ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009D62F34B3B762393E822243E3E82A0F3
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 20.10.2023 до 12.01.2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ориентирована на развитие навыков письма и выработку
каллиграфического почерка. В процессе изучения курса учащиеся имеют возможность
расширить свои представления о каллиграфии, познакомиться с её историей и областями
применения. Курс - межпредметный: наряду со сведениями из области русского языка в
его содержание входят знания по технологии, искусству, истории.
Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии
способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших
школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и
изучения русского языка и других школьных дисциплин.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ КАЛЛИГРАФИИ»
Научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через
различные методы и приёмы.
Образовательные задачи курса:
Познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия
каллиграфией и приемами работы с ними.
Научить проявлять творческий подход к работе.
Научить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости
вносить коррективы в первоначальный замысел.
Развивающие задачи:
Способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев.
Развивать глазомер.
Воспитательные задачи:
Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность, самодисциплину.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ КАЛЛИГРАФИИ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Всего 135 часов: 1 класс 33 часа (1 час в неделю), 2 - 4 классы по 34 часа (1 час в неделю).
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Наименование раздела
Формы
Виды
деятельности
программы
организации
Введение
Игровая
Групповая,
индивидуальная
Развитие мелкой моторики Фронтальная
Игровая
Упражнение для работы
Групповая,
Игровая
над высотой букв
индивидуальная
Игровая
Упражнения для работы
Фронтальная,
над формой отдельных
групповая
букв
Фронтальная
Упражнения для работы
Творческая,
над формой
проектная
сопоставляемых букв
Упражнения для работы
Групповая
Учебнонад наклоном и
познавательная
параллельностью
элементов букв
Практические и творческие Групповая
Творческая,
работы
проектная
Итого
Количество
часов
2
2
4
7
9
6
3
33ч
№
п/п
1.
Наименование раздела
программы
Элементы букв.
Написание схожих групп
букв
Практические и творческие
работы
Итого
2.
7.
2 класс
Формы
организации
Групповая,
индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Виды
деятельности
Игровая
Количество
часов
17
Игровая
15
Творческая,
проектная
2
34ч
3 класс
№
п/п
Наименование раздела
программы
1
История письменности на
Руси
2
Написание художественных
соединений
3
Практические и творческие
работы
Формы
организации
Виды
деятельности
Количество
часов
Индивидуальная
фронтальная
учебнопознавательная
17
игровая
15
Творческая,
проектная
2
групповая
Групповая
Итого
№ п/п
1.
Наименование раздела
программы
Повторение
2.
Узоры в письме
3.
Шрифты
4.
Творческий проект
Итого
34ч
4 класс
Формы работы
Групповая,
индивидуальная
Фронтальная
Групповая,
индивидуальная
Фронтальная,
групповая
Виды
деятельности
Игровая
Количество
часов
13
Игровая,
учебнопознавательная
Игровая
5
Творческая,
проектная
12
4
34ч
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧИСТОПИСАНИЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
-
Личностные результаты
формирование чувства гордости
-
Метапредметные результаты
принимать и сохранять цели и задачи
за свою Родину;
формирование
средствами
литературных
произведений
целостного взгляда на мир в
единстве
и
разнообразии
природы;
уважительного отношения к
русскому языку как родному
языку русского народа и
языкам, на которых говорят
другие народы;
интереса к языковой и речевой
деятельности;
представления о многообразии
окружающего мира, некоторых
духовных традициях русского
народа;
формирование уважительного
отношения к иному мнению;
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
учебной деятельности;
в сотрудничестве с учителем находить
средства их осуществления и ставить новые
учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве;
учитывать
выделенные
учителем
ориентиры действия в новом учебном
материале (в сотрудничестве с учителем,
одноклассниками);
использовать
знаково-символические
средства (в том числе модели, схемы,
таблицы) представления информации для
создания моделей изучаемых единиц языка,
преобразовывать модели и схемы для
решения
учебных,
практических
и
лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в
соответствии с конкретными целями и
задачами;
признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
стремиться к более точному выражению
собственного мнения и позиции;
Предметные результаты
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии,
пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
осознание значимости чтения для личного развития;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития;
использование разных видов чтения;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения.
формирование гигиенических навыков письма;
формирование умения писать графически правильно и четко;
формирование скорописи;
формирование правильного соединения букв;
знать происхождение русских слов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п
Тема занятия
1
Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития
письменности.
Упражнения для осанки.
Упражнения для развития свободных движений руки.
Штриховка геометрических фигур.
Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка
Написание заглавных букв с использованием модульной сети.
Буквица
Вензель (применение каллиграфии в вышивке и искусстве)
Письмо с проговариванием
Упражнения для работы над формой отдельных букв.
Прием работы с калькой
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо
букв с нижним элементом: з, р, у, д
Упражнения для работы над формой отдельных букв.
Последовательность написания букв Ф, ф
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты
написания элемента буквы «ы».
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Заглавные
буквы Г,П,Т,Р
Упражнения для работы над формой отдельных букв.
Особенности написания элемента «шапочка».
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и, л
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ш, м.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о, ю.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: л, я.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х, ж.
Безотрывное написание Х, Ж.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ч, у
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: в, з.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: з, е.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: с, э.
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью
элементов букв.
