ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0092B2D71EADEEE25840464B3BBFF5E623
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 02.09.2022 до 26.11.2023
Рабочая программа «Игровая экология» составлена в соответствии с
требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта
начального общего образования (ФГОС НОО) к внеурочной деятельности
программы «Игровая экология» на основе авторской комплексной
программы Шпотовой Татьяны Владимировны. Программа сохраняет
авторское название.
Учебный курс « Игровая экология» эколого-биологической и учебнопознавательной направленности. Слово «Экология» дословно переводится
как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере.
Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных –
помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей
её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Объектом
изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего
школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитие у
младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинноследственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах
познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование. Программа
предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в
ближайшем природном и социоприродном окружении. «Игровая экология» интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого
рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей
природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются
эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших
школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования
ценностного отношения младших школьников к природе, для воспитания
основ экологической ответственности как важнейшего компонента
экологической культуры.
Цели и задачи учебного курса «Игровая экология»
Цель:
формирование познавательного интереса детей, расширение кругозора о
связях в Природе, способствующих формированию экологической культуры
личности
Задачи:
• Развитие и поддержание у детей устойчивого интереса к получению
знаний вообще и знаний о связях в окружающем мире в частности.
• Формирование навыков наблюдения за объектами живой и неживой
природы.
• Формирование умения находить в окружающем мире локальные
проявления глобальных экологических проблем.
• Развитие духовного мира детей, их интеллектуальных и творческих
способностей.
• Формирование у детей эмоционально-положительного отношения к
природе и навыков поведения в ней.
• Воспитание чувства ответственности за свои действия в природе,
базирующегося на знании закономерностей протекания природных
процессов.
Виды деятельности:
1. Игры (коммуникативные, подвижные, интеллектуальные)
2. Чтение и обсуждение произведений на экологическую тему.
3. Защита экологических проектов.
4. Творческие работы: пантомимы, коллажи; рисование; изготовление
поделок, экознаков, отгадывание кроссвордов.
5. Наблюдение, измерение, моделирование, исследование.
6. Участие в фотовыставках, фотоконкурсах; конкурсах, акциях,
организованных заповедником «Костомукшский», Республиканским
детским эколого-биологическим центром им. Кима Андреева.
7. Общественно-полезная практика.
Место курса «Игровая экология» в учебном плане
На изучение курса «Игровая экология» в 1 классе выделяется 33 часа –
1 час в неделю, во 2, 3 и 4 классах выделяется 34 часа – 1 час в неделю. Курс
рассчитан на 4 года.
Общая характеристика курса «Игровая экология»
В учебном курсе различаются 2 направления: естественнонаучное
направление, целью которого
является передача суммы знаний об
окружающем мире, основанная на толковании термина «экология» как науки
о взаимосвязях в природе. В основе этого направления лежат шесть
экологических понятий: среда и место обитания организмов, условия их
существования,
приспособления
к
условиям
существования,
взаимоотношения между организмами и объектами неживой природы,
цикличность природных процессов, биоразнообразие.
Направление эмоционально-чувственного развития детей, целью которого
является обучение детей умению восхищаться окружающим миром, тонко
чувствовать красоту и гармонию природы и выражать свое отношение с
помощью различных приемов и способов.
Программа построена на принципах развивающего обучения,
предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить,
устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, тонко
чувствовать красоту и гармонию этого мира и выражать свои чувства с
помощью различных приемов, давать этическую оценку действиям людей в
отношении природы.
Каждое занятие является комплексным – на нем используется
несколько видов учебной деятельности. Разнообразие видов деятельности
(учебные спектакли, «погружение» в
тексты, подвижные и
интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями и т.д.) не только
позволяет гармонично работать оба полушария головного мозга, но и делает
занятия привлекательными для детей, а умелое чередование этих видов
деятельности позволяет учителю постоянно удерживать внимание детей и
дает возможность учащимся усвоить большой объем информации.
Главной задачей учителя является создание на занятиях атмосферы
сотрудничества и радости для формирования у детей устойчивого
положительного отношения к занятиям экологии, что, в свою очередь,
необходимо для формирования доброго отношения к природе. Занятия в
классе чередуются с экологическими экскурсиями, проводимыми на
территории школьного двора, заповедника. Экскурсии являются такими же
информативными и насыщенными различными видами деятельности, как и
занятия в классе.
