муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением иностранного языка имени Я.В.Ругоева"
Предмет
Русский язык
Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана
основной образовательной программы среднего общего образования
(10е–11е классы) 2023 – 2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык», а также федеральной рабочей программы воспитания, с
учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО.
Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования, когда на предыдущем
уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи, сформированы
соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на совершенствование умений эффективно
пользоваться языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры обучающихся,
совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах
функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку является направленность на
полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на
развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой,
социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования
являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной
(читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать навыки чтения с целью
извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их
понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности.
В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровне среднего общего
образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на начальном общем и
основном общем уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию знаний о языке как системе,
его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика,
инфографика и др.).
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое
общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».
Литература
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный
уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и
высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как
государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения
представлений о функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории,
языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование ценностного отношения к русскому языку;
овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных
взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для
успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации;
совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями
культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых
единиц и расширение круга используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в
разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с
точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений
чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической
деятельности;
обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительновыразительных средствах русского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы
разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте;
обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации, недопущения
использования нецензурной лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют
общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в 10–11 классах основного среднего образования в учебном плане отводится 136
часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по литературе на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, Федеральной рабочей программы по учебному
предмету «Литература», а также Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.№ 637-р (Собрание
Литература
(углубленный
уровень)
законодательства Российской Федерации, 2016, № 17, ст.2424) и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части ООП СОО.
Основу содержания литературного образования в 11 классах составляют чтение и изучение выдающихся
Основу содержания литературного образования в 10-11 классах составляют чтение и изучение выдающихся
произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ - начала ХХI века с целью
формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать
и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их литературным развитием,
жизненным и читательским опытом. В федеральной рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены
этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ - начала ХХI века, представлены
разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Учебный предмет «Литература» на уровне среднего общего образования преемственен по отношению к
учебному предмету «Литература» на уровне основного общего образования. В 10-11 классах на изучение
учебного предмета «Литература» (базовый уровень) отводится 204 часа:
● 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа по литературе для обучения на углублённом уровне среднего общего образования составлена
на основе Требований к результатам освоения Основной образовательной программы среднего общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17 05 2012 г № 413, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 07.06.2012 г., рег. номер 24480), федеральной рабочей программы по учебному
предмету «Литература», а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.№ 637-р).
Основу содержания литературного образования в средней школе на углублённом уровне составляют чтение и
изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ — начала
ХХI века, расширение литературного контента, углубление восприятия и анализ художественных произведений
в историко-литературном и историко-культурном контекстах, интерпретация произведений в соответствии с
возрастными особенностями старшеклассников, их литературным развитием, жизненным и читательским
опытом.
Литературное образование на углублённом уровне в средней школе преемственно по отношению к курсу
литературы в основной школе и сопрягается с курсом литературы, изучаемым на базовом уровне. В процессе
изучения литературы в старших классах происходит углубление и расширение межпредметных связей с курсом
русского языка, истории и предметов художественного цикла, с разными разделами филологической науки и
видами искусств на основе использования как аппарата литературоведения, так и литературной критики, что
способствует формированию художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру,
развитию умений квалифицированного читателя, способного к глубокому восприятию, пониманию и
интерпретации произведений художественной литературы.
История
История
(углубленный
уровень)
В рабочей программе учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ —
начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной
литературы.
Углублённое изучение литературы осуществляется в соответствии с учебным планом гуманитарного профиля с
ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности обучающихся. Предмет «Литература» в
средней школе на углублённом уровне преемственен по отношению к предмету «Литература» в основной школе
и основан на базовом курсе литературы. На изучение литературы в 10—11 классах основного среднего
образования (углубленный уровень) отводится 340 часов:
● 10 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
● 11 класс – 170 часов (5 часов в неделю).
