Положение о дополнительном образовании школы

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением иностранного языка имени
Я.В.Ругоева»

СОГЛАСОВАНО
на Управляющем совете
(протокол от 28.08.2023 №1)
СОГЛАСОВАНО
на Родительском совете.
(протокол от 28.08.2023 №1)

ПРИНЯТО
на педагогическом совете.
(протокол от 29.08.2023№1)

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ КГО «СОШ
№1 им.Я.В.Ругоева»
___________Н.Ю. Федотова
приказ от 29.02.2023№240- о/д

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 0092B2D71EADEEE25840464B3BBFF5E623
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 02.09.2022 до 26.11.2023

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Костомукшского
городского округа «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением
иностранных языков имени Я.В.Ругоева»

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным
программам МБОУ КГО «СОШ №1
им.Я.В.Ругоева» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2022 № 70226), СП 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
1.2. Положение регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по
дополнительным общеразвивающим программам образовательной организации (далее –
образовательные программы), в том числе особенности организации образовательной
деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов.
2. Формирование и утверждение образовательных программ
2.1. В образовательной организации могут реализоваться образовательные программы
различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной,
художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной.
2.2. Требования к структуре образовательных программ

2.2.1. Общеразвивающие образовательные программы формируются с учетом пункта 9 статьи
2 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации». Структура
общеразвивающих образовательных программ должна включать:
а) титульный лист: наименование школы; где, когда и кем утверждена образовательная
программа; название образовательной программы, которая отражает ее содержание и
направленность; возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа; срок
реализации образовательной программы; Ф. И. О., должность автора (авторов)
образовательной программы; год разработки дополнительной образовательной программы.
Титульный лист оформляется по форме, которую приводит Министерство образования и
науки РФ в приложении 1 к письму от 18.11.2015 № 09-3242;
б) пояснительную записку: общая характеристика образовательной программы, которая
отражает актуальность и новизну, цели и задачи, уровень сложности, направленность,
категорию обучающихся, объем и срок освоения образовательной программы, форму
обучения, отличительные особенности (при наличии), условия реализации образовательной
программы, планируемые результаты;
в) содержание образовательной программы:
учебный план, который составлен по форме, указанной в приложении 2
письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242. План может
быть составлен на весь период освоения образовательной программы или на учебный
год, если срок реализации образовательной программы составляет более двух лет. В
плане должны быть прописаны: перечень, трудоемкость и содержание видов учебной
деятельности обучающихся, формы аттестации;
• календарный учебный график, который составлен по форме, указанной в приложении
3 письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242. График
должен содержать: месяц, число и время проведения занятия, форму проведения
занятия, количество часов, тему занятия, место проведения и форму контроля.
•

Также в содержание образовательной программы в зависимости от ее назначения могут
входить рабочие программы курсов, дисциплин или иных компонентов, и при наличии
условий, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения, – индивидуальные учебные планы;
г) организационно-педагогические условия:
кадровые условия: численность и Ф. И. О. преподавателей, вспомогательного и
обслуживающего персонала, уровень их образования;
• материально-технические: помещение, учебное оборудование;
• учебно-методические: наглядные пособия, учебные средства, расходные материалы;
•

д) оценку качества освоения образовательной программы: формы текущего контроля, формы
промежуточной и итоговой аттестации (при наличии), примерный перечень контрольных
вопросов, критерии оценки, зачета/незачета, иные компоненты.
2.2.2. Структура предпрофессиональных образовательных программ разрабатывается
структурным подразделением в соответствии с федеральными государственными
требованиями.
2.3. Разработка образовательных программ

2.3.1. Образовательные программы формируют педагоги дополнительного образования
образовательной организации, реализующие
образовательные программы. При
необходимости к разработке привлекается методист.
2.3.2. Образовательные программы разрабатываются с учетом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей). Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при
формировании образовательной программы учитываются особенности их психофизического
развития.
2.3.3. Для утверждения образовательных программ ответственные работники готовят:
служебную записку на имя директора образовательной организации с обоснованием
необходимости открытия новой образовательной программы. Служебная записка
подписывается разработчиком образовательной программы и методистом;
• проект образовательной программы, составленной с учетом требований, указанных в
пункте 2.2 настоящего раздела.
•