Содержание программы
Вселенная и время
Земля – планета Солнечной системы. Строение Солнечной системы.
Солнце – источник тепла и света. «Адрес» планеты Земля и адрес учащегося.
Компоненты неживой природы. Живые существа Земли. Царства живой
природы. Экология – наука о взаимосвязях в природе. Продолжительность
формирования Земли как твердого небесного тела. Процесс появления и
формирования современных форм жизни. Лента Времени. Человек – житель
планеты Земля: эволюция человека и его место среди других живых
организмов. Предки и потомки.
Место обитания и условия существования живых существ.
«Среда обитания» и «место обитания» живых существ. Места обитания
организмов в окрестностях школы. Лес как место обитания живых существ.
Деревня – место обитания человека. Растительное и животное сообщества,
сообщество грибов. Связь внутри сообщества на примере лесного
сообщества.
Биоценоз. Биоценоз леса, луга, водоема. Роль Солнца как основного
источника энергии. Пищевые отношения в биоценозе. Пищевая цепь (на
примере пищевых цепей луга и водоема). Правила поведения в лесу и лугу.
Место представителей различных Царств живой природы в пищевых цепях.
Вода как среда обитания живых существ. Условия существования
организмов в водной среде. Живые существа водоема как звенья пищевой
цепочки. Основные представители биоценоза пресноводного водоема.
Правила поведения у водоема.
Почва как среда обитания живых существ. Продолжительность процесса
формирования почвы. Многокомпонентность почвы. Биоценоз почвы.
Основные приспособления живых организмов к почвенной среде обитания.
Живые существа почвы как звенья пищевой цепочки.
Смена времен года как смена условий существования живых
организмов. Сокращение потока тепла и света в зимнее время.
Неблагоприятные условия
существования
живых организмов
и
приспособления к ним (на примере растений и животных своего края). Роль
снега для живых организмов.
Приспособление к условиям существования.
Приспособления живых существ к жизни в неблагоприятных зимних
условиях: миграция, активный образ жизни, заготовка пищевых запасов,
спячка. Сбрасывание листьев деревьями как приспособление к зимним
условиям. Особенности строения тела животного как следствие
приспособления к определенным условиям жизни.
Насекомые – самая многочисленная группа животных на Земле.
Признаки насекомых. Стадии развития насекомых как способ выживания в
меняющихся условиях жизни. Насекомые родного края.
Многообразие форм носов, ушей, хвостов, зубов, клювов, крыльев
животных как проявление приспособления к определенным условиям
существования. Связь между формой и размерами частей тела и его образом
жизни и питанием. Типы питания.
Защитные приспособления растений и животных.
Части дерева и их функции. Ярусы леса как приспособление членов
растительного сообщества к совместному проживанию в одном месте
обитания. Представители различных ярусов леса и их отношения друг с
другом. Части растений и их функции. Приспособление растений к
различным условиям жизни. Приспособление живых существ к суточному
ритму жизни на Земле.
Цикличность природных процессов.
Смена времен года как пример цикличности природных процессов.
Круговорот воды в природе. Осадки. Снег. Роль круговорота воды в жизни
живых существ. Жизненный цикл животных (на примере насекомых).
Сезонный цикл развития травянистых растений и деревьев. Многолетние и
однолетние растения. Цветение – одна из стадий развития цветковых
растений. Появление семян как звено жизненного цикла растений. Роль
Солнца в смене дня и ночи и сезонов. Вращение Земли вокруг своей оси.
Вращение Земли вокруг Солнца. Смена светлого и темного времени суток и
ее влияние на жизнь живых существ.
Биоразнообразие.
Разнообразие живых существ Земли. Царства живой Природы.
Зависимость живых существ от условий существования. Различные
представители Царств живой Природы. Приспособления разных
представителей Царств живой Природы к условиям жизни. Жизненный и
сезонный цикл представителей разных Царств живой Природы.
Экологические прогулки. Экскурсии.
Занятия строятся на основе «игровой» технологии: игра используется
как одна из наиболее эффективных форм передачи и усвоения информации.
Учебный курс «Игровая экология» включает в себя три блока игр:
коммуникативные, учебно-развивающие (дидактические),
развивающие
духовно-нравственную сферу.