Рабочая программа по истории на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей программы по учебному
предмету «История», а также федеральной программы воспитания, и подлежит непосредственному применению
при реализации обязательной части ООП СОО.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания
и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли
современной России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
На изучение истории на ступени среднего общего образования (базовый уровень) отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по истории на уровне среднего общего образования составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования, федеральной рабочей
программы по учебному предмету «История», а также с учетом федеральной рабочей программы
воспитания.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем
социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания
и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Обществознание
На уровне среднего общего образования предполагается расширение задач по следующим параметрам:
● углубление социализации обучающихся, формирование гражданской ответственности и социальной
культуры, адекватной условиям современного мира;
● освоение систематических знаний об истории России и всеобщей истории XX—XXI вв.;
● воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному
Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и
народами, в духе демократических ценностей современного общества;
● формирование исторического мышления, то есть способности рассматривать события и явления с точки
зрения их исторической обусловленности и взаимосвязи, в развитии, в системе координат «прошлое —
настоящее — будущее»;
● работа с комплексами источников исторической и социальной информации, развитие учебно-проектной
деятельности; в углубленных курсах — приобретение первичного опыта исследовательской
деятельности;
● расширение аксиологических знаний и опыта оценочной деятельности (сопоставление различных версий
и оценок исторических событий и личностей, определение и выражение собственного отношения,
обоснование позиции при изучении дискуссионных проблем прошлого и современности);
● развитие практики применения знаний и умений в социальной среде, общественной деятельности,
межкультурном общении;
● в углубленных курсах — элементы ориентации на продолжение образования в образовательных
организациях высшего образования гуманитарного профиля.
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» учебным планом
гуманитарного профиля на углубленном уровне в 10—11 классах. На изучение истории на ступени среднего
общего образования (углубленный уровень) отводится 272 часа:
● 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне среднего общего образования
составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей программы по учебному предмету «Обществознание, в
соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учётом
федеральной программы воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации
обязательной части образовательной программы среднего общего образования.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях
человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к
служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает
обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
Обществознание
(углубленный
уровень)
География
вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение учебного предмета «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию
способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Общее количество учебных часов на два года обучения составляет 136 часов.
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 1 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, федеральной рабочей программы по учебному
предмету «Обществознание», в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание»
(2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня реализует принцип преемственности рабочих
образовательных программ основного общего и среднего общего образования и ориентирована на расширение и
углубление содержания, представленного в рабочей программе по обществознанию базового уровня.
Содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и методологией познания социума
различными социальными науками. Усилено внимание к характеристике основных социальных институтов. В
основу отбора и построения учебного содержания положен принцип много дисциплинарности
обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы различных социальных наук. Углубление
теоретических представлений сопровождается созданием условий для развития способности самостоятельного
получения знаний на основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при работе как с
адаптированными, так и неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых
коммуникаций. Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает получение обучающимися
широкого (развёрнутого) опыта учебно-исследовательской деятельности, характерной для высшего образования.
В соответствии с учебным планом социально-экономического профиля обществознание на углублённом уровне
изучается в 10 и 11 классах. Общее количество времени на два года обучения составляет 272 часа (136 часов в
год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет:
● 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей
программы по учебному предмету «География», а также федеральной программы воспитания, и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы основного
общего образования. Учебный предмет «География» на уровне среднего общего образования - предмет,
формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете
людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об
особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о
проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии на уровне основного общего образования является базой для реализации
краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в
старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
На изучение учебного предмета «География» отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.
Обеспечение
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе
безопасности
требований к результатам освоения программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО,
жизнедеятельности федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
федеральной программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО.
Программа обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании учебного предмета
ОБЖ, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в
области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; предполагает
освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация,
экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация – и разумного построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной и информационной сферах.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение
выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными
потребностями личности, общества и государства.
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования федеральная рабочая программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической
схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«Предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать».
В программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне среднего общего
образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
● Модуль № 1. «Основы комплексной безопасности».
● Модуль № 2. «Основы обороны государства».
● Модуль № 3. «Военно-профессиональная деятельность».
● Модуль № 4. «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций».
● Модуль № 5. «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность».
● Модуль № 6. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
● Модуль № 7. «Основы здорового образа жизни».
● Модуль № 8. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».
● Модуль № 9. «Элементы начальной военной подготовки»
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится 68 часов (1 час в
неделю) в 10—11 классах.
Для формирования практических навыков в области военной службы в соответствии с Приказом Министра
обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от
24. 02. 2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным
знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях
среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и
среднего профессионального образования и учебных пунктах» организуются учебные сборы. На учебные сборы
отводятся 5 дней.
