Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикум по финскому языку» для
обучающихся 10, 11 классов составлена на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта с учетом программы по финскому языку по
учебному предмету «Второй иностранный язык. Финский язык» для среднего общего
образования. ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования», Шумилова Е.Г.,
Храмцова О.А., 2023 г.
Программа разработана с учётом актуальных задач воспитания, обучения и
развития обучающихся,
характеристики
планируемых результатов
духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
рабочей программе воспитания, а также условий, необходимых для развития их
личностных и познавательных качеств, психологическими, возрастными особенностями
обучающихся.
Данная программа отвечает требованиям к обязательному минимуму по финскому
языку, предлагает дополнительный материал, который позволяет лучше усвоить материал
школьной программы.
Освоение программы элективного курса в 10-11 классах предполагает применение
коммуникативного подхода в обучении языку и направлено на достижение
обучающимися порогового уровня коммуникативной компетенции.
Содержание программы элективного курса
направлено на формирование
функциональной грамотности и коммуникативных умений в целом.
В содержании программы курса выделяются следующие содержательные линии:
тематическое содержание речи, коммуникативные умения, языковые знания и навыки,
социокультурные знания и умения, компенсаторные умения.
Изучение финского языка на элективном курсе в 10-11 классах направлено на
развитие и совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся,
сформированной на предыдущих ступенях, в единстве таких её составляющих, как
речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и метапредметная компетенции:
речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырёх основных
видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письменной речи);
языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими,
орфографическими,
пунктуационными,
лексическими,
грамматическими) в соответствии с отобранными темами общения, освоение знаний о
языковых явлениях финского языка;
социокультурная и межкультурная компетенция — приобщение к культуре
финнов, их традициям в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся на старшей ступени общего образования,
формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях
межкультурного общения;
компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения
в условиях дефицита языковых средств финского языка при получении
и передаче информации;
метапредметная и учебно-познавательная компетенция - развитие общих
и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность
по овладению финским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в
других областях знания.
Данный элективный курс нацелен на развитие коммуникативных умений и
навыков обучающихся, снятие психологического барьера при говорении, обретение
учащимися легкости и естественности в выражении своих мыслей на иностранном
(финском) языке. В рамках курса акцент делается на обогащении вокабуляра (речевые
клише, современная разговорная лексика), развитие навыков аудирования и речи.
Современный элективный курс позволяет наиболее успешно применять
индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. При этом форма
организации занятий более свободна и предполагает в большей степени творческую
активность учащихся.
Место предмета в учебном плане.
Программа предназначена для обучающихся 10 и 11 класса МБОУ КГО «СОШ № 1
им.Я.В.Ругоева» и рассчитана в 10 классе на 35 часов в год, в 11 классе на 34 часа в год,
исходя из 1 часа в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Содержание учебного предмета
10 класс
1.
Визитная карточка. О себе.
Персональные данные. Визитная карточка. Внешность человека. Характер человека.
Личность человека.
2.
Интересы и проблемы молодёжи.
Интересы и увлечения молодёжи. Мои интересы и увлечения. Проблемы молодёжи.
Гаджеты в нашей жизни. Компьютер – друг или враг?
3.
Телефонный разговор.
Полезные фразы для разговора по телефону. Разговор по телефону. Сленг в интернетчатах. Телефонный разговор.
4.
Разговорный финский язык.
Особенности фонетики в разговорной речи. Формы личных местоимений в разговорной
речи. Цифры в разговорном языке. Лексика разговорного языка.
5.
Праздники и традиции.
Праздники и традиции. Мой любимый праздник. Приглашение на праздник.
Праздники Финляндии Праздники России. Праздничные традиции.
6.
В городе. Достопримечательности.
В городе. Ориентация в городе. Карта моего города. Достопримечательности.
Достопримечательности Хельсинки.
7.
В кафе, ресторане.
Еда не дома. В ресторане. В кафе. Просмотр видео на тему "В кафе".
8.
В больнице.
Здоровье и болезни. Сезонные болезни. В больнице. У доктора.
9.
Путешествия.
Поездка. В аэропорту. В самолёте. На вокзале. В поезде.
В гостинице. Обслуживание. Бронирование номера в отеле
10.
Природа и человек. Проблемы экологии.
Природа и человек. Животные в жизни человека. Проблемы экологии. Экологические
проблемы современности. Возможные пути решения экологических проблем.
11 класс
1.
Выбор профессии и сферы трудовой деятельности. Вводный урок.
