ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0092B2D71EADEEE25840464B3BBFF5E623
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 02.09.2022 до 26.11.2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Занимательная математика» для 1-3 классов разработана в
соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 -ФЗ от
29.12.2012 г.;
Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования ФГОС НОО;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ КГО
«СОШ N 1 им. Я.В.Ругоева»;
Учебным планом МБОУ КГО «СОШ N 1 им. Я.В. Ругоева»;
Рабочей программой воспитания МБОУ КГО «СОШ № 1 имени Я.В. Ругоева»;
Программой развития и формирования универсальных учебных действий;
Цели и задачи курса.
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей
системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических
принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса
и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность,
оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих
способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и
умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных
дисциплин,
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления,
характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в
обществе,
сформировать умение учиться.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
изделий,
обучение различным приемам работы с бумагой,
применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и
других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие
внимания,
памяти,
логического
и
абстрактного
мышления,
пространственного воображения,
развитие мелкой моторики рук и глазомера,
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
расширение коммуникативных способностей детей,
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
Место учебного курса «Занимательная математика» в учебном плане.
На изучение учебного курса отведен 101 час: в 1 классе — 33 часа (1 час в неделю), во 2
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Занимательная математика» у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
— осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным
ситуациям, для развития общей культуры человека;
— развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать
или опровергать их;
—
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять
способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную
ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
— осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
— применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том
числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым
людям;
— работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в
реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах
при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможностиприменения
математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
— оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранениятрудностей;
—
стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться
разнообразными информационными средствами для решения предложенных и
самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные
действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое;
причина-следствие; протяжённость);
—
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ,
классификация (группировка), обобщение;
— приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного
решения учебных и житейских задач;
— представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической
записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
— проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса
математики;
— понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать,
характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
— применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор
вариантов)
3) Работа с информацией:
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую
информацию в разных источниках информационной среды;
— читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
диаграмму, другую модель);
—
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст),
формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
— принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и
источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— конструировать утверждения, проверять их истинность;
— строить логическое рассуждение;
— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической
задачи;
— формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный
ответ с использованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы,
высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей
правоты, проявлять этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например,
геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция
(например, измерение длины отрезка);
—
ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять
деформированные;
— составлять самостоятельно тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных
действий;
— выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в
процессе обучения.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно
оценивать их;
— выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей
преодоления ошибок.
3) Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику,
дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
—участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы
(например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов,
приведения примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа,
анализа информации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть
возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут
передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление
движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на
листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и
несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции.
Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по
собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному
замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная,
куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная
пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (33 часа)
Раздел 1 «Общие понятия»
Классификация предметов по различным признакам. Понятия «один», «много», «право»,
«лево», «раньше», «позже», «потом», «после этого». Задачи-шутки, задачи-загадки.
Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Шутки, загадки, головоломки.
Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Математические фокусы.
Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Игры, развивающие чувство времени и
глазомер.
Решаем уравнения с увлечением. Игра: «Какое число задумано?» Докажи утверждение,
решив уравнение.
Решаем уравнения с увлечением. Решение задач через составление уравнения.
Раздел 2 «Элементы истории математики»
Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось
причиной её возникновения.
Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Головоломки с домино.
Ребусы.
Римские цифры. Как читать римские цифры? Головоломки со спичками.
Головоломки. Кроссворды.
Ребусы. Шарады.
История вычислительной техники. Первый компьютер.
Раздел 3 «Числа и операции над ними»
Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел. Весёлые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки.
Шарады.
4
Числа и цифры от 6 до 9. Магия чисел. Весёлые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки.
Шарады.
Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10.
Задачи-шутки, задачи-загадки.
Задачи-шутки, задачи-загадки.
Игра-путешествие.
Пословицы, крылатые слова. Игра «Думай, считай, отгадывай».
Раздел 4 «Занимательность»
Математические игры: «Затейные задачи», «Магические квадраты».
Математические игры: Примеры «с дырками». Ребусы. Задачи повышенной сложности.
Час весёлой математики. Игра «Считай – не зевай!», Задачи на сообразительность
Час весёлой математики. Игра «Великолепный математик». Волшебное число 0. Кто
придумал 0?
Час весёлой математики. Задачи на сообразительность
Решение задач на разностное сравнение. Задачи повышенной сложности. Ребусы,
кроссворды.