2.4. Согласование образовательных программ
2.4.1. Разработанный проект образовательной программы предоставляется на проверку и
согласование заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
Проект образовательной программы, сформированной для обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов,
дополнительно
предоставляется
на
согласование
психолого-медикопедагогической комиссии.
2.4.2. На последней стадии согласования проект образовательной программы предоставляется
на рассмотрение методическому совету образовательной организации.
2.5. Утверждение и пересмотр образовательных программ
2.5.1. Образовательную программу утверждает директор образовательной организации.
2.5.2. Утвержденные образовательные программы размещаются на информационном стенде и
официальном сайте образовательной организации.
2.5.3. Оригинал утвержденной образовательной программы хранится в учебной части, копии у педагогов дополнительного образования и заместителя директора по учебно-воспитательной
работе.
2.5.4. Ответственные работники обязаны ежегодно и по мере необходимости обновлять
образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологии и социальной сферы.

3. Прием на обучение и отчисление обучающихся
3.1. К освоению образовательных программ допускаются обучающиеся образовательной
организации в возрасте от 6,5до18 лет без предъявления требований к уровню образования,
если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. При
наличии свободных мест к обучению допускаются обучающиеся из других
общеобразовательных организаций.
3.2. Прием на обучение
3.2.1. Прием обучающихся и их обучение осуществляются по мере комплектования групп в
течение календарного года, включая каникулярное время.
3.2.2. Информация о сроках приема документов размещается на информационном
стенде и официальном сайте
образовательной организации. Набор обучающихся
объявляется только при наличии утвержденной образовательной программы.

3.2.3. Для поступления на обучение по образовательным программам на платной основе с
обучающимся и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить
обучение обучающегося, зачисляемого на обучение, заключается договор на оказание
платных образовательных услуг.
3.2.4. Зачисление обучающихся на обучение осуществляется приказом директора
образовательной организации.
3.3. Отчисление
3.3.1. Отчисление обучающихся производится:
а) в связи с окончанием срока обучения по образовательной программе или при переводе
обучающегося в другую образовательную организацию;
б) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей);
в) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в том числе:
• в случае ликвидации образовательной организации;
• при аннулировании или приостановлении действия лицензии на образовательную
деятельность;
• в связи со смертью обучающегося.
3.3.2. Отчисление обучающихся оформляется приказом директора образовательной
организации.
3.4. Восстановление обучающихся на обучение не проводится.
4. Организация образовательного процесса
4.1. Организация образовательного процесса регламентируется расписанием занятий и
утвержденной образовательной программой.
4.2. Предоставление образовательных услуг по образовательным программам может
осуществляться в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Обучающиеся образовательной организации осваивают образовательную программу без
отрыва от обучения по основной общеобразовательной программе.
4.3.
Образовательные
программы
реализуются
образовательной
самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

организацией

как

4.4.
Обучение
осуществляется
очно,
в
том
числе
с
применением
дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) и электронного обучения
(далее - ЭО), если это позволяет реализуемая образовательная программа.
4.5. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с учебным планом.
4.6. Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально или всем составом
объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения.
4.7. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности
образовательной программы. Каждый обучающийся вправе заниматься в нескольких
объединениях и переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
4.8. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся по представлению педагогических работников с
учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) и возрастных
особенностей обучающихся.

4.9. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
могут участвовать совместно с обучающимися их родители (законные представители).
4.10. При реализации образовательных программ могут предусматриваться как аудиторные,
так и внеаудиторные занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
4.11. При реализации образовательных программ возможно проведение массовых
мероприятий, создание необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и
их родителей (законных представителей).
4.12. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ: лекции, практические занятия, круглые столы, мастерклассы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, выездные занятия,
консультации, выполнение итоговой аттестационной работы и другие виды учебных занятий
и учебных работ, определенные учебным планом.
Для
всех
видов
аудиторных
занятий
академический
час
устанавливается
продолжительностью 40 минут. Количество занятий в неделю определяется руководителем
объединения.

