ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0092B2D71EADEEE25840464B3BBFF5E623
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 02.09.2022 до 26.11.2023
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений,
в импровизациях.
Регулятивные умения:
владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии и
исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и
профессиональной)
Познавательные учебные умения:
наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных
жанров, стилей народной и профессиональной музыки;
владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия,
размышлений о музыке, музицирования;
поиск и использование в практической деятельности информации о музыке (жанры,
стили, язык), композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, (в том числе,
с применением компьютерных средств).
Коммуникативные учебные умения:
совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора
информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицировании
Ожидаемые результаты (ключевые и метапредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
1
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать
полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить
способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать
взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е.
пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом,
оказываются более прочными и качественными.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Основу разработанного содержания эстетического курса — программы
предметов искусства (музыки, литературного чтения, изобразительного искусства)
составляет тематическое планирование занятий для учащихся начальных классов, которое
включает музыку, изобразительное искусство и литературное чтение и составлено на
учебный год из расчёта 4- ми часов в месяц для учащихся 1 класса средней
общеобразовательной школы.
Конструирующим, стержневым предметом в предлагаемом курсе является
музыка, но учебный материал соприкасается на каждом этапе занятия с изобразительным
искусством и литературой, обеспечивая реализацию триединой дидактической цели:
образовательной, развивающей и воспитывающей.
Итак, глубже понять музыкальное произведение помогают учащимся
изобразительное искусство и литература, которые способствуют формированию
национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию
народов России и всего мира, обеспечивают гармоническое развитие личности. Кроме
того, интеграция трёх видов искусства способствует взаимообогащению восприятия
каждого из них, расширению кругозора учащихся, создает возможность для применения
эффективных и технологичных форм и приёмов обучения и воспитания школьников.
В наше время возрастает ценность эстетического образования. Именно через
искусство в основном передаются духовный опыт и духовное наследие человечества, что
способствует восстановлению связей между поколениями. Важно и то, что искусство
выступает в роли «защитного пояса», который охраняет ребёнка от влияния насилия и
жестокости. Эстетическое воспитание и образование начинает играть важную роль в
процессе перехода от педагогики знаний к педагогике развития, возрастает роль искусства
в процессе обучения школьников, так как все большим успехом пользуются
интегрированные курсы по искусству, изучение духовной музыки, музыкального
фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства. Таким образом,
наблюдается возможность преемственности эстетических курсов начальной, средней и
старшей школ.
1.Формы внеурочной деятельности:
-занятия - исследования;
-занятие – сказка;
-музыкальные и литературные гостиные;
-практические занятия;
-творческая мастерская;
-заочное путешествие;
-мультимедийные экскурсии;
2
-творческие отчёты (выставки, утренники, концерты).
2.Виды внеурочной деятельности:
•
•
•
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно – ценностное общение
Данные формы работы можно реализовать с помощью следующих методов:
-прослушивание и исполнение музыкальных произведений;
-анализ и сравнение изучаемых объектов;
-моделирование творческого процесса;
-художественное слово;
-создание сюжетных рисунков;
-занимательные упражнения;
-словесные и музыкально-дидактические игры;
-решение проблемных ситуаций;
-театрализованный диалог;
-изучение народного календаря (музыкальный фольклор, традиции, обряды).
Большинство занятий проходит в игровой форме. Педагогическая ценность
игровых приёмов в том, что они развивают умственную и творческую активность,
познавательные интересы детей, способствуют наиболее успешному восприятию
программного материала.
Структура каждого занятия построена с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей детей, необходимостью разрядки и восстановления сил после школьного
дня. Она включает в себя три составные части:
В ходе занятий используются различные виды деятельности: слушание, исполнение
музыкальных произведений, ознакомление с творчеством композиторов и художников и
их произведениями; моделирование художественно-творческого процесса; импровизации
(музыкальные, театральные, хореографические), музыкальные зарисовки, лепка,
рисование, театрализованные композиции.
Тематическое планирование
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности составлено с учётом
рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
Воспитательный потенциал рабочей программы внеурочной деятельности
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на
уровне НОО, ООО, СОО).
Целевым приоритетом уровней является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений обучающихся: семья, труд, отечество, природа,
мир, культура, здоровье, человек).
1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
3
3. к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую нужно оберегать;
4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
1 класс
№
Тема занятия
Форма
проведения
занятия
Часы
ЦОР/ЭОР
Дата
1
Введение
Инструктаж по
технике
безопасности.
Беседа на тему
«Мои летние
встречи с
искусством»
Введение. Русская
народная песня
«Радуга-дуга».
Слушание,
исполнение, беседа.
Рисование на тему
«Радуга-дуга».