Рабочая программа среднего общего образования по-иностранному (английскому) языку (углубленный уровень)
составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы»,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования,
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Иностранный язык (английский)», а также
Иностранный язык федеральной программы воспитания.
(английский)
Углублённый уровень усвоения учебного предмета «Иностранный язык (английский)» ориентирован как на
(углубленный
формирование целостных представлений обучающихся о мире, об общечеловеческих ценностях, о важности
уровень)
общения с целью достижения взаимопонимания и о языке как средстве межличностного и межкультурного
общения, так и на формирование определённого объёма систематических научных знаний и способов
учебных/познавательных действий, позволяющего решать коммуникативные задачи более высокого уровня, в
ситуациях неофициального и официального общения. Соответственно, углублённый уровень позволяет не только
более детально изучить содержание курса базового уровня, но и овладеть большим объёмом языковых средств
(лексики и грамматики), выйти на более высокий уровень развития коммуникативных умений в устной и
письменной речи, овладеть более обширным набором коммуникативных и познавательных действий.
Федеральная рабочая программа для углублённого уровня устанавливает распределение обязательного
предметного содержания по годам обучения; предусматривает примерный ресурс учебного времени,
выделяемого на изучение тем/разделов курса, учитывает особенности изучения английского языка, исходя из его
лингвистических особенностей и структуры родного (русского) языка обучающихся, межпредметных связей
английского языка с содержанием других учебных предметов, изучаемых в 10–11 классах, а также с учётом
возрастных особенностей обучающихся. В программе по английскому языку на уровне среднего общего
образования предусмотрено дальнейшее совершенствование и развитие сформированных иноязычных речевых
умений обучающихся и использование ими языковых средств, представленных в программах начального общего
и основного общего образования, что обеспечивает преемственность между уровнями общего образования по
английскому языку. При этом содержание программы по английскому языку на уровне среднего общего
образования имеет особенности, обусловленные задачами развития, обучения и воспитания обучающихся
заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств,
предметным содержанием системы среднего общего образования, а также возрастными психологическими
особенностями обучающихся 16–17 лет.
На уровне среднего общего образования на изучение предмета “Иностранный язык (английский)” отводится 340
часов (5 часов в неделю).
● 10 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
Математика
● 11 класс – 170 часов (5 часов в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» базового уровня для обучающихся 10—11 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика», а также федеральной
программы воспитания, с учётом современных требований, предъявляемых к математическому образованию,
и традиций российского образования. Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся.
В рабочей программе учтены идеи и положения «Концепции развития математического образования в
Российской Федерации» В соответствии с названием концепции, математическое образование должно, в
частности, предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний,
необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе.
Основные линии содержания курса математики в 10-11 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра»
(«Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа», «Геометрия»
(«Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика».
Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо
одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии.
Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
требование «владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение формулировать
определения, аксиомы и теоремы, применять их, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач»
относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на уровне
среднего образования.
Настоящей рабочей программой предусматривается изучение учебного предмета «Математика» в рамках трёх
учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Формирование логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения в старшей школе, а
элементы логики включаются в содержание всех названных выше курсов. В учебном плане на изучение
математики в 10—11 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 350
учебных часов:
● 10 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
● 11 класс – 170 часов (5 часов в неделю).
Курс «Алгебра и начала математического анализа» закладывает основу для успешного овладения законами
физики, химии, биологии, понимания основных тенденций экономики и общественной жизни, позволяет
ориентироваться в современных цифровых и компьютерных технологиях, уверенно использовать их в
повседневной жизни. В тоже время овладение абстрактными и логически строгими математическими
конструкциями развивает умение находить закономерности, обосновывать истинность утверждения,
использовать обобщение и конкретизацию, абстрагирование и аналогию, формирует креативное и критическое
мышление. В ходе изучения алгебры и начал математического анализа в старшей школе учащиеся получают
новый опыт решения прикладных задач, самостоятельного построения математических моделей реальных
ситуаций интерпретации полученных решений, знакомятся с примерами математических закономерностей в
природе, науке и в искусстве, с выдающимися математическими открытиями и их авторами.
Курс обладает значительным воспитательным потенциалом, который реализуется как через учебный материал,
способствующий формированию научного мировоззрения, так и через специфику учебной деятельности,
требующей самостоятельности, аккуратности, продолжительной концентрации внимания и ответственности за
полученный результат.
