ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
009D62F34B3B762393E822243E3E82A0F3
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 20.10.2023 до 12.01.2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами внеурочной деятельности «Основы информатики» в 5-6
классах; устанавливает предметное содержание, предусматривает его структурирование по
разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт
примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность
их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся.
В соответствии с планом внеурочной деятельности МБОУ КГО «СОШ№1 им.Я.В.Ругоева»
предлагаемая программа по информатике для 5–6 классов составлена из расчёта общей учебной
нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»
Курс внеурочной деятельности «Основы информатики» в основном общем образовании
отражает:
-
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания
и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
-
основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии,
управление и социальную сферу;
-
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование
мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов
функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента
практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные
обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного
процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях,
становятся значимыми для формирования качеств личности, т.е. ориентированы на формирование
метапредметных и личностных результатов обучения.
Курс внеурочной деятельности «Основы информатики» в основном общем образовании
интегрирует в себе:
-
цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в
рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех
без исключения учебных предметов;
-
теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и
практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с
принципом дидактической спирали: вначале осуществляется общее знакомство обучающихся с
предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие
и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших
классах;
-
информационные
технологии
как
необходимый
инструмент
практически
любой
деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной
цивилизации.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют
структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических
разделов:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии.
ЦЕЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»
Изучение информатики в 5-6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, обеспечивая:
•
формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект», «система»,
«модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для успешного продолжения
учебно-познавательной деятельности и основы научного мировоззрения;
•
формирование
алгоритмического
стиля
мышления
как
необходимого
условия
профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе;
•
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных
учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов
информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с
различными
видами
информации,
самостоятельно
планировать
и
осуществлять
индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и
оценивать её результаты;
•
формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой
экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными,
коммуникация
в современных
цифровых
средах,
информационная
безопасность;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.
МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Основы информатики» основной школы опирается на опыт постоянного применения
ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение
этого опыта. Изучение информатики в 5-6 классах поддерживает непрерывность подготовки
школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для
изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах.
5 класс
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и
другими элементами цифрового окружения.
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные
устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств.
Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы
(приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение
работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые
системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации,
полученной из Интернета.
Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации
(аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация,
аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация).
Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в
получении человеком информации. Компьютерное зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации. Данные – записанная (зафиксированная)
информация, которая может быть обработана автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового
программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов.
Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение.
Текстовый редактор. Правила набора текста.
Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов.
Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное
и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.
Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с
несколькими слайдами.
6 класс
Цифровая грамотность
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.
Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу).
Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной
системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок
(каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов.
Встроенные антивирусные средства операционных систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных).
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество
всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите.
Преобразование любого алфавита к двоичному.
Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный
разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов
(страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный
фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем. Циклические алгоритмы.
Переменные.
Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур).
Процедуры с параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового
процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные,
маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.
Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Изучение информатики в 5-6 классах направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание
-ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание
-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание
-представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении
учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков.
Ценности научного познания
− наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных
технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной
практики;
интерес
к
обучению
и
познанию;
любознательность;
стремление
к
установка
на
самообразованию;
− овладение
начальными
навыками
исследовательской
деятельности,
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
− наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья
− установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание
− интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности,
связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание
− наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды
− освоение
обучающимися
социального
опыта,
основных
социальных
ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном
пространстве.
Метапредметные результаты
− Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике
отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия
− умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
− умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
− самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
− формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
− оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
− прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией
− выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
− применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
− выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
− выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их
комбинациями;
− оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
− запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение
− сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
− публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
− выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество)
− понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
− принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
− выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
− оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
− сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация
− выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
− составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор
варианта решения задачи;
− составлять
план
действий
(план
реализации
намеченного
алгоритма
решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
− владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
− учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
− вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
− оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект
− ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других
− осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объёмам информации.
