Рабочая программа учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
0092B2D71EADEEE25840464B3BBFF5E623
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 02.09.2022 до 26.11.2023

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и
светской этики» соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету и
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по предмету, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в 4 классе на уровне начального общего
образования. Планируемые результаты освоения программы по ОРКСЭ включают
личностные, метапредметные результаты, а также предметные достижения обучающегося
за весь период обучения на уровне начального общего образования.
Пояснительная записка
Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору: «Основы
православной культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы
светской этики». Выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) обучающихся. Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ
включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых
результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте,
и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень
личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся,
независимо от изучаемого модуля.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных
традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской
этики по выбору родителей (законных представителей);

развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы
личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения
и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ —
культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников
первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина
в Российской Федерации.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и
светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной
реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в

истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета
ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать
её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные
вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход,
основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного
взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной
школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого.
Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность
эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на
доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление
несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к
пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства
к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что
младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной
стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или
нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных
ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
Место предмета «ОРКСЭ» в учебном плане
Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики"
изучается в 4 классе один час в неделю, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет
собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных
модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей)
обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых
религиозных культур», «Основы светской этики».
Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия.
Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое
правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и
ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм
и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России.
Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама,
иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях
народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма.

Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна
из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах
разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция)
в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше
время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные
ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности. В результате изучения предмета «Основы религиозных
культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
- понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
- формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
- понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
- понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
- осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию
или не исповедовать никакой религии;
- строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо
от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
- соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России,
терпимость к представителям разного вероисповедания;
- строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;
- понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;

- понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося
будут
сформированы
познавательные
универсальные
учебные
действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты:
- овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок,
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных
ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
- совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
- ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества —
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
- использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
- применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического
материала;
- признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
- воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;

- использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
- находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в
разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого входа);
- анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
- использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
- создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания,
анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и
светской этике.
Регулятивные УУД:
проявлять
самостоятельность,
инициативность, организованность
в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть
опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
- проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
- анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
- выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять
нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности,
нечестности, зла;
- проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание
больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
- выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;
- владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить;
терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
- готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны
обеспечивать следующие достижения обучающегося: – выражать своими словами
первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения

человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности; – выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; –
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; – раскрывать
основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции
(любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность,
послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное
содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей
Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции; – первоначальный опыт
осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с
позиций православной этики; – раскрывать своими словами первоначальные
представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице,
Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; – рассказывать
о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и
евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях,
молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия,
Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; – рассказывать
о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы,
иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; –
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово
и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; – раскрывать основное
содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности
членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту,
предкам; православных семейных ценностей; – распознавать христианскую символику,
объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной
культуре; – рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; – излагать
основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в
России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении
культуры народов России, российской культуры и государственности; – первоначальный
опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и
культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные
и святые места), оформлению и представлению её результатов; – приводить примеры
нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной
культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; –
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий; – называть традиционные религии в России (не
менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; – выражать своими словами
понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной
духовнонравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений: –
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения чело веком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности; – выражать своими словами понимание значимости
нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры; – выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования; – рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в
традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми; – раскрывать основное содержание
нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме,
иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях; –
соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в
традиционных религиях народов России; – раскрывать своими словами первоначальные
представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама,
буддизма, иудаизма; об основателях религий; – рассказывать о священных писаниях
традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах),
хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы,
раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера); – рассказывать о
назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов
России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими; – рассказывать о
религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника
каждой традиции); – раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной
семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных
ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду,
учению в традиционных религиях народов России; – распознавать религиозную символику
традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма
минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной
культуре; – рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов
России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных
особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма
(архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки
или звуковой среды); – излагать основные исторические сведения о роли традиционных
религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской
государственности; – первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов России
в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов; – приводить примеры нравственных
поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и
внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; – выражать своими
словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в
обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству,
нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий; – называть традиционные религии в России, народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,

