ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
0092B2D71EADEEE25840464B3BBFF5E623
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 02.09.2022 до 26.11.2023
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
«Край в котором я живу»
В
процессе изучения на внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»,
обучающиеся достигнут следующих личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»
отражают:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его
историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов,
населяющих Карелию;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской
деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами внеурочной деятельност «Край, в котором я живу»
являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для
создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными,
познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-,
фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,
этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий.
Предметные результаты внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» отражают:
Раздел «Природа Карелии»
- формирование представлений об особенностях природы Карелии (полезных
ископаемых, водоемов, природных сообществ), ее экологических проблемах, особенностях
хозяйственной деятельности человека в Карелии;
- формирование уважительного отношения к природе родного края, ее богатствам;
- развитие навыков распознавания природных объектов, важнейших полезных
ископаемых края и основных сельскохозяйственных растений и животных Карелии;
Раздел «Общество»
- овладение первоначальными представлениями об истории своего родного города,
населенного пункта, Карелии и понимание роли (изученных) событий в истории России,
в мировой истории;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, традициям своей
семьи, своего родного края, её современной жизни;
- воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, памятники
культуры, основные достопримечательности родного края;
- формирование умений характеризовать особенности родного края (столицы,
своего района, населенного пункта), его достопримечательностей,
отличать
государственную символику Карелии, находить на карте Республику Карелия, основные
города Карелии (родной город, столицу);
- овладение навыками поиска дополнительной информации о Карелии и умения
описывать (изученные) события из ее истории и современной жизни.
Раздел «Культура Карелии»
- овладение первоначальными представлениями о фольклоре малых жанров
Карелии, народных музыкальных традициях родного края, о народном музыкальном
инструменте – кантеле, о произведениях известных детских карельских писателей и поэтов,
художников, о основных центрах культуры республики: музеях, театрах, библиотеках ;
- формирование уважительного отношения к культуре Карелии, ее традициям,
памятникам архитектуры и произведениям искусства.
Содержание внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»
2класс (34 часа)
Введение
Раздел I. Природа Карелии
Особенности природы карельского края. Карелия – край воды, камня и лесов.
Виды водоемов в ближайшем окружении: озера, реки.
Многообразие растений и животных в окрестностях населенного пункта.
Деревья, кустарники края, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение к ним.
Времена года в Карелии, погодные особенности своей местности
Экскурсии: наблюдение сезонных изменений в природе в лесу, в парке.
Творческие работы: рисунки, поделки, сочинения «Мои наблюдения за растением,
животным», «Мои наблюдения за явлениями природы» др.
Раздел II. Карелия наш – дом
История семьи. Дом, улица, где ты живешь. Города и поселки Карелии.
Петрозаводск - столица Карелии. Родной город (деревня, поселок), район республики:
название и его основные достопримечательности. Особенности труда людей своей
местности, основные занятия, профессии.
Быт населения. Названия коренных национальностей, проживающих в данной
местности, их обычаи, характерные особенности быта. Достопримечательности Карелии.
Кижи.
Экскурсии к достопримечательностям родного города (села); в краеведческий
(художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при
наличии условий); на предприятия и в культурные учреждения.
Творческие работы: сочинения «Моя родословная», «Бабушкин сундучок»,
«Рассказы моей бабушки», «Где работают мои родители», «История моей улицы» и др.
Раздел III. Народные промыслы
Традиционные народные художественные промыслы. Ознакомление с
произведениями народных художественных промыслов в Карелии
(ткачество, карельская вышивка, вязание, резьба и роспись по дереву, берестоплетение,
кузнечное дело) на материале местных краеведческих музеев школы, села, города.
Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев).
Народный музыкальный инструмент - кантеле.
Экскурсии в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с
национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и
промысла.
Раздел IV. Устное народное творчество
Детский фольклор: скороговорки, дразнилки и поддевки, заклички, считалки.
Детские игры и забавы. Подвижные игры с припевками.
Сказки родного края. «Лапоток». Сказки о животных.
Раздел V. Писатели и поэты Карелии о природе и детях
Рассказы и стихи о детях, о природе.
Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек». В. М Данилов «Жила – была чайка». А. Е.
Сунгуров «Волшебная зеленая страна».
Резерв – 3 часа на проведение экскурсий, практических занятий
3 класс (34 часа)
Введение
Карелия - часть России. Государственная символика Карелии
Раздел I. Природа Карелии
День и ночь по сезонам на широте Карелии. Наблюдение сезонных явлений в
природе.
Значение и использование водоемов, лесов, болот Карелии человеком. Охрана
лесов, водоемов Карелии.
Особенности климата. Наблюдение за погодой своей местности
Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности. Влияние
человека на животный и растительный мир своей местности. Местные растения и животные
из Красной книги Карелии. Охрана растений и животных в своей местности.
Ориентирование в окрестностях школы, своего дома, населенного пункта. Описание
дороги в школу и домой.
Практические работы: изучение свойств воды своей местности, распознавание
растений, грибов и животных с помощью атласа-определителя, составление коллекций
природных объектов.
Творческие работы: рисунки ближайшего водоема, растений и животных леса, луга,
др.
Экскурсии: знакомство с природными сообществами, выявление видового
разнообразия растений и животных.
Раздел II. Литературное чтение
Древние былины из Заонежья.
Былины Основные герои и сюжеты былинного эпоса Карелии. Чтение одного
былинного сюжета – «Исцеление Ильи Муромца» или «Святогор».
Первое знакомство с эпосом «Калевала», как памятником мировой культуры.
Основное содержание эпической поэмы «Калевала».
Русский, карельский, вепсский и финский фольклор (по выбору учителя)
Сказки народов Карелии.
Писатели и поэты Карелии – детям. Рассказы и стихи о детях, о природе, об истории,
написанные И. Востряковым, Л. Шапиро, Ю. Линником, В. Потиевским и др. (по выбору
учителя)
Раздел III. Истории про нашу историю
Истории родного края. Как мы узнаем о прошлом родного края? Петроглифы.
Оленестровский могильник.
Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт.
Петр Первый в Карелии. Марциальные воды. Александровский пушечный завод.
Важные и яркие события из истории родного края.
Практические работы: поиск и показ на карте территорий проживания племен,
городов, границы края, мест исторических событий;
изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других
материалов – посуды, орудий труда, одежды, вооружения, макетов памятников
Экскурсии в музеи, к местам исторических событий, памятникам истории и
культуры. Обобщение. Резерв – 3 часа на проведение экскурсий, практических
занятий по усмотрению учителя.
4 класс (34 часа)
Введение
Наша Республика на карте Родины.
Раздел I. Карелия – наш общий дом
День Республики Карелия. Традиционные и современные праздники Карелии. Петрозаводск –
столица Республики Карелия: герб города, расположение на карте. Достопримечательности.
Города – побратимы Петрозаводска.
Творческие работы: рисунки флага, герба
Раздел II. История про нашу историю
Из истории края: Крепость Корела. Петр Первый в Карелии. Карелия в 18 веке. Дружина
Олонецких стрелков. Г.Р.Державин – первый олонецкий губернатор. Знаменитые поморы.
Практические работы: поиск и показ на исторической карте городов, границы края,
мест исторических событий; изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги,
пластилина и других материалов – посуды, орудий труда, одежды, вооружения, макетов
памятников
Экскурсии в музеи, к местам исторических событий, памятникам истории и
культуры.
Раздел III. Культура Карелии
Учреждения образования и культуры: музеи, театры, библиотеки, выставочные залы.
Знакомство с творчеством известных карельских художников, работающих в жанрах
пейзажа, портрета, в области книжной графики, скульптуры:
В. Попов, В. Поленов, Т. Юфа, Н.Брюханов, Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов,
Л.Давидян, Л.Ланкинен(2-3 по выбору
Раздел IV. Литературное чтение
Устное народное творчество: пословицы и поговорки, загадки: их значение и место в
народной жизни.
Детские писатели и поэты Карелии (по выбору): И. Востряков, А. Валентик, В. Линькова,
Ю.Никонова, Е.Харламова, Л.Шапиро, Т.Шапиро и др.