Предметные результаты
5 класс
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами
цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их
назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение»,
«операционная система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по изображению); критически
относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества
распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления
исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового
программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора
текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных
символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического
редактора для выполнения операций с фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию.
6 класс
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или
папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического
интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки
(каталоги), выполнять поиск файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного
обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых
отдельно средств защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации»,
«хранение информации», «передача информации»;
иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том
числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;
создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых
документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;
создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по курсу «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКА» составлено с учетом рабочей
программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета на уровне основного общего образования
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся и прежде
всего, ценностных отношений:
1. К семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
2. К труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
3. К своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
4. К природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека.
5. К миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье.
6. К знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда.
7. К культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение.
8. К здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир.
9. К окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным
партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие
отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества.
10. К самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 часа)
Электронные образовательные ресурсы(ЭОР),
ресурсы Интернет
Темы, раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение
Учебное содержание
Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на основе учебных действий)
(Ссылки на ЭОР корректируются по мере подготовки и
проведения урока), мультимедиа программы, электронные
учебники, задачники, библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы коллекции ЦОР.,
РАЗДЕЛ 1. Цифровая грамотность (7 часов)
Тема 1.
Компьютер – универсальное
вычислительное устройство,
работающее по программе
(2 часа)
Тема 2.
Программы для компьютеров
Файлы и папки
(3 часа)
Правила гигиены и безопасности
при работе с компьютерами,
мобильными устройствами
и другими элементами цифрового
окружения. Компьютер —
универсальное вычислительное
устройство, работающее по
программе. Мобильные устройства.
Основные компоненты персональных
компьютеров и мобильных
устройств. Процессор. Оперативная
и долговременная память.
Устройства ввода и вывода.
Приводить примеры ситуаций
правильного и неправильного
поведения в компьютерном классе,
соблюдения и несоблюдения
гигиенических требований при
работе с компьютерами, знать
названия основных компонентов
персональных компьютеров и
мобильных устройств, объяснять их
назначение, объяснять работу
устройств компьютера с точки зрения
организации процедур ввода и
вывода информации.
http://metodist.lbz.ru/a uthors/informatika/3/fil
es/eor5/presentations/5-2-1-kompjuter- universalnajamashina-dlja-raboty-s- informaciej.ppt
Программы для компьютеров
Пользователи и программисты
Прикладные программы
(приложения), системное
программное обеспечение
(операционные системы) Запуск и
завершение работы программы
(приложения). Имя файла (папки,
каталога)
Объяснять содержание понятий
«программное обеспечение»,
«операционная система», «файл»
Определять программные средства,
необходимые для осуществления
информационных процессов при
решении задач
https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/
files/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files
/5814/
https://lbz.ru/metodist/a
es/vWindows5.zip
uthors/informatika/3/fil
http://www.lbz.ru/files
/5814/
http://school- collection.edu.ru/catalog/res/f94504de9f7f4c2c-8ae2- 2155adee914c/?interfac
11
Практические работы
1. Создание, сохранение и загрузка
текстового и графического файла
Выполнение основных операций с
файлами и папками (создание,
переименование, сохранение) под
руководством учителя.
Тема 3.
Сеть Интернет.
Правила безопасного
поведения в Интернете
(2 часа)
Сеть Интернет Веб-страница, вебсайт. Браузер. Поиск информации на
веб-странице. Поиск информации в
Интернет, используя ключевые
слова, и по изображению.
Достоверность информации,
полученной из Интернета. Правила
безопасного поведения в Интернете.
Процесс аутентификации. Виды
аутентификации (аутентификация по
паролям, аутентификация с
помощью SMS, биометрическая
аутентификация, аутентификация
через географическое
местоположение, многофакторная
аутентификация). Пароли для
аккаунтов в социальных сетях.
Кибербуллинг.
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Осуществлять поиск
информации по выбранным
ключевым словам и по
изображению. Обсуждать способы
проверки достоверности
информации, полученной из
Интернета.