Клуб весёлых математиков (КВМ).
Интеллектуальный марафон.
Урок – путешествие.
Раздел 5 «Геометрические фигуры и величины»
Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Весёлой Точкой. Цвета радуги. Их
очерёдность. Прямая линия. Луч. Отрезок. Имя отрезка. Знакомство с геометрическими
фигурами.
Отрезок и его части. Сравнение отрезков. Единицы длины. Зачем человеку нужны
измерения. Старинные меры длины.
Ломаная линия. Длина ломаной. Игра «Запутанные маршруты».
Решение задач на развитие пространственных представлений. Настольные игрысоревнования.
Практическая работа «Бумага. Ножницы. Линейка». «Разрезные фигуры», сравнение
фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. «Удивительный квадрат».
«Разные фигуры из одних и тех же частей». Загадки о геометрических фигурах. Из
истории «О названиях геометрических фигур»
2 класс. (34часа)
1.Числа. Арифметические действия. Величины. (4 часа)
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных
чисел и соответствующие случаи деления.
2.Мир занимательных задач. (5 часов)
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице,
для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на
переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.
3.Геометрическая мозаика. (7 часов)
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и
несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции
(треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение
деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких
возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
4.Задачи на установление соответствий между элементами различных множеств. (2
часа)
Задачи, в которых участвует три объекта, каждый из которых дает свой вариант ответа, в
результате надо выбрать верный ответ. Использование таблиц при решении такого рода задач.
5.Комбинаторные задачи. (2 часа)
Задачи, в которых нужно произвести перебор всевозможных вариантов.
5
6.Задачи на упорядочивание множеств. (2 часа)
Задачи, в которых участвуют три объекта, каждый из которых имеет свое свойство, нужно
в результате упорядочить эти множества относительно друг друга. Если для элементов
некоторого множества установлен порядок его элементов, то говорят, что множество
упорядочено.
7.Задачи на установление временных, пространственных, функциональных
отношений. (2 часа)
Задачи, в тексте которых проводится установление временных, пространственных и
функциональных отношений в простых случаях. Использование приема графического и
предметного моделирования для решения задач такого типа.
8.Задачи на активный перебор вариантов отношений. (2 часа)
Как переправиться трём разбойникам и трём горожанам через реку в двуместной лодке без
лодочника, если нельзя оставлять на одном берегу разбойников больше, чем горожан. Или
задача такого содержания: Как разделить 6 яблок на 6 человек, чтобы каждый получил по
одному яблоку и одно осталось в корзинке?
Олимпиадные задачи. (9 часов)
Предлагается на занятии комплекс различных по трудности нестандартных задач.
3 класс. (34 часа)
1.Числа. Арифметические действия. Величины. (7 часов)
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и
вычитание чисел в пределах 1000.
2.Мир занимательных задач. (4 часа)
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных
задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора.
«Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе
неверных.
3.Геометрическая мозаика. (5 часов)
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих
геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.
Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
4.Задачи на установление соответствий между элементами различных множеств. (2
часа)
Задачи, в которых участвует три объекта, каждый из которых дает свой вариант ответа, в
результате надо выбрать верный ответ. Использование таблиц при решении такого рода задач.
5.Комбинаторные задачи. (2 часа)
Задачи, в которых нужно произвести перебор всевозможных вариантов.
6.Задачи на упорядочивание множеств. (2 часа)
Задачи, в которых участвуют три объекта, каждый из которых имеет свое свойство, нужно
в результате упорядочить эти множества относительно друг друга. Если для элементов
некоторого множества установлен порядок его элементов, то говорят, что множество
упорядочено.
7.Задачи на установление временных, пространственных, функциональных
отношений. (2 часа)
Задачи, в тексте которых проводится установление временных, пространственных и
функциональных отношений в простых случаях. Использование приема графического и
предметного моделирования для решения задач такого типа.
6
8.Задачи на активный перебор вариантов отношений. (2 часа)
Как переправиться трём разбойникам и трём горожанам через реку в двуместной лодке без
лодочника, если нельзя оставлять на одном берегу разбойников больше, чем горожан. Или
задача такого содержания: Как разделить 6 яблок на 6 человек, чтобы каждый получил по
одному яблоку и одно осталось в корзинке?
