Рабочая программа по внеурочной деятельности курса Основы робототехники 5 класс 2025-2026 уч.г

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы робототехники» на
примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3 составлена в соответствии с
учебным планом.
Использование конструктора LEGO EV3 позволяет создать уникальную образовательную
среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В
процессе работы с LEGO EV3 ученики приобретают опыт решения как типовых, так и
нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных. Кроме того,
работа в команде способствует формированию умения взаимодействовать с соучениками,
формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи.
LEGO EV3 обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет
ученикам получить результат в пределах одного или пары уроков. И при этом возможности в
изменении моделей и программ – очень широкие, и такой подход позволяет учащимся
усложнять модель и программу, проявлять самостоятельность в изучении темы.
Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education EV3 обладает очень широкими
возможностями, в частности, позволяет вести рабочую тетрадь и представлять свои проекты
прямо в среде программного обеспечения LEGO EV3.
Цель курса:
Изучение курса «Основы робототехники» на уровне основного общего образования
направлено на достижение следующей цели: развитие интереса школьников к технике и
техническому творчеству.
Задачи:
1. Познакомить с практическим освоением технологий проектирования, моделирования и
изготовления простейших технических моделей.
2. Развивать творческие способности и логическое мышление.
3. Выявить и развить природные задатки и способности детей, помогающие достичь успеха в
техническом творчестве.
Учебные материалы:
1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г.
Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 – 292 с.
2. Набор конструкторов LEGO MINDSTORMS Education EV3
3. Программное обеспечение LEGO
4. Материалы сайта http://www.prorobot.ru/lego.php
5. Средства реализации ИКТ материалов на уроке (компьютер, проектор, экран)
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Послание президента РФ Федеральному Собранию РФ (2006 г.).
3. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях
к программам дополнительного образования детей».
4. Программа выявления и продвижения перспективных кадров для высокотехнологичных
отраслей «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России».

Общая характеристика курса
Одной из важных проблем в России являются еѐ недостаточная обеспеченность
инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести
популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на
производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в
области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более

продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к
области робототехники и автоматизированных систем.
Также данный курс даст возможность школьникам закрепить и применить на практике
полученные знания по таким дисциплинам, как математика, физика, информатика,
технология. На занятиях по техническому творчеству учащиеся соприкасаются со смежными
образовательными областями. За счет использования запаса технических понятий и
специальных терминов расширяются коммуникативные функции языка, углубляются
возможности лингвистического развития обучающегося.
При ознакомлении с правилами выполнения технических и экономических расчетов при
проектировании устройств и практическом использовании тех или иных технических
решений школьники знакомятся с особенностями практического применения математики.
Осваивая приемы проектирования и конструирования, ребята приобретают опыт создания
реальных и виртуальных демонстрационных моделей.
Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации (выставка,
состязание, конкурс, конференция и т.д.).
Для реализации программы используются образовательные конструкторы фирмы Lego,
конструктор LEGO MINDSTORMS Education EV3. Он представляет собой набор
конструктивных деталей, позволяющих собрать многочисленные варианты механизмов,
набор датчиков, двигатели и микрокомпьютер EV3, который управляет всей построенной
конструкцией. C конструктором LEGO MINDSTORMS Education EV3 идет необходимое
программное обеспечение.
На реализацию курса внеурочной деятельности «Основы робототехники» используется время,
отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации курса по выбору - кружок.
Общий объем учебного времени 34 учебный час (один час в неделю).
Место курса «Основы робототехники» в учебном плане
Внеурочный курс «Основы робототехники» реализуется за счет вариативного компонента
учебного плана.
На реализацию курса «Основы робототехники» используется время, отведенное на
внеурочную деятельность. Форма реализации курса по выбору - кружок.
Общий объем учебного времени 34 учебный час (один час в неделю).
Тематическое планирование
№

Наименование разделов и тем

1
2

Введение в робототехнику
Знакомство с роботами LEGO MINDSTORMS
EV3 EDU.
Датчики LEGO и их параметры.

