ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026
Пояснительная записка
к учебному плану основной образовательной программы
начального общего образования
(1 абв классы)
Учебный план составлен на основе следующих нормативных документов:
1. Конституции Российской Федерации (статьи 43,44).
2. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» от 31 мая 2021г. № 286 (зарегистрирован Минюстом России 5 июля 2021 г.
№ 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676)
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 №
77330)
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)
7. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования”.
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»
(Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 "О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования"
(Зарегистрирован 11.02.2025 № 81220)
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 № 467
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования" (Зарегистрирован 17.07.2025 № 82961)
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2025 № 495
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий" (Зарегистрирован 28.07.2025 № 83082)
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 16 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
17.03.2025 № 2 "О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2" (Зарегистрирован 19.05.2025 № 82236)
15. Устава МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева».
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО,
определяет состав и структуру обязательных учебных предметов по классам (годам обучения),
общий объем допустимой учебной нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся.
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
1. учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
2. использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35
минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый.
3. обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся;
4. дополнительные недельные каникулы в середине второго триместра (февраль).
5. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1
классе - 21 час. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в
течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение
дня не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков. Распределение учебной
нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем
приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются
предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним
баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в
остальные дни недели.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав
обязательных учебных предметов и отражает содержание образования, которое обеспечивает
решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской
идентичности обучающихся, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям,
информационным технологиям, готовность к продолжению образования на последующих
уровнях основного общего образования, формирование здорового образа жизни и
элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях, личностное развитие
обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть представлена следующими учебными предметами: русский язык,
литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство,
труд (технология), физическая культура.
Основные задачи реализации содержания предметов «Русский язык» и «Литературное
чтение»: формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном
языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и
за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности.
Основные задачи реализации содержания учебного предмета «Математика»:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе
овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения
устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные
отношения); развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического
мышления; развитие пространственного воображения; обеспечение первоначальных
представлений о компьютерной грамотности.
Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание
дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной
направленности, элементы основ безопасности жизнедеятельности с целью формирования
элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Основные задачи: формирование
уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре,
природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного
поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Основные задачи реализации содержания предметов «Музыка» и «Изобразительное
искусство»: развитие способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному
восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Основные задачи реализации содержания предметной области «Физическая культура»:
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному
развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции
средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Учебный предмет «Труд (технология)». Основные задачи реализации содержания
предмета: формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисковоаналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием
знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального
опыта практической преобразовательной деятельности.
Изучение учебных предметов организуется по учебникам и учебным пособиям в
соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Образовательный процесс осуществляется по УМК «Школа России»:
Предметы
Русский язык
Литературное
чтение
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд
(Технология)
Физическая
культура
Учебники
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 кл. –
Москва: Просвещение, 2024.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 кл. – Москва: Просвещение,2024.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1
кл. – Москва: Просвещение, 2024.
Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 1 кл. – Москва:
Просвещение, 2024.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 кл. – Москва: Просвещение, 2024.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 кл. – Москва:
Просвещение, 2024.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 кл. – Москва:
Дрофа, 2024.
Конышева Н.М. Технология. 1 кл. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2023.
Лях В.И. Физическая культура. 1-4 кл.– Москва: Просвещение, 2023.
В части УП, формируемой участниками образовательных отношений выделен 1 час на учебный
курс «Занимательная математика».
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих
пределах: в 1 классах до 1 ч.
Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-го класса в течение учебного года
осуществляется без балльного оценивания занятий обучающихся в форме мониторинга
образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала
учебного года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений
обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика образовательных
достижений каждого обучающегося фиксируются педагогическим работником в листе
индивидуальных достижений по учебному предмету.
На основании Закона РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», реализация
учебного плана предусматривает проведение промежуточной аттестации обучающихся по
предметам учебного плана. В ходе промежуточной аттестации устанавливается соответствие
полученных результатов обучения образовательным целям. Промежуточная аттестация
определена Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева».
Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса проводится в виде учета текущих
достижений учеников, носит безотметочный характер и фиксируется в документах
мониторинга качества образования школы.
Промежуточная аттестация обучающихся
проводится один раз в год в сроки, установленные календарным учебным графиком
соответствующей образовательной программы.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме
словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений
учителя, по итогам проверки самостоятельных работ.
Предметные результаты:
устное оценивание педагогом по предметам: литературное чтение, труд (технология),
изобразительное искусство, музыка, физическая культура;
итоговая работа по русскому языку, математике, окружающему миру.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится ежегодно в апреле - мае.
Реализация учебного плана основной образовательной программы начального общего
образования в 2025-2026 учебном году обеспечена педагогическими кадрами; учебными и
программно-методическими пособиями, техническими средствами обучения; классными
комнатами и специализированными учебными кабинетами.