Универсальные математические методы ( 10-11 классы)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009D62F34B3B762393E822243E3E82A0F3
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 20.10.2023 до 12.01.2025

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса «Универсальные математические методы решения
задач» внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению среднего общего
образования разработана в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
• Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 1 Федерального
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
• Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(Зарегистрирован 07. 06. 2012 г. N 24480);
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034);
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228);
• Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования, представленных в ФГОС СОО;
Главная цель изучения курса – формирование всесторонне образованной личности, умеющей
ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять
математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается
знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и
структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том
числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые
методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные
ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной
работы. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным
требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных
ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном
уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением
математики в различных сферах нашей жизни. Содержание курса построено таким образом,
чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы повторить материал
основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности,
включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в
учебниках. Курс ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников,
развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования,
повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности.
На занятиях будут даны в краткой форме характеристики основным эвристическим приёмам,
соответствующим математическому стилю мышления, будет раскрыто содержание некоторых
специальных видов задач, направленных на развитие логико-лингвистических способностей
учащихся, а также показаны особенности методики работы с задачами, предназначенными для
обучения школьников приёмам самостоятельной разработки небольших фрагментов теории.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА ДЛЯ КАЖДОГО»
В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Согласно плану внеурочной деятельности на курс «Универсальные математические методы
решения задач» отводится 68 часов (1 час в неделю в 10-11 классах, 34 учебных недели).

Программа курса «Универсальные математические методы решения задач» внеурочной
деятельности направлена на осуществление следующих целей:
- систематизация и углубление знаний в области математики;
- развитие интереса к изучению математики.
Данные цели реализуются через решение следующих задач:
- совершенствовать полученные в основном курсе математики знания и умения;
- сформировать практические умения и навыки по решению задач повышенной сложности;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения
математического

анализа,

развивать

самостоятельность

приобретения

знаний,

учебно-

коммуникативные умения, навыки самостоятельной работы;
- расширять кругозор обучающихся с привлечением дополнительных источников информации;
- развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное;
- поощрять умение слушать одноклассников, развивать интерес к познанию.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Универсальные математические методы решения задач» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданское воспитание:
• сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества, представлением о математических основах функционирования различных
структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.), умением
взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением.
Патриотическое воспитание:
• сформированность российской гражданской идентичности, уважения к прошлому и
настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских
математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других
науках, технологиях, сферах экономики.
Духовно-нравственное воспитание:
• осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного
сознания, этического поведения, связанного с практическим применением достижений науки и
деятельностью учёного; осознанием личного вклада в построение устойчивого будущего.

Эстетическое воспитание:
• эстетическим отношением к миру, включая эстетику математических закономерностей,
объектов, задач, решений, рассуждений; восприимчивостью к математическим аспектам
различных видов искусства.
Физическое воспитание:
• сформированность умения применять математические знания в интересах здорового и
безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); физического
совершенствования при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью.
Трудовое воспитание:
• готовность к труду, осознание ценности трудолюбия; интересом к различным сферам
профессиональной деятельности, связанным с математикой и её приложениями, умением
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные
планы; готовность и способность к математическому образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни; готовность к активному участию в решении практических задач
математической направленности.
Экологическое воспитание:
• сформированность экологической культуры, пониманием влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознанием глобального характера
экологических проблем; ориентацией на применение математических знаний для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды.
Ценности научного познания:
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком
математики и математической культурой как средством познания мира; готовностью
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий,
отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
• воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные,
единичные, частные и общие; условные;

• выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных,
наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
• делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
• проводить самостоятельно доказательства математических утверждений (прямые и от
противного), выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать
собственные суждения и выводы;
• выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы,
фиксирующие противоречие, проблему, устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,
аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить самостоятельно спланированный эксперимент, исследование по установлению
особенностей математического объекта, явления, процесса, выявлению зависимостей между
объектами, явлениями, процессами;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
• прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на вопрос и для решения
задачи;
• выбирать информацию из источников различных типов, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
• структурировать информацию, представлять её в различных формах, иллюстрировать
графически;
• оценивать надёжность информации по самостоятельно сформулированным критериям.
2) Универсальные коммуникативные действия
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно,
точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения
по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
• в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с

суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
• представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории.
Совместная деятельность (сотрудничество):
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
учебных задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы;
обобщать мнения нескольких людей;
• участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и
т.п.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
• составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с
учётом новой информации.
Самоконтроль:
• владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов; владеть способами самопроверки, самоконтроля
процесса и результата решения математической задачи;
• предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных ошибок, выявленных
трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям, объяснять причины достижения или
недостижения результатов деятельности, находить ошибку, давать оценку приобретённому
опыту.
Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
• самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
• саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

• эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
• социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
• принятие себя и других людей:
• принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; • принимать мотивы и аргументы
других людей при анализе результатов деятельности; • признавать свое право и право других
людей на ошибки; • развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
принятия себя и других:
• Принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы
других при анализе результатов деятельности; • признавать свое право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 класс
Выпускник научится:
• пользоваться базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь
представление об основных изучаемых понятиях, как важнейших математических моделях,
позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию),
грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки
математики;
• проводить
утверждений;

классификации,

логические

обоснования,

доказательства

математических

Выпускник получит возможность научиться:
• исследовать элементарные функции и решать задачи разного типа;
• составлять и использовать для решения типичных задач алгоритмы;
11 класс
Выпускник научится:
• пользоваться базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь
представление об основных изучаемых понятиях, как важнейших математических моделях,
позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию),
грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки
математики;

• проводить
утверждений;

классификации,

логические

обоснования,

доказательства

математических

• использовать символьный язык алгебры, приемы выполнения тождественных преобразований
рациональных выражений, решения уравнений, умение применять алгебраические
преобразования, аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса;
• правильно употреблять терминологию;
• решать тригонометрические, показательные, логарифмические уравнения и неравенства;
Выпускник получит возможность научиться:
• исследовать элементарные функции и решать задачи разного типа;
• составлять и использовать для решения типичных задач алгоритмы;
• описывать реальные ситуации на языке математики;
Информация об учете рабочей Программы воспитания в разделе «Содержание курса
внеурочной деятельности «Универсальные математические методы решения задач»
В разделах и темах учебного предмета учитель будет:
• побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлекать внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
использовав воспитательные возможностей содержания раздела (темы) через подбор
соответствующих упражнений и демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения
в классе;
• включать в урок игровые элементы, которые помогут поддержать мотивацию обучающихся к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• применять на уроках интерактивные формы работы с обучающимися.
Формы организации учебных занятий: лекция, беседа, тестирование, практикум.
Виды деятельности:
- познавательная; проблемно-ценностное общение.
Итоги реализации данной программы могут быть подведены на заключительном занятии в форме
итоговой работы в формате ЕГЭ.

Содержание курса «Универсальные математические методы решения задач»:
Уравнения и системы уравнений
Исследуются задачи: всех типов уравнений и систем уравнений: целых рациональных,
дробно-рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических.
Геометрические задачи
Стереометрия.

Целью

изучения

является

развитие

представлений

об

основных

геометрических фигурах и их свойствах, формирование навыков работы с рисунком, умение
проводить дополнительные построения.
Планиметрия
Рассматриваются и изучаются

геометрические

конфигурации:

касающиеся

окружности, пересекающиеся окружности, вписанные и описанные окружности треугольника и
четырехугольника. Анализ способов нахождения различных элементов геометрических фигур:
медиан, высот, биссектрис треугольника, радиусов вписанных и описанных окружностей. Метод
площадей, метод вспомогательной окружности, удвоение медианы.
Уравнения и неравенства
Преобразования числовых, алгебраических или функциональных выражений, что является
эффективным средством для решения задач.
Задачи прикладного содержания
Анализ функциональных зависимостей, Математическая интерпретация задачи, Сведение
задачи к математической модели.
Задачи с параметром
Логический перебор в нелинейных уравнениях и неравенствах, квадратный трехчлен в
задачах с параметром и нестандартных задачах.
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п

Тема занятия

1.

Уравнения и системы уравнений.

2.

Геометрические задачи. Стереометрия.

Количество
часов
10

6

3.

Планиметрия

4.

Уравнения и неравенства

3

5.

Задачи прикладного содержания

3

6.

Задачи с параметром

8

4

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование.
№ занятия

Тема

Кол-во
часов

Форма
реализации
воспитательн
ого
потенциала
(приложение)

Уравнения и системы уравнений (10часов).
1,2

Рациональные уравнения

2
1-8

3,4

Дробно-рациональные уравнения.

2

1-8

5,6

Иррациональные уравнения

2

1-8

7,8

Показательные уравнения

2

1-8

9

Логарифмические уравнения

1

1-8

10

Решение систем уравнений

1

1-8

Геометрические задачи. Стереометрия(6)
1,2

Параллельность прямых и плоскостей.

2

1-8

3,4

Перпендикулярность прямых плоскостей.

2

1-8

5,6

Многогранники

2

1-8

Планиметрия(8)
1,2

Окружность. Пересекающиеся окружности.

2

1-8

3,4

Вписанные и описанные окружности треугольника и

2

1-8

четырехугольника.
5,6

Способы нахождения медиан, высот,
треугольника, радиусов вписанных и
окружностей.

биссектрис
описанных

7,8

Метод площадей, метод вспомогательной окружности.