3
4
5
6

Основы программирования и компьютерной
логики
Практикум по сборке роботизированных
систем
Творческие проектные работы и соревнования
ВСЕГО

Всего
часов
2
4

Виды контроля

6

Проверочная работа

9

Проверочная работа

8

Практическая работа

5

Соревнования моделей
роботов. Презентация
групповых проектов

34

Формы контроля
1. Проверочные работы
2. Практические занятия
3. Творческие проекты
При организации практических занятий и творческих проектов формируются малые
группы, состоящие из 2-3 учащихся. Для каждой группы выделяется отдельное рабочее
место, состоящее из компьютера и конструктора.
Преобладающей формой текущего контроля выступает проверка работоспособности
робота:
o выяснение технической задачи,
o определение путей решения технической задачи
Контроль осуществляется в форме творческих проектов, самостоятельной разработки
работ.
Методы обучения
1. Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового
материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения
иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения материалов);
2. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в
процессе разработки собственных моделей)
3. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и
их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
4. Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при
разработке проектов)
Формы организации учебных занятий
 урок-консультация;
 практикум;
 урок-проект;
 урок проверки и коррекции знаний и умений.
 выставка;
 соревнование;
Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения конструирования и
программирования модели робота для решения предложенной задачи
Примерные темы проектов:
1. Спроектируйте и постройте автономного робота, который движется по правильному
многоугольнику и измеряет расстояние и скорость
2. Спроектируйте и постройте автономного робота, который может передвигаться:
 на расстояние 1 м
 используя хотя бы один мотор
 используя для передвижения колеса
 а также может отображать на экране пройденное им расстояние
3. Спроектируйте и постройте автономного робота, который может перемещаться и:
 вычислять среднюю скорость
 а также может отображать на экране свою среднюю скорость
4. Спроектируйте и постройте автономного робота, который может передвигаться:
 на расстояние не менее 30 см
 используя хотя бы один мотор

 не используя для передвижения колеса
5. Спроектируйте, постройте и запрограммируйте робота, который может двигаться
вверх по как можно более крутому уклону.
6. Спроектируйте, постройте и запрограммируйте робота, который может передвигаться
по траектории, которая образует повторяемую геометрическую фигуру (например:
треугольник или квадрат).
7. Спроектируйте и постройте более умного робота, который реагирует на
окружающую обстановку. Запрограммируйте его для использования датчиков цвета,
касания, и ультразвукового датчика для восприятия различных данных.
8. Спроектируйте, постройте и запрограммируйте роботизированное существо, которое
может воспринимать окружающую среду и реагировать следующим образом:
 издавать звук;
 или отображать что-либо на экране модуля EV3.
9. Спроектируйте, постройте и запрограммируйте роботизированное существо, которое
может:
 чувствовать окружающую обстановку;
 реагировать движением.
10. Спроектируйте, постройте и запрограммируйте роботизированное существо, которое
может:
 воспринимать условия света и темноты в окружающей обстановке;
 реагировать на каждое условие различным поведением
Презентация группового проекта
Процесс выполнения итоговой работы завершается процедурой презентации
действующего робота.
Презентация сопровождается демонстрацией действующей модели робота и представляет
собой устное сообщение (на 5-7 мин.), включающее в себя следующую информацию:
- тема и обоснование актуальности проекта;
- цель и задачи проектирования;
- этапы и краткая характеристика проектной деятельности на каждом из этапов.
Оценивание выпускной работы осуществляется по результатам презентации робота на
основе определенных критериев.
Планируемый результат:
В ходе изучения курса формируются и получают развитие метапредметные
результаты, такие как:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
• умение оценивать правильность
возможности ее решения;

выполнения

учебной

задачи,

собственные

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Личностные результаты, такие как:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности.
Предметные результаты: формирование навыков и умений безопасного
целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.