Сферы профессиональной деятельности. Трудности выбора профессии.
2.
Образование.
Учебные заведения и направления обучения. Выбор образовательной траектории.
Высшее или среднее профессиональное обучение?
3.
Физкультура и спорт.
Виды спорта. Физкультура и спорт. Роль спорта в нашей жизни.
4.
Путешествие по своей стране и за рубежом.
Куда, как и зачем мы путешествуем. Любишь ли ты путешествовать? Планы на отпуск.
5.
СМИ.
Средства массовой информации. Чтение СМИ. СМИ в нашей жизни.
6.
Современные технологии
Современные технологии. Преимущества современных технологий. Плюсы и минусы
современной техники.
7.
Здоровье. Забота о здоровье.
8.
Литература. Жанры.
Литература Финляндии. Любимый жанр литературы. Творчество писателя. Отзыв о
прочитанной книге.
9.
Личная и общественная жизнь.
Моя личная жизнь. Личная и общественная жизнь. Волонтерство.
10.
Семья. Домашние обязанности. Взаимоотношения и общение в семье.
Семья Лехтинен. Домашние обязанности. Взаимоотношения и общение в семье. Моя
семья.
11. Досуг молодежи.
Досуг молодежи. Мой досуг.
Планируемые результаты освоения программы элективного курса
Личностные результаты
В результате освоения программы элективного курса на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность
гражданской
позиции
обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное
отношение
к
историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе
словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по второму
иностранному языку;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность
в
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую
деятельность, в том числе в процессе изучения финского языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по финскому языку,
индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы элективного курса у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть
направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к
эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с
учётом собственного речевого и читательского опыта.
Метапредметные результаты
развитие творческих способностей;
формирование культуры речи и культуры общения;
расширение кругозора, миропонимания, мироощущения мировосприятия;
развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в
межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;
развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в
коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в мировом сообществе.
Познавательные универсальные учебные действия
В результате изучения финского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать
её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации
и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных
в наблюдении;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях,
в том числе при создании учебных проектов;
владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы
решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической,
из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий
при
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность
за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и других людей
как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов
по второму иностранному (финскому) языку;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты
расширение словарного и структурного запаса (обогащение вокабуляра);
овладение основными видами речевой деятельности: говорения, аудирования,
письменной речи;
овладение фонетическими навыками: различать на слух и адекватно,
без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением
и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, выразительно читать
вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением
правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания
текста, владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова, владеть
пунктуационными навыками;
распознание и употребление в речи различные средства выражения единства и
цельности сложного и сложносочинённого предложений: интонацию, союзы, союзные
слова, лексический состав, синтаксическое строение частей, соотношение форм глаголовсказуемых;
овладение социокультурными знаниями и умениями: знать и понимать речевые
различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического
содержания речи и использовать лексико-грамматические средства с учётом этих
различий, знать и понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее
употребительную тематическую фоновую лексику и реалии родной страны, родного
региона, страны изучаемого языка;
овладение компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя
коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств: использовать различные
приёмы переработки информации: при говорении - переспрос, при говорении и письме описание (перифраз, толкование), при чтении и аудировании - языковую и
контекстуальную догадку;
обретение учащимися легкости и естественности в выражении своих мыслей на
иностранном (финском) языке;
овладение метапредметными умениями, позволяющими совершенствовать
учебную деятельность по овладению финского языка, сравнивать, классифицировать,
систематизировать и обобщать по существенным признакам изученные языковые явления
(лексические и грамматические), использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной̆ форме, участвовать в учебноисследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с
использованием материалов на финском языке и применением ИКТ, соблюдать правила
информационной̆ безопасности в ситуациях повседневной̆ жизни и при работе в сети
Интернет.
Система оценки достижения планируемых результатов
Формы проведения организации занятий
1. Практическое занятие, развивающее навыки устной речи с опорой на схемы.
2. Беседа.
3. Дискуссия.
4. Практическое занятие, развивающее навыки и умения аудирования.
Тематическое планирование
10 класс
№
П.п.
1.1
Наименование
разделов
Визитная
карточка. О себе.
1.2
1.3
2.1
Интересы и
проблемы
молодёжи.
2.2
2.3
2.4
3.1
3.2
3.3
4.1
Телефонный
разговор.
Разговорный
финский язык.
Наименование тем
Количес
тво
часов
Персональные данные. Визитная
карточка. О себе.