5. Особенности организации образовательной деятельности с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
5.1. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (далее – ЭО и ДОТ) в образовательной
организации обеспечиваются условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы,
электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и
гарантирующей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме.
5.2. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ объем
образовательной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и учебных
занятий с применением ЭО и ДОТ определяется в соответствии с требованиями санитарных
правил и гигиенических нормативов.
5.3. При реализации заочной формы обучения с применением ЭО и ДОТ допускается
отсутствие аудиторных занятий.
5.4. Необходимым условием реализации образовательных программ с применением ЭО и
ДОТ является наличие электронной информационно-образовательной среды школы, которая
обеспечивает:
предоставление всех необходимых сервисов для организации централизованного
автоматизированного управления обучением;
• быстрое и эффективное размещение учебного контента, его персонализацию
и возможность многократного использования;
• единую платформу для решения всех учебных задач в соответствии
с современными стандартами в сфере ЭО и ДОТ;
• широкое взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.
•

5.5. При реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ материальнотехническая база включает в себя:
•

•
•
•
•
•

техническую
и
административную
инфраструктуру,
платформу
для структурированного и интерактивного обучения, опирающегося на синхронное
и асинхронное взаимодействие между группой и педагогическим составом;
компьютерный класс;
приемные станции, в том числе сети Интернет со скоростью не менее 100 Мб/с;
подключение к глобальной, национальной, региональной, локальной и
(или) корпоративной компьютерной сети;
электронную библиотеку и видеотеку учебных дисциплин;
офисное оборудование.

5.6. Требования к техническому
педагогического работника:

оснащению

рабочего

места

обучающегося

и

персональный компьютер с доступом к сети Интернет: операционная система не
ниже Windows 7 и программное обеспечение - DirectX, Adobe Flash Player,
Microsoft Explorer;
• компьютерная периферия: веб-камера, микрофон, наушники и (или) аудиоколонки;
• доступ к системе дистанционного обучения по индивидуальному логину и паролю.
•

5.7. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ местом
осуществления
образовательной
деятельности
является
местонахождение
образовательнойорганизации, независимо от местонахождения обучающихся.
6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
6.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
образовательная деятельность по образовательных программам организуется с учетом
особенностей их психофизического развития. Кроме того, при реализации
образовательных программ создаются специальные условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ в соответствии с заключением психологомедико-педагогической комиссии.
6.2. Сроки обучения по образовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их
психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии – для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов.
6.3. Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
может осуществляться при соблюдении следующих условий:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация официального сайта образовательной организации в сети Интернет с
учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к
международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
• размещение
в
доступных
для
обучающихся,
являющихся
слепыми
или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых
потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий
(должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см)
•

рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована
шрифтом Брайля);
• выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или
аудиофайлы);
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху( при наличии):
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий
визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров
(мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров
помещения));
• предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации;
•

в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материальнотехнические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа
обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения
образовательной рганизации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие
пандусов, поручней, расширенных дверных проемов).
6.4. Численный состав объединения уменьшается при включении в него обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.
6.5. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек.
6.6. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так
и в отдельных классах и (или) группах при условии набора такой группы.
6.7. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми- инвалидами
может проводиться индивидуальная работа.
6.8. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
определяются адаптированной образовательной программой.
6.9. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
по образовательным программам
может
осуществляться
на
основе
программ,
адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением
специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками,
прошедшими соответствующую переподготовку.
6.10. При реализации образовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья, детям-инвалидам предоставляются бесплатно специальные
учебники и учебные пособия, иная учебная литература.
6.11. Учебные материалы могут быть предоставлены в электронном и (или) печатном виде с
учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов.
7. Аттестация
7.1. Освоение образовательной программы завершается аттестацией обучающихся. Формы
аттестации определяются образовательной программой. Возможные формы аттестации:

тестирование, контрольная работа, письменная работа, устный опрос, защита реферата,
зачет, выполнение проекта или творческой работы, выставка.
7.2. Аттестация проводится аттестационной комиссией, назначаемой приказом директора
образовательной организации.
7.3. Результаты аттестации в любой из форм определяются оценками «аттестован», «не
аттестован».
8. Мониторинг образовательной деятельности
8.1. Мониторинг образовательной деятельности по образовательным программам
проводится с целью систематического стандартизированного наблюдения за условиями и
результатами реализации образовательных программ образовательной организацией.
8.2. Мониторинг осуществляется с использованием:
•
•

реестра образовательных программ, реализуемых в текущем календарном году;
сведений о реализации образовательных программ в истекшем полугодии.

8.3. Оценка соответствия образовательной деятельности проводится директором
образовательной организации и его заместителями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».