Рабочая программа по внеурочной деятельности Мой мир 1 класс

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009D62F34B3B762393E822243E3E82A0F3
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 20.10.2023 до 12.01.2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от
полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и
умение учиться, уверенность в своих силах. Учение для младшего школьника — значимая
деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный
социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются
первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок
выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение
имеют отношения со взрослым. Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные
требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с
помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе. Программа курса «Мой мир»
поможет ребенку осмотреться вокруг, обозначить рамки знакомых вещей и тех, которые ещё
предстоит изучить, научит ориентироваться в здании школы, на улицах города. Виртуально
ребенок познакомится с достопримечательностями родного края, страны, осознает мощь и
великолепие России, а так же природную красоту родного края.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс «Мой мир» учебно-познавательной направленности.
Цель: Расширение общего кругозора первоклассников, ознакомление с деятельностью
окружающих их людей, и возможностью использования фондов школьной и городской
библиотек, школьного и городского музеев, заповедника «Костомукшского» с целью
пополнения своей базы знаний.
Задачи:
1. Развитие и поддержание у детей устойчивого интереса к получению знаний вообще и
знаний о связях в окружающем мире в частности.
2. Развитие духовного мира детей, их интеллектуальных и творческих способностей.
3. Формирование у детей эмоционально-положительного отношения к людям, природе и
навыков поведения в окружающем мире.
4. Воспитание чувства ответственности за свои действия
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленной на формирование у школьников
понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и
выработку стратегии поведения человека в ней;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям
учащихся.
Виды
1.
2.
3.

деятельности:
Экскурсии
Игры (коммуникативные, подвижные, интеллектуальные)
Творческие работы: коллажи; альбомы; изготовление поделок, аппликаций

Формы проведения занятий
1. Урок – экскурсия
3. Урок – игра

4. Урок – исследование
7. Урок – путешествие
8. Урок – устный журнал
10. Урок – викторина
Место курса «Мой мир» в учебном плане
Данная программа составлена на основе стандартов нового поколения ФГОС НОО и
учебного плана внеурочной деятельности МБОУ КГО «СОШ № 1 им. Я.В. Ругоева» на 1
учебный год.
Общий объём курса- 33 часа. Занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине
дня.

I. Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

• овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их
происхождении и назначении;
• формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества
(человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом;
• формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
•
•

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:
•
•
•
•

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных
учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на
развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
•

Слушать и понимать речь других.

•

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и
поведения в школе и следовать им.
•

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
•
•
•

в 1-м классе

Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить
умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
Ориентироваться в школе, городе, при необходимости добыть нужную информацию
об изучаемом объекте.
Ожидаемые результаты :

Результатом работы по программе данного кружка можно считать расширение общего
кругозора окружающей детей действительности,
сформированность у детей
любознательности, стремления к творческому решению познавательной задачи.
Итоги занятия могут быть подведены в форме творческих работ совместно с родителями
Содержание программы
Введение. Моя семья.
Дети рассказывают о своей семье, окружающих их людях, своих интересах и планах.
1 блок
Моя школа
Учебные кабинеты (класс, кабинет музыки, спортзал), актовый зал, столовая, гардероб.
Нахождение библиотеки, правила поведения в библиотеке, правила пользования
библиотечным фондом. Нахождение музея, знакомство с экспонатами музея. Итоговая работа
каждого ученика в виде рисунка, аппликации, поделки, стенгазеты на тему «Моя школа»
2 блок
Мой город
История рождения и развития города Костомукши. Достопримечательности города. Экскурсия
к озеру (озеро опасно во время становления льда). По пути повторяем правила ПДД
(пешеходный переход), на практике упражняемся в переходе улицы. Посещение городской
библиотеки, правила поведения в библиотеке, правила пользования библиотечным фондом.
Экскурсия в заповедник «Костомукшский», цели создания заповедника, правила поведения в
заповеднике, знакомство с офисом заповедника. Посещение городского музея. Итоговая
работа каждого ученика в виде рисунка, аппликации, поделки, стенгазеты на тему «Мой
город».
3 блок
Моя республика
Символы республики (флаг, герб, гимн). Столица. Особенности природы и климата. История
рождения и развития Петрозаводска. Достопримечательности столицы республики.
Виртуальные экскурсии (Кижи, Валаам, Рускеала…) Представление итоговых работ детей с
рассказом о тех местах республики Карелия, где им посчастливилось побывать.