Олимпиадные задачи. (9 часов)
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах
счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- задачи, связанные с формулами произведения,
- решение геометрических задач.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на уровне НОО:
1. установление доверительных отношений между педагогическим работником
и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
2. побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила
общения
со
старшими
(педагогическими
работниками)
и
сверстниками
(обучающимися),
принципы
учебной
дисциплины
и самоорганизации;
3. привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
4. использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения,
задач
для
решения,
проблемных
ситуаций
для обсуждения в классе;
5. применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического
театра,
где
полученные
на
уроке
знания
обыгрываются
в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах,
которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
7
6. включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
7. организация
шефства
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
8. инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся
возможность
приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование разделов и
тем
Конструирование (бумага,
спички, счетные палочки)
Геометрический
калейдоскоп (игры с
геометрическими фигурами)
.Задачи на разрезание и
складывание геометрических
фигур.
Школа «Умники и умницы»
Олимпиадные задачи
школы «Умники и умницы»
Математические игры
Класс/Количество часов
1-й
2-й
3-й
класс
класс
класс
Целевые
приоритеты
воспитания
3
1
1,2,3,5,8
2
2
1
1,2,3,4
9
9
9
9
9
5,6,7
5,6,7
9
1
8
1
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Геометрия вокруг нас.
Геометрическая викторина.
Числовые головоломки
Старинные задачи
Логические
задачи.
Решение логических задач
табличным способом.
Составление логических
задач. Решение логических
задач на выдвижение гипотез.
Часы
Математические фокусы
Задачи на переливание
Задачи на
пропорциональное деление
Прятки с фигурами.
Симметрия.
Секреты задач
Числовой конструктор
2
1
1,2,3
3
5,8,10
1,2,3,4
1,2,3,4
1
1
1
1
2
-
1
1
1
1
1
1
-
1,2,6,8
1,2,3,4
2,3,5,8
5,6,8
1
-
5,6,7,10
1
-
1
1
1,3,7,8
2,3,5,8
8
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
"Открытые"задачи и
задания
Задачи с готовыми
решениями, в том числе и
неверных задач.
Окружность на орнаменте.
Составление орнамента с
помощью циркуля.
Задачи, решаемые способом
перебора.
Моделирование объемных
фигур.
Математический лабиринт.
Три способа прохождения
лабиринта.
Знакомство с
исследовательским методом
решения логических задач.
Зашифрованная переписка
(способ решётки).
Любопытные особенности
некоторых чисел и действий
с
ними.
Работа с математическими,
вербальными
и
графическими
моделями.
Задачи на перевозки.
Построение цепочки
умозаключений. Рассуждения.
Составление задач – шуток,
магических квадратов,
ребусов.
Итого
-
1
-
1
-
1
1
2,3,5,8
-
1
1
!,3,7,8
-
34
1,2,3,4,7
1
34
1
5,6,7,10
1
2,3,5,8
1
!,3,7,8
1
1,2,3,4
1
2,3,5,8
1
1
2,3,4
2,3,5,8
1
1,2,3,4
34
9
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
(1 ч. в неделю, 33 ч. за год)
№ Наименование разделов и
Количество часов
Дата Виды деятельности
п/п тем программы
вс контро
практич изучени
я
его льные
еские
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые
контроля )образовательные ресурсы
Раздел 1. "Общие понятия".
1 Классификация
.1. предметов по различным
признакам. Понятия "много",
"один", "право",
"лево",
"раньше",
"позже", "потом", "после
этого".
1 Состав,
.2.
сложение
, вычитание в пределах 9.
Шутки,
загадки,
головоломки.
1
.3.
Решаем
уравнения
с увлечением.
1
0
0
01.09 Игровые
упражнения:
понятия Устны
bibusha.ru/onlajn-trenazher.22 "много", "один", "право", "лево", йопрос; po-matematike-1-klass
"раньше", "позже", "потом", "после
этого". Задачи -шутки, задачи - загадки.
1
0
0
1
0
0
08.09 Цифры; знаки сравнения, равенства, Устны
bibusha.ru/onlajn-trenazher.22 арифметических
йопрос; po-matematike-1-klass
действий
;Устная работа: счёт единицами в разном
порядке,
чтение,
упорядочение
однозначных
чисел;
закономерностей в расположении
чисел
Математически
фокусы.
"Латинские квадраты".
15.09 Игры: "Какое число задумано?"
Устны
bibusha.ru/onlajn-trenazher.22 "Докажиутверждение,
решив
йопрос; po-matematike-1-klass
уравнение".
