Рабочая программа по внеурочной деятельности Карельский язык 1-4 классы

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0092B2D71EADEEE25840464B3BBFF5E623
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 02.09.2022 до 26.11.2023

Пояснительная записка.
Программа
внеурочной
деятельности
“Занимательный
карельский”
по
общекультурному направлению предназначена для обучающихся 1,2,3 и 4 классов МБОУ КГО
«СОШ № 1 им.Я.В. Ругоева».
Сроки и этапы реализации программы: Программа рассчитана на четыре года
обучения. Общее количество часов – 135. На реализацию курса в 1,2,3 и 4 классах отводится
один час в неделю. Продолжительность занятия в 1 классе 30 минут, во 2,3 и 4 классах – 40
минут.
Цель и задачи программы.
— воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение
в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
— овладение карельским языком в целях общения и продолжения дальнейшего образования;
— развитие речевых способностей;
— освоение элементарных сведений о фонетике, лексике и грамматике карельского языка;
— овладение умениями аудирования, письма, чтения и говорения на языке.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по карельскому языку традиционно основана на трёх формах:
индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.).
Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий
осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую
часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей
обучающихся.
Программа
предусматривает
проведение
занятий,
интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной,
литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс
был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной
наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие
визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для
успешной деятельности каждого ребенка.
Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы в
театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями
праздников и т.п.)
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Место проведения занятий:
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате,
спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в
библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Виды деятельности:
• игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
• чтение, литературно-художественная деятельность;
• изобразительная деятельность;
• постановка драматических сценок, спектаклей;
• прослушивание песен и стихов;

разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
проектная деятельность;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие
воображения.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от
соблюдения следующих условий:
• добровольность участия и желание проявить себя,
• сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
• сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
• занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
• эстетичность всех проводимых мероприятий;
• четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
• наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в
конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
• широкое использование методов педагогического стимулирования активности
учащихся;
• гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем
овладения иностранным языком;
• привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению
мероприятий с учащимися более младшего возраста;
•
•
•
•

•
•
•
•

Формы проведения промежуточной аттестации:
Конкурс чтецов
Выставка творческих работ
Викторина, игра
Театрализация

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности направлена на достижение следующих
образовательных результатов:
Личностные результаты
• Осознанать роль родного карельского языка как хранителя культуры своего народа,
овладеть первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• Использовать приобретенные знания и умения по родному (карельскому) языку
в школьной и повседневной жизни;
• Уметь осуществлять перенос на родной (карельский) язык опыта использования других
языков (русского языка, иностранного языка);
• Использовать родной (карельский) язык как необходимое средство приобщения к
культурным и духовным ценностям прибалтийско-финских народов Республики
Карелия, других народов России и мира;
• Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
•

Метапредметные результаты
Воспринимать звучащую речь на родном (карельском) языке (высказывания взрослых
и сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и другие формы информационных
технологий);

•
•

•
•

•
•
•

•
•
•

•
•

•
•

Научиться произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания родного (карельского)
языка, строить предложения на родном (карельском) языке;
Уметь составлять диалог в рамках заданной темы, давать ответы (развернутые и
краткие) на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога на
родном (карельском) языке;
Уметь читать (с подготовкой и без подготовки) бегло, осознанно и выразительно,
пересказывать текст выборочно или кратко;
Уметь проверять свою работу и анализировать свои знания по родному (карельскому)
языку на межпредметном уровне (на уроках других школьных предметов) как
с помощью учителя, так и самостоятельно;
Овладеть основными предметными и межпредметными понятиями, которые отражают
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Научиться работать в материальной и информационной среде начальной школы в
соответствии с содержанием учебного предмета;
Научиться общаться на родном (карельском) языке на уровне возрастных интересов в
школе и за ее пределами.
Предметные результаты
Научиться воспринимать речь на слух и понимать основное содержание текстов и
высказываний на родном (карельском) языке;
Знать основные единицы фонетического строя родного (карельского) языка: различать
гласные и согласные, звуки и буквы, деление на слоги, произношение и ударение;
Усвоить слова, грамматические формы и способы их образования, элементарные
синтаксические конструкции и их употребление в предложении и в связной речи на
родном (карельском) языке;
Знать основные правила правописания: использование заглавных букв, перенос слов по
слогам, расстановка знаков препинания;
Применять полученные знания в условиях учебного и повседневного устного и
письменного общения на родном (карельском) языке: умение вести диалог, отвечать на
вопросы и самостоятельно задавать вопросы, используя знакомую лексику,
пересказывать текст, составлять предложения по картинкам, по определенным
тематическим образцам, короткие монологические тексты (несложное описание,
повествование, рассуждение) в пределах изученной тематики;
Уметь читать слова, предложения, тексты вслух и про себя, правильно интонировать и
выразительно читать отдельные предложения и текст в целом;
Уметь составлять план текста, делить текст на части и придумывать заглавия к ним,
дописывать и досказывать задания, описывать предметы или картинки и т. д.;
Содержание курса внеурочной деятельности.