Внешность человека. Характер
человека.
Личность человека.
Интересы и увлечения молодёжи.
3
Используемые
электронные
ресурсы
Материалы
муниципальных и
региональных олимпиад
по финскому языку –
4
Режим доступа:
https://edurk.ru/metodkabinet/categor
Мои интересы и увлечения
Проблемы молодёжи. Гаджеты в
нашей жизни.
Компьютер – друг или враг?
Полезные фразы для разговора по
телефону. Разговор по телефону.
Сленг в интернет-чатах.
Телефонный разговор.
Особенности фонетики в
разговорной речи.
y/olympiada (дата
обращения: 25.04.2023).
Авторы Карелии –
3
Режим доступа:
http://avtor.karelia.ru/natsi
onalnaja_literatura.html
Коренные народы
3
Карелии – Режим
4.2
4.3
5.1
Праздники и
традиции.
5.2
5.3
6.1
В городе.
Достопримечатель
ности.
7.1
7.2
7.3
В кафе, ресторане.
8.1
8.2
8.3
9.1
В больнице.
Путешествия.
9.2
9.3
9.4
Природа и
человек.
Проблемы
экологии.
http://knk.karelia.ru/kareli/
Этнокультурное
3
10.5
образование в
Республике Карелия –
Режим доступа:
https://edu-rk.ru/
OmaMedia -
3
национальный
медиапортал Карелии –
Режим доступа:
Еда не дома.
В ресторане.
В кафе. Просмотр видео на тему "В
кафе".
Здоровье и болезни.
Сезонные болезни.
В больнице. У доктора.
Путешествия.
Поездка.
В аэропорту. В самолёте.
На вокзале. В поезде.
В гостинице. Обслуживание.
Бронирование номера в отеле
Природа и человек.
https://www.omamedia.ru/
3
3
Материалы
4
муниципальных и
региональных олимпиад
по финскому языку –
Режим доступа:
https://edurk.ru/metodkabinet/categor
5
y/olympiada (дата
обращения: 25.04.2023).
Авторы Карелии –
Животные в жизни человека.
Проблемы экологии.
Экологические проблемы
современности.
Возможные пути решения
экологических проблем.
10.2
10.3
10.4
11.1
доступа:
Карта моего города.
Достопримечательности Хельсинки.
6.2
6.3
10.1
Формы личных местоимений в
разговорной речи.
Лексика разговорного языка. Цифры
в разговорном языке.
Праздники и традиции. Мой
любимый праздник.
Праздники Финляндии.
Приглашение на праздник.
Праздники России.
В городе. Ориентация в городе.
Итоговый урок
Режим доступа:
http://avtor.karelia.ru/natsi
onalnaja_literatura.html
Коренные народы
Карелии – Режим
1
доступа:
http://knk.karelia.ru/kareli/
Этнокультурное
образование в
Республике Карелия –
Режим доступа:
https://edu-rk.ru/
OmaMedia национальный
медиапортал Карелии –
Режим доступа:
https://www.omamedia.ru/
Итого: 35 часов
11 класс
№
П.п.
Наименование
разделов
Наименование тем
Количес
тво
Используемые
электронные
часов
1.1
Выбор профессии
и сферы трудовой
деятельности.
Вводный урок.
3
1.3
Материалы
муниципальных и
региональных олимпиад
Сферы профессиональной
деятельности.
Трудности выбора професии.
1.2
ресурсы
по финскому языку –
Режим доступа:
https://edu-
2.1
Образование.
2.2
2.3
3.1
3.2
3.3
4.1
4.2
4.3
5.1
Физкультура и
спорт.
Путешествие по
своей стране и за
рубежом.
СМИ.
Учебные заведения и направления
обучения.
Выбор образовательной траектории.
Высшее или среднее
профессиональное обучение?
Виды спорта.
3
rk.ru/metodkabinet/categor
y/olympiada (дата
обращения: 25.04.2023).
Авторы Карелии –
3
Режим доступа:
http://avtor.karelia.ru/natsi
Физкультура и спорт.
Роль спорта в нашей жизни.
Куда, как и зачем мы путешествуем.
onalnaja_literatura.html
Коренные народы
3
Карелии – Режим
доступа:
Любишь ли ты путешествовать?
Планы на отпуск.
Средства массовой информации.
http://knk.karelia.ru/kareli/
Этнокультурное
3
образование в
Республике Карелия –
5.2
Чтение сми.
5.3
6.1
СМИ в нашей жизни.