иудаизм; – выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской
этики» должны отражать сформированность умений: – выражать своими словами
первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения
человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности; – выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; –
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России; – раскрывать основное содержание
нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть,
ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни,
взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм,
труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило
нравственности»; – высказывать суждения оценочного характера о значении
нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение
различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; – первоначальный
опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с
позиций российской светской (гражданской) этики; – раскрывать своими словами
первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской)
этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества;
уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов
России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого
человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; –
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества;
российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники);
российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх),
религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России),
праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни
человека, семьи; – раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье
на основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и
женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей;
любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи
родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных
ценностей; – распознавать российскую государственную символику, символику своего
региона, объяснять её значение; выражать государственности, законам в российском
обществе; уважение российской – рассказывать о трудовой морали, нравственных
традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать
нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся,
результатам труда; – рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о
культурных и природных достопримечательностях своего региона; – раскрывать основное
содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов
нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; –
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской
государственности; – первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по

изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в
своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов; – приводить
примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской
светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно
своей совести; – выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить
примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий; – называть традиционные религии
в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм; – выражать своими словами понимание
человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской
(гражданской) этике.

ФОРМЫ УЧЕТА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ (приложение 1)
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Стартовая диагностика
Стартовая диагностика проводится с целью оценки готовности обучающихся к обучению
и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных
достижений обучающихся.
2. Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и (или) по темам в
соответствии с тематическим планированием рабочей программы учебного предмета, с
учетом требований федерального государственного образовательного стандарта
соответствующего уровня общего образования, индивидуальных особенностей,
обучающихся класса, содержанием образовательной программы, используемых
образовательных технологий в формах:
 письменной работы (тест, контрольные, практические работы);
 устного ответа, в том числе в форме опроса, защиты проекта, творческой работы.
3. Промежуточная аттестация

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
№
п/п
1
2
3

Наименование разделов и тем программы

Россия — наша Родина
Культура и религия. Введение в православную
духовную традицию
Во что верят православные христиане

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

http://school-collection.edu

2

http://school-collection.edu

4

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3
http://school-collection.edu

4

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3

2

https://easyen.ru/load/orkseh/294

5
6

Милосердие и сострадание

2

7
8

Православие в России
Православный храм и другие святыни
Символический язык православной культуры:
христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство),
православный календарь. Праздники

5
3

Христианская семья и её ценности

3

9

10

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему
Отношение к труду. Долг и ответственность

4

Практические
работы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://easyen.ru/load/orkseh/294
https://easyen.ru/load/orkseh/294

6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

11

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального народа России

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2
34

https://easyen.ru/load/orkseh/294

0

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ"
Тематические модули

Россия — наша Родина
(1ч.)

Культура и религия.
Возникновение религий.

Темы уроков

1.Россия – наша Родина. Роль
культурных традиций в жизни
народов России, значение
культурных традиций в жизни
человека, семьи, народа, общества.
Культура и религия.

1. Культура и религия.
2. Возникновение религий

Методы и формы организации
обучения.
Характеристика деятельности
обучающихся
Знакомство с духовным миром
человека. Осознание, что такое
культурные традиции и для чего они
существуют. Знание, понимание и
принятие обучающимися ценностей:
Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, как основы
культурных традиций
многонационального народа России.

Электронный цифровой
ресурс(ы).
Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru
Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru

Мировые религии и
иудаизм. Основатели
религий мира (4часа)

Знакомство с понятиями «религия»,
«иудаизм», «христианство», «ислам»,
«буддизм», «культура»

http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России

1 Священные книги христианства,
ислама.