Предметное содержание речи
Обучающимся предоставляется возможность овладения умениями общаться с
представителями разных возрастных групп в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой
и социально-культурной сферах в рамках следующей тематики:
—Знакомство. Информация об имени, фамилии. Приветствия и другие элементарные
формы речевого этикета. Мой дом, члены семьи. Профессия и занятия членов семьи. Мои
любимые профессии: кем стать? Мои друзья. Домашние животные и птицы. Уход за домашними животными.
—Предметы. Форма, размер, цвета.

—Моя школа. Мой класс. Название учебных предметов и знакомство с наименованием
действий. Учитель и ученики. На уроке. Перемена. Школьная жизнь. На занятиях кружка.
Библиотека. Книга — источник и хранилище знаний. Моя любимая книга. Литературные
персонажи детских книг. Детские стихи. Сказки. Герои народных сказок. Мои любимые герои
сказок. «Калевала» Э. Лённрота.
—Мир увлечений: мои любимые занятия.
—Человек. Части тела и личная гигиена. Здоровье. В аптеке. В поликлинике у врача.
—Время. Как узнать время? День и ночь. Дни недели. Режим дня.
—Наши игры и игрушки: во что мы играем в разное время года? Национальные игры и
игрушки.
—В магазине. Что купить? Выбор подарка. Пища, продукты, посуда. Речевой этикет за
столом. Национальные блюда.
—Наша одежда, обувь.
—Времена года. Названия месяцев. Кто и что делает в разное время года? Как проводим
каникулы? Родная природа: растения, животные, лес, поле, река, озеро. Погода: какая сегодня
погода?
—На улице. Правила дорожного движения: как вести себя при переходе улицы, в
общественном транспорте? Транспорт. Куда идет автобус, троллейбус, маршрутное такси? Где
и когда выходить? Оплата проезда.
—Родина. Наша страна. Наша Республика Карелия. Петрозаводск. Город и село.
—Наши праздники: 1 сентября — День знаний, мой день рождения, Новый год, мамин
праздник. Национальные праздники. Обычаи и традиции карелов. Карельские детские песенки
и стихотворения.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
1. Диалогическая форма речи.
Уметь вести:
— этикетные диалоги в ситуациях повседневного бытового и учебного общения;
— диалоги-расспросы (запрос информации и ответ на запрос);
— диалоги-побуждения к какому-либо действию.
2. Монологическая форма речи.
Уметь пользоваться:
— основными коммуникативными типами речи, такими как описание, рассказ, характеристика
(например, героев).
Аудирование
Воспринимать на слух и понимать:
— речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и реагировать на услышанное
(вербально/невербально);
— небольшие аудиотексты в записи, построенные преимущественно на знакомом языковом
материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации.
Языковые знания, умения и навыки
Графика, каллиграфия, орфография и пунктуация.
Все буквы алфавита родного (карельского) языка (собственно карельское наречие).
Основные буквосочетания. Звуко-буквенные соответствия. Основные правила чтения и
орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи.
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний родного
(карельского) языка (собственно карельское наречие). Соблюдение норм произношения:

долгота и краткость звуков, качество произношения гласных переднего и заднего ряда,
отсутствие редукции гласных, отсутствие палатализации и аспирации согласных. Дифтонги.
Трифтонги. Гармония гласных. Деление на слоги. Ударение в простых и сложных словах.
Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного
предложения.
Лексическая сторона речи.
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной
школы; простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как
элементы речевого этикета, отражающие национальную культуру.
Грамматическая сторона речи
Морфология
Имя существительное. Значение, употребление, основные функции в предложении. Основы
имени существительного.
Образование форм номинатива мн. ч. Показатель мн. ч. -t: talo — talot.
Имя прилагательное. Значение, употребление, основные функции в предложении.
Согласование существительного и прилагательного в числе и падеже.
Местоимения. Личные местоимения: mie, šie, hiän, myö, työ, hyö, а также формы генитива,
партитива, аккузатива, адессива личных местоимений. Притяжательные суффиксы: (miun) -ni,
(šiun) -š, hänen –h.
Имя числительное. Значение, употребление, основные функции в предложении.
Наречия. Значение, употребление, основные функции в предложении.
Глагол. Глагол olla и его формы olen, olet, hiän on, olemma oletta, hyö ollah. Типы спряжения
глаголов. Отрицательный глагол: en, et, ei, emmä, että, ei. Утвердительная и отрицательная
форма презенса глаголов: elän – en elä. Утвердительная форма простого претерита
(имперфекта): mie luvin, poika laulo, šie šöit, myö tulima, hiän halusi, hyö tultih. Императив,
повелительное наклонение (2-е лицо ед.ч., утвердительные и отрицательные формы презенса):
Ota omena. Tule tänne. Elä ite.
Управление глаголов. Tykätä (mistä?) jiätelöštä. Šuvaija (ketä?) yštävyä. Armaštua (ketä?) muamuo.
Auttua (ketä?) tuattuo. Pelata (mitä?) jalkapalluo. Pelata (millä?) tietokonehella. Harraštua (mitä?)
urheiluo. Jiähä (mih?) kotih. Kyšyö (keneltä?) muamolta. Käyvä (missä?) kaupašša. Šoittua (mitä?)
pianuo. Kerätä (mitä?) šientä. Kaččuo (mitä?) televiisorie. Oštua (mistä?) kaupašta, torilta. Pyytyä
(keneltä?) yštävältä. Vaššata (mih?) kyšymykšeh. Leikkie (kenen kera?) kaverin kera.
Союзы: ta, no, vain, tahikka, jotta, kun, još, šentäh.
Вопросительная частица: -ko, -kö.
Специальные вопросы с вопросительными словами: Ken?, Mi?, Kenen?, Kenen näköni?, Kuin?,
Ketä?, Kellä? Keneltä?, Missä?, Mistä?, Kunne?, Minne?, Mimmoni?, Min?, Mitein?, Mintäh?, Kuin?,
Konša?, Montako?, Äijänkö?, Mistä päin?, Mih aikah?, Moneško?,Kumpani?
Наиболее употребительные предлоги и послелоги: alla, piällä, ympäri, ieššä, luona, takuana,
viereššä, välissä, vašemmalla puolella, oikiella puolella.
Союзы: ta, no, vain, tahikka, jotta, kun, još, šentäh.
Синтаксис
Простые нераспространенные предложения с глагольным, распространенное за счет
однородных членов предложения или второстепенных членов предложения.
Основные коммуникативные типы простого предложения: утвердительное, вопросительное,
отрицательные и побудительные.
Порядок слов в предложениях, логическое ударение.
Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами.
Этнокультурная осведомленность
В процессе обучения родному (карельскому) языку (собственно карельское наречие) в

