ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026
Пояснительная записка
к учебному плану основной образовательной программы среднего общего образования
на 2025-2026 учебный год
Учебный план ООП СОО на 2025-2026 учебный год разработан в соответствии со
следующими нормативными документами:
1. Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции от 22.06.2024 г.);
2. Законом Республики Карелии от 20.12.2013 года №1755 –ЗРК “Об образовании” (в редакции
от 25.12.2023 г.);
3.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287).
4.Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденная
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 года №370.
5. Приказом Министерства просвещение Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. № 1028 "О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего
общего образования"
6. Приказом Министерства просвещение Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 62 "О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего
общего образования"
7. Приказом Министерства просвещение Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 67 "О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего
общего образования"
8. Приказом Министерства просвещение Российской Федерации от 19 февраля 2024 г. № 110 "О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования "
9. Приказом Министерства просвещение Российской Федерации от 19 марта 2024 г. № 171 "О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего
общего образования"
10.Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования".
11.Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования (в редакции от 11.02.2022 № 69, от
07.10.2022 № 888, от 05.12.2022 № 1063, от 03.08.2023 №581, от 29.09.2023 №731, от 04.03.2025
№169).
12.Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28 сентября 2020 г. № 28;
13. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" от 28.01.2021 № 2.
14. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
17.03.2025 № 2"О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2".
14.Приказом Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников и
разработанных в комплекте с ними учебных пособий" от 26.06.2025 № 495.
15. Уставом МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева».
Психолого-педагогическими предпосылками для создания профильных классов являются
вариативность возможностей для удовлетворения самых разных запросов в области
индивидуализации образования, наличие психологически безопасной образовательной среды, в
которой обучаются современные школьники, а также широта инструментов, с помощью которых
можно конструировать профессиональные пробы школьников.
Профильный класс – объединение обучающихся образовательной организации,
характерологическими признаками которого являются: избирательный принцип комплектования
состава учащихся; профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов
профильной направленности; обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе
активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий;
наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими
социальными партнерами.
Организационными задачами являются:
 разработка системы выявления и сопровождения педагогически одаренных
школьников, в том числе мониторинга результатов профильного обучения и профессионального
самоопределения школьников;
 создание условий для развития субъектности обучающихся через персонализацию
профессиональных проб и создание индивидуальных учебных проектов;
 разработка и реализация механизмов целевого обучения по профильным
направлениям подготовки с установлением преференций для наиболее отличившихся
обучающихся и выпускников профильных классов.
Исходя из вышеперечисленного, учебный план МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева»
разработан для эффективного личностно-профессионального самоопределения школьника,
включая процесс знакомства с миром людей, профессий.
Учебный план является одним из основных механизмов реализации основной
образовательной программы и определяет общий объем аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов, последовательность
и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации
обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Количество часов по предметам рассчитано на уровень
образования с учетом максимальной общей нагрузки при шестидневной учебной неделе и
68 учебных недель за два учебных года.
В соответствии с ФГОС среднего общего образования в учебный план введены в качестве
обязательных для изучения предметы «Русский язык» «Литература», «Иностранный язык
(английский)», «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и
статистика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности и защиты Родины»,
«Биология», «Физика», «Химия», «Обществознание», «География», «Информатика»,
«Индивидуальный проект».
Обязательная часть учебного плана обеспечивает достижение целей среднего общего
образования и реализуется через обязательные учебные предметы.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
реализуется через дополнительные учебные предметы и курсы по выбору интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева» и обеспечивает реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся.
К курсам по выбору относят элективные (избираемые в обязательном порядке) учебные
предметы, курсы, дисциплины в соответствии с профилем обучения, со спецификой и
возможностями МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева». Обязательным компонентом учебного
плана среднего общего образования является выполнение обучающимися индивидуальных
проектов.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
В соответствии с ФГОС СОО индивидуальный проект выполняется обучающимся
самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной,
практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного
времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде
завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого, социального, прикладного, конструкторского, инженерного».
Задача Индивидуального проекта - обеспечить обучающимся опыт конструирования
социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности.
Элективные учебные курсы- обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений направлены на
удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей
каждого обучающегося и выполняют следующие функции:
1) обеспечение повышенного уровня освоения профильных учебных предметов;
2) освоение смежных учебных предметов на междисциплинарной основе;
3) обеспечение более высокого уровня освоения базовых учебных предметов;
4) формирование умений и способов деятельности для решения практически значимых
задач;
5) выявление одаренных школьников и формирование у них готовности к профессиональноличностному самоопределению;
МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева» обеспечивает реализацию учебного плана
следующих профилей:
 Социально-экономического, ориентированного на профессии, связанные с
социальной сферой, экономикой и финансами. В данном учебном плане
предусмотрены учебные предметы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и
статистика», «Обществознание» на углубленном уровне (10А, 11А классы, группа).
 Технологического, который ориентирован на производственную, инженерную и
информационную сферы деятельности В данном учебном плане предусмотрены
учебные предметы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»,
«Информатика» на углубленном уровне (10А,11А классы, группа).
Учебный план профиля построен с ориентацией на будущую сферу профессиональной
деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего
предварительно были изучены намерения и предпочтения обучающихся и их родителей
(законных представителей).
Режим работы в 10,11 классах - 6-дневная учебная неделя. Продолжительность учебного
года составляет 34 учебных недели.
Совокупное учебное время, отведённое в учебном плане на учебные предметы, составляет
в 10 и 11 классах по 1258 часов за год обучения.
Изучение учебных предметов организуется по учебникам и учебным пособиям в
соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего
общего образования.
Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и
результатов выполнения итоговых контрольных работ и фиксируется в электронном дневнике.
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий, является основанием для перевода в
следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации. Порядок
проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (ст.58), Положением о периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ КГО «СОШ
№1 им.Я.В.Ругоева» и иными нормативными актами.
Формы промежуточной аттестации
Предметные области
Учебные предметы // классы
10-11 класс
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Русский язык и литература
Иностранные языки
Общественно-научные предметы
Математика и информатика
Естественно-научные предметы
Физическая культура, экология и
основы
безопасности
жизнедеятельности
Русский язык
Литература
Иностранный язык (английский)
История
Обществознание
География
Алгебра и начала математического анализа
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
Физика
Биология
Химия
Физическая культура
Основы безопасности жизнедеятельности
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Тест
Тест
Индивидуальный проект (10АБ классы)
Защита проекта
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Элективный курс «Практикум по
Контрольная работа
английскому языку» (11 класс)
Контрольная работа
Элективный курс «Основы физического
эксперимента» (11 класс)
Контрольная работа
Элективный курс «Современная русская
литература» (10,11 классы)
Контрольная работа
Элективный
курс
«Универсальные
математические методы решения задач»
(10 класс)
Контрольная работа
Элективный
курс
«Практикум
по
решению задач повышенной сложности»
Курсы по выбору
(11 класс)
Контрольная работа
Элективный
курс
«Решение
нестандартных задач по математике» (10
класс)
Контрольная работа
Элективный
курс
«Математический
практикум» (11 класс)
Контрольная работа
Элективный курс «Актуальные вопросы
обществознания» (10,11 классы)
Контрольная работа
Элективный курс «Химия в задачах и
упражнениях» (10 класс)
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
превышает продолжительности выполнения 3,5 часа. Координация и контроль объема
домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам осуществляется в
соответствии с Гигиеническими нормативами.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий проводится в соответствии с Санитарноэпидемиологическими требованиями и Гигиеническими нормативами.
Изучение учебных предметов организуется по учебникам и учебным пособиям в
соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного
общего образования.