Обсуждать ситуации, связанные с
безопасным поведением в Интернете
различать виды аутентификации.
Различать «слабые» и «сильные»
пароли. Анализировать возможные
причины кибербуллинга, и
предлагать способы, как его
избежать.
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/
Практические работы
1.2. Поиск информации по
выбранным ключевым словам и по
изображению.
Сохранение найденной информации.
12
Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа)
Тема 4.
Информация в жизни
человека
(3 часа)
Информация в жизни человека.
Способы восприятия информации
человеком. Роль зрения в получении
человеком информации.
Компьютерное зрение. Действия с
информацией. Кодирование
информации. Данные — записанная
(зафиксированная) информация,
которая может быть обработана
автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль
в жизни человека.
Практические работы
1. Интерактивная игра «Морской
бой»
2. Электронный практикум
«Координатная плоскость»
3. Интерактивное задание
«Графические диктанты и Танграм»
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Различать виды
информации по способам её
восприятия человеком. Осуществлять
кодирование и декодирование
информации предложенным
способом.
Приводить примеры применения
искусственного интеллекта
(робототехника, беспилотные
автомобили, интеллектуальные игры,
голосовые помощники
и т.п.)
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/
http://school- collection.edu.ru/catal
og/res/b98f5114- 871b-4cc7-b2039a29594c3353/?interface=catalog
http://school- collection.edu.ru/catal
og/res/2bdb864c- 7cc3-44ac-9afc4a6c2f04d864/?interface=catalog
http://school- collection.edu.ru/catal
og/res/e9e28a73-377f-0000-e01c9c38718a1a2f/?interface=catalog http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/174b0b5c- 0d07-473cbb866792fdddfb2b/?interface=catalog
13
Тема 5.
Алгоритмы
и исполнители
(2 часа)
Тема 6.
Работа в среде
программирования
(8 часов)
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10 часов)
Понятие алгоритма Исполнители
алгоритмов Линейные алгоритмы
Циклические алгоритмы
Практические работы
1. Среда программирования
«Кумир». Исполнитель «Робот»
2. Среда программирования
«Кумир». Исполнитель «Робот»
Составление программ для
управления исполнителем в среде
блочного или текстового
программирования
Практические работы
1. Знакомство со средой
программирования «ЛогоМиры»
2. Реализация линейных
алгоритмов в среде
программирования «ЛогоМиры»
3. Реализация циклических
алгоритмов в среде
программирования «ЛогоМиры»
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Приводить примеры
неформальных и формальных
исполнителей в окружающем мире.
Приводить примеры циклических
действий в окружающем мире.
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/files/vWindows5.zip
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
Определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач.
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/
http://www.lbz.ru/files
/5814/
Раздел 4. Информационные технологии (12 часов)
14
Тема 7.
Графический редактор
(3 часа)
Графический редактор. Растровые
рисунки. Пиксель. Использование
графических примитивов Операции с
фрагментами изображения:
выделение, копирование, поворот,
отражение
Практические работы
1. Создание и редактирование
простого изображения с помощью
инструментов растрового
графического редактора
2. Работа с фрагментами
изображения с использованием
инструментов графического
редактора
Тема 8.
Текстовый редактор
(6 часа)
Текстовый редактор. Правила
набора текста.
Текстовый процессор.
Редактирование текста. Проверка
правописания. Расстановка
переносов. Свойства символов.
Шрифт. Типы шрифтов (рубленые,
с засечками, моноширинные)
Полужирное и курсивное
начертание. Свойства абзацев:
границы, абзацный отступ,
интервал, выравнивание. Вставка
изображений в текстовые
документы. Обтекание
изображений текстом.
Раскрыть смысл изучаемых понятий.
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач.
Планировать последовательность
действий при создании и
редактировании растрового
изображения.
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/files/vWindows5.zip
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
Определять условия и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач.