начальной школе обучающиеся знакомятся: с государственной символикой Республики
Карелия; с топонимикой, достопримечательностями, объектами мирового природного и
культурного наследия Карелии; с традициями проведения национальных праздников; с
литературными персонажами популярных детских произведений, с героями и сюжетом
«Калевалы» Э. Лённрота, с сюжетами карельских сказок, а также с небольшими
произведениями детского фольклора (стихами, песнями) на родном (карельском) языке
(собственно карельское наречие); с элементарными формами речевого и неречевого поведения,
принятого в культуре прибалтийско-финских народов Республики Карелия.
Тематическое планирование кружка внеурочной деятельности “Занимательный
карельский” составлено с учётом рабочей программы воспитания, с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы.
Воспитательный потенциал рабочей программы внеурочной деятельности
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на
уровне НОО (1-4 классы)
Целевым приоритетом уровней является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений обучающихся: семья, труд, отечество, природа, мир,
культура, здоровье, человек).
1.быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
2.быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
3.знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
4.беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы,
леса, водоемы);
5.проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не
прибегая к силе;
6.стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
7.быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
8.соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
9.уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере
возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
10.быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Тематическое планирование
1 класс
(1 час в неделю, 33 ч. год)
Учебник карельского языка (собственно карельское наречие) для 1 класса: Karjalan kieli,
1 [Текст]: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / авт.: Е. В. Панкратьева, Т.
Е. Хорошилова; ред. П. М. Зайков ; худож. Н. В. Трухин. Петрозаводск: Периодика, 2007.

№
занят
ия

1

2

3

4

5

6
7

Название
темы
(раздела),
тема
занятия

Республика
Карелия.
Карельский
язык.
Знакомство
с
учебником.

Знакомство
(2ч.)
Приятно
познакомит
ься!
Развитие
диалогическ
ой речи.
Минидиалог.
Семья (2ч.)
Введение
лексики.
Кто у тебя
есть?
Развитие
речи.
Рассказ по
картинке.
Осень (2ч.)
Введение
лексики.
Что я
надену?
Школа
(3ч.)

Результаты деятельности
личностны метапредметны
е
е
Введение (1 ч.)
развитие
познаватель
ной,
эмоциональ способность к
ной
и общению
на
волевой
карельском
сфер
языке
на
школьника; уровне
формирован возрастных
ие
интересов
в
школе.
мотивации
к изучению
карельского
языка
-овладение
- овладение
начальными навыками
навыками
смыслового
адаптации;
чтения текстов
освоение
различных
социальной стилей и
роли обужанров в
чающегося, соответствии с
развитие
целями и
моти-вов
задачами
учебной
обучения
деятельност -овладение
ии
способностью
формирован принимать и
ие личност- сохранять цели
ного
и задачи
смысла
учебной
учения;
деятельности,
-освоение
поиска средств
социальной её
роли
осуществления
обучающег ;
ося,
- освоение
развитие
способов
мотивов
решения
учебной
проблем

Воспитатель
ный
потенциал
учебного
предмета

предметные
1,3,6,10

применение
полученных
знаний
в
условиях
учебного
устного
общения
на
карельском
языке

формирование
эле-ментарных
системных
языковых
представлений
об изучаемом
языке (звукобуквенный
сос-тав, слова
и словосочетания,
В
коммуникатив
ной сфере:
- языковые
представления
и навыки
(фонетические
,
орфографичес
кие,
лексические и
грамматически
е);

3,6,7,10

1,2,3,6

6,7,8,10

2,5,6,7,9,10

8
9
10

11
12

13
14
15

16

17

18
19

20

21
22

Знакомство
с лексикой.
Вопрос Где?
(в чём? На
чём?)
Числительн
ые 1-5.
Игрушки
(2ч.)
.Что у меня
есть?
С чем
играет
Микко?
Зима (5ч.)
Новый год
Введение
лексики.
Работа с
лексикой.
Встречаем
Новый год.
Зимние
развлечения.
Введение
лексики.
Во дворе.
Урок
развития
речи.
Домашние
животные
(3ч.)
Введение
лексики.
Кто живёт в
лесу?
Активизаци
я лексики в
речи.
Опиши
животное.
Весна (4ч.)
Введение
лексики.
Что делает?
Глаголы
наст. вр.