Раздел V. Искусство нашего края
Знакомство с творчеством известных карельских художников, работающих в жанрах
пейзажа, портрета, в области книжной графики, скульптуры:
В. Попов, В. Поленов, Т. Юфа, Н.Брюханов, Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов, Л.Давидян,
Л.Ланкинен
(2-3 по выбору).
Учреждения образования и культуры: музеи, театры, библиотеки, выставочные залы.
Раздел VI. Мир вокруг нас
Особенности природы Карелии, ее охрана. Республиканский детский экологобиологический центр. Детские творческие коллективы Карелии.
Обобщение. Резерв – 3 часа на проведение экскурсий, практических занятий по
усмотрению учителя.
Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, круглые столы, поисковые и
научные исследования, викторины, групповая работа, творческие мастерские
Виды внеурочной деятельности в рамках ФГОС: игровая деятельность, познавательная
деятельность, проблемно – ценностное общение, досугово – развлекательная деятельность
№
Тема занятия
1
Введение.
Карелия. Край,
в котором я
живу.
Природа
Карелии
Карелия –
страна озер
Камни всюду
2
3
Тематическое планирование
2 класс
Форма проведения Часы
ЦОР/ЭОР
занятия
Викторина
Работа
интерактивной
картой
1
с
2
Работа
с
интерактивными
карточками
1
Воспитател Дата
ьный
потенциал
http://avtor.karel 5
ia.ru/
https://www.cult
ure.ru/museums/
4
institutes/locatio
n-respublikakareliya
https://yandex.ru 4
/search/?text=ка
релия+города&
сент
сент
сент
4
Лес – наше
богатство
5
2
lr=10935&clid=
2261452
6
окт
Кустарники
Творческая
карельского
мастерская
леса
Ягоды и грибы Работа с текстом
1
2
окт
26
окт
Кто живет в
лесу?
Животные
Птицы
Групповая работа
2
10
нояб
4
нояб
Викторина
1
5
дек
10
Времена года
в Карелии
Природа
Карелии –
бесценный дар
Творческая
мастерская
1
https://yandex.ru
/video/preview/?
text=карелия%2
0Валаам&path=
yandex_search&
parentreqid=16634487
439912804611752447110
813416-vla10477-vla-l7balancer-8080BAL718&from_type
=vast&filmId=1
7155901964680
56504
5
дек
11
История семьи
Групповая работа
1
дек
12
Дом, в
Работа с текстом
котором ты
живешь
Путешествие
Групповое
по своей улице обсуждение
1
https://wikiway. 8
com/russia/kizhi
/
8
1
1
янв
14
Города и
поселки
Карелии
Викторина
3
3
янв
15
Петрозаводскстолица
Карелии
Групповое
обсуждение
1
7
фев
16
Достопримеча
тельности
Карелии.
Кижи.
Групповая работа
1
7
фев
17
Народные
ремесла
Мужские и
женские
ремесла
Кантеле
напевы
Работа с текстом
1
9
фев
Творческая
мастерская
1
7
март
Групповая работа
1
5
март
Устное
народное
творчество
Пословицы
Викторина
1
4
март
6
7
8
9
13
18
19
20
Групповая работа
Работа
интерактивной
картой
1
с
1
дек
Заклички и
считалки
Игры
Работа с текстом
23
Сказки
родного края
Групповое
обсуждение
24
Писатели и
Работа с текстом
поэты Карелии
о природе и
детях
Итоговое
Групповая работа
повторение и
обобщение:
экскурсии,
праздники,
праздники,
викторины,
защиты
проектов.
