Рабочая программа Школа будущего первоклассника

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026

Пояснительная записка
Программа представляет собой комплексную платную дополнительную образовательную
услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Обучение направлено
на общее развитие детей, на освоение отношений сотрудничества (умение договариваться,
обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя).
В своей деятельности по организации работы «Школа будущего первоклассника»
руководствуется:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;
 Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.06.2018) "О защите прав потребителей";
 Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг"
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2013 г. N 1315
"Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
Цель рабочей учебной программы «Школа будущего первоклассника» - формирование
у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с
помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации
преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с учётом ФГОС.
Основные задачи программы:
 Создание максимально благоприятных условий для развития интересов, склонностей и
способностей ребенка.
 Способствовать формированию готовности к обучению в школе.
 Развитие игровой деятельности, развитие социальных представлений, нормах
взаимоотношений;
 Развитие сенсорной культуры, развитие кругозора и познавательной деятельности, развитие
математических представлений);
 Развитие речи и коммуникативных способностей, подготовка к обучению грамоте.
Место в учебном плане.
Программа рассчитана на 12 недель. Занятия в «Школе будущего первоклассника»
проводятся 1 раз в неделю в субботу. В один день – 3 занятия. Общее количество часов – 36
часов.
Одно учебное занятие длится 25 минут. Между занятиями – перерыв 10 минут.
Наполняемость группы – 20 человек.
Режим занятий:
 продолжительность занятий - 25 минут;
 форма проведения занятий - групповая;
 режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут с перерывами на отдых 10
минут.
Виды деятельности:
 Игры
 Творческие работы: рисование, отгадывание кроссвордов, изографов, разгадывание ребусов.
 Вычерчивание фигур без отрыва карандаша.
 Графические диктанты, штриховка.
Методы проведения занятий:
 Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
 Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
 Практические методы: устные и письменные упражнения.
Внешние
ориентиры
результативности
обучения
в
«Школе
будущего
первоклассника»:
 различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, самостоятельно производить
фонематический анализ слов, составлять предложения;
 ориентироваться в пространстве, узнавать и называть геометрические фигуры, отсчитывать
определенное количество предметов по образцу;

 уметь пересказывать рассказы и сказки, загадывать и отгадывать загадки, рассматривать и
обсуждать содержание картин;
 пользоваться краткой и распространенной формами ответа, дополнять высказывания
товарищей, правильно оценивать результаты своей деятельности;
 раскладывать картинки по группам, составлять рассказ по сюжетным картинкам;
 ориентироваться на листе бумаги в клетку, считать в пределах 10 в прямом и обратном
порядке;
 вместе решать учебные задачи, сопереживать успехам и неудачам товарищей;
 внимательно слушать на занятиях, действовать по предложенному педагогом плану,
самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу;
 отличать живое от неживого, последовательно и вразнобой называть времена года, суток,
зимние, летние, весенние, осенние месяцы, диких и домашних животных, отличительные
признаки насекомых и птиц, узнавать некоторые породы деревьев, виды цветов;
 правильно держать карандаш и кисть при рисовании, знать основные цвета, закрашивать
рисунок, не выходя за пределы контура, правильно располагать рисунок на листе,
организовывать свое рабочее место;
 составлять декоративную аппликацию, вырезать предметы симметричной формы из бумаги,
составлять несложные композиции на листе.
Планируемые личностные, метапредметные результаты освоения программы.
Познавательные УУД:
 анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
 сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;
 осуществление классификации;
 установление аналогии;
 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД:
 осуществление действия по образцу и заданному правилу;
 сохранение заданной цели.
Коммуникативные УУД:
 овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
 эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и
сверстниками;
 умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД:
 мотивационные и коммуникативные, формирование Я -концепции и самооценки при
подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Рабочая программа «Развитие речи. Обучение грамоте»
Курс помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и
совершенствовать их устную речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого
создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как
знаками записи известных им звуков.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
 создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка, создания
предпосылок положительной мотивации учения в школе;
 практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
 формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне
навыков связной устной речи детей.






Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные результаты:
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий
подход к выполнению заданий.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский
язык».