Блок 1. Коммуникативные игры
Включенные в этот раздел игры не только создадут в классе атмосферу
сотрудничества и доверия, но и будут способствовать решению других
важных задач:помогут каждому лучше понять себя и научиться ценить
мнения и чувства других;снимут беспокойство
и
напряжение;помогут создать радостную, спокойную и творческую
обстановку, при которой дети и взрослые более свободно задают вопросы,
свободно участвуют или не участвуют в каких-либо видах деятельности. Эти
игры можно использовать не только в начале, но и на других этапах занятия
для изменения темпа учебного процесса и настроя в классе.
Блок 2. Учебно-образовательные игры
Учебно-образовательные
игры
экологического
содержания
расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы,
деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе,
способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе,
выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Каждая игра (равно как и любой другой методический прием) должна быть
для раскрытия темы того или иного занятия в помещении или на природе!
Игра не самоцель, а эффективный способ передачи информации,
проверенное средство создания мотивации к обучению. Обязательным
завершением каждой игры должен стать ее анализ.
Блок 3.
Игры, развивающие эмоционально-чувственную сферу
Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка – это одна из
главных задач экологического просвещения. Следствием такого развития
становится пробуждение в детях чувства восхищения красотой и гармонией
окружающего мира, формирование у них чувства симпатии и уважения ко
всем живым существам на земле. Кроме того, эмоционально-чувственное
восприятие мира, конечно же, способствует и укреплению фундамента
знаний о природе.
Игры проводятся при непосредственном контакте с природными
объектами (наблюдения или более близком контакте – прикосновении к
растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.). При проведении
этих игр необходимо учитывать следующее: у детей должен быть
сформирован широкий круг представлений об объектах природы; игры лучше
всего проводить в естественной природной среде, чтобы дети могли подойти к
тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на
его состояние (для развития эстетического, эмоционального восприятия
природы)
Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие
эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные
действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний,
придают им осмысленность. При такой мыслительной деятельности,
связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно
исключается равнодушие и безразличие – возрастает мыслительная
напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше
нового, сверхинтересного и необычного для себя. Создается определенное
отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, обостряется
внимание к ним, и, следовательно, идет процесс эмоциональнопсихологической готовности принять интересную и полезную информацию о
природе, т.е. появляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок
становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит,
занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате
формируется непосредственная эмоциональная отзывчивость, радость
предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе,
предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и
способностей
относительно
изучения
окружающей
природы.
Результаты изучения учебного курса «Игровая экология»
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к
базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
33 часа
№
Номер
раздела занятия
1.
1
2.
2
3
3.
4.
5.
6.
7.
Тема
Введение
Что такое «Экология»?
Мой дом за окном (5 часов)
Дом, где мы живем
Откуда появляется и куда девается
мусор
4
Дом моей мечты
5
Практическое
занятие
«Уборка
школьного двора»
6
Экскурсия по территории школы
7
Практическое занятие «Изготовление
съедобных кормушек для птиц»
Я и моё окружение (4 часа)
8
Моя квартира. Моя семья.
9
Мой класс
10
Комнатные растения в квартире и
классе
11
Практическое занятие «Уход за
комнатными растениями»
12
Экскурсия в живой уголок
Гигиена моего дома (3 часа)
13
Уход за квартирой
14
Практическое занятие «Гигиена
класса»
15
Природа в квартире и в классе
Вода – источник жизни (3 часа)
16
Вода в моем доме и в природе
17
Вода в жизни животного мира
18
Зачем экономить воду?
Солнце и свет в нашей жизни (4 часа)
19
Солнце, луна, звёзды – источники света
20
Практическое занятие «Наблюдение
света Солнца и Луны, фонаря,
лампы,свечи»
21
Электрический свет и тепло в доме
22
Сколько стоят свет и тепло?
Воздух и здоровье (2 часа)
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
24
8.
25
26
27
9.
28
29
30
31
32
33
Воздух и здоровье
Практическое занятие «Уборка в
классе»
Мой край (3 часа)
Красная книга Карелии
Экскурсия
в
«Костомукшский
заповедник»
Практическое занятие изготовление
коллажа «Экологические проблемы
Карелии»
Человек и животные (6 часов)
Ролевая игра «Это все - кошки»
Жизнь среди людей
Викторина « Собаки – наши друзья»
Люди и паразиты
Защита животных. Акция по сбору
корма для бездомных животных.
