Функциональная грамотность 11 класс

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009D62F34B3B762393E822243E3E82A0F3
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 20.10.2023 до 12.01.2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти
изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее
включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного
функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и
навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить,
сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления
с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать
конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации
неопределенности.
Введение в российских школах ФГОС СОО актуализировало значимость
формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей
образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых
образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС СОО предполагает дополнение содержания
школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение
способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным
направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной
личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в
течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений»
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности
обучающихся в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной
грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также
глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в
соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, выделяются
ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить
обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения
жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного
поведения, развитие критического и креативного мышления.
Программа реализуется в работе с обучающимися 11 класса. Программа курса
рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю. Реализация программы
предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и
самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы,
исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким
образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность
позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в
различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое
место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и
социальное формирование личности.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых
педагогом форм работы. Реализация программы предполагает возможность вовлечения в
образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания. Целевые ориентиры определены в соответствии с
инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых
(гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания,
воспитательного пространства.
Гражданское воспитание
⎯ осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;
⎯ сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического
сознания;
⎯ проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую правду;
⎯ ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан;
⎯ осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;
⎯ обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и другие объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
⎯ выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу;
⎯ сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
⎯ проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам
народов, проживающих в родной стране - России;
⎯ проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской
культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
⎯ проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения;
⎯ действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных
ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий
неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих
этим ценностям;
⎯ проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех
граждан;

⎯ понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с
людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной
принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
⎯ ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия
насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
⎯ обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
⎯ выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия;
⎯ проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей,
умеющий критически оценивать это влияние;
⎯ проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве;
⎯ ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство
собственного быта.
⎯ Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
⎯ понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей;
⎯ соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде;
⎯ выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и
пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни;
⎯ проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для
физического и психического здоровья;
⎯ демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием;
⎯ развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
Трудовое воспитание
⎯ уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые
достижения российского народа;

⎯ проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда;
⎯ участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом
труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства Российской
Федерации;
⎯ выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
⎯ понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться
в современном обществе;
⎯ ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
⎯ демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том
числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде;
выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе;
применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве;
⎯ имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими
людьми.
⎯ Ценности научного познания деятельно выражающий познавательные интересы в
разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей,
достижений;
⎯ обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в
жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном,
социально-экономическом развитии России;
⎯ демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений;
⎯ развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» должно
обеспечивать достижение на уровне среднего общего образования следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
Личностные
результаты
освоения
курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная грамотность» характеризуются:
⎯ гражданское воспитание: сформированностью гражданской позиции обучающегося
как активного и ответственного члена российского общества, представлением о
мировоззренческих основах функционирования различных структур, явлений,

⎯

⎯

⎯
⎯

⎯

⎯

⎯

процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.), умением
взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
патриотическое воспитание: сформированностью российской гражданской
идентичности, уважения к прошлому и настоящему российской науки, ценностным
отношением к достижениям российских ученых и российской научной школы, к
использованию этих достижений в различных науках, технологиях, сферах
экономики;
духовно-нравственного воспитания: осознанием духовных ценностей российского
народа; сформированностью нравственного сознания, этического поведения,
связанного с практическим применением достижений науки и деятельностью
учёного; осознанием личного вклада в построение устойчивого будущего;
эстетическое воспитание: эстетическим отношением к миру, включая эстетику
мировоззренческих закономерностей, объектов, задач, решений, рассуждений;
физическое воспитание: сформированностью умения применять знания в интересах
здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему
здоровью (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); физического совершенствования, при занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
трудовое воспитание: готовностью к труду, осознанием ценности трудолюбия;
интересом к различным сферам профессиональной деятельности, умением
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы; готовностью к активному участию в решении практических
задач различной направленности;
экологическое воспитание: сформированностью экологической культуры,
пониманием влияния социально-экономических процессов на состояние природной
и социальной среды, осознанием глобального характера экологических проблем;
ориентацией на применение различных знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
ценности
научного
познания:
сформированностью
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, пониманием науки как сферы человеческой деятельности, этапов её
развития и значимости для развития цивилизации; готовностью осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» характеризуются овладением универсальными познавательными
действиями, универсальными коммуникативными действиями, универсальными
регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия, обеспечивают формирование базовых
когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира;
применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
⎯ способность находит и извлекать информацию из разных текстов
⎯ анализ и интеграция информации, полученной из текста;