и

Основное содержание.
1. Введение в робототехнику (2 ч)
Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления
применения роботов. Искусственный интеллект. Правила работы с конструктором LEGO
Управление роботами. Методы общения с роботом. Состав конструктора LEGO
MINDSTORMS EV3. Визуальные языки программирования. Их основное назначение и
возможности. Команды управления роботами. Среда программирования модуля, основные
блоки.
2. Знакомство с роботами LEGO MINDSTORMS EV3 EDU. (4 ч)
Правила техники безопасности при работе с роботами-конструкторами. Правила обращения
с роботами. Основные механические детали конструктора. Их название и назначение.
Модуль EV3. Обзор, экран, кнопки управления модулем, индикатор состояния, порты.
Установка батарей, способы экономии энергии. Включение модуля EV3. Запись программы
и запуск ее на выполнение. Сервомоторы EV3, сравнение моторов. Мощность и точность
мотора. Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства.
Сборка роботов. Сборка модели робота по инструкции. Программирование движения вперед
по прямой траектории. Расчет числа оборотов колеса для прохождения заданного
расстояния.
3. Датчики LEGO MINDSTORMS EV3 EDU и их параметры. (6 ч)
Датчики. Датчик касания. Устройство датчика. Практикум. Решение задач на движение с
использованием датчика касания.
Датчик цвета, режимы работы датчика. Решение задач на движение с использованием
датчика цвета.
Ультразвуковой датчик. Решение задач на движение с использованием датчика расстояния.
Гироскопический датчик. Инфракрасный датчик, режим приближения, режим маяка.
Подключение датчиков и моторов.
Интерфейс модуля EV3. Приложения модуля. Представление порта. Управление мотором.
Проверочная работа № 1 по теме «Знакомство с роботами LEGO MINDSTORMS».

4. Основы программирования и компьютерной логики (9 ч)
Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление блоков. Выполнение
программы. Сохранение и открытие программы.
Счетчик касаний. Ветвление по датчикам. Методы принятия решений роботом. Модели
поведения при разнообразных ситуациях.
Программное обеспечение EV3. Среда LABVIEW. Основное окно. Свойства и структура
проекта. Решение задач на движение вдоль сторон квадрата. Использование циклов при
решении задач на движение.
Программные блоки и палитры программирования. Страница аппаратных средств. Редактор
контента. Инструменты. Устранение неполадок. Перезапуск модуля.
Решение задач на движение по кривой. Независимое управление моторами. Поворот на
заданное число градусов. Расчет угла поворота.
Использование нижнего датчика освещенности. Решение задач на движение с остановкой на
черной линии. Решение задач на движение вдоль линии. Калибровка датчика освещенности.
Программирование модулей. Решение задач на прохождение по полю из клеток.
Соревнование роботов на тестовом поле.
5. Практикум по сборке роботизированных систем (8 ч)
Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Использование
конструктора Lego в качестве цифровой лаборатории.
Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности.
Сила. Плечо силы. Подъемный кран. Счетчик оборотов. Скорость вращения сервомотора.
Мощность. Управление роботом с помощью внешних воздействий.
Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер.
Движение по замкнутой траектории. Решение задач на криволинейное движение.
Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием нескольких разных
видов датчиков. Решение задач на выход из лабиринта. Ограниченное движение.
Проверочная работа №2 по теме «Виды движений роботов»
6. Творческие проектные работы и соревнования(6 ч)
Правила соревнований. Работа над проектами «Движение по заданной траектории»,
«Кегельринг». Соревнование роботов на тестовом поле.
Конструирование собственной модели робота. Программирование и испытание собственной
модели робота. Подведение итогов работы учащихся. Подготовка докладов, презентаций,
стендовых материалов для итоговой конференции. Завершение создания моделей роботов
для итоговой выставки.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать/понимать:
1. роль и место робототехники в жизни современного общества;
2. основные сведение из истории развития робототехники в России и мире;
3. основных понятия робототехники, основные технические термины, связанные с
процессами конструирования и программирования роботов;
4. правила и меры безопасности при работе с электроинструментами;
5. общее устройство и принципы действия роботов;
6. основные характеристики основных классов роботов;
7. общую методику расчета основных кинематических схем;
8. порядок отыскания неисправностей в различных роботизированных системах;
9. методику проверки работоспособности отдельных узлов и деталей;
10. основы популярных языков программирования;
11. правила
техники
безопасности
при работе
в
кабинете оснащенным
электрооборудованием;