Современные
технологии
6.2
6.3
7.1
7.2
8.1
Здоровье. Забота о
здоровье.
Литература.
Жанры.
9.2
9.3
10.1
3
Современные технологии
Преимущества современных
технологий.
Плюсы и минусы современной
техники.
Здоровье.
2
Забота о здоровье.
Литература Финляндии.
4
OmaMedia национальный
медиапортал Карелии –
Режим доступа:
https://www.omamedia.ru/
Творчество писателя.
Отзыв о прочитанной книге
Личная и
общественная
жизнь
Семья. Домашние
обязанности.
Взаимоотношения
и общение в
семье.
10.2
10.3
10.4
11.1
11.2
11.3
https://edu-rk.ru/
Любимый жанр литературы.
8.2
8.3
8.4
9.1
Режим доступа:
Досуг молодежи.
3
Моя личная жизнь.
Личная и общественная жизнь.
Волонтерство.
Семья Лехтинен.
4
Материалы
муниципальных и
региональных олимпиад
по финскому языку –
Домашние обязанности.
Взаимоотношения и общение в
семье.
Моя семья.
Досуг молодежи.
Мой досуг.
Итоговый урок.
Режим доступа:
https://edurk.ru/metodkabinet/categor
3
y/olympiada (дата
обращения: 25.04.2023).
Авторы Карелии –
Режим доступа:
http://avtor.karelia.ru/natsi
onalnaja_literatura.html
Коренные народы
Карелии – Режим
доступа:
http://knk.karelia.ru/kareli/
Этнокультурное
образование в
Республике Карелия –
Режим доступа:
https://edu-rk.ru/
OmaMedia национальный
медиапортал Карелии –
Режим доступа:
https://www.omamedia.ru/
Итого 34 часа
Календарно - тематическое планирование
10 класс
№
урока
п.п.
1
Тема урока
Основные виды деятельности
2
Персональные данные. Визитная карточка. О
себе.
Внешность человека. Характер человека.
Формирование навыков письма.
Обучение навыкам диалогической речи.
Развитие навыков аудирования. Развитие
навыков чтения.
3
4
5
6
Личность человека.
Интересы и увлечения молодёжи.
Мои интересы и увлечения
Проблемы молодёжи. Гаджеты в нашей жизни.
7
8
Компьютер – друг или враг?
Полезные фразы для разговора по телефону.
Разговор по телефону.
Сленг в интернет-чатах.
Телефонный разговор.
Особенности фонетики в разговорной речи.
Формы личных местоимений в разговорной речи.
Лексика разговорного языка. Цифры в
разговорном языке.
Разговорный практикум.
Расширение словарного запаса.
Развитие навыков монологической речи.
Развитие навыков чтения и
диалогической речи .
Диалог - дискуссия.
Расширение словарного запаса.
Развитие навыков диалогической речи
Работа с лексикой.
Практика устной речи.
Формирование фонетических навыков.
Формирование грамматических навыков.
Расширение словарного запаса.
Развитие навыков аудирования.
9
10
11
12
13
14
Праздники и традиции. Мой любимый праздник.
15
16
Праздники Финляндии. Приглашение на
праздник.
Праздники России.
17
В городе. Ориентация в городе.
18
19
Карта моего города.
Достопримечательности Хельсинки.
Расширение словарного запаса.
Обучение навыкам диалогической речи.
Диалог-расспрос.
Викторина. Обучение письму.
Работа с текстом. Разговорный
практикум.
Расширение словарного запаса. Обучение
навыкам диалогической речи.
Разговорный практикум.
Развитие навыков чтения и аудирования.
20
21
22
Еда не дома.
В ресторане.
В кафе. Просмотр видео на тему "В кафе".
23
24
25
Здоровье и болезни.
Сезонные болезни.
В больнице. У доктора.
26
Путешествия.
Поездка.
В аэропорту. В самолёте.
27
28
29
30
31
32
33
34
35
На вокзале. В поезде.
В гостинице. Обслуживание. Бронирование
номера в отеле
Природа и человек.
Животные в жизни человека.
Проблемы экологии.
Экологические проблемы современности.
Возможные пути решения экологических
проблем.
Итоговый урок
Итого: 35 часов
Расширение словарного запаса.
Отработка лексических навыков.
Разговорный практикум.
Отработка навыков аудирования.
Расширение словарного запаса.
Развитие навыков чтения.
Отработка лексических
навыков.Разговорный практикум.
Расширение словарного запаса. Развитие
навыков аудирования.