деятельност
ии
формирован
ие
личностног
о смысла
учения;
формирован
ие
целостного,
социально
ориентиров
анного
взгляда на
мир в его
органичном
единстве и
разнообрази
и природы,
народов,
культур и
религий;
-развитие
самостоятел
ьности и
личной
ответственн
ости за свои
поступки, в
том числе в
процессе
учения;
-овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяюще
мся и
развивающе
мся мире;
формирован
ие основ
российской
гражданско
й

творческого и
поискового
характера;
формирование
умения
планировать,
контролироват
ь и оценивать
учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации;
- определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;
формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспех
а учебной
деятельности и
способности
конструктивно
действовать
даже в
ситуациях
неуспеха;
- освоение
начальных
форм
рефлексии
(самоконтроля,
самоанализа,
саморегуляции,
самооценки);
использование
знаковосимволических

- говорение
(элементарный
диалог
этикетного
характера,
диалог в
доступных
ребёнку
типичных
ситуациях,
диалог с
вопросами и
побуждением
к действию,
монологическ
ие
высказывания
с описаниями
себя,
предметов,
животных,
картинок и
персонажей);
- аудирование
(понимание на
слух речи
учителя и
других
учащихся,
восприятие
основного
содержания
несложных
аудиотекстов
на знакомом
учащимся
языковом
материале);
социокультурн
ая
осведомлённос
ть (страна,
литературные
персонажи,
сказки народов
финноугорского мир

3,5,6

2,4,8,10

1,2,4,5,9

1,2,3,4,5,6,9

23

24

25

26

3л.ед.ч на (u,-y)
Женский
день
Развитие
речи. Минидиалоги.
Лес (2ч.)
Деревья и
растения
Карелии
Что и где
растёт?
Работа с
картинками.

27

Человек:
внешность
(2ч.)
Введение
лексики.

28

Прилагатель
ные.

29

30

31

Время (2ч.)
Который
час?
Числительн
ые 6-10.
Что ты
делаешь
(днём)
вечером?
Лето (1ч.)
Введение
лексики.

32

Игровой
урок.
Повторение.

33

Игровой
урок.
Повторение.

идентичнос
ти, чувства
гордости за
свою
Родину,
российский
народ и
историю
России,
осознание
своей
этнической
и
национальн
ой
принадлежн
ости

средств
представления
информации
для создания
моделей
изучаемых
объектов и
процессов,
схем решения
учебных и
практических
задач;
- активное
использование
речевых
средств и
средств информационных
и
коммуникацио
нных
технологий для
решения
коммуникатив
ных и
познавательны
х задач;

Театрализация (2ч.)
- умение
формирован
работать в
ие
материальной и
уважительн
информационно
ого
й среде
отношения
начального
к
иному
общего
мнению,
образования (в
истории и
том числе с
культуре

а детский
фольклор,
песни, нормы
поведения,
правила
вежливости и
речевой
этикет).
- Узнавать в
устном тексте,
воспроизводит
ьи
употреблять в
речи
лексические
единицы,
обслуживающ
ие
ситуации
общения в
пределах
тематики
начальной
школы, в
соответствии с
коммуникатив
ной задачей.

4,6, 9,10

1,5,6,7,8

2,6,8,10

2,5,6,8,9,10
-умение
применять п
олученные
знания в
условиях
учебного и
повседневног
о устного
общения на
родном

других
народов;

учебными
моделями).

(карельском)
языке

Тематическое планирование
2 класс
(1 час в неделю, 34 ч. год)
Учебник карельского языка (собственно карельское наречие) для 2 класса: Pankratjeva, J.
V. Karjalan kieli: 2. luokka: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики
Карелия / J. V. Pankratjeva, T. J. Horosilova; худож. А. Н. Трифанова]. – Petroskoi : Periodika,
2008.

№
занят
ия

1

2

Название темы
(раздела),
тема занятия

Результаты деятельности

личност метапредме
ные
тные
Введение (1 ч.)
развитие
познават
ельной,
эмоцион
альной и
способность
волевой
к общению
сфер
на
школьн
карельском
ика;
языке
на
Повторение.
формир
уровне
ование
возрастных
мотивац
интересов в
ии
к
школе.
изучени
ю
карельск
ого
языка
Знакомство (1ч) способность
овладен к общению
Отработка
ие
на
лексических
начальн карельском
конструкций по
ыми
языке
на
теме.

Воспитательн
ый
потенциал
учебного
предмета

предметные
1,3,6,10

применение
полученных
знаний
в
условиях
учебного
устного
общения на
карельском
языке

формировани
е
элементарны
х

3,6,7,10

3

4

5

6

7
8
9
10

11

12

13

14

15

16

Буквы Aa, Oo,
Uu.
Лето (1ч.)
Введение
лексики. Звуки и
буквы Ää, Öö, Yy
Семья (3ч.)
Буквы Ii, Ee
повторение
лексики
Семья. Занятия
членов семьи.
Введение
лексики.
Буквы Kk, Mm.
Составление
рассказа о семье.
Школа (4ч.)
Повторение
лексики буквы
Nn, Ll
Вопрос Ken?
Kenen?
Окончание -lla, llä.
Kellä?
Вопрос: Mitä
ruatau?
Квартира (2ч.)
Кухня. Введение
лексики.
Буквы Tt, Pp.
Множественное
число
номинатива.
Зима (5ч.)
Погода зимой.
Повторение
лексики
Буквы Rr, Ss, Vv.
Введение
лексики.
Вопрос Missä?
Kunne?
Буквы Čč, Hh.
Новый год.
Введение
лексики.