Анализировать преимущества
создания текстовых документов на
компьютере по сравнению с
рукописным способом.
https://lbz.ru/metodist/
iles/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/
authors/informatika/3/f
http://school- collection.edu.ru/catal
og/res/ef01b828-5322-45cf-9f150c62e4852cae/?interface=catalog
http://school- collection.edu.ru/catal
og/res/225c4a0a-6945-4882-92b2fdf0cbb391b5/?interface=catalog
http://school- collection.edu.ru/catal
og/res/c0f5ea31-be57-4453-985bfa3049ce04bb/?interface=catalog
Практические работы
1. Создание небольших текстовых
документов посредством
квалифицированного, клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых редакторов
2. Редактирование текстовых
документов (проверка правописания;
15
расстановка переносов)
3. Форматирование текстовых
документов (форматирование
символов и абзацев)
4. Вставка в документ изображений.
http://school- collection.edu.ru/catal
og/res/4e50f252-df73-4bfb-8de79e948f803707/?interface=catalog
http://school- collection.edu.ru/catal
og/res/d1d68068- 4ea9-4886-aea769c01b05f7fb/?interface=catalog
http://school- collection.edu.ru/catal
og/res/bad5b13f-e002-464d-816a193a1851b197/?interface=catalog
http://school- collection.edu.ru/catal
og/res/9af50ad7-d6a7-4782-a92d6bd4de9be3a7/?interface=catalog
http://www.lbz.ru/files
/5814/
Тема 9.
Компьютерная презентация
(3 часа)
Компьютерные презентации Слайд
Добавление на слайд текста и
изображений Работа с
несколькими слайдами
Практические работы
1.2. Создание презентации на основе
готовых шаблонов
Раскрывать смысл изучаемых
понятий, анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного средства
Определять
условия
и
возможности
применения
программного средства для
решения типовых задач
https://lbz.ru/metodist/
iles/vWindows5.zip
authors/informatika/3/f
http://www.lbz.ru/files
/5814/
Резерв – 2 часа
16
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс (34 часа)
Темы, раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение
Учебное содержание
Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на основе учебных действий)
Электронные
образовательные
ресурсы (ЭОР), ресурсы
Интернет
(Ссылки на ЭОР
указываются по мере
подготовки и проведенияурока), мультимедиа программы,
электронныеучебники, задачники,
библиотеки, виртуальные
лаборатории, игровые
программы, коллекции ЦОР.
РАЗДЕЛ 1. Цифровая грамотность (4 часа)
Тема 1.
Компьютер
(1 час)
Типы компьютеров: персональные
компьютеры, встроенные
компьютеры, суперкомпьютеры
Входной контроль знаний за курс
информатики 5 класса
Тема 2.
Файловая система
(2 часа)
Иерархическая файловая система
Файлы и папки (каталоги) Путь
К файлу (папке, каталогу) Полное
имя файла (папки, каталога) Работа с
файлами и каталогами средствами
операционной системы: создание,
копирование, перемещение,
переименование и удаление файлов
и папок (каталогов) Поиск файлов
средствами операционной системы
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Характеризовать типы
персональных компьютеров.
https://bosova.ru/met
tika/3/eor6.php
odist/authors/informa
https://resh.edu.ru/subject/19/6/
https://bosova.ru/met
Раскрывать смысл изучаемых
odist/authors/informatika/3/eor6.php
понятий. Выполнять основные
операции с файлами и папками.
Находить папку с нужным файлом по https://resh.edu.ru/subject/19/6/
заданному пути
Практические работы
1. Работа с файлами и каталогами
средствами операционной системы:
создание, копирование,
перемещение, переименование и
17
удаление файлов и папок (каталогов)
2. Поиск файлов средствами
операционной системы
Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов)
Тема 3.
Компьютерные вирусы и другие
Защита от вредоносных программ вредоносные программы.
Программы для защиты от
(1 час)
вирусов. Встроенные антивирусные
средства операционных систем.
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Осуществлять защиту
информации от компьютерных
вирусов с помощью антивирусных
программ.
https://bosova.ru/met
odist/authors/informatika/3/eor6.php
Тема 4.
Информация и
информационные процессы
(2 часа)
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Приводить примеры
информационных процессов в
окружающем мире. Выбирать
форму представления информации в
зависимости от поставленной
задачи. Осуществлять обработку
информации по заданному
алгоритму. Разрабатывать
алгоритм преобразования
информации.