Работа с лексикой. Развитие навыков
устной речи.
Развитие навыков диалога.
Обучение навыкам аудирования.
Развитие навыков устной речи.
Расширение словарного запаса.
Развитие навыков монологической речи.
Расширение словарного запаса.
Развитие навыков устной речи с опорой
на схемы.
Чтение на понимание основного
содержания текста
Подведение итогов курса.
11 класс
№
урока
п.п.
1
Тема урока
Основные виды деятельности
Вводный урок.
Выбор профессии и сферы трудовой деятельности
Определение задач курса.
2
3
Сферы профессиональной деятельности.
Трудности выбора професии.
Просмотровое чтение.
Развитие навыков устной речи.
4
Расширение словарного запаса.
7
8
9
10
11
Образование. Учебные заведения и направления
обучения.
Выбор образовательной траектории.
Высшее или среднее профессиональное
обучение?
Виды спорта.
Физкультура и спорт.
Роль спорта в нашей жизни.
Куда, как и зачем мы путешествуем.
Любишь ли ты путешествовать?
12
13
Планы на отпуск.
Средства массовой информации.
Расширение словарного запаса.
Работа с лексикой.
Практика устной речи.
Расширение словарного запаса.
Обучение навыкам диалогической речи.
Диалог-расспрос.
Обучение письму.
Расширение словарного запаса.
14
Чтение сми.
Обучение навыкам чтения.
15
16
СМИ в нашей жизни.
Разговорный практикум.
Расширение словарного запаса.
5
6
17
18
19
20
Современные технологии
Преимущества современных технологий.
Плюсы и минусы современной техники.
Здоровье.
Забота о здоровье.
Развитие навыков чтения.
Диалог - дискуссия.
Развитие навыков чтения.
Разговорный практикум.
Расширение словарного запаса.
Разговорный практикум.
21
Литература Финляндии.
Развитие навыков чтения.
22
23
Любимый жанр литературы.
Диалог - обмен мнениями.
Обучение навыкам аудирования.
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Творчество писателя.
Отзыв о прочитанной книге
Моя личная жизнь.
Личная и общественная жизнь.
Волонтерство.
Семья Лехтинен.
Домашние обязанности.
Взаимоотношения и общение в семье.
Моя семья.
Досуг молодежи.
Мой досуг.
Итоговый урок.
Итого 34 часа
Развитие навыков письма.
Работа с лексикой.
Развитие навыков диалога.
Развитие навыков устной речи.
Обучение навыкам чтения.
Развитие навыков аудирования.
Расширение словарного запаса.
Развитие навыков монологической речи.
Обучение навыкам чтения.
Развитие навыков устной речи с опорой
на схемы.
Подведение итогов курса.
Учебно-методическое обеспечение
1)
Материалы муниципальных и региональных олимпиад по финскому языку
[электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu-rk.ru/metodkabinet/category/olympiada
(дата обращения: 25.04.2023).
2)
Муллонен М. И. Учись говорить по-фински / Мария Муллонен, Эйла Хямяляйнен,
Лена Сильфверберг. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Санкт-Петербург : М.Г.В., 2009.
3)
Муллонен М. И. Учись говорить по-фински [Звукозапись] : аудиоприложение [на 3
дисках], Диск 3, Уроки 31-43 / Мария Муллонен, Эйла Хямяляйнен, Лена Сильфверберг. Санкт-Петербург : Г. Маркелов, 2007.
4)
Сборник материалов для подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА)
по финскому языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы
основного общего образования / Министерство образования Республики Карелия,
Государственное автономное образовательное учреждение Республики Карелия
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
специалистов "Институт повышения квалификации работников образования" ; [Сост.
Храмцова О. А.]. – Петрозаводск : ПИН, 2013. + CD.
5)
Argutina-Islamaeva T. Suomen kielen oppitunteja / Tatjana Argutina-Islamaeva. –
Petroskoi : Periodika, 2007.
6)
Журнал «Кипиня».
7)
Газета ”Karjalan sanomat”
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1. Авторы Карелии [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://avtor.karelia.ru/natsionalnaja_literatura.html (дата обращения: 15.12.2022).
2. Коренные народы Карелии [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://knk.karelia.ru/kareli/ (дата обращения: 15.12.2022).
3. Этнокультурное образование в Республике Карелия [электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://edu-rk.ru/ (дата обращения: 15.12.2022).
4. OmaMedia - национальный медиапортал Карелии [электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://www.omamedia.ru/ (дата обращения: 15.12.2022).