РП Мир Химии (8 класс)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009D62F34B3B762393E822243E3E82A0F3
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 20.10.2023 до 12.01.2025

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С учётом происходящих изменений в мире и принимаемых Президентом
Российской Федерации и Правительством решений и ответных мер химическое
образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования,
что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в
познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и
закономерностей.
Стремительное развитие научно-технического прогресса, появление новых
технологий и материалов, химизация различных отраслей промышленности привели к
накоплению вредных веществ, пагубно воздействующих на состояние окружающей среды
и здоровье человека. Широкое обсуждение этой проблемы в средствах массовой
информации сформировало у современного человека негативное отношение к химии как
главной виновнице загрязнения окружающей среды. С целью преодоления этих взглядов,
формированию интереса к науке, расширения кругозора учащихся создан курс «Мир
химии». Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в
области химических проблем экологии, валеологии. Привлечение дополнительной
информации межпредметного характера о значении химии в различных областях
народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления
здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их
познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах современности,
развивать аналитические способности.
2. СОДЕРЖАНИЕ
Введение (3 часа).
Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об
основном методе науки – эксперименте. Ознакомление с кабинетом химии и изучение
правил техники безопасности, оказания первой помощи, использования противопожарных
средств защиты.
Лаборатория юного химика. (12 часов).
Понятие об индикаторах. Кристаллы. Экологическая проблема чистой воды. Признаки
химических реакций. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ.
Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в
жизни.
Химия и пища (8 часов).
Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от
примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение
возможных загрязнителей пищи. Влияние на организм белков, жиров, углеводов.
Витамины.
Химия и медицина (4 часа).
Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные
препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Исследование
лекарственных препаратов. Понятие о фитотерапии.
Химия в быту (5 часов).

Ознакомление с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Влияние
вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос,
дезодорантов и косметических средств. Современные лаки. Спички. История изобретения
спичек.
Итоговое занятие (1 час).
Подведение итогов. Проведение заключительной игры «Что? Где? Когда?».
Виды и формы организации деятельности учащихся:
Основные виды деятельности учащихся:
•
•
•
•

практические занятия по решению учебных задач;
работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация
понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
знакомство с теоретическим материалом;
дискуссии.

Основные формы работы:
•
•
•
•

групповая;
парная;
индивидуальная;
фронтальная.

Формы контроля: защита проекта, доклад, выступление, презентация, участие в
конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
Место в учебном плане: программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую
науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; формирование ценности
здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей
познавательной деятельностью. формирование основ экологической культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях.
Метапредметные
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками;
8) работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов;
9) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные
В познавательной сфере: давать определения изученных понятий: «химический
элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество»,
«химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная
масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды»,
«кислоты», «основания», «соли», «химическая реакция», «химическое уравнение»,
описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и
сложные вещества, химические реакции; классифицировать изученные объекты и
явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со
свойствами изученных; структурировать изученный материал и химическую
информацию, полученную из других источников; моделировать строение атомов
элементов 1- 3 периодов, строение простых молекул;
В ценностно – ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для
окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ; в трудовой сфере: проводить химический эксперимент;

В сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях,
ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Химический
решебник» составлено с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета на уровне основного общего
образования обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся и прежде всего, ценностных отношений:
Целевые ориентиры
1. Гражданское воспитание
знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
2. Патриотическое воспитание
сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
3. Духовно-нравственное воспитание
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных
ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;

сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества.
4. Эстетическое воспитание
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на
поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
5. Физическое воспитание
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
6. Трудовое воспитание
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; проявляющий
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в

российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов,
потребностей.
7. Экологическое воспитание
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
8. Ценности научного познания
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

№

Наименование
разделов

Количество
часов

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1.

Введение.

3

-работать с химическими реактивами и
лабораторным оборудованием;
-оказывать первую помощь, использовать
противопожарные средства защиты.

Презентация;
Работа в парах;
Письменный
контроль.

1. Анод. Олимпиады по химии.
https://vk.com/anod_official
2. Знатоки решают.
https://vk.com/h_znatoki_reshajut
3. Химический кружок.
https://vk.com/chem_gmli

2.

Лаборатория юного
химика.

12

Презентация;
Работа в парах;
Письменный
контроль.

1. Анод. Олимпиады по химии.
https://vk.com/anod_official
2. Знатоки решают.
https://vk.com/h_znatoki_reshajut
3. Химический кружок.
https://vk.com/chem_gmli

3.

Химия и пища.