Содержание программы
Развитие речи. Речь. Понятий «речь письменная и устная», «звук». Согласование слов в
предложении. Представления о письменной речи. Определение ударения в словах. Выделение в
речи предложения, в предложениях – слова, записывать их с помощью условных знаков.
Деление слова на слоги. Ударение.
Развитие фонематического слуха. Различие согласных и гласных звуков.
Знакомство с понятием «мимика».
Определение звуков в слове, их последовательность.
Письмо: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и
букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения
и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с
правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в
тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать
пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его
особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой;
моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.

Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Развитие речи
1
Развитие связной речи.
2
Речь. В мире безмолвия и неведомых
звуков. Для чего мы говорим.
3
Описание
картинки.
Предложение.
4

5

6

7

8

9

Количество
часов

Тема занятия

Слово.

Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто
больше назовет слов на темы
«Семья», «Дом».
Гласные буквы и звуки. Нахождение
их
в
тексте.
Игра
«Кто
наблюдательнее».
Гласные буквы и звуки. Предметы
окружающего мира. Твоя любимая
игрушка.
Согласные
звуки
и
буквы.
Противоположные по значению
слова. Игра «День-ночь»
Согласные звуки: твердые и мягкие.
Игра «Сказочные владения радуги».
Игра «Доскажи словечко»
Чудеса в стране слов. Времена года.
Игра «Когда это бывает?»

Письмо
Рассказ по картинке. Раскрашивание
пространства
около
контура.
Сравнение и сопоставление формы
предметов.
Прямые
и
наклонные
линии
(палочки),
полуовалы,
овалы.
Нахождение предложенных форм в
нарисованных предметах.
Прямые
и
наклонные
линии
(палочки),
полуовалы,
овалы.
Нахождение предложенных форм в
нарисованных предметах.
Прямые
и
наклонные
линии
(палочки),
полуовалы,
овалы.
Нахождение предложенных форм в
нарисованных предметах.

1

1

1

1

Контур предмета и раскрашивание
его внутри.

1

Контур
предмета
образующие внутренний
предметов.

1

Линии,
контур

Прямые
и
наклонные
линии
(палочки), полуовалы, овалы.

1

Работа в рабочей строке.

1

Составление и написание слогов.

1

ИТОГО

9

Рабочая программа курса «Математические ступеньки»
Цель занятий: формирование и развитие математических способностей детей.
Задачи обучения:
 Сформировать желание и умение учиться.
 Развивать гибкость и вариативность мышления.
 Выявить и развивать математические и творческие способности.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм
представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип
ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его
сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей
математики.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у
детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности
ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и
структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и
увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в
качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод
моделирования.
Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим
остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический
материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями
геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем
(преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо,
работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий
подход к выполнению заданий.
Метапредметные результаты:
 Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий
подход к выполнению заданий.
 Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в
соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый,
треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий,
широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и
в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри
фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по
назначению и др.
Числа от 0 до 5. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность
и обозначение чисел от 0 до 5. Цифра и число. Чтение чисел.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.

Календарно - тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество
п/п
часов
Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа.
1
Свойства предметов: цвет, форма, размер
1
2
Признаки предметов: больше, меньше, равно
1
3
Пространственные и временные представления
1
4
Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник
1
Числа от 1 до 5.
5
Число и цифра 1. Понятия «один – много».
6
Число и цифра 2. Понятие «пара».
1
7
Число и цифра 3. Понятия: «больше», «меньше», «равно»
1
8
Число и цифра 4. Установления соответствия между числом
1
предметов и цифрой.
9
Число и цифра 5. Состав чисел. Игры «Где, чей дом?»
1
ИТОГО
9

Рабочая программа курса «Знакомство с окружающим миром»
Цель:
 формирование условий для развития накопленных в дошкольном возрасте представлений о
природе и о человеке, как части общества.
Задачи:
 обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
 познакомить с правилами школьной жизни;
 развивать умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
 расширить представление дошкольников об окружающем мире;
 помочь ориентироваться в пространстве и во времени;
 проделать первые шаги к рефлексии.
Программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте
представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников
опирается на конкретно образные представления, эмоциональные впечатления и
взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой форме.
При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено
установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен
ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша
родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.
Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного
мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних
животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки
изменений природы в разные сезоны года.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной
атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.
Основное содержание.
Окружающий мир: общество.
Наша страна Россия. Москва – столица нашей родины. Костомукша – моя малая родина, мой
адрес. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими
детьми, учителями и работниками школы. Уважение к чужому мнению.
Окружающий мир: природа живая и неживая.
Неживая и живая природа. Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Растения
лиственные и хвойные. Овощи и фрукты. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Природа и человек. Бережное отношение к природе.
Ориентация в пространстве и во времени.
Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в школьном здании.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
 развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Календарно - тематическое планирование
№ п/п

4.
5.