навыкам
и
адаптац
ии;
освоение
социаль
ной
роли
обучающег
ося,
развитие
мотивов
учебной
деятель
ности и
формир
ование
личност
-ного
смысла
учения;
освоени
е
социаль
ной
роли
обучаю
щегося,
развитие
мотивов
учебной
деятель
ности и
формир
ование
личност
ного
смысла
учения;
формир
ование
целостн
ого,

уровне
возрастных
интересов в
школе.
- овладение
навыками
смыслового
чтения
текстов
различных
стилей и
жанров в
соответстви
и с целями и
задачами
обучения
-овладение
способность
ю
принимать и
сохранять
цели и
задачи
учебной
деятельност
и, поиска
средств её
осуществлен
ия;
- освоение
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера;
формирован
ие умения
планировать
,
контролиров
ать и
оценивать
учебные
действия в
соответстви

системных
языковых
представлени
й об
изучаемом
языке (звукобуквенный
сос-тав,
слова и
словосочетания,
В
коммуникати
вной сфере:
- языковые
представлени
я и навыки
(фонетически
е,
орфографиче
ские,
лексические
и
грамматичес
кие);
- говорение
(элементарн
ый диалог
этикетного
характера,
диалог в
доступных
ребёнку
типичных
ситуациях,
диалог с
вопросами и
побуждением
к действию,
монологичес
кие
высказывани
яс
описаниями
себя,
предметов,
животных,

2,3,4,6,8,9

1,2,3,5,6

2,5,6,7,9,10

1,3,4,9

2,4,8,10

17

18
19

20
21

22

23

24

25

26

27

28

Буквы Jj, Gg.
Спряжение
глагола elyä с30
учебника.
Петрозаводск
(2ч.)
Введение
лексики.
Спряжение
глагола lukie.
Животные (2ч.)
Введение
лексики.
Буквы Bb, Dd.
Вопрос
Mimmoni?
Эпос
«Калевала» (2ч.)
Введение
лексики.
Буквa Šš, Ff.
Работа с текстом
стр. 34 учебника.
Имена
собственные
Мой день (2ч.)
Введение
лексики.
Буквы Zz, Žž.
Личные
окончания 1 и 3
лица ед. числа.
Весна (3ч.)
Введение
лексики.
Спряжение
глаголов 1 и 3
лица ед. числа,
отрицательная
форма
Развитие речи.
Наречия образа
действия: вопрос
Kuin?
Магазин (3ч.)

социаль
но
ориенти
рованно
го
взгляда
на мир в
его
органич
ном
единств
еи
разнооб
разии
природы
,
народов,
культур
и
религий;
развитие
самосто
ятельно
сти и
личной
ответств
енности
за свои
поступк
и, в том
числе в
процесс
е
учения;
овладен
ие
начальн
ыми
навыкам
и
адаптац
ии в
динамич
но
изменяю
щемся и
развива

ис
поставленно
й задачей и
условиями
её
реализации;
- определять
наиболее
эффективны
е способы
достижения
результата;
формирован
ие умения
понимать
причины
успеха/неус
пеха
учебной
деятельност
ии
способности
конструктив
но
действовать
даже в
ситуациях
неуспеха;
- освоение
начальных
форм
рефлексии
(самоконтро
ля,
самоанализа
,
саморегуляц
ии,
самооценки)
;
использован
ие знаковосимволическ
их средств
представлен
ия
информации
для

картинок и
персонажей);
аудирование
(понимание
на слух речи
учителя и
других
учащихся,
восприятие
основного
содержания
несложных
аудиотекстов
на знакомом
учащимся
языковом
материале);
социокульту
рная
осведомлённ
ость (страна,
литературны
е персонажи,
сказки
народов
финноугорского м
ира детский
фольклор,
песни, нормы
поведения,
правила
вежливости и
речевой
этикет).

3,5,6,9,10

1,2,4,5,9

3,5,6,9,10

2,6,8,10

2,3,4,6,8,9

- чтение
(восприятие
текстов с
разной
глубиной
понимании
ограниченног
о объёма,
соответствую
щих
изученному
тематическо
1,3,6,9

29
30
31

Введение
лексики.
Партитив слов,
оканчивающихся
на -а, -о.
В магазине.
Развитие речи.

Повторение (1ч.)

