ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026
Пояснительная записка
к учебному плану основной образовательной программы
начального общего образования
(3б класс)
Учебный план составлен на основе следующих нормативных документов:
1. Конституции Российской Федерации (статьи 43,44).
2. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» от 31 мая 2021г. № 286 (зарегистрирован Минюстом России 5 июля 2021
г. № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676)
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 №
77330)
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)
7. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»
(Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 "О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования"
(Зарегистрирован 11.02.2025 № 81220)
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 № 467
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования" (Зарегистрирован 17.07.2025 № 82961)
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2025 № 495
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий" (Зарегистрирован 28.07.2025 № 83082)
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 16 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 17.03.2025 № 2 "О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2" (Зарегистрирован 19.05.2025 № 82236)
15. Устава МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева».
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО,
определяет состав и структуру обязательных учебных предметов по классам (годам обучения),
общий объем допустимой учебной нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся.
Обучение во 2 - 4 - классах осуществляется с соблюдением следующих требований:
1.
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе;
2.
продолжительность урока 40- минут, перемены 15-20 минут;
3.
продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели;
4.
максимально допустимая нагрузка на ученика не превышает 23 часа в неделю.
5.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание
уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале
трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в
большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные
работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав обязательных учебных предметов и отражает содержание образования, которое
обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
формирование гражданской идентичности обучающихся, их приобщение к общекультурным и
национальным ценностям, информационным технологиям, готовность к продолжению
образования на последующих уровнях основного общего образования, формирование
здорового образа жизни и элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях,
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть представлена следующими учебными предметами: русский язык,
литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство,
труд (технология), физическая культура.
Основные задачи реализации содержания предметов «Русский язык» и «Литературное
чтение»: формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном
языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России
и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности.
Основные задачи реализации содержания учебного предмета «Математика»:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе
овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения
устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные
отношения); развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического
мышления; развитие пространственного воображения; обеспечение первоначальных
представлений о компьютерной грамотности.
Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание
дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной
направленности, элементы основ безопасности жизнедеятельности с целью формирования
элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Основные задачи:
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России,
истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности,
целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели
безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Основные задачи реализации содержания предметов «Музыка» и «Изобразительное
искусство»: развитие способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному
восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Основные задачи реализации содержания предметной области «Физическая культура»:
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному
развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции
средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Учебный предмет «Труд (технология)». Основные задачи реализации содержания
предмета: формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисковоаналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием
знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование
первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4
классе. В соответствии с заказом родителей (законных представителей) обучающихся,
выявленным в результате анкетирования, ученики в 4 классе изучают модули: «Основы
светской этики», «Основы религиозных культур народов России», «Основы православной
культуры». Основные задачи реализации содержания предметной области: воспитание
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование
первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях,
их роли в культуре, истории и современности России.
Основные задачи реализации содержания предмета «Иностранный язык
(английский)»: формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли
иностранного языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия,
способствует общему речевому развитию обучающихся, воспитанию гражданской
идентичности, расширению кругозора. При проведении занятий по иностранному языку
осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой
наполняемости групп.
Основные задачи реализации содержания предмета «Родной язык (финский)»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на родном языке.
Изучение учебных предметов организуется по учебникам и учебным пособиям в
соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена учебными
предметами: родной язык (финский), иностранный язык (английский).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах -1,5 ч., в
4 классах - 2 ч.
На основании Закона РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
реализация учебного плана предусматривает проведение промежуточной аттестации
обучающихся по предметам учебного плана. В ходе промежуточной аттестации
устанавливается соответствие полученных результатов обучения образовательным целям.
Промежуточная аттестация определена Положением о формах, периодичности, порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ КГО
«СОШ №1 им. Я.В. Ругоева».
Предметные результаты:
 устное оценивание педагогом по предметам: литературное чтение, труд (технология),
изобразительное искусство, музыка, физическая культура;
 итоговая контрольная работа по русскому языку, математике, окружающему миру,
иностранному языку (английский), родной язык (финский).
Промежуточная аттестация проводится ежегодно в апреле - мае.
Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся:
Предметы, по которым
Класс
осуществляется промежуточная
Формы проведения аттестации
аттестация
Русский язык
Контрольный диктант
Литературное чтение
Устная проверка (беседа)
Иностранный язык (английский)
Контрольная работа
Родной язык (финский)
Контрольная работа
Математика
Контрольная работа
3 класс
Окружающий мир
Контрольная работа
Музыка
Устная проверка (беседа)
Изобразительное искусство
Устная проверка (беседа)
Труд (технология)
Устная проверка (беседа)
Физическая культура
Устная проверка (беседа)
Реализация учебного плана основной образовательной программы начального общего
образования в 2025-2026 учебном году обеспечена педагогическими кадрами; учебными и
программно-методическими пособиями, техническими средствами обучения; классными
комнатами и специализированными учебными кабинетами.