21
22
25
№
Тема занятия
4
март
6
апр
2
2
апр
3
26
май
2
10
май
1
Групповая работа
Тематическое планирование
3 класс
Форма проведения Часы
ЦОР/ЭОР
занятия
Введение
Мы –
граждане
Российской
Федерации
Почему в
Карелию
приходят
белые ночи
Викторина
3
Какой климат,
такая и погода
Работа с текстом
1
4
Край воды,
лесов и болот
Творческая
мастерская
2
5
Земля –
кормилица
Викторина
2
6
Красная книга
Карелии
Групповое
обсуждение
1
7
Календарь
природы
Работа с текстом
2
8
Былинный
край
Групповая работа
2
1
2
Групповое
обсуждение
2
1
Воспитател Дата
ьный
потенциал
http://avtor.karel 5
ia.ru/
https://www.cult
ure.ru/museums/
institutes/locatio
8
n-respublikakareliya
https://yandex.ru
/search/?text=ка
8
релия+города&
lr=10935&clid=
2261452
1
https://yandex.ru
/video/preview/?
text=карелия%2 3
0Валаам&path=
yandex_search&
7
parentreqid=16634487
439912807
4611752447110
813416-vla19
0477-vla-l7balancer-8080-
сент
сент
сент
окт
окт
нояб
нояб
дек
9
«Калевала»
Групповое
обсуждение
3
10
Писатели
Карелии о
природе
родного края
Викторина
5
11
Земные клады
археологов
Творческая
мастерская
12
«Листы
каменной
книги»
Работа с текстом
13
По следам
далеких
предков
Жизнь и
занятия наших
предков
И назвали его
Невским
Викторина
14
15
16
17
18
19
20
7
дек
5
янв
8
фев
8
фев
2
1
март
Групповое
обсуждение
1
3
март
Групповая работа
1
7
март
На здоровье,
Ваше
Величество!
Далекое
детство
Мороженое
сорок пятого
года
Прикоснуться
к истории
Творческая
мастерская
1
7
апр
Викторина
1
9
апр
Работа с текстом
1
7
апр
Групповое
обсуждение
1
2
май
Экскурсии,
проекты,
исследователь
ские работы
праздники,
викторины.
Групповая работа
2
4
май
№
Тема занятия
1
Карелия – наш
общий дом
BAL718&from_type
=vast&filmId=1
7155901964680
56504
https://wikiway.
com/russia/kizhi
/
1
Тематическое планирование
4 класс
Форма проведения Часы
ЦОР/ЭОР
занятия
Викторина
1
Воспитател Дата
ьный
потенциал
127
сент
День
рождения
республики
Работа
интерактивной
картой
Как
рождаются и
растут города.
Города братья
Карелы из
города Корела
Работа
с
интерактивными
карточками
1
Групповая работа
1
Дождливый
день в деревне
Вожмосалми
Творческая
мастерская
1
Часы для
петрозаводски
х мастеровых
Волшебная
вепсская нить
Экскурсия в
вепсскую
волость
Работа с текстом
1
Групповая работа
1
Карелия
глазами
первого
губернатора
Поморские
губернаторы
Викторина
1
Творческая
мастерская
2
На экскурсию
в музей
Сокровища
бывшей
гимназии
Как собирают
музейные
коллекции
Мастерская
детства
Групповая работа
15
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Работа
интерактивной
картой
с
с
1
1
http://avtor.karel 2 5
ia.ru/
https://www.cult
ure.ru/museums/ 4
institutes/locatio
n-respublikakareliya
https://yandex.ru
9
/search/?text=ка
релия+города&
lr=10935&clid= 8
2261452
https://yandex.ru
/video/preview/?
text=карелия%2
0Валаам&path=
yandex_search&
parentreqid=16634487
439912804611752447110
813416-vla10477-vla-l7balancer-8080BAL718&from_type
=vast&filmId=1
7155901964680
56504
сент
сент
сент
окт
4
окт
3
окт
2
окт
4
нояб
9
нояб
10
дек
дек
Работа с текстом
1
https://wikiway.
com/russia/kizhi 2 9
/
Групповое
обсуждение
1
78
янв
Викторина
1
10
янв
Экскурсия.
«Кижи»
Групповое
обсуждение
1
10
янв
16
Так говорят в
народе
Групповая работа
1
5
фев
р
17
Карелия в
поэзии
Работа с текстом
2
4
фев
р
18
Друзья с
книжной
полки
Творческая
мастерская
1
4
март
12
13
14
19
Любимые
книги
Групповая работа
20
Искусство
нашего края
Групповая работа
21
Мир вокруг
нас
Групповая работа
1
5
6
март
2
апр
26
май