32

33

34

ющемся
мире;
формир
ование
основ
российс
кой
граждан
ской
идентич
ности,
чувства
гордост
и за
свою
Родину,
российс
кий
народ и
историю
России,
осознан
ие своей
этничес
кой и
национа
льной
принадл
ежности

создания
моделей
изучаемых
объектов и
процессов,
схем
решения
учебных и
практически
х задач;
- активное
использован
ие речевых
средств и
средств информационн
ых и
коммуникац
ионных
технологий
для решения
коммуникат
ивных и
познаватель
ных задач;

му материалу
и интересам
учащихся с
соблюдением
правил
чтения и
осмысленног 2,5,6,10
о интонирования);
письмо
(техника
написания
букв
и
соблюдение
орфогафичес
ких правил,
опора
на
образец,
письменное
заполнении
пропусков и
форм,
подписи под
предметами и
явлениям,
поздравитель
ные
открытки)

Итоговое
аудирование

Театрализация (2ч.)
Игровой урок.
формир - умение
работать в
ование
уважите материально
льного
йи
Игровой урок.
отношен информацио
ия
к нной среде
иному
начального
мнению, общего
истории образования
и
(в том числе
культур с учебными
е других моделями).
народов;

2,5,6,8,9,10
-умение
применять п
олученные
знания в
условиях
учебного и
повседневног
о устного
общения на
родном
(карельском)
языке

Тематическое планирование
3 класс
(1 час в неделю, 34 ч. год)
Учебник карельского языка (собственно карельское наречие) для 3 класса: Kuz'mič, T. J.
Vienankarjalan oppikirja: 3. luokka / Kuz'mič T. J., Pankratjeva J. V. ; [под ред. О. Л. Карловой].
– Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2011.

№
заня
тия

Название темы
(раздела),
тема занятия
Введение (1 ч.)

1

Вводный урок.
Знакомство с
учебником.

Результаты деятельности
личност
ные

метапредме
тные

Воспитатель
ный
потенциал
учебного
предмета

предметные
1,3,6,10

развитие
познават
ельной,
эмоцион
альной и
волевой
сфер
школьни
ка;
формиро
вание
мотивац
ии
к
изучени
ю
карельск
ого
языка

способность
к общению
на
карельском
языке
на
уровне
возрастных
интересов в
школе.

применение
полученных
знаний
в
условиях
учебного
устного
общения
на
карельском
языке

Лето. Летние
каникулы (3ч.)

2

3

4

Повторение
лексики.
Введение
лексики –
отработка в
упражнениях.
Обучение
диалогической
речи «Летние
каникулы»
Семья. Члены
семьи (2ч.

овладени
е
начальн
ыми
навыкам
и
адаптаци
и; освоение
социальн
ой роли
обучающего
ся,
развитие
моти-вов
учебной
деятельн
ости и
формиро
вание
личностного
смысла
учения;
осознани
е роли
карельск
ого
языка
как
языка
народа,
историче
ски
прожива
ющего
на
территор

- овладение
навыками
смыслового
чтения
текстов
различных
стилей и
жанров в
соответстви
и с целями и
задачами
обучения
-овладение
способность
ю
принимать и
сохранять
цели и
задачи
учебной
деятельност
и, поиска
средств её
осуществлен
ия;
- освоение
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера;
формирован
ие умения
планировать
,
контролиров
ать и

2,3,4,6,8,9
применение
полученных
знаний
в
условиях
учебного
устного
общения
на
карельском
языке
-формирование
эле-ментарных
системных
языковых
представлений
об изучаемом
языке (звукобуквенный состав, слова и
словосочетания,
В
коммуникатив
ной сфере:
- языковые
представления
и навыки
(фонетические,
орфографическ
ие,
лексические и
грамматически
е);
- говорение
(элементарный
диалог
этикетного
характера,
диалог в
доступных
1,2,3,5,6
ребёнку

5

6

7

8

9
10

11

12

13

14

Характеры.
Повторение и
введение
лексики.
Отработка
лексики в
диалогах и
упражнениях.
Работа с текстом.
Осень (2 ч.)
Осенние месяцы.
Введение новых
лексических
единиц.
Отработка в
диалогах и
упражнениях.
Подготовка
монологических
и диалогических
высказываний.
Квартира (2ч.)
Введение
лексики.
Послелоги.
Работа с
текстами.
Школа (2ч.)
Учебная
деятельность.
Введение
лексики.
Что мы делаем в
школе?
Отработка
лексических
единиц в
диалогах.
Зима (4ч.)
Введение
лексики.
Отработка в
диалогах и
упражнениях.
Работа с
текстами.
Спряжение
глаголов.

ии
Республи
ки
Карелия;
как
средства
общения
и как
инструме
нта
познания
окружаю
щей
действит
ельности

оценивать
учебные
действия в
соответстви
ис
поставленно
й задачей и
условиями
её
реализации;
- определять
наиболее
эффективны
е способы
достижения
результата;
формиро формирован
ие умения
вание
целостно понимать
причины
го,
социальн успеха/неус
пеха
о
ориентир учебной
ованного деятельност
ии
взгляда
на мир в способности
конструктив
его
органичн но
действовать
ом
единстве даже в
ситуациях
и
разнообр неуспеха;
- освоение
азии
природы, начальных
народов, форм
рефлексии
культур
(самоконтро
и
религий; ля,
самоанализа
,
развитие саморегуляц
самостоя ии,
тельност самооценки)
;
ии
личной
ответств использован
ие знаковоенности

типичных
ситуациях,
диалог с
вопросами и
побуждением к
действию,
монологически
е
высказывания
с описаниями
себя,
предметов,
животных,
картинок и
персонажей);
- аудирование
(понимание на
слух речи
учителя и
других
учащихся,
восприятие
основного
содержания
несложных
аудиотекстов
на знакомом
учащимся
языковом
материале);
социокультурн
ая
осведомлённос
ть (страна,
литературные
персонажи,
сказки народов
финноугорского мир
а детский
фольклор,
песни, нормы
поведения,
правила
вежливости и
речевой
этикет).