2

1-8

2

1-8

Уравнения и неравенства (3)
1,2

Преобразования
числовых, алгебраических или
функциональных выражений.

2

1-8

3

Тригонометрические неравенства.

1

1-8

Задачи прикладного содержания (3).
1,2

Математическая интерпретация задач

2

1-8

3

Сведение задачи к математической модели

1

1-8

Задачи с параметром (4)
1,2

Логический перебор в нелинейных уравнениях и
неравенствах

2

1-8

3

Квадратный трёхчлен в задачах с параметром

2

1-8

ИТОГО:

34

Тематическое планирование 11 класс
№ п/п
Тема занятия

Количество
часов

1.

Уравнения и системы уравнений.

10

2.

Геометрические задачи. Стереометрия.

6

Планиметрия.
3.
4.
5.

8
Уравнения и неравенства.
3
Задачи прикладного содержания.
3

6.

Итого:

Задачи с параметром.

4

34

Календарно – тематическое планирование 11 класс.
№ занятия
Тема занятия

Кол-во
часов

Форма
реализации
воспитательно
го потенциала
(приложение)

Уравнения и системы уравнений.(10)
1,2

Равносильность уравнений и неравенств

2

1-8

3,4

Равносильность уравнений и неравенств системам

2

1-8

5,6

Метод промежутков для уравнений и неравенств

2

1-8

7,8

Использование свойств функций при решении
уравнений и неравенств.

2

1-8

9,10

Решение уравнений с несколькими переменными

2

1-8

Геометрические задачи. Стереометрия(6)
1,2

Метод координат в пространстве

2

1-8

3

Движение

1

1-8

4

Задачи по темам: «Цилиндр. Шар. Конус»

2

1-8

5,6

Объемы тел

2

1-8

Планиметрия (8)
1,2

Углы и отрезки, связанные с окружностью

2

1-8

3,4

Решение треугольников

2

1-8

5,6

Теоремы Меделая и Чевы.

2

1-8

7,8

Эллипс, парабола и гипербола

2

1-8

Уравнения и неравенства (3)
1,2

Уравнения с модулями

2

1-8

3

Неравенства с модулями

1

1-8

Задачи прикладного содержания (3)
1

Задачи различных видов (движение, работа)

1

1-8

2,3

Сведение задач к математическим моделям

2

1-8

Задачи с параметром (4)
1.

Уравнение с параметром

1

1-8

2.

Неравенства с параметром

1

1-8

3.

Системы уравнений с параметром

1

1-8

4.

Задачи с дополнительными условиями

1

1-8

34
ИТОГО:
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
www.fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/

-

Единая

коллекция цифровых образовательных

ресурсов

http://www.fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений
https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?&subject[]=16&class[]=49
единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.problems.ru/about_system.php - проект МЦНМО «задачи»
http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=384 – готовься к олимпиадам и конкурсам.

Приложение
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии
личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность
педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС СОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания
обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей,
обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры
1. Гражданское воспитание
осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе;
сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней
российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в
настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского
национального исторического сознания;
проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду;
ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан;
осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным,
национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности;
обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом
самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно-патриотических и другие
объединениях, акциях, программах).
2. Патриотическое воспитание
выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной
культуре, любовь к своему народу;
сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому
Отечеству, российскую культурную идентичность;
проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих
в родной стране - России;
проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий
их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности.
3.Духовно-нравственное воспитание
проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре
народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального
самоопределения;
действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей
с позиций традиционных российских духовно- нравственных ценностей и норм с осознанием
последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных
поступков, поведения, противоречащих этим ценностям;
проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого
выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов

России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения
конституционных прав и свобод всех граждан;
понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного
согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных
национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных
семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской
ответственности;
обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и
мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый
интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры.
4.Эстетическое воспитание
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и
мирового художественного наследия;
проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального
воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это
влияние;
проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в
искусстве;
ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
5.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья
других людей;
соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного
поведения в информационной среде;
выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к
физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и
здоровый образ жизни;
проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в
обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья;
демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального,
психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим эмоциональным состоянием;
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных
коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).
6. Трудовое воспитание
уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих
земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения
российского народа;
проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в
доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской
деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда;
участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства Российской Федерации;

выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к
непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе;
ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в
российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи,
общества.
7. Экологическое воспитание
демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на
глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде; выражающий деятельное
неприятие действий, приносящих вред природе; применяющий знания естественных и
социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном
пространстве;
имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
8. Ценности научного познания
деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
своих интересов, способностей, достижений;
обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и
техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского
общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии
России;
демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной
информации и критики антинаучных представлений;
развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов,
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».