12. основные законы электрических цепей, правила безопасности при работе с
электрическими цепями, основные радиоэлектронные компоненты;
13. определения робототехнического устройства, наиболее распространенные ситуации, в
которых применяются роботы;
14. иметь представления о перспективах развития робототехники, основные компоненты
программных сред;
15. основные принципы компьютерного управления, назначение и принципы работы
цветового, ультразвукового датчика, датчика касания, различных исполнительных
устройств;
16. различные способы передачи механического воздействия, различные виды шасси,
виды и назначение механических захватов;
Уметь:
1. собирать простейшие модели с использованием EV3;
2. самостоятельно проектировать и собирать из готовых деталей манипуляторы и
роботов различного назначения;
3. использовать для программирования микрокомпьютер EV3 (программировать на
дисплее EV3)
4. владеть основными навыками работы в визуальной среде программирования,
программировать собранные конструкции под задачи начального уровня сложности;
5. разрабатывать и записывать в визуальной среде программирования типовые
управления роботом
6. пользоваться компьютером, программными продуктами, необходимыми для обучения
программе;
7. подбирать необходимые датчики и исполнительные устройства, собирать простейшие
устройства с одним или несколькими датчиками, собирать и отлаживать конструкции
базовых роботов
8. правильно выбирать вид передачи механического воздействия для различных
технических ситуаций, собирать действующие модели роботов, а также их основные
узлы и системы
9. вести индивидуальные и групповые исследовательские работы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение,
измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта
познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между
частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных
причинно-следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных
алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или
нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение,
доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений,
понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и
лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых
предположений; описание результатов этих работ.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно
отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение
различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание
прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью
учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение
информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое
общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать
право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих
прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости
(кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение
примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и
использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и
другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками
контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия
своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание
своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и
эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового
образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация
деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в
решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения
(лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей
как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

1

2

3

Кол-во часов

№ уроков

Календарные
сроки

5 класс

Раздел/
Тема

Предметные
результаты

Универсальные учебные
действия УУД

Личностные
результаты

Тема 1. Введение в робототехнику (2 ч)
Смыслообразование
Иметь
общие Регулятивные:
– адекватная
представления
о целеполагание –
мотивация учебной
значение роботов в формулировать и
деятельности.
удерживать учебную
жизни человека.
НравственноЗнать правила работы задачу;
этическая
планирование – выбирать
с конструктором
ориентация –
действия
умение избегать
в соответствии с
1 Знание понятия
конфликтов и
поставленной задачей и
алгоритма,
находить выходы из
условиями
ее
реализации.
исполнителя
спорных ситуаций
Познавательные:
алгоритма, системы
общеучебные
–
команд исполнителя
использовать общие
(СКИ)
приемы решения
Иметь общее
поставленных задач;
представление о среде
Коммуникативные:
программирования
инициативное
модуля, основных
сотрудничество – ставить
блоках.
вопросы, обращаться за
помощью, проявлять
активность для решения
коммуникативных задач
Тема 2. Знакомство с роботами LEGO MINDSTORMS EV3 EDU. (4 ч)
1 Знание составных
Регулятивные:
Смыслообразование

Роботы. Виды роботов.
Значение роботов в
жизни человека.
Основные направления
применения роботов.
Правила работы с
конструктором LEGO
Управление роботами.
Методы общения с
роботом.
Состав конструктора
LEGO MINDSTORMS
EV3.
Языки
программирования.
Среда
программирования
модуля, основные блоки.

Правила техники

Планируемые результаты обучения

1

Виды контроля

Беседа,
Зачет по
правилам работы
с конструктором
LEGO
Индивидуальный,
фронтальный
опрос

Беседа,

4

5

6

безопасности при работе
с роботамиконструкторами.
Правила обращения с
роботами. Основные
механические детали
конструктора и их
назначение.
Модуль EV3. Обзор,
экран, кнопки
управления модулем,
индикатор состояния,
порты. Установка
батарей, способы
экономии энергии.
Включение модуля EV3.
Запись программы и
запуск ее на выполнение.
Сервомоторы EV3,
сравнение моторов.
Мощность и точность
мотора. Механика
механизмов и машин.
Виды соединений и
передач и их свойства.
Сборка модели робота
по инструкции.
Программирование
движения вперед по
прямой траектории.
Расчет числа оборотов
колеса для прохождения
заданного расстояния.

