•
•
•
•
•
•
•
Пояснительная записка
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в
области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым
образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности,
которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие
и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных
условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися
практическими умениями и навыками, проектно-исследовательской деятельностью.
Программа «Лаборатория Левенгука» направлена на формирование у учащихся 8 классов
естественно-научной грамотности и организацию изучения биологии на деятельностной
основе, интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение
полученных знаний на практике.
На уроках биологии в 8 классе закладываются основы многих практических
умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах
изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся
должны усвоить на уроках «Биологии» в 8 классе достаточно велико, поэтому внеурочная
деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки
практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать
коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя
вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со
структурой работы.
Цель и задачи программы
Цель: создание
условий
для
успешного
освоения
учащимися
практической
составляющей
школьной
биологии
и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
Формирование системы
научных
знаний о
системе живой
природы и
представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения
несложных биологических экспериментов;
развитие умений и навыков проектно–исследовательской деятельности;
формирование
основ
экологической
грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на
следующие аспекты:
личностный рост ученика;
использование
личностно-ориентированных
технологий
(технология
развития
критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в
сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
организация проектной деятельности школьников, представление индивидуальных (или
групповых) проектов по выбранной теме.
Формы проведения занятий: Очные занятия, возможны дистанционные. Практические и
лабораторные работы,
экскурсии, эксперименты,
наблюдения,
коллективные
и
индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии,
проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, доклад, выступление, презентация,
участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
•
•
•
•
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и другое);
эстетического отношения к живым объектам.
Патриотическое воспитание:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад
российских и
советских учёных в развитие мировой биологической науки.
Гражданское воспитание:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и
проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры; понимание значимости нравственного аспекта деятельности
человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным
состоянием.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению
профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;
умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Структура программы
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности составлено с учётом рабочей
программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы.
Воспитательный потенциал рабочей программы внеурочной деятельности обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на уровне ООО
(5-9 классы).
Целевым приоритетом уровней является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений обучающихся (семья, труд, отечество, природа, мир,
культура, здоровье, человек):
1) к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
2) к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
3) к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос
и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
4) к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
5) к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
6) к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
7) к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
8) к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
9) к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
10) к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Программа «Лаборатория Левенгука» включает в себя разделы:
№
1
2
3
4
5
Название раздела
Количество часов
Введение. Биология как наука.
Методы биологии
Признаки живых организмов
Система, многообразие и эволюция
живой природы
Человек и его здоровье
Наследственность и здоровье.
Физиология и гигиена.
ИТОГО
1
Воспитательный
потенциал курса
внеурочной
деятельности
4,5,6
4
7
4,6,8
3,4,6,8
15
3
4
34
4,6,8
4,6,8
4,6,8,10
Тематический план
Примерное содержание
I. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
II. Признаки живых организмов (4часа)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин
заболеваний организмов. Вирусы - неклеточные формы жизни. Признаки организмов.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных,
выявление изменчивости организмов. Приспособление организмов к окружающей среде.
III. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль
грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в
природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в
природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль
животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции
органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Усложнение
растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа
устойчивости биосферы и результата эволюции.
IV. Человек и его здоровье (15 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции.
Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание.
Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы
крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен
веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение
продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорнодвигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение
человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их
биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память,
эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека:
осмысленность восприятия, словесно-логическое
мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы
деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент,
характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями.
Укрепление
здоровья:
аутотренинг,
закаливание,
двигательная
активность,
сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух.
Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление
алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания:
грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные,
мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний.
Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний,
вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей
болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы
оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами,
ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях;
травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
V. Наследственность и здоровье. (3 часа)
Наследственная изменчивость генетического материала - мутации. Причины мутаций.
Виды мутаций. Генные. Хромосомные. Геномные. Наследственные заболевания,
вызванные различными мутациями. Профилактика наследственных заболеваний.
VI. Физиология и гигиена. (4 часа)
Методы исследования физиологических процессов. Методы изучения человеческого
организма: функциональные пробы, электрофизиологические пробы (МРТ, ЭКГ),
лабораторные исследования, гистологические исследования, мониторинг физического
состояния. Гигиена и методы её исследования. Санитарные нормы и правила. Значение
физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. ЛФК.