2,3,4,6,8,9

1,3,4,9

2,5,6,7,9,10

2,4,8,10

15

16

17
18

19

Праздники
Новый год и
Рождество.
Зима. Зимние
развлечения.
Введение
лексики.
Города Карелии
(3ч)

Введение
лексики.
Наречия.
Употребление
наречий.
Спряжение
глаголов
männä, piäššä.
День рождения
(5ч.)

за свои
поступки
, в том
числе в
процессе
учения;

символическ
их средств
представлен
ия
информации
для
создания
моделей
овладени изучаемых
объектов и
е
процессов,
начальн
схем
ыми
навыкам решения
учебных и
и
адаптаци практически
х задач;
ив
динамич - активное
использован
но
изменяю ие речевых
щемся и средств и
развиваю средств информационн
щемся
ых и
мире;
коммуникац
ионных
формиро технологий
для решения
вание
коммуникат
основ
гражданс ивных и
познаватель
кой
идентичн ных задач;
ости,
осознани
е своей
этническ
ой и
национал
ьной
принадле
жности

- чтение
(восприятие
текстов с
разной
глубиной
понимании
ограниченного 3,5,6,9,10
объёма,
соответствующ
их изученному
тематическому
материалу и
интересам
учащихся с
соблю-дением
правил чтения
и
осмысленного
интонирования);
письмо
(техника
написания букв
и соблюдение
орфогафически
х правил, опора
на
образец,
письменное
заполнении
пропусков
и
форм, подписи
под
предметами и
явлениями,
поздравительн
ые открытки).

2,5,6,7,8

20

21

22

23

24

25

Введение
лексики.
Лексикограмматические
упражнения.
Партитив.
«Мой день
рождения».
Развитие
диалогической
речи.
Работа с текстом
стр. 41 учебника
Числительные+п
артитив, ei
òle+партитив
Животные
Карелии (4ч.)
Введение
лексики.

1,2,3,4,5,9

Работа с текстом.
26

Развитие речи.

27

Склонение
имён
существительны
хи
прилагательных,
на -ni, -is, -i.
упражнения

28

29

30

Весна (3ч.)
Повторение
лексики.
Сравнительная
степень
прилагательных.
Введение
лексики.
Лексикограмматические
упражнения.
Спряжение
глаголов kyšyö,
opaštuo.

2,3,4,6,8,9

31
32
33

34

Повторение
(2ч.)
Итоговое
аудирование.
Письмо другу.

2,5,6,10

Театрализация (2ч.)
Игровой урок.
формиро - умение
работать в
вание
уважител материально
йи
ьного
Игровой урок.
отношен информацио
ия
к нной среде
иному
начального
мнению, общего
истории
образования
(в том числе
и
культуре с учебными
других
моделями).
народов;

2,5,6,8,9,10
-умение
применять по
лученные
знания в
условиях
учебного и
повседневного
устного
общения на
родном
(карельском)
языке

Тематическое планирование
4 класс
(1 час в неделю, 34 ч. год)
Учебник карельского языка (собственно карельское наречие) для 4 класса: Pankratjeva, J.
V. Vienankarjalan oppikirja: 4. luokka / J. V. Pankratjeva ; [под ред. М. А. Спицыной ; худож. Е.
Агафонова]. – Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2013.

№
занят
ия

1

Название темы
(раздела),
тема занятия

Повторение.

Результаты деятельности

личност метапредме
ные
тные
Введение (1 ч.)
развитие
познават способность
ельной,
к общению
эмоцион на
альной и карельском
волевой языке
на
сфер
уровне
школьн возрастных
ика;
интересов в
формир школе.
ование

Воспитательн
ый
потенциал
учебного
предмета

предметные
1,3,6,10
применение
полученных
знаний
в
условиях
учебного
устного
общения на
карельском
языке

2

3

4

5
6

7

8

9

10

мотивац
ии
к
изучени
ю
карельск
ого
языка
Любимое время
года (3ч)
овладен
Лето. Ввод и
ие
отработка
начальн
лексических
ыми
единиц.
навыкам
и
Лето; работа с
адаптац
тексом.
ии;
освоУпражнения по
ение
грамматике
социаль
(спряжение
ной
глаголов).
роли
обуШкола. Осень
чающег
(3ч.)
ося,
Вводи отработка
развитие
лексических
мотиединиц.
вов
Императив (2л.
учебной
ед. и мн. число)
деятель
ности и
Поздняя осень.
формир
Склонение
ование
личных
местоимений
в личност
-ного
форме генетива.
смысла
Семья (3ч.)
Ввод и отработка учения;
лексических
освоени
единиц.
е
социаль
Партитив
существительных ной
роли
. Глагольное
обучаю
управление
щегося,
auttua, vuottua,
развитие
šuvaija.
мотивов
Професии.
учебной
Спряжение
деятель
глагола ruatua
ности и
Мой друг (3ч.)