Знакомство с особенностями
священных книг. Библия, Евангелие,
Коран

(2 часа)

2. Священные книги иудаизма и
буддизма

Знакомство с особенностями
священных книг. Библия, Трипитака

Хранители предания в
религиях мира (2 часа)

1. Хранители предания в религиях
мира

Раввин, епископ, имам, лама

Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru
Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru

Священные книги
христианства, ислама,
иудаизма и буддизма

3. Мировые религии.
4. Основатели религий мира

2. Хранители предания в религиях
мира

Добро и зло (2ч.)

1. Представление о происхождении
добра и зла в разных религиях.
2. Понятия греха и раскаяния в
разных религиях

http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru

Что такое добро и зло, грех и
добродетель, покаяние, спасение.

Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru

Человек в религиозных
традициях народов
России (2ч.)

1. Человек в религиозных
традициях народов России
2. Молитва в разных религиозных
традициях

Участие человека в религиозных
ритуалах
Молитвы в религиозных традициях

Священные сооружения
(2ч.)

1. Предназначение священных
сооружений.

Предназначение и устройства
священных сооружений различных
религий. Правила поведения при
посещении сооружений

2. Необходимость священных
сооружений для любой религии.

Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru
Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru

Искусство в религиозной 1. Связь искусства и религии
культуре (2ч.)

Религиозная культура
народов России (2ч.)

2. Взаимосвязь особенностей
религиозного искусства с
традициями веры

Знакомство с особенностями культуры
в различных религиозных традициях.
Христианские иконы, песнопения,
архитектура. Мусульманские арабески
и каллиграфия, иудаизтские предметы
культа, буддийские изображения.

1. Религиозная культура народов
России

История религии в России, выбор
веры, российские святые, монастыри;

Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru
Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru

2. Православное христианство в
истории России. Другие
христианские конфессии в России.

взаимодействие церкви и государства.
Другие религиозные конфессии

http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru

Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды (4 ч)

1. Понятие ритуала. Возникновение
обрядов. Виды религиозных обрядов
2. Основные обряды христианства.
Основные обряды в исламе.
3 Основные обряды иудаизма.
Основные обряды буддизма.
4. Что такое паломничество.
Паломничество в традиционных
религиях России

Понятие религиозного ритуала,
таинство. Причащение, крещение,
брак, намаз, шаббат, мантры

Праздники и календари
(2 ч)

1.Праздники и календари.
Христианства и ислама

Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru
Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru

Религия и мораль.
Нравственные заповеди в
христианстве, исламе,
буддизме и иудаизме (2ч)
Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь

Семья и семейные
ценности(1ч)

2.Праздники и календари буддизма и
иудаизма

Знакомство с праздниками,
календарями и традициями различных
религиозных культур.

1. Религия и мораль
2. Нравственные заповеди в
христианстве, исламе, буддизме и
иудаизме
Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь

Понятие морали. Нравственные
заповеди религий

Семья и семейные ценности

Семья и семейные ценности

Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь

http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru
Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru
Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru

Долг, свобода,
ответственность,
труд(1ч)
Любовь и уважение к
Отечеству (1)
Творческие работы
учащихся (2ч.)

Долг, свобода, ответственность, труд

Долг, свобода, ответственность, труд

Любовь и уважение к Отечеству

Любовь и уважение к Отечеству

1. Творческие работы учащихся

Работа над творческими работами по
изученным темам, оформление
проектов.

2. Творческие работы учащихся

http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru

Обобщающий урок.
Подведение итогов

Обобщающий урок. Подведение
итогов

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Свободные высказывания
обучающихся, выставка тетрадей и
творческих работ

34 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
Тематические модули

Россия — наша Родина
(1ч.)

Темы уроков

1.Россия – наша Родина. Роль
культурных традиций в жизни
народов России, значение
культурных традиций в жизни

Методы и формы организации
обучения.
Характеристика деятельности
обучающихся
Знакомство с духовным миром
человека. Осознание, что такое
культурные традиции и для чего они
существуют. Знание, понимание и
принятие обучающимися ценностей:

Электронный цифровой
ресурс(ы).
Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ

Этика и её значение в
жизни человека. Нормы
морали. Нравственные
ценности, идеалы,
принципы
(8ч.)

человека, семьи, народа, общества.
Культура и религия.

Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, как основы
культурных традиций
многонационального народа России.

1.Этика и её значение в жизни
человека.
2. Нормы морали.
3. Нравственные ценности, идеалы,
принципы.
4. Составление текстов-рассуждений
на темы добра и зла, моральных
ценностей, идеалов.
5. Значение нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества,
государства.
6. «Золотое правило» этики.
7. Рассуждение на моральноэтические темы.
8. Образцы нравственности в
культурах разных народов.

Знакомство с понятиями «этика»,
«светская этика». Формирование
понимания, что предполагает светская
этика. Знакомство со значениями слова
«культура». Понимание того, что
культура — вторая природа.
Знакомство с происхождением морали.
Осознание особенностей морали.
Знакомство с нормами морали,
принятыми в обществе. Формирование
понимания, что есть добро и зло, их
проявления. Знакомство с изменением
представлений о добре и зле в ходе
истории. Знакомство с понятиями
«добродетель», «порок». Осознание
важности добродетели в жизни
человека. Знакомство с понятием
«свобода», понимание взаимосвязи
свободы и морального выбора
человека.

духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru
Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru

Государство и мораль
1. Государство и мораль
гражданина. Основной
гражданина. Основной Закон
Закон(Конституция) в
(Конституция) в
государстве как источник государстве как источник
российской гражданской российской гражданской этики.
этики

Осознание понятия «ответственность»,
при каких условиях возможно
ответственное поведение. Знакомство с
основами светской и религиозной
морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных
отношений в обществе.

(1 ч.)

Образцы нравственности
в культуре Отечества,
народов России. Природа
и человек
(5ч.)

1.Нравственные нормы жизни в
обществе.
2.Образцы нравственности в
культуре Отечества, народов России.
Нравственные нормы на примерах
образцов поведения людей,
исторических и литературных
героев, защитников Отечества в
истории России и современности.
3. Бережное отношение к природе и
личная ответственность за это
каждого человека.
4. Составление текстов-рассуждений
на тему «Образцы нравственного
поведения в культуре Отечества».

Понимание, что такое моральный долг,
в чем особенности его проявления.
Знакомство с моральными
обязанностями человека. Осознание
понятия «справедливость», выяснение
моральных правил справедливого
человека. Знакомство с понятиями
«альтруизм» и «эгоизм».
Формирование здорового эгоизма.
Формирование понимания сути
добродетельных, дружеских
отношений. Раскрытие понятия
«дружба».

Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru
Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru

5. Гуманисты России. Писателигуманисты.
Праздники как одна из
форм исторической
памяти
(2ч.)

Семейные ценности.
Этика семейных
отношений
(1ч.)

Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru

1. Праздники как одна из форм
исторической памяти народа,
общества,
их значение для укрепления единства
народа, общества.
2. Российские праздники
(государственные, народные,
религиозные, семейные), День
народного единства, День
защитников Отечества и др.
Праздники в своём регионе,
местности проживания.

Знакомство с традициями народа,
государственные и семейные
праздники. История происхождения
государственных праздников. История
праздников родного края.

1. Семейные ценности и этика
семейных отношений. Семья,
отношения
в семье на основе взаимной любви и
уважения, любовь и забота
родителей о детях, любовь и забота
детей о нуждающихся в помощи
родителях, уважение старших.
Семейные традиции народов
России.

Продолжение формирования
понимания ценности родовых,
семейных отношений, необходимости
знания своей родословной,
уважительного отношения к фамилии.

Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru
Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru

Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru
Трудовая мораль.
Нравственные традиции
предпринимательства
(2ч.)

Что значит быть
нравственным в наше
время. Методы
нравственного
самосовершенствования
(7ч.)

1. Трудовая мораль, нравственные
традиции трудовой деятельности,
предпринимательства в России.
2. Трудолюбие, честный труд,
уважение к труду, к трудящимся
людям,
результатам труда (своего и других
людей).

Знакомство с тем, что входит в
понятия «поступок» и «нравственный
поступок». Осознание мотивов
поступков и их целей, выбор средств
достижения целей. Понимание и
принятие афоризма «Поступай с
другим так, как хотел бы, чтобы
поступили с тобой».

Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru

1. Что значит быть нравственным в
наше время. Нравственные поступки
свои и других людей.
2. Соотнесение нравственных норм
с анализом личного опыта
поведения.
3. Составление текстов-рассуждений
на тему «Образцы нравственного
поведения людей в современной
жизни».
4. Высшие нравственные ценности,
идеалы, принципы морали.
Нравственный выбор.

Раскрытие понятий «стыд», «вина».
Осознание отличия ложного стыда от
стыда и чувства вины. Понимание
необходимости раскаяния и извинения.
Осознание, что входит в понятия
«честь» и «достоинство». Раскрытие
составляющих кодекса чести.
Формирование представлений о
совести, ее связи с понятием «стыд».
Знакомство с понятиями «идеал»,
нравственный идеал», наполнения их
жизненными примерами.

Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru

5.Методика создания морального
кодекса в школе.
6. Нормы морали. Образование как
нравственная норма.
7. Методы нравственного
самосовершенствования.
Этикет
(3ч.)

Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального
народа России
(4ч.)

Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru

1.Этикет. Правила поведения в
обществе.
2. Нравственные нормы и правила
этикета.
3. Этика и этикет. Целесообразность
правил этикета.

Осознание понятий «образец»,
«этикет», роли этикета в жизни
человека. Знакомство с основными
правилами этикета. Развитие чувства
семейственности, укрепление
семейных отношений. Знакомство с
праздничными ритуалами, правилами
дарения и принятия подарков.
Осознание и принятие формулировки
«жизнь человека -высшая нравственная
ценность». Формирование понимания
уникальности и неповторимости
человеческой жизни, воспитание
толерантности.

1.Любовь и уважение к Отечеству.
2. Патриотизм многонационального
и
многоконфессионального народа
России.
3. Российская светская этика,
духовно-нравственная культура
многонационального народа России,
их значение в жизни человека,
семьи, российского общества.

Развитие чувства гражданственности,
патриотизма, любви и уважения к
Родине. Знакомство с понятием
«мораль гражданина». Работа над
творческими работами по изученным
темам, оформление проектов.

Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru
Российская электронная школа
http: // resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт
дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно- нравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net

4. Сопоставление понятий
«патриотизм», «Отечество»,
«многонациональный народ
России», «служение», соотнесение
определений с понятиями.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Сетевое образовательное
Сообщество учителей Инфоурок
https://infourok.ru
Сетевое образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://multiurok.ru
34 часа

Виды учебной деятельности учащихся:
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
1.
Слушание объяснений учителя.
2.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
3.
Самостоятельная работа с учебником.
4.
Работа с научно-популярной литературой.
5.
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
6.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
7.
Систематизация учебного материала.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
1.
Просмотр учебных фильмов.
2.
Анализ графиков, рисунков, таблиц, схем.
3.
Анализ проблемных ситуаций.
Форма организации учебных занятий:
ОНЗ - урок овладения новыми знаниями
ФСУН – урок формирования и совершенствования умений, навыков
ОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
ПЗЗ – урок повторения, закрепления знаний
КП – контрольно-проверочные уроки
К – комбинированный урок
Приложение 1
ФОРМЫ УЧЕТА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через использование
воспитательного потенциала уроков. Эта работа осуществляется в следующих формах:

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
— обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются
в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны
и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе, объектов для выполнения.

Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям искусства.

Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.



Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.

Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания:
- методы контроля и самоконтроля,
- методы самовоспитания,
- методы поощрения,
- методы формирования сознания,
- методы убеждения.

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
организации групповых и индивидуальных исследований (мини-исследований), включение в
урок различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся
приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного
выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных)
ценностей,
обеспечивают
единство
воспитания,
воспитательного пространства.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий
уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины - России, Российского государства;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего
региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям,
уважающий старших;
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.

Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского
языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве
людей;
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
Трудовое воспитание
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление;
проявляющий интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих
вред природе, особенно живым существам;
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
выражающий
познавательные
интересы,
активность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном
знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях знания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».