Раскрывать
смысл
изучаемых
понятий. Подсчитывать количество
всевозможных
слов
(кодовых
комбинаций) фиксированной длины
в двоичном алфавите.
https://bosova.ru/met
odist/authors/informatika/3/eor6.php
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Применять в учебных и
практических задачах соотношения
между единицами измерения
информации.
https://bosova.ru/met
odist/authors/informatika/3/eor6.php
Информационные процессы.
Получение, хранение, обработка
и передача информации (данных).
Практические работы
1. Преобразование информации,
представленной в форме таблиц и
диаграмм, в текст.
Двоичный код. Представление
данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите. Количество
всевозможных слов (кодовых
комбинаций) фиксированной
длины в двоичном алфавите.
Преобразование любого алфавита к
двоичному.
Тема 6.
Информационный объём данных.
Единицы измерения информации Бит – минимальная единица
(2 часа)
количества информации – двоичный
разряд. Байт, килобайт, мегабайт,
гигабайт. Характерные размеры
Тема 5.
Двоичный код
(2 часа)
https://resh.edu.ru/subject/19/6/
https://resh.edu.ru/subject/19/6/
https://bosova.ru/met
odist/authors/informatika/3/eor6.php
https://resh.edu.ru/subject/19/6/
18
файлов различных типов (страница
текста, электронная книга,
фотография, запись песни,
видеоклип, полнометражный
фильм).
Тема 7.
Основные алгоритмические
конструкции
(8 часов)
Раздел 3. Алгоритмизация и основы
программирования (12 часов)
Среда текстового программирования.
Управление исполнителем
(например, исполнителем Черепаха).
Циклические алгоритмы.
Переменные.
Практические работы
1. Разработка программ для
управления исполнителем в среде
текстового программирования
с использованием циклов
2. Разработка программ в среде
текстового программирования,
реализующих простые
вычислительные алгоритмы
3. Разработка диалоговых
программ в среде текстового
программирования.
Тема 8.
Вспомогательные алгоритмы
(4 часа)
Сравнивать размеры текстовых,
графических, звуковых файлов и
видеофайлов.
Разбиение задачи на подзадачи,
использование вспомогательных
алгоритмов (процедур). Процедуры
с параметрами.
Практические работы
1.Разработка программ для
управления исполнителем в среде
текстового программирования
https://bosova.ru/met
Раскрывать смысл изучаемых
odist/authors/informatika/3/eor6.php
понятий. Выявлять общие черты и
различия в средах блочного и
https://resh.edu.ru/subject/19/6/
текстового программирования.
Анализировать готовые алгоритмы
управления исполнителем,
исправлять в них ошибки.
Применять алгоритмические
конструкции «следование» и «цикл».
https://bosova.ru/met
Раскрывать смысл изучаемых
odist/authors/informatika/3/eor6.php
понятий. Осуществлять разбиение
задачи на подзадачи.
https://resh.edu.ru/subject/19/6/
Анализировать работу готовых
вспомогательных алгоритмов
(процедур). Самостоятельно создавать
вспомогательные алгоритмы
(процедуры) для решения
поставленных задач.
19
с использованием вспомогательных
алгоритмов (процедур).
2. Разработка программ для
управления исполнителем в среде
текстового программирования,
в том числе с использованием
вспомогательных алгоритмов
(процедур) с параметрами.
Тема 9.
Векторная графика
(3 часа)
Тема 10.
Текстовый редактор
(4 часа)
Раздел 4. Информационные технологии
(10 часов)
Векторная графика. Создание
векторных рисунков встроенными
средствами текстового процессора
или других программ (приложений).
Добавление векторных рисунков в
документы.
Практические работы
1. Исследование возможностей
векторного графического редактора
Масштабирование готовых
векторных изображений.
2. Создание и редактирование
изображения базовыми средствами
векторного редактора (по описанию).
3. Разработка простого изображения
с помощью инструментов векторного
графического редактора (по
собственному замыслу).