4 блок
Моя страна
Символы государства (флаг, герб, гимн). Столица. Разнообразие народов, населяющих
Россию. История рождения и развития Москвы. Достопримечательности столицы России.
Виртуальные экскурсии. Представление итоговых работ детей с рассказом о тех местах нашей
страны, где им посчастливилось побывать.
Учебно-тематический план
№
уро
ка

1

2,3
4,5

Тема

Содержание

Вводное. Моя
семья.

С кем живет ребенок, кто его окружает, его интересы,
его планы.

Экскурсия по
школе
Библиотечный
урок

1 блок МОЯ ШКОЛА
Учебные кабинеты (класс, кабинет музыки, спортзал),
актовый зал, столовая, гардероб.
http://kostaschool1.ru/
Нахождение библиотеки, правила поведения в
библиотеке, правила пользования библиотечным
фондом.
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2012/08/05/ekskursiya-v-biblioteku-pravilaobrashcheniya-s-knigoy

6,7

Школьный музей Нахождение музея, знакомство с экспонатами музея.
http://kostaschool1.ru/graduates/Jaakko%20Rugojevin%20m
useo/
Итоговое занятие Итоговая работа каждого ученика в виде рисунка,
аппликации, поделки, стенгазеты на тему «Моя школа»

8

2 блок МОЙ ГОРОД
9

Город, где я
живу

История рождения и развития города.
Достопримечательности города
https://wiki-karelia.ru/articles/istoriyakraya/kostomuksha/?ysclid=lvywytn4o8244698196

Характери
стика
видов
деятельнос
ти
учащихся
Вести
рассказ о
себе и
своей семье
Наблюдать,
задавать
вопросы
Слушать,
вести
беседу,
проявлять
интерес к
новой
деятельност
и
Наблюдать,
задавать
вопросы
Обобщать и
представлят
ь
полученные
знания в
виде
творческой
работы
Слушать,
вести
беседу,
проявлять
интерес к
новой

10,1
1

Город на берегу
озера

Экскурсия к озеру (озеро опасно во время становления
льда). По пути повторяем правила ПДД (пешеходный
переход), на практике упражняемся в переходе улицы.
https://wiki-karelia.ru/articles/istoriyakraya/kostomuksha/?ysclid=lvywytn4o8244698196

12,1
3

Городская
библиотека

Нахождение городской библиотеки, правила поведения
в библиотеке, правила пользования библиотечным
фондом.
https://www.culture.ru/institutes/14922/centralnayabiblioteka-g-kostomukshi?ysclid=lvyx11yvnj355460872

14,1
5

Заповедник
Экскурсия в заповедник, цели создания заповедника,
«Костомукшский правила поведения в заповеднике, знакомство с офисом
»
заповедника
https://kostzap.ru/?ysclid=lvyx2akzp6676103259

16,
17

Городской музей

Нахождение музея, знакомство с экспонатами музея.
https://kareliamuseum.ru/muzeikarelii/116/?ysclid=lvyx4gundb502515394

18

Итоговое занятие Итоговая работа каждого ученика в виде рисунка,
аппликации, поделки, стенгазеты на тему «Мой город»

3 блок МОЯ РЕСПУБЛИКА

информаци
и
Наблюдать,
задавать
вопросы,
соблюдать
правила
безопасного
поведения
на улице и
у водоёма
Соблюдать
правила
безопасного
поведения
на улице,
правила
поведения в
библиотеке,
проявлять
интерес к
новой
деятельност
и
Соблюдать
правила
безопасного
поведения
на улице, в
заповедник
е,
наблюдать,
задавать
вопросы
Наблюдать,
задавать
вопросы,
соблюдать
правила
безопасного
поведения на
улице
Обобщать и
представлят
ь
полученные
знания в
виде
творческой
работы

19

Карелия – край
озер и лесов

Урок-беседа. Символы республики (флаг, герб, гимн).
Столица. Особенности природы и климата.
https://gov.karelia.ru/

19,2
0

Столица нашей
республики

История рождения и развития Петрозаводска.
Достопримечательности столицы республики.
https://gov.karelia.ru/karelia/
https://dzen.ru/a/YYuDoU2b_VDklXyo