В основе методики обучения алгебре и началам математического анализа лежит деятельностный принцип
обучения.
В курсе «Алгебра и начала математического анализа» присутствуют также основы математического
моделирования, которые призваны сформировать навыки построения моделей реальных ситуаций, исследования
этих моделей с помощью аппарата алгебры и математического анализа интерпретации полученных результатов.
Такие задания вплетены в каждый из разделов программы, поскольку весь материал курса широко используется
для решения прикладных задач. При решении реальных практических задач учащиеся развивают
наблюдательность, умение находить закономерности, абстрагироваться, использовать аналогию, обобщать и
конкретизировать проблему. Деятельность по формированию навыков решения прикладных задач организуется
в процессе изучения всех тем курса «Алгебра и начала математического анализа». В учебном плане на изучение
курса алгебры и начал математического анализа на базовом уровне отводится 2 часа в неделю в 10 классе и 2
часа в неделю в 11 классе.
Важность
учебного
курса геометрии
на уровне среднего общего образования обусловлена
практической значимостью метапредметных и предметных результатов обучения геометрии в направлении
личностного развития обучающихся, формирования функциональной математической грамотности, изучения
других учебных дисциплин. Развитие у обучающихся правильных представлений о сущности и происхождении
геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой
явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе науки роли математического моделирования в
научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, а также
качеств мышления, необходимых для адаптации в современном обществе. Геометрия является одним из базовых
предметов на уровне среднего общего образования, так как обеспечивает возможность изучения как дисциплин
естественно-научной направленности, так и гуманитарной. Логическое мышление, формируемое при изучении
обучающимися понятийных основ геометрии и построении цепочки логических утверждений в ходе решения
геометрических задач, умений выдвигать и опровергать гипотезы непосредственно используются при решении
задач естественнонаучного цикла, в частности из курса физики.
Ориентация человека в пространстве–условие его социального бытия, форма отражения окружающего мира,
условие успешного познания и активного преобразования действительности. Оперирование пространственными
образами объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности, является одним из профессионально
важных качеств, поэтому актуальна задача формирования у обучающихся пространственного мышления как
разновидности образного мышления–существенного компонента в подготовке к практической деятельности по
многим направлениям.
Цель
освоения
программы
учебного
курса
«Геометрия»
на
базовом
уровне
обучения–
общеобразовательноеиобщекультурноеразвитиеобучающихсячерезобеспечениевозможности приобретения и
использования систематических геометрических знаний и действий, специфичных геометрии, возможности
успешного продолжения образования по специальностям, несвязанным с прикладным использованием
геометрии.
Приоритетными задачами освоения учебного курса «Геометрии» на базовом уровне являются: формирование
представления о геометрии как части мировой культуры и осознание её взаимосвязи с окружающим миром;
формирование представления о многогранниках и телах вращения как о важнейших математических моделях,
позволяющих описывать и изучать разные явления окружающего мира; формирование умения распознавать на
чертежах, моделях и в реальном мире многогранники и тела вращения; овладение
методами решения задач
на построения на изображениях пространственных фигур; формирование умения оперировать основным и
понятиям и о многогранниках и телах вращения и их основными свойствами; овладение алгоритмами решения
основных типов задач, формирование умения проводить несложные доказательные рассуждения в ходе решения
стереометрических задач и задач с практическим содержанием; развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления;
формирование функциональной грамотности, релевантной геометрии: умение распознавать проявления
геометрических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других
учебных предметов проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке геометрии и
создавать геометрические модели, применять освоенный геометрический аппарат для решения
практикоориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты.
Основными содержательными линиями учебного курса «Геометрия» в 10–11 классах являются:
«Многогранники», «Прямые и плоскости в пространстве», «Тела вращения», «Векторы
и координаты
в
пространстве».
Формирование
логических умений распределяется по содержательным линиям и по
годам обучения на уровне среднего общего образования.
Содержание образования, соответствующее предметным результатам освоения программы по
геометрии,
распределённым
по
годам обучения,
структурировано
таким
образом,
чтобы
овладение
геометрическими понятиями и навыками осуществлялось последовательно и поступательно, с соблюдением
принципа преемственности, чтобы новые знания включались в
общую
систему
геометрических
представлений обучающихся, расширяя и углубляя её, образуя прочные множественные связи.