"Решение задач
3
Итого по разделу
Раздел 2. "Элементы истории математики".
10
2 Что дала математика
.1. людям? Зачем её изучать?
Когда она родилась и что
явилось
причиной
её
возникновения.
1
0
0
22.09 Как
читать
.22 Головоломки
римские
цифры? Устны
https://infourok.ru/prezentaci
со
йопрос; ya
спичками.
-po-matematikeЖитейские
истории,
оригинальные
puteshestvie-v- istoriyuзадачи. Кроссворды.
matematiki- 3311698.html
11
2 Старинные
системы
.2 записи чисел. Упражнения,
игра,задачи.
1
0
0
29.09
.22
Упражнения,
игра,
задачи.
https://infourok.ru/prezentaci
ya
Иероглифическая
система древних египтян.
Головоломки с домино. Ребусы. Шарады.
06.10 "Таинственные знаки" математика
.22 Древнего Востока. Древний Египет.
Ранние математические тексты. Игра
"Математика почти без вычислений".
-po-matematikeputeshestvie-v- istoriyumatematiki- 3311698.html
https://infourok.ru/prezentaci
ya
-po-matematikeputeshestvie-v- istoriyumatematiki- 3311698.html
https://infourok.ru/prezentaci
ya
-po-matematikeputeshestvie-v- istoriyumatematikihttps://www.youtube.com/w
atch?v=rG7TwdcWY_E
Из истории цифр.
1
0
0
2 Первые учебники
.4 "Кожаный
свиток
египетско
йматематики".
2 История
.5
вычислительно
йтехники. Первый
компьютер.
Итого по разделу
1
0
0
13.10 Первая печатная книга по математике
.22 наРуси. Леонтий Филиппович
Магницкий
(1669 - 1739гг.) и его "Арифметика".
1
0
0
20.10
.22
Раздел 3. "Числа и операции над ними".
Числа и цифры от 1 до 5. 1
0
3.
0
27.10 Магия чисел. Веселые стихи.
.22 Считалки. Скороговорки. Загадки.
Шарады.
10.11 Игра "Думай, считай, отгадывай". Устны
.22 Интересные факты в числах. Задачи йопрос;
повышенной сложности.
17.11 Магия чисел. Веселые
стихи. Устны
.22 Пословицы, крылатые слова. Играйопрос;
"Думай, считай, отгадывай".
2
.3
5
1.
3.
2.
Пословицы,
крылаты
еслова.
Числа и цифры от 6 до 9.
3.
1
0
0
1
0
0
1
0
0
3.
3.
4.
Интересные факты
вчислах.
Упражнения работы с компьютером.
Устны
https://kidsйопрос; mart.ru/exercises/1class/sravnenie-chisel
https://kidsmart.ru/exercises/1class/sravnenie-chisel
https://kidsmart.ru/exercises/1class/sravnenie-chisel
24.11 Дидактические игры и упражнения. Устны
https://kids.22 Задачи
повышенной
сложности. йопрос; mart.ru/exercises/1"Великолепная семерка".
class/sravnenie-chisel
12
3.
Решаем
примеры
с
увлечением. Число 10:
состав,
сложение
и
вычитание в пределах 10.
1
0
0
3.
Решаем
примеры
увлечением.
Задачи
шутки, задачи загадки,
1
0
0
1
0
0
Счет
десятками
и
единицами. Числа простые
и
составные.
О бесконечности
ряда натуральных
чисел. Числа
Сложение и вычитание
3.
двузначных чисел (без
9
перехода через десяток).
Игра - путешествие.
1
0
0
1
0
0
Сложение и вычитание
10 впределах 20 (с переходом
через десяток).
Итого по разделу
1
0
0
5.
6.
3.
7.
Решаем
с
-
примеры
с увлечением.
3.
8.
3.
01.12 Обсуждение
приёмов
сложения, Устны
.22 вычитания: нахождение значения суммы йопрос;
и разности на основе состава числа, с
использованием числовой ленты, по
частям и др.;
08.12 Учебный
диалог:
Устны
.22
«Сравнение практических йопрос;
(житейских) ситуаций действий»;
https://kidsmart.ru/exercises/1class/sravnenie-chisel
15.12 Моделирование.
Иллюстрация
с Устны
.22 помощью
предметной
моделийопрос;
переместительного свойства сложения,
способа нахождения неизвестного
слагаемого.
