Программа курса внеурочной деятельности “Школа мяча” по спортивному направлению
предназначена для обучающихся 7 классов МБОУ КГО «СОШ № 1 им.Я.В. Ругоева».
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного куса по внеурочной
деятельности «Школа мяча».
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:
➢ воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
➢ в формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
➢ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
➢ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
➢ формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
и на дорогах.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных
компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в
познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты
отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и
каждому современному человеку. Это:
➢ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
➢ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
➢ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
➢ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
➢ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление
осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
➢ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
➢ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса
по внеурочной деятельности.
➢ в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение
двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных
физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем
организма. понимание роли и значения физической культуры в формировании
личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и
сохранении индивидуального здоровья;
➢ овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание
основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по
истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения,
освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические
нагрузки для самостоятельных систематических занятий с учётом индивидуальных
возможностей и особенностей организма;
➢ приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий
физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и
профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную
помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в
организации и проведении занятий, физической культурой, форм активного отдыха
и досуга;
➢ расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической
подготовленности;
➢ формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных
и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и
особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение
основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из
базовых видов спорта, умением использовать ихв разнообразных формах игровой и
соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт
упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств,
повышение функциональных возможностей основных систем организма
➢
Формы организации внеурочной деятельности
➢ кружки;
➢ секции;
➢ поисковые и научные исследования;
➢ тестирование
Виды деятельности:
➢ игровая деятельность;
➢ познавательная;
➢ проектная деятельность;
➢ олимпиады
➢ соревнования;
➢ групповой;
➢ выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания;
➢ спортивно- оздоровительная деятельность
Содержание курса внеурочной деятельности.
Программа составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической
культуры в школе, дополняя его с учетом интересов детей, в зависимости от пола,
возраста, к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Баскетбол.
История возникновения и развития спортивной игры баскетбол. Технические действия и
тактика игры. Баскетбол игра по правилам.
Передвижения, остановки, повороты и стойки баскетболиста.
Ловля и передача мяча (разными способами) на месте и в движении.
Ведение мяча на месте, по прямой, с изменением направления движения и скорости.
Броски мяча разными способами, на месте, в движении.
Вырывание, выбивание.
Тактика и техника игры в баскетбол.
Контрольные игры и соревнования.
Волейбол.
История возникновения и развития спортивной игры волейбол. Технические действия и
тактика игры. Правила игры в волейбол, жесты судьи.
Перемещения и стойки волейболиста.
Прием и передача мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения.
Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху.
Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование.
Нападающий удар.
Командные действия. Расположение игроков при приеме.
Тактика игры.
Контрольные игры и соревнования.
Личностные результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных
ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания,
а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся:
➢ формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности
человека;
➢ развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения,
снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред
физическому и психическому здоровью;
➢ формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания
ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
➢ способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни
как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности,
взаимодействии с людьми;
➢ умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах,
влияющих на здоровье;
➢ способность рационально организовать физическую и интеллектуальную
деятельность;
➢ умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
➢ формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности:
Планируемый результат:
➢ Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности
будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
➢ - осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки
форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а
значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет
увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и
спортивно-оздоровительные мероприятия;
➢ - социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
➢ телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными,
метапредметными и предметными результатами:
Личностные результаты:
➢ формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой
и к здоровому образу жизни;
➢ воспитание морально-этических и волевых качеств;
➢ дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
➢ умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
➢ умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
➢ определять наиболее эффективные способы достижения результата;
➢ умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
➢ уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой
товарищей;
➢ организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в
оздоровительном лагере;
➢ умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю
зарядку;
➢ умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Предметные результаты:
➢ знать об особенностях зарождения, истории баскетбола, волейбола;
➢ знать о физических качествах и правилах их тестирования;
➢ выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
➢ владеть тактико-техническими приемами баскетбола, волейбола, настольного;
➢ знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях и правила его
предупреждения;
➢ владеть основами судейства игры в баскетбол, волейбол;
Тематическое планирование курса по спортивно-оздоровительному направлению
«Школа мяча»
Воспитательный потенциал рабочей программы внеурочной деятельности обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на уровне ООО
(5-9классы)
Целевым приоритетом уровней является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений обучающихся: семья, труд, отечество, природа, мир,
культура, здоровье, человек).
1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
3. к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос
и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
№занятия
Тематическое планирование внеурочной деятельности обучающихся
(1 час в неделю, 34 ч. год)
Название
темы
(раздела),
тема занятия
личностные
Инструктаж по
Т.Б. при
1,2
занятиях
,3
баскетболом.
Развитие
координационн
ых
ЦОР/ЭОР
Результаты деятельности
воспитание
моральноэтических и
волевых качеств;
метапредметные
умение вести
наблюдение за
показателями
своего
физического
развития.
Воспитат
ельный
потенциал
учебного
предмета
предметные
https://russ
ia
basket.ru/
Знать об
особенностях
зарождения и
истории
https://ru.w
баскетбола
ik
владеть тактикоipedia.org/
wi
1,6,7,10
способностей.
Ловля и
передача мяча
двумя рукамиот
груди на месте, в
движении.
техническими
приемами
баскетбола
Ведение мячана
месте и в
движении с
умение
высоким,
управлять
средним
и
своими
4,5
низким
эмоциями
в
,6
отскоком.
различных
Развитие
ситуациях
координационны
х способностей
7,8
,9
10,
11,
12
13,
14,
15
Закрепление
держания,
ловли,
передачи,
бросков
и
ведения мяча.
Игра
"Снайперы"
Учебная игра
Совершенствов
ание
тактических
действий
в
защите
и
нападении,
бросков.