1

частей универсального
комплекта LEGO
MINDSTORMS EV3
EDU и их функций.
Способность учащихся
воспроизвести этапы
сборки и ответить на
вопросы.
Знание назначение
кнопок модуля EV3.
Умение составить
простейшую
программу по
шаблону, сохранять и
запускать программу
на выполнение
Знание параметров
мотора и их влияние
на работу модели
Иметь представление о
видах соединений и
передач.

1

Способность учащихся
воспроизвести этапы
сборки и ответить на
вопросы.
Умение выполнить
расчет числа оборотов
колеса для
прохождения
заданного расстояния.

планирование – выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные:
общеучебные – умение
самостоятельно выделять
и формулировать
познавательную цель
умение разделять
процессы на этапы,
звенья; выделение
характерных причинноследственных связей.
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество – ставить
вопросы, обращаться за
помощью; проявлять
активность во
взаимодействии для
решения
коммуникативных задач

– адекватная
мотивация учебной
деятельности;
актуализация
сведений из личного
жизненного опыта;
формирование
готовности к
продолжению
обучения с целью
получения
инженерного
образования;
освоение типичных
ситуаций управления
роботами.
Нравственноэтическая
ориентация –
умение избегать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций

Зачет по
правилам
техники
безопасности

Беседа,
практикум

Беседа,
практикум

Беседа,
практикум

7

8

9

10

11

12

Тема 3. Датчики LEGO MINDSTORMS EV3 EDU и их параметры. (6 ч)
1 Умение решать задачи
Смыслообразование
Датчик касания.
Регулятивные:
– адекватная
Устройство датчика.
на движение с
планирование – выбирать
Практикум. Решение
использованием
действия в соответствии с мотивация учебной
деятельности.
задач на движение с
датчика касания.
поставленной задачей и
условиями ее реализации. Нравственноиспользованием датчика
этическая
касания.
Познавательные:
ориентация –
общеучебные –
1 Знание влияние
Датчик цвета, режимы
умение избегать
самостоятельно
выделять
предметов разного
работы датчика.
конфликтов и
и формулировать
цвета на показания
Решение задач на
находить выходы из
познавательную
цель.
датчика
освещенности
движение с
спорных ситуаций
Коммуникативные:
использованием датчика
инициативное
сотрудничество – ставить
1 Знание особенностей
Ультразвуковой датчик.
вопросы, обращаться за
Решение задач на
работы датчика
помощью; проявлять
движение с
Умение решать задачи
активность во
использованием датчика
на движение с
взаимодействии для
расстояния
использованием
решения
датчика расстояния.
коммуникативных задач
1 Умение решать задачи
Гироскопический
управление
датчик. Инфракрасный
на движение с
коммуникацией –
датчик, режим
использованием
адекватно использовать
приближения, режим
гироскопического
речь для планирования и
маяка.
датчика.
регуляции своей
1 Умение называть
Подключение датчиков и
датчики, их функции и деятельности
моторов.
Интерфейс модуля EV3.
способы подключения
Приложения модуля.
к модулю;
Представление порта.
правильно работать с
Управление мотором.
конструктором
1 Обобщение и
Проверочная работа № 1
по теме «Знакомство с
систематизация
роботами LEGO
основных понятий по
MINDSTORMS».
теме

Беседа,
практикум

Индивидуальный,
собранная модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.
Индивидуальный,
собранная модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.
Беседа,
практикум