8

-определять понятия: вещество, простое
вещество, сложное вещество, смеси,
дистилляция, кристаллизация, выпаривание,
фильтрование, возгонка, отстаивание,
растворы, массовая доля растворенного
вещества, растворимость;
-устанавливать причинно-следственные
связи между физическими свойствами
веществ и способом разделения смесей;
-выполнять непосредственные наблюдения и
анализ свойств веществ и явлений, выполнять
эксперимент по разделению смесей с
соблюдением правил техники безопасности. оформлять отчет, включающий описание
наблюдения, его результатов, выводов;
-решать расчетные задачи с использованием
понятий «массовая доля растворенного
вещества», «растворимость».
-изучать окружающие вещества и предметы с
точки зрения химической науки;
-описывать простейшие вещества с помощью

Презентация;
Работа в парах;

1. Анод. Олимпиады по химии.
https://vk.com/anod_official
2. Знатоки решают.

4.

Химия и медицина.

4

5.

Химия в быту.

5

6.

Итоговое занятие.

2

химических формул; простейшие химические
реакции с помощью химических уравнений;
-описывать состав простейших соединений
по их химическим формулам;
-получение химической информации из
различных источников;
-работа с лабораторным оборудованием и
нагревательными приборами в соответствии с
правилами ТБ.
-изучать окружающие вещества и предметы с
точки зрения химической науки;
-описывать простейшие вещества с помощью
химических формул; простейшие химические
реакции с помощью химических уравнений;
-описывать состав простейших соединений
по их химическим формулам;
-получение химической информации из
различных источников;
-работа с лабораторным оборудованием и
нагревательными приборами в соответствии с
правилами ТБ.
-изучать окружающие вещества и предметы с
точки зрения химической науки;
-описывать простейшие вещества с помощью
химических формул; простейшие химические
реакции с помощью химических уравнений;
-описывать состав простейших соединений
по их химическим формулам;
-получение химической информации из
различных источников;
-работа с лабораторным оборудованием и
нагревательными приборами в соответствии с
правилами ТБ.
-уметь применять полученные знания в ходе

Письменный
контроль.

https://vk.com/h_znatoki_reshajut
3. Химический кружок.
https://vk.com/chem_gmli

Презентация;
Работа в парах;
Письменный
контроль.

1. Анод. Олимпиады по химии.
https://vk.com/anod_official
2. Знатоки решают.
https://vk.com/h_znatoki_reshajut
3. Химический кружок.
https://vk.com/chem_gmli

Презентация;
Работа в парах.

1. Анод. Олимпиады по химии.
https://vk.com/anod_official
2. Знатоки решают.
https://vk.com/h_znatoki_reshajut
3. Химический кружок.
https://vk.com/chem_gmli

Работа в группах.

1. Анод. Олимпиады по химии.

выполнения заданий.

https://vk.com/anod_official
2. Знатоки решают.
https://vk.com/h_znatoki_reshajut
3. Химический кружок.
https://vk.com/chem_gmli

Календарно-тематическое планирование
№
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.

2.9.

2.10.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
6.

Раздел, тема
Введение.
Химические знания в повседневной жизни человека.
Правила техники безопасности в химической
лаборатории.
Знакомство с лабораторным оборудованием.
Лаборатория юного химика.
Понятие об индикаторах.
Смеси и методы их разделения.
Кристаллы.
Химические реакции. Признак химической реакцииизменение цвета.
Химические реакции. Признак химической реакцииобразование газа.
Химические реакции. Признак химической реакцииобразование и растворение осадка.
Чудесная жидкость-вода. Очистка воды.
Роль растворов в природе и жизни человека.
Приготовление насыщенных и пересыщенных
растворов.
Роль растворов в природе и жизни человека.
Составление
и
использование
графиков
растворимости.
Приготовление растворов.
Химия и пища
Основные компоненты пищи- белки.
Основные компоненты пищи. Жиры и углеводы.
Основные компоненты пищи. Витамины.
Анализ продуктов питания.
Исследовательская
работа
«Огурец-еда
или
лекарство?»
Химия и медицина.
Лекарства и яды в древности.
Лекарственные препараты. Домашняя аптечка.
Лекарственные растения. Понятие о фитотерапии.
Удивительные
опыты
с
лекарственными
веществами.
Химия в быту.
Знакомство с препаратами бытовой химии.
Моющие средства.
Косметические средства.
Спички.
Щелочи и кислоты.
Итоговое занятие.
Итого часов

Количество часов
всего
теория практика
3
2
1
1
1
1
1
1
12
1
1
2
1

2

1

1
10
1
1
1
1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

2
8
1
1
1
3
2

1
1

4
1
1
1
1

3
1
1
1

5
1
1
1
1
1
2
34

2
1

1

1
7
1
1
1
3
1
1

1
3
1
1
1
1
11

1
1
23

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликбекова, «Занимательные задания и эффектные опыты по химии»,
Москва. Дрофа, 2022.
2. М.Отто. «Мир химии», Москва. Техносфера.2020.
3. Л.Д. Вайткене. Химия. Аванта. 2016.
4. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков/Химия, 8 класс: учебник/- Москва:
Просвещение, 2023.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Анод. Олимпиады по химии. https://vk.com/anod_official
2. Знатоки решают. https://vk.com/h_znatoki_reshajut
3. Химический кружок.https://vk.com/chem_gmli


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».