22.12 Работа в парах/группах: проверка Устны
.22 правильности
вычисления
йопрос;
сиспользованием
раздаточного
материала, линейки, модели действия,
по образцу;
29.12 Практическая работа с числовым
.22 выражением: запись, чтение, приведение
примера (с помощью учителя или по
образцу), иллюстрирующего смысл
арифметического действия;
12.01 Настольные игры "Переставь
.23 шашки", "Интересная расстановка".
https://kidsmart.ru/exercises/1class/sravnenie-chisel
https://kidsmart.ru/exercises/1class/sravnenie-chisel
https://kidsmart.ru/exercises/1class/sravnenie-chisel
https://kidsmart.ru/exercises/1class/sravnenie-chisel
https://kidsmart.ru/exercises/1class/sravnenie-chisel
1
0
Раздел 4. " Занимательность".
13
4 Математические
игры:
.1.
"Затейные
задачи"
.
Затруднительные
положения".
1
4 Час веселой математики.
.2. Игры "Считай - не зевай!",
"Великолепный математик".
1
0
0
4 Волшебное число 0. кто
.3. придумал 0? Задачи на
сообразительность.
1
0
0
задач
на 1
сравнение.
Задач
иповышенной сложности.
Ребусы, кроссворды.
4
Итого по разделу
Раздел 5. " Волшебные фигуры".
1
5 Игра "Танграмм".
Игра"Запутанные
.1.
маршруты".
0
0
09.02 Обобщение представлений о задачах, Устный
https://uchi.ru/matematika/1.23 решаемых с помощью действийопрос;
klass
сложения и вычитания («на сколько
больше/меньше»,
«сколько
всего»,
0
0
5 Практическая
.2.
"Бумага.
0
1
02.03 Распознавание
и
называние Устный
https://www.igraemsa.ru/igry
.23 известных
геометрических
фигур, опрос;
-dlja-detej/online-igry-dljaобнаружение в окружающем мире их
malyshej/igry-pro-figury
моделей; Решение зада на развитие
пространственных представлений.
09.03 Сравнение фигур, составление фигур Практич https://www.igraemsa.ru/igry
.23 из частей и разбиение фигур на части. еская
-dlja-detej/online-igry-dlja"Удивительный
квадрат".
"Разныеработа
malyshej/igry-pro-figury
фигуры из одних и тех же частей".
19.01 Коллективное
.23 реальной
обсуждение:
анализ
Устны
https://uchi.ru/matematika/1йопрос; klass
ситуации
1
Ножницы
0
,
4 Решение
.4. разностное
работа
0
представленной с помощью рисунка,
иллюстрации, текста, таблицы, схемы
(описание ситуации, что известно, что не
известно.
26.01 Иллюстрация практической ситуации Устны
https://uchi.ru/matematika/1.23 с использованием счётного материала. йопрос; klass
Решение
задачи
с
помощью
раздаточного материала.
02.02 Соотнесение текста задачи и её
Устны
https://uchi.ru/matematika/1.23 модели;
йопрос; klass
.
Линейка".
14
"Разрезны
ефигуры".
15
5 Величины. Метрическая
.3. система мер в России. Новые
приставки и единицы "тера",
"гига", "мега".
1
0
3
Итого по разделу
Раздел 6. «Математика и конструирование»
Линия, 1
0
6 Точка.
.1. изображение точки и линий
на бумаге. Линии: прямая,
кривая,
взаимное
расположение линий
на
плоскости. Замкнутая и
незамкнутая кривая.
0
6 Виды бумаги: тонкая, 1
.2. толстая,
гладкая
,шероховатая и др. и их
назначение.
1
0
6 Практическая работа
сбумагой.
.3.
Свойство
прямой.
Различны
е
положения прямых
1
0
6 Отрезок.
Вычерчивание
.4.
отрезка с использованием
Практическая
Практич https://www.igraemsa.ru/igry
деятельность еская
-dlja-detej/online-igry-dlja:графические и измерительные действия работа;
malyshej/igry-pro-figury
в работе с карандашом и линейкой.