Беседа,
практикум

Проверочная
работа № 1

13

14

15

16

Тема 4. Основы программирования и компьютерной логики (9 ч)
1 Способность учащихся Регулятивные УУД:
Смыслообразование
Среда
– адекватная
планирование программирования
воспроизвести этапы
мотивация учебной
определение
модуля. Создание
программирования и
деятельности;
последовательности
программы.
ответить на вопросы.
актуализация
промежуточных целей с
Удаление блоков.
сведений из личного
учетом
конечного
Выполнение программы.
жизненного опыта;
результата.
Сохранение и открытие
формирование
программы.
Умение использовать
готовности к
различные средства
1 Умение использовать
Счетчик касаний.
продолжению
самоконтроля (дневник,
Ветвление по датчикам.
ветвления при
обучения с целью
портфолио, таблицы
Методы принятия
решении задач на
получения
достижения результатов,
решений роботом.
движение
инженерного
беседа с учителем и т.д.).
Модели поведения при
образования;
разнообразных
Познавательные УУД:
освоение типичных
ситуациях.
Умение Исследование
ситуаций управления
несложных практических
Программное
1 Умение использовать
роботами.
ситуаций,
выдвижение
обеспечение EV3.
циклы при решении
Нравственнопредположений,
Среда LABVIEW.
задач на движение
этическая
понимание
Основное окно
ориентация –
необходимости их
Свойства и структура
умение избегать
проверки на практике.
проекта.
конфликтов и
Использование
Решение задач на
находить выходы из
практических и
движение вдоль сторон
спорных ситуаций
лабораторных работ,
квадрата. Использование
несложных экспериментов
циклов при решении
для доказательства
задач на движение.
Программные блоки и
Способность учащихся выдвигаемых
предположений; описание
палитры
воспроизвести этапы
результатов этих работ
программирования
сборки и
Коммуникативные УУД:
Страница аппаратных
программирования и
Умение определять
средств
ответить на вопросы
наиболее рациональную
учителя.
Редактор контента
последовательность
Инструменты

Беседа,
практикум

Индивидуальный,
собранная модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.

Беседа,
практикум

Беседа,
практикум

17

18

19

20

21

22

Устранение неполадок.
Перезапуск модуля
Решение задач на
движение по кривой.
Независимое управление
моторами. Поворот на
заданное число градусов.
Расчет угла поворота.
Использование нижнего
датчика освещенности.
Решение задач на
движение с остановкой
на черной линии.
Решение задач на
движение вдоль линии.
Калибровка датчика
освещенности.
Программирование
модулей. Решение задач
на прохождение по полю
из клеток
Соревнование роботов
на тестовом поле. Зачет
времени и количества
ошибок

Способность учащихся
воспроизвести этапы
программирования и
выполнять расчет угла
поворота.
Умение решать задачи
на движение с
остановкой на черной
линии
Умение решать задачи
на движение вдоль
черной линии
Умение решать задачи
на прохождение по
полю из клеток.

действий по
коллективному
выполнению учебной
задачи (план, алгоритм,
модули и т.д.), а также
адекватно оценивать и
применять свои
способности в
коллективной
деятельности.
Умение самостоятельно
оценивать свою
деятельность и
деятельность членов
коллектива посредством
сравнения с
деятельностью других,
установленными нормами.
Умение использовать
монолог и диалог для
выражения и
доказательства своей
точки зрения.

Обобщение и
систематизация
основных понятий по
теме «Основы
программирования»
Тема 5. Практикум по сборке роботизированных систем (8 ч)
1 Знание назначения и
Измерение
Формирование
Регулятивные УУД:
планирование освещенности.
основных режимов
понятия связи
определение
Определение цветов.
работы датчика цвета
различных явлений,
последовательности
Распознавание цветов.
процессов, объектов;
промежуточных целей с
Использование
актуализация
учетом конечного
сведений из личного
конструктора в качестве

Индивидуальный,
собранная модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.
Индивидуальный,
собранная модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.

Беседа,
практикум
Соревнование
роботов

Беседа,
практикум

23

24

25

цифровой лаборатории.
Измерение расстояний
до объектов.
Сканирование
местности.
Сила. Плечо силы.
Подъемный кран.
Счетчик
оборотов. Скорость
вращения сервомотора.
Мощность.
Управление роботом с
помощью внешних
воздействий.
Реакция робота на звук,
цвет, касание.
Таймер.

26

Движение по замкнутой
траектории. Решение
задач на криволинейное
движение.

