ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009D62F34B3B762393E822243E3E82A0F3
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 20.10.2023 до 12.01.2025
Пояснительная записка
к учебному плану основной образовательной программы
начального общего образования
(2б, 4в классы)
Учебный план составлен на основе следующих нормативных документов:
1. Конституции Российской Федерации (статьи 43,44).
2. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» от 31 мая 2021г. № 286 (зарегистрирован Минюстом России 5 июля 2021
г. № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 “Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования”.
5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования”.
6. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2021г. №
858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников".
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 декабря 2022 г.
№24 "О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №
2"
9. Методических рекомендаций ГАУ ДПО РК «КИРО» «О разработке учебных планов
образовательных организаций Республики Карелия, реализующих образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, на
2024/2025 учебный год».
10. Письма
Государственного
автономного
учреждения
дополнительного
профессионального образования «Карельский институт развития образования»
Республики Карелия «Методические рекомендации по составлению учебного плана
основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, реализуемых в образовательных организациях, расположенных на
территории Республики Карелия, на 2024/2025 учебный год»
11. Устава МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева».
Обучение во 2,4 классах осуществляется с соблюдением следующих требований:
1.
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
2.
продолжительность урока 40- минут, перемены 15-20 минут;
3.
продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели;
4.
максимально допустимая нагрузка на ученика не превышает 23 часов в неделю.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного отношений.
Обязательная часть представлена следующими предметными областями: русский язык и
литературное чтение, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и
естествознание (Окружающий мир), искусство, технология, физическая культура, основы
религиозных культур и светской этики, родной язык и литературное чтение на родном языке,
основы религиозных культур и светской этики.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными
предметами: русский язык, литературное чтение. Основные задачи реализации содержания
предметной области «Русский язык и литературное чтение»: формирование первоначальных
представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как
средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом «Иностранный
язык (английский)». Основные задачи реализации содержания предметной области:
формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными
образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в
устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном
языке. При проведении занятий по иностранному языку осуществляется деление классов на две
группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
представлена предметом «Родной язык (финский)». Основные задачи реализации содержания
предметной области: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном
языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном языке.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом
«Математика». Основные задачи реализации содержания предметной области «Математика и
информатика»: формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на
основе о владения несложными математическими методами познания окружающего мира
(умения устанавливать, описывать,
моделировать и объяснять количественные и
пространственные отношения); развитие основ логического, знаково-символического и
алгоритмического мышления; развитие пространственного воображения; обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»
представлена учебным предметом «Окружающий мир». Учебный предмет является
интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы
социально-гуманитарной направленности, элементы основ безопасности жизнедеятельности с
целью формирования элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Основные
задачи: формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону,
России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности,
целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели
безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Образовательная область «Искусство» представлена традиционными учебными
предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство». Основные задачи реализации
содержания предметной области: развитие способностей к художественно- образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального
искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
Основные задачи реализации содержания предметной области «Физическая культура»:
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному
развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции
средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Основные задачи реализации содержания предметной области «Технология»:
формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической
деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний,
полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта
практической преобразовательной деятельности
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования информационно-коммуникационные технологии
применяются на всех без исключения учебных предметах (кроме физической культуры). В
связи с этим учебный план не содержит записи об интеграции ИКТ.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе.
В соответствии с заказом родителей (законных представителей) учащихся, выявленным в
результате анкетирования, учащиеся в 4 классе изучают модули: «Основы светской этики»,
«Основы религиозных культур народов России», «Основы православной культуры». Основные
задачи реализации содержания предметной области: воспитание способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных
представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России.
Изучение учебных предметов организуется по учебникам и учебным пособиям в
соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена учебными
предметами: родной язык (финский), иностранный язык (английский), основы религиозных
культур народов России (группа).
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в
следующих пределах: во 2 классах до 1,5 ч.
Промежуточная аттестация определена Положением о периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ КГО
«СОШ №1 им. Я.В. Ругоева».
Предметные результаты:
устное оценивание педагогом по предметам: литературное чтение, труд (технология),
изобразительное искусство, музыка, физическая культура;
итоговая контрольная работа по русскому языку, математике, окружающему миру, родному
языку (финский), иностранному языку (английский).
Промежуточная аттестация учащихся проводится ежегодно в апреле - мае. В ходе
промежуточной аттестации устанавливается соответствие полученных результатов обучения
образовательным целям. Формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся:
Сроки проведения промежуточной аттестации – 21.04 – 17.05.2025 г.
Предметы, по которым
Класс
осуществляется промежуточная
Формы проведения аттестации
аттестация
Русский язык
Контрольный диктант
Литературное чтение
Устная проверка (беседа)
Иностранный язык (английский)
Контрольная работа
Родной язык (финский)
Контрольная работа
Математика
Контрольная работа
2 класс
Окружающий мир
Контрольная работа
Музыка
Устная проверка (беседа)
Изобразительное искусство
Устная проверка (беседа)
Труд (технология)
Устная проверка (беседа)
Физическая культура
Устная проверка (беседа)
Русский язык
Контрольный диктант
4 класс
Литературное чтение
Устная проверка (беседа)
Иностранный язык (английский)
Контрольная работа
Родной язык (финский)
Контрольная работа
Математика
Контрольная работа
Окружающий мир
Контрольная работа
Музыка
Устная проверка (беседа)
Изобразительное искусство
Устная проверка (беседа)
Труд (технология)
Устная проверка (беседа)
Физическая культура
Устная проверка (беседа)
ОРКСЭ
Устная проверка (беседа)
Реализация учебного плана основной образовательной программы начального общего
образования в 2024-2025 учебном году обеспечена педагогическими кадрами; учебными и
программно-методическими пособиями, техническими средствами обучения; классными
комнатами и специализированными учебными кабинетами.