способность
к общению
на
карельском
языке
на
уровне
возрастных
интересов в
школе.
- овладение
навыками
смыслового
чтения
текстов
различных
стилей и
жанров в
соответстви
и с целями и
задачами
обучения
-овладение
способность
ю
принимать и
сохранять
цели и
задачи
учебной
деятельност
и, поиска
средств её
осуществлен
ия;
- освоение
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера;

формировани
е
элементарны
х
системных
языковых
представлени
й об
изучаемом
языке (звукобуквенный
сос-тав,
слова и
словосочетания,
В
коммуникати
вной сфере:
- языковые
представлени
я и навыки
(фонетически
е,
орфографиче
ские,
лексические
и
грамматичес
кие);
- говорение
(элементарн
ый диалог
этикетного
характера,
диалог в
доступных
ребёнку
типичных
ситуациях,
диалог с
вопросами и

2,3,4,6,8,9

2,5,6,7,9,10

1,2,3,5,6

2,5,6,7,8,9

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20
21

22

23

Введение
лексики.
Повторение
спряжения
глаголов.

формир
ование
личност
ного
смысла
учения;
Работа с текстом сказки стр. 45 формир
ование
ученика
целостн
Зима (4ч.)
ого,
Новый год и
социаль
Рождество.
но
Работа с
ориенти
лексикой.
рованно
Работа с текстом
го
стр. 50 учебника
взгляда
Работа с
на мир в
грамматикой:
его
употребление
органич
партитива у
существительных ном
единств
в ед. числе
еи
Работа со
разнооб
сказкой, стр. 53
разии
учебника
природы
Мой день (2ч.)
,
Введение
народов,
лексики.
культур
Отработка
и
лексических
религий;
единиц в
упражнениях и
развитие
диалогах.
Элиас Леннрот и самосто
эпос «Калевала» ятельно
сти и
(5ч.)
личной
Введение
ответств
лексики.
енности
Описание героев
за свои
эпоса
поступк
Рождение
и, в том
Кантеле; ввод и
числе в
отработка
процесс
лексических
е
единиц.
учения;
Рождение
овладен
кантеле;
ие
составление
начальн
диалогов.

формирован
ие умения
планировать
,
контролиров
ать и
оценивать
учебные
действия в
соответстви
ис
поставленно
й задачей и
условиями
её
реализации;
- определять
наиболее
эффективны
е способы
достижения
результата;
формирован
ие умения
понимать
причины
успеха/неус
пеха
учебной
деятельност
ии
способности
конструктив
но
действовать
даже в
ситуациях
неуспеха;
- освоение
начальных
форм
рефлексии
(самоконтро
ля,
самоанализа
,
саморегуляц
ии,

побуждением
к действию,
монологичес
кие
высказывани
яс
описаниями
себя,
предметов,
животных,
картинок и
персонажей);
аудирование
(понимание
на слух речи
учителя и
других
учащихся,
восприятие
основного
содержания
несложных
аудиотекстов
на знакомом
учащимся
языковом
материале);
социокульту
рная
осведомлённ
ость (страна,
литературны
е персонажи,
сказки
народов
финноугорского м
ира детский
фольклор,
песни, нормы
поведения,
правила
вежливости и
речевой
этикет).
- чтение
(восприятие

2,4,8,10

2,6,8,10

3,5,6,9,10

24

25

26

День Калевалы
Квартира (2ч.)
Введение
лексики.
Отработка
лексических
единиц.
Составление
монологических
высказываний по
теме.

27

Весна (3ч.)
Введение
лексики.

28

Составление
диалогов.

29
30
31

32

33

Моя Карелия
(3ч.)
Ввод и отработка
лексических
единиц.
Упражнения по
грамматике.
Работа с текстом
стр. 92 учебника.
Повторение (1ч.)

ыми
навыкам
и
адаптац
ии в
динамич
но
изменяю
щемся и
развива
ющемся
мире;
формир
ование
основ
российс
кой
граждан
ской
идентич
ности,
чувства
гордост
и за
свою
Родину,
российс
кий
народ и
историю
России,
осознан
ие своей
этничес
кой и
национа
льной
принадл
ежности

самооценки)
;
использован
ие знаковосимволическ
их средств
представлен
ия
информации
для
создания
моделей
изучаемых
объектов и
процессов,
схем
решения
учебных и
практически
х задач;
- активное
использован
ие речевых
средств и
средств информационн
ых и
коммуникац
ионных
технологий
для решения
коммуникат
ивных и
познаватель
ных задач;

текстов с
разной
глубиной
понимании
ограниченног
о объёма,
соответствую
щих
изученному
тематическо
му материалу
и интересам
учащихся с
соблюдением
правил
чтения и
осмысленног
о интонирования);
письмо
(техника
написания
букв
и
соблюдение
орфогафичес
ких правил,
опора
на
образец,
письменное
заполнении
пропусков и
форм,
подписи под
предметами и
явлениям,
поздравитель
ные
открытки)

1,3,4,9

2,3,4,6,8,9

3,5,6,9,10

2,5,6,10

Итоговое
аудирование

Театрализация (2ч.)
Игровой урок.
- умение
формир работать в

2,5,6,8,9,10
-умение
применять п

Игровой урок.
34

ование
уважите
льного
отношен
ия
к
иному
мнению,
истории
и
культур
е других
народов;

материально
йи
информацио
нной среде
начального
общего
образования
(в том числе
с учебными
моделями).

олученные
знания в
условиях
учебного и
повседневног
о устного
общения на
родном
(карельском)
языке


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».