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
Определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач.
Планировать последовательность
действий при создании векторного
изображения. Сравнивать растровые
и векторные изображения
(цветопередача, возможности
масштабирования, размер файлов,
сфера применения).
Текстовый процессор
Структурирование информации с
помощью списков Нумерованные,
маркированные и многоуровневые
списки Добавление таблиц в
текстовые документы
https://bosova.ru/met
Раскрывать смысл изучаемых
odist/authors/informatika/3/eor6.php
понятий. Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного средства. https://resh.edu.ru/subject/19/6/
Определять условия и
возможности применения
https://bosova.ru/met
odist/authors/informatika/3/eor6.php
https://t-1- i.buryatschool.ru/site
/pub?id=192
https://resh.edu.ru/subject/19/6/
20
Тема 11.
Создание интерактивных
компьютерных презентаций
(3 часа)
Практические работы
1. Создание небольших текстовых
документов с нумерованными,
маркированными и многоуровневыми
списками
2. Создание небольших текстовых
документов с таблицами
3. Создание одностраничного
документа, содержащего списки,
таблицы, иллюстрации
Создание компьютерных презентаций.
Интерактивные элементы.
Гиперссылки
Практические работы
1. Создание презентации с
гиперссылками.
2. Создание презентации с
интерактивными элементами.
программного средства для
решения типовых задач.
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
Определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач.
Планировать структуру презентации
с гиперссылками. Планировать
структуру презентации с
интерактивными элементами
https://bosova.ru/met
odist/authors/informatika/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodist/authors/informatika
/3/eor6.php
https://resh.edu.ru/subject/19/6/
Резерв – 2 часа
21
Календарно-тематическое планирование (поурочное планирование) 5 класс
№
п/п
Тема урока
Раздел 1. Цифровая грамотность.
1. Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Компьютер – универсальное вычислительное устройство,
работающее по программе. Основные компоненты персональных
компьютеров и мобильных устройств.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты.
Практическая работа №1. «Запуск, работа и завершение работы
клавиатурного тренажёра»
Прикладные программы (приложения), системное программное
обеспечение (операционные системы).
Практическая работа №2. «Создание, сохранение и загрузка
текстового и графического файла»
Имя файла (папки, каталога).
Практическая работа №3. «Выполнение основных операций с
папками (создание, переименование, сохранение)
Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете
Практическая работа №4. «Поиск информации по выбранным
ключевым словам и по изображению»
Цифровая грамотность.
Раздел 2. Теоретические основы информатики.
22
9.
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации
человеком.
Практическая работа №5. Электронный практикум
«Координатная плоскость»
Действия с информацией. Кодирование информации.
10.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
8.
Раздел 3. Алгоритмы и программирование
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов.
11.
12.
Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы.
13.
Практическая работа № 6. «Знакомство со средой
программирования «ЛогоМиры»»
14.
Практическая работа № 7. «Реализация линейных алгоритмов в
среде программирования «ЛогоМиры»»
15.
Практическая работа №8. «Реализация линейных алгоритмов в
среде программирования «ЛогоМиры»»
16.
Практическая работа №9. «Реализация линейных алгоритмов в
среде программирования «ЛогоМиры»»
17.
Практическая работа №10. «Реализация циклических алгоритмов
в среде программирования «ЛогоМиры»»
18.
Практическая работа №11. «Реализация циклических алгоритмов
в среде программирования «ЛогоМиры»»
19.
Практическая работа №12. «Реализация линейных и циклических
алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»»
23
20.
«Алгоритмы и программирование»
Раздел 4. Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Использование
21.
графических примитивов.
Практическая работа №13. «Создание и редактирование простого
22.
изображения с помощью инструментов графического редактора»
23.
Практическая работа №14. «Работа с фрагментами изображения с
использованием инструментов графического редактора»
24.
Текстовый редактор. Правила набора текста.
25.
Практическая работа №15. «Создание небольших текстовых
документов с использованием базовых средств текстовых
редакторов»
Текстовый процессор. Редактирование текста.
26.
27.
Практическая работа №16. «Редактирование текстовых
документов»
28.