Общее число часов, рекомендованных для изучения учебного курса «Геометрия» –в 10-11 классах – 136 часов
(по 2 часа в неделю).
Учебный курс «Вероятность и статистика» базового уровня является продолжением и развитием одноимённого
учебного курса базового уровня основной школы. Курс предназначен для формирования у обучающихся
статистической культуры и понимания роли теории вероятностей как математического инструмента для
изучения случайных событий, величин и процессов. При изучении курса обогащаются представления учащихся
о методах исследования изменчивого мира, развивается понимание значимости и общности математических
методов познания как неотъемлемой части современного естественно - научного мировоззрения.
Содержание курса направлено на закрепление знаний, полученных при изучении курса основной школы и на
развитие представлений о случайных величинах и взаимосвязях между ними на важных примерах, сюжеты
которых почерпнуты из окружающего мира.
Информатика
В учебном курсе «Вероятность и статистика» средней школы на базовом уровне выделены следующие основные
содержательные линии: «Случайные события и вероятности», «Случайные величины и закон больших чисел».
Важную часть курса занимает изучение геометрического и биномиального распределений и знакомство с их
непрерывными аналогами—показательным и нормальным распределениями. Содержание линии «Случайные
события и вероятности» служит основой для формирования представлений о распределении вероятностей между
значениями случайных величин, а также эта
линия необходима как база для изучения закона больших
чисел–фундаментального закона, действующего в природе и обществе и имеющего математическую
формализацию. Сам закон больших чисел предлагается в ознакомительной форме с минимальным
использованием математического формализма.
Темы, связанные с непрерывными случайными величинами, акцентируют внимание школьников на описании и
изучении случайных явлений с помощью непрерывных функций. Основное внимание уделяется показательному
и нормальному распределениям, при этом предполагается ознакомительное изучение материала без
доказательств применяемых фактов.
На изучение курса «Вероятность и статистика» на базовом уровне отводится 1 час в неделю в течение каждого
года обучения, всего 34 учебных часа в год
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на базовом уровне составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Информатика», а также федеральной программы воспитания.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы на общую
функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития,
которые включают в себя:
● понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной
области;
● умение решать типовые практические задачи, характерные для использования методов и инструментария
данной предметной области;
● осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных
связей с другими областями знания.
Содержательные линии: основы информатики, алгоритмы и программирование, информационно
коммуникационные технологии.
Основные разделы рабочей программы: Информация и информационные процессы. Кодирование информации.
Логические основы компьютеров. Устройство компьютера. Программное обеспечение. Компьютерные сети.
Информационная безопасность. Алгоритмизация и программирование. Решение вычислительных задач.
Информация и информационные процессы. Моделирование. Базы данных. Создание веб-сайтов. Графика и
анимация. 3D- моделирование и анимация.
Методическая система обучения базируется на одном из важнейших дидактических принципов, отмеченных в
ФГОС — деятельностном подходе к обучению. Каждая учебная тема поддерживается практическими
заданиями, среди которых имеются задания проектного характера. Источником для самостоятельной учебной
Биология
Физика
деятельности школьников являются общедоступные электронные (цифровые) обучающие ресурсы по
информатике. Эти ресурсы могут использоваться как при самостоятельном освоении теоретического материала,
так и для компьютерного практикума. Особое внимание уделяется методике индивидуального,
дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня
сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий.
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы. Согласно основной
образовательной программе среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–11
классах отводится 68 часов учебного времени (1 час в неделю).
Рабочая программа среднего общего образования по биологии (базовый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.1 .2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, федеральной рабочей программы
по учебному предмету «Биология», Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и основных
положений федеральной рабочей программы воспитания.
Структурирование содержания учебного материала в программе осуществлено с учётом приоритетного значения
знаний об отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии
с этим в структуре учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как
наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая
система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и
присущие им закономерности».
На её изучение отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах.
Рабочая программа по физике на уровне среднего общего образования (базовый уровень) составлена на
основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
(ФГОС СОО), федеральной рабочей программы по учебному предмету «Физика», а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы.
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной картины мира учащихся 10—11
классов при обучении их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа
соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным
результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с
естественно-научными учебными предметами.
Стержневыми элементами курса физики средней школы являются физические теории (формирование
представлений о структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и принципов в
современных представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественно-научных
явлений и процессов).
В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательным предметом на уровне среднего общего образования.
Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме 136 часов за два года обучения
Химия
Физическая
культура
по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах.
Рабочая программа среднего общего образования по химии (базовый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Химия», с учётом «Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы» и основных положений федеральной рабочей программы воспитания.
Химическое образование в школе является базовым по отношению к системе химического образования,
реализует присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые отражают
государственные, общественные и индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия». В ходе изучения
предмета учащиеся познакомятся с основами органической химии. Получат базовые представления о
номенклатуре, изомерии, способах получения и химических свойствах органических соединений различных
классов. Также учащиеся познакомятся на базовом уровне с различными областями применения органических
веществ, в том числе полимеров. Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы — «Органическая
химия» и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются основы
базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и органической
химии. Формирование данной системы знаний при изучении предмета обеспечивает возможность рассмотрения
всего многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.
Данная программа предусматривает изучение химии на базовом уровне в объёме 68 часов за два года обученияпо
1 часу в неделю в 10 и 11 классах.
Рабочая программа по физической культуре на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования,
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура» и основных положений
федеральной рабочей программы воспитания.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 10—11 классов общеобразовательных
организаций представляет собой методически оформленную концепцию требований Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и раскрывает их реализацию через
конкретное содержание.
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» в 10-11 классах
составляет 136 часов (2 часа в неделю).
Индивидуальный
проект
Программа составлена на основе ФГОС СОО. Цель программы: дальнейшее становление и формирование
личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков
самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации
содержания учебного предмета «Индивидуальный учебный проект», подготовку обучающегося к жизни в
обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной
деятельности.
Задачи программы
• обеспечение возможности самостоятельной постановки целей и задач в предметном обучении, проектной
и учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
• обеспечение возможности самостоятельного выбора обучающимися темпа, режимов и форм освоения
предметного материала;
• обеспечение возможности конвертировать все образовательные достижения обучающихся, полученные
вне рамок образовательной организации, в результаты в форматах, принятых в данной образовательной
организации (оценки, портфолио и т. п.); – обеспечение наличия образовательных событий, в рамках
которых решаются задачи, носящие полидисциплинарный и метапредметный характер;
• обеспечение наличия в образовательной деятельности образовательных событий, в рамках которых
решаются задачи, требующие от обучающихся самостоятельного выбора партнеров для коммуникации,
форм и методов ведения коммуникации;
• обеспечение наличия в образовательной деятельности событий, требующих от обучающихся
предъявления продуктов своей деятельности.
Программа «Индивидуальный проект» реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода
образовательного процесса как отражение требований ФГОС, является неотъемлемой частью образовательного
процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.
Учебный предмет «Индивидуальный проект» создаёт благоприятные условия для удовлетворения
индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и
интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях
учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать
материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками,
аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному
самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму.
Проектно-исследовательская деятельность направлена на развитие и самостоятельности обучающихся, и
творческой инициативы.
Требований к результатам освоения программы включают:
• освоение межпредметных понятий (например, система, модель, проблема, анализ, синтез, факт,
закономерность, феномен) и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные,
коммуникативные);
• способность их использования в познавательной и социальной практике;
• самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками;
• способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебноисследовательской и проектной деятельности.
Программа направлена на:
• повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также
усвоение знаний и учебных действий;
• формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и
форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практикоориентированных результатов образования;
• формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов
исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или)
социально значимой проблемы.
Программа обеспечивает:
• развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
• формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых
социальных и межличностных отношений;
• формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального
образовательного маршрута;
• решение
задач общекультурного, личностного и
познавательного
развития
обучающихся;
• повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование научного
типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной,
социальной деятельности;
• создание
условий
для
интеграции урочных
и
внеурочных форм учебноисследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по
подготовке и защите индивидуальных проектов;
• формирование
навыков
участия
в
различных формах
организации учебноисследовательской и проектной деятельности (творческих конкурсах, научных обществах, научнопрактических конференциях, олимпиадах, национальных образовательных программах и др.), возможность
получения практико-ориентированного результата;
• практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов; –возможность
практического использования приобретенных обучающимися коммуникативных навыков, навыков
целеполагания, планирования и самоконтроля;
• подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Индивидуальный проект» в 10 классах,
составляет 34 часа (1 час в неделю).