Календарно- тематическое планирование
№
Тема
1
Практическая работа
Цифровая лаборатория
Признаки живых организмов (4 часов)
Клеточное строение организмов как доказательство их Практическая работа
родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.
Вирусы - неклеточные формы жизни. Признаки
Беседа
организмов. Наследственность и изменчивость свойства
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, Практическая работа
Цифровая лаборатория
органы, системы органов растений и животных,
выявление изменчивости организмов.
Мини-исследование «Микромир»
Работа в группах
Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии.
Практическая работа
Цифровая лаборатория
Царство Грибы
Практическая работа
Цифровая лаборатория
Роль лишайников в природе, жизни человека и
Практическая работа
собственной деятельности. Использование мхов и
лишайников в интерьере.
Определяем и классифицируем растения
Практическая работа с
определителями
Морфологическое описание растений
Лабораторный практикум
Царство Животные. Роль животных в природе, жизни
Практическая работа
человека и собственной деятельности.
Цифровая лаборатория
Учение об эволюции органического мира. Ч.
Игра «Я –Дарвин»
Дарвин -основоположник учения об эволюции.
Усложнение растений и животных в процессе
эволюции
Человек и его здоровье (15 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них.
Работа со схемами и
Общий план строения и процессы
таблицами
жизнедеятельности человека.
Нейрогуморальная регуляция процессов
Беседа
жизнедеятельности организма. Нервная система.
Рефлекс.Рефлекторная дуга.
Железы внутренней секреции. Гормоны.
Работа со схемами и
таблицами
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в
Практическая работа
пищеварении.
Цифровая лаборатория
Дыхание. Система дыхания.
Практическая работа
Цифровая лаборатория
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая
Практическая работа
жидкость. Группы крови. Иммунитет.
Цифровая лаборатория
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая
Практическая работа
системы.
Цифровая лаборатория
Обмен веществ и превращение энергии в организме
Практическая работа
человека. Витамины
Цифровая лаборатория
Выделение продуктов жизнедеятельности.
Практическая работа
Цифровая лаборатория
Покровы тела и их функции.
Практическая работа
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Введение (1 час)
Биология как наука. Методы биологии
Форма проведения
Цифровая лаборатория
Теоретическая работа
24
Размножение и развитие организма человека.
Наследование признаков у человека. Наследственные
болезни, их причины и предупреждение.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
25
Органы чувств, их роль в жизни человека.
26
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и
правил здорового образа жизни. Переливание
крови.
Профилактические прививки. Уход за кожей,
волосами, ногтями. Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание
Приемы оказания первой доврачебной помощи
Практическая работа
Наследственность и здоровье (3 часа)
Наследственная изменчивость генетического
Исследовательская
материала - мутации. Причины мутаций.
деятельность
Виды мутаций. Генные. Хромосомные. Геномные.
Исследовательская
деятельность
Наследственные заболевания, вызванные различными Исследовательская
мутациями. Профилактика наследственных
деятельность
заболеваний.
Физиология и гигиена (4 часа)
Методы исследования физиологических процессов.
Практическая работа
Цифровая лаборатория
Методы изучения человеческого организма:
Практическая работа
функциональные пробы, электрофизиологические
Цифровая лаборатория
пробы (ЭКГ), лабораторные исследования,
гистологическиеисследования, мониторинг
физического состояния.
Гигиена и методы её исследования. Санитарные
Практическая работа
нормы и правила.
Цифровая лаборатория
Значение физических упражнений для правильного
Практическая работа
формирования скелета и мышц. ЛФК.
23
27
28
29
30
31
32
33
34
Исследовательская
деятельность
Исследовательская
деятельность
Исследовательская
деятельность
Методическое обеспечение:
Информационно-коммуникативные средства обучения
1.
Компьютер
2.
Мультимедийный проектор
Техническое оснащение (оборудование):
1. Микроскопы;
2. Цифровая лаборатория «Точка Роста»;
3. Оборудование для опытов и экспериментов.
Интернет-ресурсы
1.
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3.
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы
образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4.
https://content.edsoo.ru/lab/ - интерактивные лабораторные и практические работы.
5.
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы
России.