Практическая работа №17. «Форматирование текстовых
документов»
29.
Практическая работа №18. «Вставка в документ изображений»
30.
31.
32
33,
34
Компьютерные презентации.
Практическая работа №19. «Создание презентации на основе
готовых шаблонов»
Алгоритмы и программирование.
Резерв
Всего
24
Календарно-тематическое планирование (поурочное планирование) 6 класс
№
п/п
Тема урока
Раздел 1. Цифровая грамотность
1. Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами.
Компьютер. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные
компьютеры, суперкомпьютеры
2.
3.
4.
Иерархическая файловая система Файлы и папки (каталоги). Путь
К файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога)
Практическая работа №1. Работа с файлами и каталогами
средствами операционной системы: создание, копирование,
перемещение, переименование и удаление файлов и папок(каталогов)
Поиск файлов средствами операционной системы
Практическая работа №2. Поиск файлов средствами операционной
системы
Контрольная работа №1.
Цифровая грамотность
Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов)
5.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы
для защиты от вирусов. Защита от вирусных программ. Встроенные
антивирусные средства операционных систем.
6.
Информационные процессы и информационные процессы.
Получение, хранение, обработка и передача информации (данных).
25
Практическая работа №3. Преобразование информации,
представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст.
7.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых
комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите.
Преобразование любого алфавита к двоичному.
8.
Информационный объём данных. Единицы измерения информации.
Бит – минимальная единица количества информации – двоичный
разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Информационный объём данных. Характерные размеры файлов
различных типов (страница текста, электронная книга, фотография,
запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
10. Контрольная работа №2
Теоретические основы информатики
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
9.
11.
Основные алгоритмические конструкции.
12.
Среда текстового программирования.
13.
Управление исполнителем (исполнитель Черепаха).
14.
Управление исполнителем (исполнитель Черепаха).
15.
Циклические алгоритмы. Переменные.
16.
Практическая работа №4. Разработка программ в среде текстового
программирования,
реализующих
простые
вычислительные
алгоритмы
26
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Практическая работа №5. Разработка программ для управления
исполнителем в среде текстового программирования с использованием
циклов
Практическая работа №6. Разработка диалоговых программ в среде
текстового программирования.
Вспомогательные алгоритмы. Разбиение задачи на подзадачи,
использование вспомогательных алгоритмов (процедур).
Процедуры с параметрами.
Практическая работа №7. Разработка программ для управления
исполнителем в среде текстового программирования с
использованием вспомогательных алгоритмов (процедур).
Практическая работа №8. Разработка программ для управления
исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с
использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с
параметрами.
Контрольная работа №3
Алгоритмизация и основы программирования
Раздел 4. Информационные технологии
23.
24.
25.
26.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными
средствами текстового процессора или других программ
(приложений).
Практическая работа №9. Исследование возможностей векторного
графического редактора Масштабирование готовых векторных
изображений
Практическая работа №10. Создание и редактирование
изображения базовыми средствами векторного редактора (по
описанию).
Добавление векторных рисунков в документы.
Практическая работа №11. Разработка простого изображения с
помощью инструментов векторного графического редактора (по
собственному замыслу).
Текстовый процессор Структурирование информации с помощью списков
Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки
27
27.
28.
29.
Практическая работа №12. Создание небольших текстовых
документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми
списками
Добавление таблиц в текстовые документы.
Практическая работа №13. Создание небольших текстовых
документов с таблицами
Практическая работа №14. Создание одностраничного документа,
содержащего списки, таблицы, иллюстрации
30.
Создание интерактивных компьютерных презентаций. Интерактивные
элементы. Гиперссылки
Практическая работа №15. Создание презентации с гиперссылками.
31.
Практическая работа №16. Создание презентации с
интерактивными элементами.
32.
Контрольная работа №4
Информационные технологии
33,
34.
Всего часов:
28
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Информатика 5 класс /Информатика. 6. класс. : Босова Л.Л./Босова А. Ю.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://lbz.ru/metodist/iumk/informatics/er.php
https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php
29