1
16.03
.23
0
06.04 Коллективное
наблюдение: Устны
https://www.livelib.ru/book/
.23 распознавание в окружающем мире йопрос; 1000563957-matematika-iситуаций,
которые
целесообразно
konstruirovanie-1-klass-o-lсформулировать на языке математики:
pchelkina
фактов, закономерностей;
0
17.04 Основные приёмы обработки бумаги: Устны
https://www.livelib.ru/book/
.23 сгибание, складывание, разметка по йопрос; 1000563957-matematika-iшаблону и т. д
konstruirovanie-1-klass-o-lpchelkina
1
20.04
.23
0
27.04 Преобразование фигур, составленных Устны
https://www.livelib.ru/book/
.23 из
йопрос; 100
счётных полочек,
по
0563957-matematika-i-
Сгибания
бумаги
Практи https://www.livelib.ru/book/
прямой,
ческая
1000563957-matematika-iпересекающихся и непересекающихся работа; konstruirovanie-1-klass-o-lпрямых.
pchelkina
16
линейки.
6 Обозначение
.5. геометрических
буквами.
6 «Песочница» из
.6. бумажныхполосок
заданным условиям.
1
0
0
1
0
0
фигур
Изготовление бумажных
полосокразной
длины. Конструирование модели
«Самолёт» из бумажных полосок.
11.05 Изготовление аппликации
.23
04.05
.23
konstruirovanie-1-klass-o-lПракти https://www.livelib.ru/book/
ческая 1000563957-matematika-iработа; konstruirovanie-1-klass-o-lПракти https://www.livelib.ru/book/
че
100
ская
0563957-matematika-i-
17
6 Изготовление
.7. геометрического
1
0
1
18.05
.23
1
0
1
25.05
.23
8
3
0
5
набор
атреугольников.
геометрического
Изготовление аппликаций
«Домик»,
«Чайник», «Ракета» с
использованием
Практи https://www.livelib.ru/book/
ческая 1000563957-matematika-iработа; konstruirovanie-1-klass-o-lpchelkina
набор
атреугольников.
6 Изготовление
набор
.8
а
«геометрическая
мозаика».
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВ
ОЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Изготовление
аппликаций
с
использованием набора.
Практи https://www.livelib.ru/book/
че
100
ская
0563957-matematika-i-
3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
(1 ч. в неделю, 34 ч. за год)
№
Тема
1
Числовой конструктор
Кол-во
часов
1
2
Геометрия вокруг нас
1
3
Занятие № 1. Школа «Умники и
умницы»
1
4
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
1
школы
Содержание занятий
Составление трехзначных чисел с помощью
числового конструктора ( от 1 до 1000)
Составление
геометрических
фигур
многоугольников
из
одинаковых
треугольников. Практическая работа в парах.
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
Виды деятельности обучающихся
Сравнивать
разные
приемы
действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания.
Моделировать
в
процессе
совместного обсуждения алгоритм
решения; использовать его в ходе
самостоятельной работы.
Применять изученные способы
учебной работы и приёмы вычислений
для работы.
5
Волшебные переливания
1
6
«Спичечный» конструктор»
1
7
Занятие № 2 школы «Умники и
умницы»
1
8
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
1
9
Числовые головоломки
1
1
Математические фокусы
1
школы
0
1
Занятие № 3 школы «Умники и
умницы»
1
1
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
1
1
2
школы
1
Геометрический калейдоскоп
1
1
Числовые головоломки
1
3
4
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные решения этих задач.
Продолжить учиться решать задачи 2-го
уровня сложности задач на переливание. Работа
в парах.
Продолжить формирование навыка работать
со спичечным конструктором. Решение задач
2-го уровня сложности со спичками на
перекладывание.
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные решения этих задач.
Продолжить формировать навыки решения и
составления числовых ребусов. Заполнение
кроссворда (судоку)
Определять порядок выполнения действий в
числовых выражениях, содержащих скобки и
без скобок.
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные решения этих задач.
Конструирование
многоугольников
из
заданных фигур. Танграм. Работа в парах
Решение и составление числовых ребусов.
Судоку.
Анализировать
правила
игры.
Действовать в
соответствии
с
заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать
в
обсуждении
проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать
его.
Выполнять
пробное
учебное
действие,
фиксировать
индивидуальное
затруднение
в
пробном действии.
Аргументировать свою позицию в
коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для
обоснования своего суждения.
Сопоставлять
полученный
(промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием.
Контролировать
свою
деятельность:
обнаруживать
и
исправлять ошибки.
19
1
Занятие № 4 школы «Умники и
умницы»
1
1
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
1
1
Математические игры
1
1
Секреты чисел
1
5
6
школы
7
8
1
Занятие № 5 школы «Умники и
умницы»
1
2
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
1
9
0
2
школы
Геометрический калейдоскоп
1
1
Окружность
на
орнаменте.