В гостях у сказки
.Сказки с песнями
Русская народная
сказка «Гусилебеди». Место
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
сентябрь
Воспита
тельный
потенци
ал
1, 2
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
сентябрь
3,4
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
сентябрь
4, 7
2
3
Конкурс
рисунков
Групповая
работа
4
песни в сказке.
4
5
6
7
8
9
10
Операсказка.Былины.
Образ богатыря в
стихах, музыке и
живописи
Чтение отрывков из
былины «Добрыня
Никитич».
Русская народная
сказка «Волк и
семеро козлят» беседа по
содержанию
Муз.сказка на
школьной сцене.
Разучивание песни
из к/ф «Мама».
Инсценирование
Осень в
музыкальных
картинках.
Инсценирование
Разучивание песен
из к/ф «Мама».
Д. Васильев-Буглай
«Осенняя песенка».
Рисование
композиции «Сказка
про осень».
Слушание. Э. Григ
«Утро», В.
Салманов «Утро в
лесу».
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
сентябрь
5,7
Групповая
работа
1
Октябрь
7, 8,9
Викторина.
Групповая
работа
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
Октябрь
7, 8,10
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
Октябрь
3,5, 6
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
Октябрь
6, 8
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
ноябрь
6, 8
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
ноябрь
6, 8
11
Красавица - зима
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
ноябрь
1, 2,7,10
12
Л. Воронков «Снег
идет».
Разучивание танца
«Снежинки»
Групповая
работа.
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
ноябрь
1, 2,7,10
5
13
Беседа о музыке и
тексте песен ,
раскрытие их худ.
Образа с помощью
стихов, картин
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
декабрь
1, 2,7,10
14
Природа в
искусстве.
Красавица зима.
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
декабрь
1, 2,7,10
15
Природа в
искусстве
.Праздник к нам
пришёл. Весенняя
капель!
«Снегурочка»
Беседа «Кто
празднует Новый
год?» Беседа о
музыке и тексте
песен. Раскрытие
худ.образа.
«Что такое Новый
год?»
Рождественская
песенка.
Новогодняя сказка
.Концерт.
Работа с
интерактивны
ми
карточками
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
декабрь
1, 2,7,10
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
декабрь
1, 2,7,10
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
январь
4, 5, 6,9
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
январь
4, 5, 6,9
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
январь
4, 5, 6,9
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
январь
4, 5, 6,9
Групповая
работа
1
февраль
4, 5, 6,9
.
Групповая
работа
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
февраль
1 ,2,4,6
16
17
19
Рождественская
песенка.
Чтение по
ролям.
Групповая
работа
Групповая
работа
20
Русские народные
календарные песни
Групповая
работа
18
Групповая
работа
21
22
Беседа. Зима в
народном
празднике.
Рисование
поздравительной
открытки
папе,
дедушке... Беседа с
учащимися.
6
23
Беседа с детьми.
А.Барто «Мама или
Я?»
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
февраль
1 ,2,4,6
24
«Защитники
Отечества»
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
февраль
1 ,2,4,6
25
«А ну-ка мальчики»
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
март
1 ,2,4,6
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
март
6,8 10
.
Групповая
работа
1
март
6,8 10
.
Групповая
работа
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
2
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
март
6,8 10
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
апрель
6,8 10
.
Праздники весны
Групповая
работа
26
27
«Мамин праздник»
28
Беседа –«
масленица».Закличк
и, песенки о
масленице.
29
Разучивание
песенок о
масленице,
закличек.
Групповая
работа
30
Исполнение по
выбору «Всё о
масленице».
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
апрель
1, 2, 4, 7
31
Беседа «День
Победы - праздник
весны».
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
апрель
1, 2, 4, 7
32
Путешествуем
отважно по морям и
городам.
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
май
1, 2, 4, 7
33
Итоговое занятие.
Да здравствуют
каникулы!
Групповая
работа
1
https://easyen.ru/lo
ad/muzyka/raznoe/
32
май
1, 2, 4, 7
1
7
Заключительный
концерт «Пусть
всегда будет
солнце!»
Литература для педагога:
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной
школе. – М.: Просвещение, 2011.
2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального
воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 2012.
3. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка. – М.: 2012.
4. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2013.
5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2010.
6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд.
2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
7. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М.,
Педагогика, 2012. – 232с.
8. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка,2013.
9.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка,2011.
10. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.:
Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2013.
11. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение,2012.
12. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 2013.
13. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 2010.
14. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л.,2011.
15. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение,2012.
16. Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем
(методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагогамузыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2012.
17. Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе
дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научнопрактической конференции 29-31марта 2012. – Екатеринбург, 2012.
18. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й
Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2011 года.
– Екатеринбург, 2011.
19. Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и
инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.
20. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2013.
21.Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми
коллективами. – М.,2014.
22.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей,
МПГУ им. В.И.Ленина,2012.
8
9