Учебная игра
мини
баскетбол.
Совершенствов
ание
тактических
действий
в
защите
и
нападении,
бросков.
Учебная игра
мини
баскетбол.
2,3,5,9
уметь
организовать
самостоятельные
занятия
баскетболом, а
также, с группой
товарищей
умение
управлять
своими
эмоциями в
различных
ситуациях
выполнять
упражнения
по физической
подготовке в
соответствии с
возрастом
умение
вести
владеть
наблюдение за
тактикопоказателями
техническими
своего
приемами
физического
баскетбола
развития.
воспитание
моральноэтических и
волевых
качеств;
умение
управлят
ь своими
эмоциям
и
различн
ых
ситуация
х;
ki/Российска
я_федерация
_баскетбола
в
уметь
организовать
владеть
самостоятельные
основами
занятия
судейства игры в
баскетболом, а
баскетбол
также, с группой
товарищей;
уметь
владеть
организовать
самостоятельные
тактикозанятия
техническими
баскетболом, а
приемами
также, с группой
баскетбола
товарищей;
https://basket
balltraining.org.u
a/about_site
https://ru.wiki
pedia.org/wiki
/Российская_
федерация_б
аскетбола
1,5,6,9
https://basket
balltraining.org.
ua/about_site
3,4,7,8
https://basket
balltraining.org.
ua/about_site
1-10
16,
17,
18
19
20
21,
22,
23
24,
25
26,
27
Закрепление
держания,
ловли,
передачи,
бросков
и
ведения мяча.
Учебная игра
формирование
устойчивого
интереса,
мотивации к
занятиям
физической
культурой и к
здоровому
образу жизни
уметь
организовать
самостоятельные
занятия
баскетболом, а
также, с группой
товарищей;
владеть
тактико-
https://basket
balltraining.org.
ua/about_site
3,6,8,4
https://basket
balltraining.org.
ua/about_site
2,6,7,8,10
техническими
приемами
баскетбола
уметь
воспитание
организовать
владеть
моральноУчебная игра
самостоятельные
основами
этических
и
минизанятия
судейства игры в
волевых
качеств;
баскетбол
баскетболом, а
баскетбол
также, с группой
товарищей;
формирование
уметь
устойчивого
владеть
организовать
интереса,
Учебная игра
тактикомотивации к самостоятельные
минизанятия
техническими
занятиям
баскетбол
баскетболом, а
приемами
физической
баскетбола
культурой и к также, с группой
товарищей;
здоровому
образу жизни
формирование
устойчивого
Инструктаж по
умение
вести
Знать об
интереса,
ТБ при
наблюдение за
к
особенностях
мотивации
занятиях
показателями
зарождения,
занятиям
волейболом.
своего
истории
физической
Передачи мяча
физического
волейбола
культурой и к
в парах
развития.
здоровому
образу жизни
Подача через
формирование
уметь
волейбольную
устойчивого
выполнять
организовать
сетку.
интереса,
упражнения по
Передача мяча,
мотивации к самостоятельные
физической
занятия
подброшенного
занятиям
подготовке в
баскетболом, а
партнёром.
физической
соответствии с
Правила игры культурой и к также, с группой
возрастом
товарищей;
«Миниздоровому
волейбол».
образу жизни
Передачи у
уметь
выполнять
воспитание
стены, в парах,
организовать
упражнения
по
моральнов парах через
самостоятельные
физической
этических и
сетку.
занятия
подготовке
в
Игра «Мини- волевых качеств; баскетболом, а
соответствии с
волейбол».
также, с группой
возрастом
товарищей;
https://basket
balltraining.org.
ua/about_site
https://ru.wik
ipedia.org/wi
ki/Волейбол
http://fizkultura.ru/taxono
my/term/285
http://volleym
sk.ru/main/ob
zor_filmov_c
hast_2/
1,2,5
1,2,5,6
5,6,7,8
1-10
Стойка игрока
(исходное
формирование
положение).
устойчивого
Перемещение в
умение
вести
интереса,
стойке
наблюдение за
к
приставными мотивации
28,
показателями
занятиям
шагами:
29
своего
физической
правым, левым
физического
боком, лицом культурой и к
развития.
здоровому
вперёд
Правила игры в образу жизни
«Миниволейбол
Сочетание
способов
перемещений
уметь
(бег,
воспитание
организовать
остановки,
моральносамостоятельные
30,
повороты,
этических
и
занятия
31 прыжки вверх). волевых качеств;
баскетболом, а
Эстафеты
с
также, с группой
мячом.
товарищей;
Учебная игра
«Миниволейбол»
Совершенствов
формирование
ание
устойчивого
элементарных
интереса,
умений в
мотивации
к
32,
работе с
занятиям
33 волейбольным
физической
мячом.
культурой и к
Учебная игра
здоровому
«Миниобразу жизни
волейбол»
воспитание
моральноУчебная игра
этических
и
34 «Миниволевых качеств;
волейбол»
уметь
организовать
самостоятельные
занятия
баскетболом, а
также, с группой
товарищей;
6,7,8
выполнять
упражнения по
физической
подготовке в
соответствии с
возрастом
http://fizkultura.ru/taxono
my/term/285
https://ru.wik
ipedia.org/wi
ki/Волейбол
выполнять
упражнения по
физической
подготовке в
соответствии с
возрастом
http://volleym
sk.ru/main/ob
zor_filmov_c
hast_2/
владеть
основами
судейства игрыв
волейбол
http://volleym
sk.ru/main/ob
zor_filmov_c
hast_2/
умение
вести
http://volleym
владеть
наблюдение за
sk.ru/main/ob
основами
показателями
zor_film
судейства игры в
своего
волейбол
физического
развития.
1-10
1-10
4,5,7,9