Экскурсия
в
«Костомукшский
заповедник»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Содержание программы
1 класс (33ч)
• Введение (1 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий,
правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что
такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека,
дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты
Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой
и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса
(между растениями и животными, между различными животными); связь
между природой и человеком.
• Мой дом за окном (5 ч)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность.
Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной
площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по
наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности.
Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о
выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается
мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое
явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей
о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения
перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы
делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц,
выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания
птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни
человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время.
Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным?
3 . Я и моё окружение (4 ч)
Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура
воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные
материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью
посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов
семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить
мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты
будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по
планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение
традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что
необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по
классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной
работе.
Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет?
Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.
Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и
гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки
комнатных растений с учётом приспособленности к условиям
существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить
условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за
комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и
обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями.
Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ.
Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука,
гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.
Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе
Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и
собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение
требований гигиены и правил безопасности при содержании животных.
Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение
рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки
• Гигиена моего дома (3 ч.)
Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание.
Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на
температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность
человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление
списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила
безопасности при их эксплуатации.
Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство.
Уход за комнатными растениями.
Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение,
экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход.
История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой.
Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить
пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма.
Моделирование и демонстрация одежды
5. Вода – источник жизни (3 ч)
Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды
расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая,
кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить?
Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода
влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем
человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как
расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание
водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
6. Солнце и свет в нашей жизни (4 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на
комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и
теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и
теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз –
орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС,
газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла.
Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра.
Источники света и тепла в русской избе.
7. Воздух и здоровье (2 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что
нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что
делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом
дыхательной гимнастики. Проветривание.
8. Мой край (3 ч)
Растительный и животный мир родного края. Знакомство с
исчезающими растениями и животными родного края. Экологические
проблемы.
9. Человек и животные (6 ч)
Многообразие растительного и животного мира. Многообразие
растений и животных. Основные экогруппы растений. Особенности жизни
животных. Причины исчезновения растений и животных и необходимость
защиты каждым человеком. Красная книга.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й год обучения
34 часа
№
Номер
Тема
раздела занятия
1.
Введение
1
Мы – жители Земли
2.
Мой дом за окном (6 часов)
2
Я и время
3
Продолжительность истории Земли
4
История Земли в картинках
5
Экскурсия «Хвойный лес»
6
Я и время
7
Практическое занятие «Изготовление
съедобных кормушек для птиц»
3.
Я и моё окружение (4 часа)
8
Продолжительность истории
человечества
9
Ритмы и циклы в природе
10
Этажи леса
11
Практическое занятие «Уход за
комнатными растениями»
12
Экскурсия в живой уголок
4.
Гигиена моего дома (3 часа)
13
Наш дом. Ничего лишнего.
14
Снег и его роль в жизни растений и
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5.
6.
7.
8.
9.
животных
15
Зубы, носы, уши
Вода – источник жизни (3 часа)
16
Экология водоемов России
17
Вода – источник жизни
18
Круговорот воды в природе
19
Практическое занятие «Очистка воды»
Солнце и свет в нашей жизни (4 часа)
20
Светлолюбивые
и
теплолюбивые
комнатные растения
21
Телевизор в моем доме
22
Сезонные приспособления животных
23
Отношение к свету и теплу различных
животных
Воздух и здоровье (2 часа)
24
Загрязнение воздуха
25
Практическое занятие «Уборка в
классе»
Мой край (3 часа)
26
Северный
олень
символ
Костомукшского заповедника
27
Экскурсия
в
«Костомукшский
заповедник»
28
Экобатл. Сбор макулатуры.
Человек и животные (6 часов)
29
Акция « Помоги четвероногому другу»
30
Бактерии и вирусы. Борьба с
болезнями.
31
Викторина «Знатоки природы»
32
Акция «Чистый берег озера Контокки»
33
Всероссийский день посадки леса.
34
Экскурсия
в
«Костомукшский
заповедник»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-й год обучения
34 часа
№
Номер
Тема
раздела занятия
1.