Составление орнамента с помощью
циркуля.
2
Занятие № 6 школы «Умники и
3
умницы»
2
1
2
2
4
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
школы
1
1
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные решения этих задач.
Построение
математических
числовых
пирамид вида: «Сложение и вычитание в
пределах 1000», «Умножение и деление», «Чья
сумма больше», « Гонки с зонтиками».
Знакомство с палиндромом. Решение задач с
ним. Продолжить работать с числовыми
головоломками.
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные решения этих задач.
Конструирование
многоугольников
из
заданных элементов. Танграм: без разбиения
изображения
на
части,
заданного
в
уменьшенном масштабе.
Распознавать окружность в орнаменте.
Составлять
самостоятельно
орнамент,
содержащий окружность.
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
Ориентироваться
в
понятиях
«влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала
движения, на числа и стрелки 1→ 1↓и
др.,
указывающие
направление
движения.
Проводить линии по заданному
маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы
на сложном чертеже.
Анализировать
расположение
деталей
(танов,
треугольников,
уголков,
спичек)
в
исходной
конструкции.
Составлять фигуры из частей.
Определять место заданной детали в
конструкции.
Выявлять
закономерности
в
расположении деталей; составлять
детали в соответствии с заданным
контуром конструкции.
Сопоставлять
полученный
(промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием.
20
Задачи,
решаемые способом
перебора.
2
Задачи с готовыми решениями, в
6
том числе и неверных задач.
2
Занятие № 7 школы «Умники и
7
умницы»
2
1
5
2
8
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
школы
1
1
1
2
«Открытые» задачи и задания
1
3
Числовые головоломки
1
9
0
3
Занятие № 8 школы «Умники и
умницы»
1
3
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
школы
1
3
Занятие № 9 школы «Умники и
умницы»
1
3
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
1
1
2
3
4
школы
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные решения этих задач.
Формировать навык решения задач на
перебор.
Формировать навык решения задач такого
типа. Работа в парах.
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные способы решения этих задач.
Научиться решать 2открытые» задачи и
задания. Работа в парах.
Решение и составление числовых ребусов.
Каккуро.
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные способы решения этих задач.
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4 - п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные способы решения этих задач.
Объяснять (доказывать) выбор
деталей или способа действия при
заданном условии.
Анализировать
предложенные
возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из
различных
материалов(проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять
развернутые
действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию
с образцом.
21
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
(1 ч. в неделю, 34 ч. за год)
№
1
Колво
часов
1
Тема
Решение логических задач
табличным способом.
2
Построение
цепочки
умозаключений. Рассуждения.
1
3
Занятие № 1. Школа «Умники и
умницы»
1
4
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
1
5
6
школы
Составление задач – шуток,
магических квадратов,
ребусов.
Задачи на разрезание
и
складывание геометрических фигур.
1
1
Содержание занятий
Строят истинные высказывания, делают
выводы. Самостоятельно решают задачи 3-его
уровня сложности.
Устанавливают
соответствие
между
элементами
множеств по логическому условию. Строят
цепочки умозаключений.
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные решения этих задач.
Объясняют (обосновывают) выполняемые и
выполненные действия.
Конструируют последовательность «шагов»
(алгоритм) решения.
Анализируют
расположение
деталей
(треугольников, уголков, спичек) в исходной
конструкции.
Находят закономерности в
последовательностях,
составляют
закономерности по заданному правилу.
Виды деятельности обучающихся
Сравнивать
разные
приемы
действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания.
Моделировать
в
процессе
совместного обсуждения алгоритм
решения; использовать его в ходе
самостоятельной работы.
Применять изученные способы
учебной работы и приёмы вычислений
для работы.
Анализировать
правила
игры.
Действовать
в соответствии
с
заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать
в
обсуждении
проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать
его.
Выполнять
пробное
учебное
действие,
фиксировать
индивидуальное
затруднение
в
пробном действии.
Аргументировать свою позицию в
коммуникации, учитывать разные
22
7
Занятие № 2 школы «Умники и
умницы»
1
8
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
1
9
Задачи на перевозки.
1
10
Работа с математическими,
вербальными и графическими
моделями.
1
11
Занятие № 3 школы «Умники и
умницы»
1
12
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
1
школы
школы
13
Любопытные особенности
некоторых чисел и действий с
ними.
1
14
Зашифрованная переписка
(способ решётки).
1
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные решения этих задач.