21,2
2

Достопримечате
льности нашего
края

Виртуальные экскурсии (Кижи, Валаам, Рускеала…)
https://dzen.ru/a/YYuDoU2b_VDklXyo
https://www.kp.ru/russia/valaam/

23,2
4

Где я был

Представление итоговых работ детей с рассказом о тех
местах республики Карелия, в которых им
посчастливилось побывать

4 блок МОЯ СТРАНА
25

Россия – родина
моя

Урок-беседа. Символы государства (флаг, герб, гимн).
Столица. Разнообразие народов, населяющих Россию.
https://greece.mid.ru/ru/o_rossii/gosudarstvennaya_simvolik
a_rossiyskoy_federatsii/

26,2
7

Столица нашей
родины

История рождения и развития Москвы.
Достопримечательности столицы России.
https://moscowchronology.ru/history.html?ysclid=lvyxf5si8
8896988935

Слушать,
вести
беседу,
проявлять
интерес к
новой
информаци
и
Слушать,
вести
беседу,
проявлять
интерес к
новой
информаци
и, задавать
вопросы
Слушать,
проявлять
интерес к
новой
информаци
и, задавать
вопросы
Обобщать и
представлят
ь
полученные
знания в
виде
творческой
работы
Слушать,
вести
беседу,
проявлять
интерес к
новой
информаци
и
Слушать,
вести
беседу,
проявлять
интерес к
новой
информаци
и, задавать
вопросы

28,2
9

Достопримечате
льности России

Виртуальные экскурсии
https://film360.rgo.ru/?ysclid=lvyxh5zkd2404074129

30,
31

Достопримечате
льности России

Виртуальные экскурсии
https://film360.rgo.ru/?ysclid=lvyxh5zkd2404074129

32,3
3

1.

2.

3.
4.
5.

6.

7.
8.

Где я был

Представление итоговых работ детей с рассказом о тех
местах нашей страны, в которых им посчастливилось
побывать

Слушать,
проявлять
интерес к
новой
информаци
и, задавать
вопросы
Слушать,
проявлять
интерес к
новой
информаци
и, задавать
вопросы
Обобщать и
представлят
ь
полученные
знания в
виде
творческой
работы

Список литературы
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В
2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О.
Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. –
М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Александров Ю.Н. История Москвы в памятниках. М., 2002.
Забелин И.Е.: История города Москвы. От Юрия Долгорукого до Петра I. –М.: Вече,
2006
Республика Карелия : Информ.-справ. пособие для общеобразоват. шк. и учреждений
нач. и сред. проф. образования / [Сост.: Е.Г. Немкович и др.]; Под общ. ред. Е.Г. Немковича,
А.С. Кармазина. - Петрозаводск : Карелия, 1999. - 196с.
Книги Карелии. 1917 – 1958 [Текст : электронный ресурс] : указатель литературы /
Национальная библиотека Республики Карелия ; сост. В. А. Ягодкина. - Электрон. дан. Петрозаводск : Национальная библиотека Республики Карелия, 2017. - 215 с. - Режим доступа:
Сайт "Национальная библиография Карелии", свободный. - Систем. требования: IBM PC ;
Интернет-браузер ; AcrobatReader. - Загл. с экрана. - На рус., фин., карел., вепс., латин. яз. Библиогр.
Мулло, И. М. Памятники истории и культуры Карелии / И. М. Мулло. - Петрозаводск :
Карелия, 1984. - 240 с. - С. 77-78.
К 26.89(2) Р 438 Республика Карелия: Петрозаводск, Кижи, Беломорск, Сортавала,
Валаам, Кемь, Ладога : ист. достопримечательности, музеи, нац. парки, актив. отдых,
гостиницы, транспорт : путеводитель / рук. проекта: Л.М. Наумов, В.В. Лосев ; фото В.Ф.

Гуляев и др. ; ред. С.А. Буланов. - М. : Симон-Пресс : Эдиториал УРСС, 2000. - 238 с., [14] л.
ил. - (Мир вокруг нас). - ISBN 5-8360-0083-2
9.
Электронные ресурсы национальной библиотеки Карелии http://library.karelia.ru/

✓ Лист внесения изменений
Дата внесения
изменений

Раздел, тема

Содержание
изменений

Подпись

Согласовано с
зам. директора
по УВР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».