Наша страна Россия.
Школа. Правила школьной
жизни.
Правила
дорожного
движения. Азбука пешехода.
Вежливые слова.
Неживая и живая природа.

6.

Смена времён года

1.
2.
3.

7.
8.
9.

Кол-во
часов
1

Тема занятий

1
1
1
1
Волшебные
родного края

мелки.

Природа

Животные
домашние
и
Нарезная мозаика: «Весёлый зайка»
дикие. Детёныши животных.
Растения
лиственные
и Вырезание по контуру деталей,
хвойные.
выкладывание фигуры листа
Лепка овощей, фруктов круглой и
Овощи и фрукты
овальной формы
ИТОГО:

1
1
1
1
9 ч.

Рабочая программа «Иностранный язык»
Цель и задачи программы.
 развитие интереса к финскому языку как языку народа, исторически проживающего на
территории Республики Карелия, а также как языку соседнего государства;
 развитие речевых способностей.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности направлена на достижение следующих
образовательных результатов:
Личностные результаты: осознание роли финского языка как языка народа, исторически
проживающего на территории Республики Карелия и на территории соседнего государства как
средства общения и как инструмента познания окружающей действительности.
Метапредметные результаты: адекватное восприятие звучащей речи на финском языке
(высказываний взрослых и сверстников, аудиозаписей и других форм информационных
технологий).
Содержание курса.
Обучающимся предоставляется возможность овладения умениями общаться с
представителями разных возрастных групп в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и
социально-культурной сферах в рамках следующей тематики:
 Приветствие.
 О себе.
 Предметы окружающего мира. Любимые игрушки
В процессе обучения детей можно использовать следующие приемы обучения: хоровое
повторение за преподавателем, индивидуальное повторение, хоровое и индивидуальное пение,
декламация стихов, организация игр с элементами соревнования, чередование подвижных и
спокойных игр, рисование.
Работа над произношением
Особое внимание при обучении языку необходимо уделять постановке произношения.
Психофизические особенности малышей дают возможность им имитировать самые сложные
звуки языка. Вместе с тем при обучении произношению необходимо пользоваться не только
имитацией, но по мере необходимости и методом показа и пояснения.
Работа с игрушкой или картинкой
Исходя из того, что у детей дошкольного возраста развита в основном образная память,
следует вводить слова финского языка путем наглядной семантизации. В этих целях для
занятий следует подбирать яркие и красочные игрушки, картинки, использовать предметы
окружающей ребенка обстановки. При подборе картинки необходимо обращать внимание на ее
выразительность, с тем чтобы тот предмет, который вводится в речь детей, был наиболее
рельефным, не терялся в большом количестве других изображений на рисунке.
Разучивание и декламация стихов, песенок
Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих
задач обучения дошкольников языку возможно лишь при условии не только воздействия на
сознание ребенка, но и проникновения в его эмоциональную сферу.
Разучивая стихотворение или песенку, ребенок легко запоминает рифмованный текст,
содержащий большое количество новых слов и предложений. Рифмованный текст является
полезным фонетическим упражнением, а также материалом для запоминания слов. Но чтобы
слова вошли в активный запас ребенка, а также в грамматические конструкции, нужны
специальные упражнения и игры со словами вне контекста стихотворения.
Дошкольный период – это период, когда ребенку интересна звуковая культура слова.
Читая рифмовки, ребенок вслушивается в звуки речи, оценивает их созвучие. В рифмовке слово
приобретает особый характер, оно звучит отчетливее, привлекает к себе внимание.

Рифмовка как заученный блок создает у ребенка ощущение уверенности, проведение
хоровой работы над рифмовкой способствует консолидации группы детей. Значение рифмовки
в развитии выразительности и эмоциональности речи огромно.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема занятий
Приветствие. Приятно познакомиться!
Как тебя зовут?
Страна изучаемого языка.
Предметы. Что это?
У меня есть…
Что у тебя есть?
ИТОГО:

Кол-во
часов
1
1
1
2
2
2
9 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».