Выполнение заданий по образцу.
Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание
слогов: нижнее соединение.
Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание
слогов: нижнее соединение.
Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание
слогов: верхнее соединение
Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для
работы над соединением букв.
Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32
33
работы над соединением букв.
Написание текстов поздравления, приглашения на открытке
Написание текста объявления, визитной карточки ученика.
1
1
2 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Тема занятия
Что такое каллиграфия?
Что такое каллиграфия?
Большие и малые прямые наклонные линии
Большие и малые прямые наклонные линии
Прямая линия с закруглением внизу
Прямая линия с закруглением внизу
Прямая наклонная линия с закруглением вверху
Прямая наклонная линия с закруглением вверху
Малая и большая прямые наклонные линии с закруглениями
вверху и внизу
Малая и большая прямые наклонные линии с закруглениями
вверху и внизу
Большие и малые полуовалы
Большие и малые полуовалы
Линия с петлей вверху и внизу
Линия с петлей вверху и внизу
Малая и большая пламевидные прямые
Малая и большая пламевидные прямые
Петля на линии строки.
Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т, г
Группа букв: и, ш, И,Ш,п,р,т,г
Группа букв: л,м,Л,М,я,Я
Группа букв: л,м,Л,М,я,Я
Группа букв:у,ц,щ,Ц,Щ,Ч,ч
Группа букв:у,ц,щ,Ц,Щ,Ч,ч
Группа букв с,С,е,о,О,а,.д,б
Группа букв с,С,е,о,О,а,.д,б
Группа букв: ь,ъ,ы,в
Группа букв: ь,ъ,ы,в
Группа букв: Н,Ю,н,ю,к,К
Группа букв: Н,Ю,н,ю,к,К
Группа букв: В,З,з,э,Э,ж,Ж,х,Х,ф
Группа букв: В, З,з,э,Э,ж,Ж,х,Х,ф
Группа букв:Ф,Г,У,Т,П,Б,Р,Д
Работа по устранению графических недочетов. Конкурс по
чистописанию
Работа по устранению графических недочетов. Конкурс по
чистописанию
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
№
п/п
1
2
3
4
5
Тема занятия
Привет Анфиму. Берестяная грамота и точило. Письмо на
бересте.
Пергамент и тростниковая палочка.
Как писали гусиными перьями.
Заточка и письмо
Металлические перья.
Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий.
Русская вязь. Где мы с ней встречаемся.
Рукописные книги Древней Руси.
Древнерусский шрифт — устав.
Буквица заглавная.
Розетка как элемент оформления древнерусских книг.
Написание художественных соединений ол,ом,оя,об,од,оф
Написание художественных соединений ол,ом,оя,об,од,оф
Написание художественных соединений ок,он,оп,ог,ож,оз,ос
Написание художественных соединений ое,ой,оц,ош,ощ
Написание художественных соединений аг,аж,аз,аб,ад,ав,ае
Написание художественных соединений аг,аж,аз,аб,ад,ав,ае
Написание художественных соединений ие,ий,иц,ищ
Написание художественных соединений ие,ий,иц,ищ
Безотрывное написание художественных соединений
ел,ем,ег,еж,ез
Безотрывное написание художественных соединений
ел,ем,ег,еж,ез
Безотрывное написание художественных соединений
ел,ем,ег,еж,ез
Рациональные способы соединений в словах
Рациональные способы соединений в словах
Написание художественных соединений яб,яр,яв,ят
Написание художественных соединений яб,яр,яв,ят
Письмо трудных художественных соединений юз,юг,юж,ют,юн
Письмо трудных художественных соединений юз,юг,юж,ют,юн
Безотрывное написание художественных соединений ль,мь,ья,ье
Безотрывное написание художественных соединений ль,мь,ья,ье
Написание художественных соединений Оо,Сс,Ээ
Написание художественных соединений Оо,Сс,Ээ
Конкурс по чистописанию
Творческая работа.
4 класс
Наименование раздела.
Тема занятия
Алфавит. Свой вариант шрифта
Свой вариант шрифта
Повторение соединений букв
Повторение соединений букв
Повторение соединений букв
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Количество
часов
1
1
1
1
1
6
7
Повторение соединений букв
Повторение художественного соединения букв
1
1
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Повторение художественного соединения букв
Повторение художественного соединения букв
Повторение художественного соединения букв
Оформление заглавной буквы
Оформление заглавной буквы
Оформление заглавной буквы
Свои узоры при оформлении заглавной буквы
Свои узоры при оформлении заглавной буквы
Безотрывное написание различных соединений
Безотрывное написание различных соединений
Безотрывное написание различных соединений
Шрифты. Создание своего шрифта
Шрифты. Создание своего шрифта
Шрифты. Создание текста при помощи своего шрифта
Запись фразы выбранным шрифтом
Запись фразы выбранным шрифтом
Запись фразы выбранным шрифтом пером
Запись фразы выбранным шрифтом пером
Урок-конкурс «Пишу пером»
Тренировка в использовании различных видов шрифта
Тренировка в использовании различных видов шрифта
Тренировка в использовании различных видов шрифта
Тренировка в использовании различных видов шрифта
Творческий проект «Пишу красиво»
Творческий проект «Пишу красиво»
Творческий проект «Пишу красиво»
Защита творческого проекта
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1