Продолжают знакомиться с табличным
способом описания
процессов перевозок, последовательностью
записи действий. Анализируют возможные
последствия
действий,
выбирают
рациональные действия.
Соотносят
текстовые
описания,
математические
записи
и
графические
модели,
устанавливают
соответствие между ними. Иллюстрируют
текстовые описания графическими моделями.
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные решения этих задач.
Объясняют (обосновывают) выполняемые и
выполненные
действия.
Конструируют
последовательность «шагов»
(алгоритм) решения.
Находят закономерности в
последовательностях, составляют
мнения, использовать критерии для
обоснования своего суждения.
Сопоставлять
полученный
(промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием.
Контролировать
свою
деятельность:
обнаруживать
и
исправлять ошибки.
23
15
Занятие № 4 школы «Умники и
умницы»
1
16
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
школы
1
17
Знакомство с исследовательским
методом решения логических задач.
1
18
Три способа прохождения
лабиринта.
1
19
Занятие № 5 школы «Умники и
умницы»
1
20
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
1
21
школы
Математический лабиринт.
1
закономерности по заданному правилу.
Упорядочивают
объекты,
устанавливают
порядковый номер того или иного объекта
при заданном порядке счета.
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные решения этих задач.
Соотносят
графические
модели
с
математическими и вербальными, и на этой
основе решают логические задачи.
Анализируют высказывания со связкой
«если…,
то…» и делают правильные выводы.
Находят закономерности в
последовательностях, составляют
закономерности по заданному правилу в
каждом из способов прохождения лабиринта.
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные решения этих задач.
Анализируют
предложенные варианты
решения
задачи, выбирают из них верные.
Выбирают наиболее эффективный способ
решения задачи.
Ориентироваться
в
понятиях
«влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала
движения, на числа и стрелки 1→ 1↓и
др.,
указывающие
направление
движения.
Проводить линии по заданному
маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы
на сложном чертеже.
Анализировать
расположение
деталей
(танов,
треугольников,
уголков,
спичек)
в
исходной
конструкции.
Составлять фигуры из частей.
Определять место заданной детали в
конструкции.
Выявлять
закономерности
в
расположении деталей; составлять
детали в соответствии с заданным
контуром конструкции.
24
22
Геометрическая викторина.
1
23
Занятие № 6 школы «Умники и
умницы»
1
24
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
школы
1
25
Моделирование объемных фигур.
1
26
Решение логических задач на
выдвижение гипотез.
1
27
Занятие № 7 школы «Умники и
умницы»
1
28
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
1
школы
Самостоятельно планируют и выполняют
свои
действия на знакомом учебном материале,
самостоятельно выстраивают план действий
по
решению учебной задачи изученного вида.
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные решения этих задач.
Моделируют
объёмные
фигуры
из
различных
материалов (проволока, пластилин и др.) и из
развёрток.
Осуществляют развернутые
действия контроля и самоконтроля: сравнивают
построенную
конструкцию с образцом.
Выдвигают и оценивают всевозможные
гипотезы. Решают логические задачи
способом выдвижения и оценки всевозможных
гипотез.
Работа в парах с тьютерами. Учатся читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные способы решения этих задач.
Сопоставлять
полученный
(промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор
деталей или способа действия при
заданном условии.
Анализировать
предложенные
возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из
различных
материалов(проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять
развернутые
действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию
с образцом.
25
29
Составление логических задач.
Задачи с равносоставленными
фигурами.
31
Занятие № 8 школы «Умники и
умницы»
30
1
1
1
32
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
школы
1
33
Занятие № 9 школы «Умники и
умницы»
1
34
Олимпиадные задачи
«Умники и умницы»
1
школы
Самостоятельно составляют логические
задачи, представляют их. Оценивают задания
по алгоритму.
Составлять равносоставленные фигуры из
заданных геометрических фигур.
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4- п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные способы решения этих задач.
Работа в парах с тьютерами. Учиться читать
текст
нестандартных
задач,
решать
нестандартные задачи п.4 - п.8
Читать самостоятельно текст задач и решать
самостоятельно незнакомые нестандартные
задачи. Вместе с учителем рассматривать
различные способы решения этих задач.
Итого 34 часа
Используемые учебники:
Настоящее программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы
интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной, программы факультативного курса «Наглядная
геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А.В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл. Шадриной И.В.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная
Пресса». 2003
26