееведение. Учебник. - М., 2007.
Ссылки на интернет-источники:
1. https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2018/12/15/obrazovatelnaya-programmashkolnyy-muzey
2. https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2018/12/15/obrazovatelnaya-programmashkolnyy-muzey
3. https://infourok.ru/programma-kruzhka-shkola-yunogo-ekskursovoda-425057.html