⎯ учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно
важной ситуации;
⎯ умение оценивать форму и содержание текста в рамках метапредметного
содержания;
⎯ умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной и глобальной ситуации;
⎯ умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о
личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в
различном контексте в рамках метапредметного содержания;
⎯ умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и
предлагать пути решения.
Базовые исследовательские действия:
⎯ использовать
вопросы
как
исследовательский
инструмент
познания;
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, устанавливать
искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию,
мнение;
⎯ самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных
результатов, выводов и обобщений;
⎯ прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения
о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
⎯ выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на вопрос и
для решения задачи;
⎯ выбирать информацию из источников различных типов, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
⎯ структурировать информацию, представлять её в различных формах,
иллюстрировать графически;
⎯ оценивать надёжность информации по самостоятельно сформулированным
критериям.
2) Универсальные коммуникативные действия, обеспечивают сформированность
социальных навыков обучающихся.
Общение:
⎯ воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и
письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать
полученный результат;
⎯ в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои
возражения;
⎯ представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории.
Сотрудничество:

⎯ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных задач; принимать цель совместной деятельности, планировать
организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться,
обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
⎯ участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные); выполнять свою часть работы и координировать свои действия
с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт
по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия, обеспечивают формирование смысловых
установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
⎯ составлять план, алгоритм решения, выбирать способ решения с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и
корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
⎯ владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов; владеть способами
самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической
задачи;
⎯ предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных
ошибок, выявленных трудностей;
⎯ оценивать соответствие результата цели и условиям, объяснять причины
достижения или недостижения результатов деятельности, находить ошибку,
давать оценку приобретённому опыту.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Название раздела
Модуль
«Основы
финансовой
грамотности»

Содержание
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и
современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это
зависит Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты:
пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для
чего нужно учиться? Личные деньги.
Модуль
«Основы Формирование читательских умений с опорой на текст и
читательской
внетекстовые знания. Электронный текст как
грамотности»
источник информации. Сопоставление содержания
текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах.
Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в
тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация
(комментарий, научное обоснование). Составление плана на
основе исходного текста. Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со
смешанным текстом. Составные тексты.

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние. Вычисление величины, применение
пропорций прямо пропорциональных отношений для решения
проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на
пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графы и их применение в решении задач.
Модуль
«Основы Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса.
естественнонаучной
Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы.
грамотности»
Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для измерения
температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель
Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой
природы
КАЛЕНДАНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название модуля

Количество
часов
9
8
10
7

Модуль «Основы финансовой грамотности»
Модуль «Основы читательской грамотности»
Модуль «Основы математической грамотности»
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п

Название темы

Кол-во
часов

Модуль «Основы финансовой грамотности»
Удивительные факты и истории о 1
1.
деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. 1
2.
Откуда берутся деньги? Виды 1
3.
доходов.
Заработная плата. Почему у всех она 1
4.
разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее.
5.
1
Арендная
плата,
проценты,
прибыль,
6.
1
дивиденды.
Социальные
выплаты:
пенсии, 1
7.
пособия.
Как заработать деньги? Личные 1
8.
деньги.
Мир профессий и для чего нужно 1
9.
учиться?
Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений 1
10.
с опорой на текст и внетекстовые
знания.
Электронный текст как источник 1
11.

Теоретическое Практическое
занятия
занятия
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

информации.
Сопоставление содержания текстов 1
12.
научного стиля.
Образовательные
ситуации
в 1
13.
текстах. Критическая оценка степени
достоверности, содержащейся в
тексте информации.
Типы текстов: текст-аргументация 1
14.
(комментарий,
научное
обоснование).
Составление плана на основе 1
15.
исходного текста.
Типы
задач
на
грамотность. 1
16.
Аналитические (конструирующие)
задачи.
Работа со смешанным текстом. 1
17.
Составные тексты.
Модуль «Основы математической грамотности»
Числа и единицы измерения: время, 1
деньги,
масса,
температура,
расстояние.
Вычисление величины, применение 1
19.
пропорций
прямо
пропорциональных отношений для
решения проблем.
Вычисление величины, применение 1
20.
пропорций
прямо
пропорциональных отношений для
решения проблем.
Текстовые
задачи,
решаемые 1
21.
арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение,
работа
Текстовые
задачи,
решаемые 1
22.
арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение,
работа
Инварианты: задачи на четность 1
23.
(чередование, разбиение на пары).
Инварианты: задачи на четность 1
24.
(чередование, разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с 1
25.
помощью таблиц.
Логические задачи, решаемые с 1
26.
помощью таблиц.
Графы и их применение в решении 1
27.
задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Тело и вещество. Агрегатные 1
28.
состояния вещества.
Масса. Измерение массы тел. 1
29.
Строение вещества.
Атомы и молекулы. Модели атома.
30.
1

18.

1
1

1
1
1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1
1

31.

32.
33.
34.

Тепловые
явления.
Тепловое
расширение тел. Использование
явления теплового расширения для
измерения температуры.
Плавление
и
отвердевание.
Испарение и конденсация. Кипение.
Представления о Вселенной. Модель
Вселенной.
Модель
солнечной
системы.
Царства живой природы.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1.Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы:
методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В.
Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019
2. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 (ч.1, ч.2).
М.:Просвещение, 2021
3. Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая
грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение,2021
4. Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Естественно-научная грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. М.: Просвещение, 2021
5. Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск
2. М.: Просвещение, 2021
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.
Диагностические работы Министерства просвещения РФ - https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАО - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISA - https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5. МЦКО - https://mcko.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».