Введение
1
Экосистемы и экотоны
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Количество
часов
1
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Мой дом за окном (6 часов)
2
Практическое занятие «Куда уходит
тепло?»
3
Экология дома – экология в мире
4
Экскурсия «Чудесный лес»
5
Место обитания – родной дом
6
Миграции птиц
7
Практическое занятие «Изготовление
съедобных кормушек для птиц»
Я и моё окружение (4 часа)
8
Эко-игра «Приглядимся к себе».
9
Полезные привычки
10
Практическое занятие «Сортировка
мусора»
11
Практическое занятие «Уход за
комнатными растениями»
12
Экскурсия в живой уголок
Гигиена моего дома (3 часа)
13
Городская экология – что это такое?
14
Экология жилища
15
Экологические дома - жильё будущего
Вода – источник жизни (3 часа)
16
Вода мира- единый организм
17
Приспособление живых существ к
жизни в воде
18
Просмотр фильмов о жизни водных
организмов
19
Отличие водных организмов от
жителей суши
Солнце и свет в нашей жизни (4 часа)
20
Великий круговорот жизни
21
Земля дрожит, гудит и брызгается
22
Возраст Земли
23
Влияние света на организмы
Воздух и здоровье (2 часа)
24
Лесные пожары
25
Воздух – щит Земли
Мой край (3 часа)
26
Для чего дереву нужны листья?
27
Экскурсия
в
«Костомукшский
заповедник»
28
Уют в снегу.
Человек и животные (6 часов)
29
Миграции животных
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
31
32
33
34
День Земли. Марш парков
Семена – дети растений
Флора и фауна у меня дома
Практическое занятие. Всероссийский
день посадки леса.
Экскурсия
в
«Костомукшский
заповедник»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4-й год обучения
34 часа
№
Номер
Тема
раздела занятия
1.
Введение
1
Праздник
«Посвящение в эколята
первоклассников».
2.
Мой дом за окном (6 часов)
2
«Разделяй с нами»
3
Экскурсия «Живая и неживая природа»
4
Безопасность дома
5
Человек – частичка планеты Земля
6
Экологический квест «Юные экологи»
7
Практическое занятие «Изготовление
съедобных кормушек для птиц»
3.
Я и моё окружение (4 часа)
8
История вещей и экономика будущего
9
Экопрофессии
10
Создание
буклета
«Полезные
привычки»
11
12 ноября – синичкин день
12
Проблема утилизации мусора
4.
Гигиена моего дома (3 часа)
13
Экологически чистые овощи
14
Приключения электроники
15
Устный журнал «Гигиена моего дома»
5.
6.
Вода – источник жизни (3 часа)
16
Ключ к воде - искусственные водоемы
17
11 января – День заповедников
18
Моря России. Сохранение морских
экосистем
19
Лаборатория чистой воды
Солнце и свет в нашей жизни (4 часа)
1
1
1
1
1
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
7.
24
25
8.
26
27
28
9.
29
30
31
32
33
34
Экскурсия «Ритмы жизни в лесу»
Великое таинство обновления природы
Понятие «Экологическая пирамида»
Парниковый эффект – что это?
Воздух и здоровье (2 часа)
28 апреля – день химической опасности
Мобильные технологии для экологии
Мой край (3 часа)
1 апреля – день птиц
Экскурсия
в
«Костомукшский
заповедник»
Лучший мир для всех
Человек и животные (6 часов)
Пищевые отношения в лесу
День Земли. Марш парков
Практическое занятие «Цветы для
клумбы»
Субботник «Спаси планету от мусора»
Практическое занятие. Всероссийский
день посадки леса.
Экскурсия
в
«Костомукшский
заповедник»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макеева А.Г. , Самкова В.А. Е.М. Клемяшова. Мы- твои друзья.
Методическое пособие для учителей начальной школы
2. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической
этики
3. Плешаков А.А. Зеленые страницы
4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. 1-4 класс
5. Цветкова И.В.Экология для начальной школы. Игры и проекты.
Популярное пособие для родителей и педагогов
6. Чмир Р.А., Козинцева О.В.,
Е,А.Экологические сказки России. Сборник.
Тарасова
С.В.,
Завязкина
7. Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. Методические
рекомендации. 1-4 классы