27

Конструирование
моделей роботов для
решения задач с
использованием
нескольких разных

1

1

1

1

Знание назначение и
основных режимов
работы
ультразвукового
датчика.
Умение выполнять
расчеты при
конструировании
подъемного крана.
Умение
программировать
робота,
останавливающегося
на определенном
расстоянии до
препятствия
Написание программы
для движения по кругу
через меню
контроллера. Запуск и
отладка программы.
Написание других
простых программ на
выбор учащихся и их
самостоятельная
отладка.
Написание программы
для движения по
контуру треугольника,
квадрата.
Робот, записывающий

результата.
умение вносить
необходимые дополнения
и изменения в ходе
решения задач.
Познавательные УУД:
Формирование
системного мышления –
способность к
рассмотрению и описанию
объектов, явлений,
процессов в виде
совокупности более
простых элементов,
составляющих единое
целое.
осуществить перенос
знаний, умений в новую
ситуацию для решения
проблем, комбинировать
известные средства для
нового решения проблем;
Коммуникативные УУД:
Умение определять
наиболее рациональную
последовательность
действий по
коллективному
выполнению учебной
задачи (план, алгоритм,
модули и т.д.), а также
адекватно оценивать и
применять свои
способности в

жизненного опыта
информационной
деятельности;
освоение типичных
ситуаций управления
роботами, включая
цифровую бытовую
технику.
формирование
умения
осуществлять
совместную
информационную
деятельность, в
частности, при
выполнении
учебных заданий, в
том числе проектов.

Беседа,
практикум

Беседа,
практикум

Индивидуальный,
собранная модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.

Индивидуальный,
собранная модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.

Индивидуальный,
собранная модель,
выполняющая
предполагаемые

видов датчиков.

28

Решение задач на выход
из лабиринта.
Ограниченное
движение.

29

Проверочная работа №2
по теме «Виды
движений роботов»

30

Работа над проектами
«Движение по заданной
траектории»,
«Кегельринг».
Правила соревнований.
Соревнование роботов
на тестовом поле. Зачет
времени и количества
ошибок

31

32

33

Конструирование
собственной модели
робота
Программирование и
испытание собственной
модели робота.

траекторию движения
коллективной
и потом точно еѐ
деятельности.
воспроизводящий
Умение самостоятельно
оценивать свою
1 Создание и отладка
деятельность и
программы для
деятельность членов
движения робота
коллектива посредством
внутри помещения и
сравнения с
самостоятельно
деятельностью других.
огибающего
Умение использовать
препятствия.
информацию с учѐтом
1 Обобщение и
этических и правовых
систематизация
норм.
основных понятий по
теме «Виды движений
роботов»
6. Творческие проектные работы и соревнования(5 ч)
Умение составлять
Регулятивные:
целеполагание –
план действий для
преобразовывать
решения сложной
практическую задачу
задачи
в образовательную;
контроль и самоконтроль
Умение составлять
– использовать
план действий для
установленные правила в
решения сложной
контроле способа решения
задачи
задачи.
конструирования
робота
Познавательные: обще
учебные – Творческое
Разработка
собственных моделей в решение учебных и
практических задач:
группах.
умение мотивированно
Программирование
отказываться от образца,
модели в группах
искать оригинальные
решения; самостоятельное

действия.
Индивидуальный,
собранная модель,
выполняющая
предполагаемые
действия.

Проверочная
работа №2

Самоопределение –
самостоятельность и
личная
ответственность за
свои поступки.
Смыслообразование
– самооценка на
основе критериев
успешности учебной
деятельности
Нравственноэтическая
ориентация –
навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение не создавать

Соревнования

Соревнования

Решение задач
(инд. и групп)
Решение задач
(инд. и групп)

34

Презентации и защита
проекта «Мой
уникальный робот»

Презентация моделей

выполнение различных
творческих работ; участие
в проектной деятельности
Коммуникативные:
взаимодействие –
формулировать
собственное мнение и
позицию

конфликтных
ситуаций и находить
выходы

Защита проекта

1.
2.
3.

4.

5.
6.
7.
8.

Список литературы
Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г.
Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 – 292 с.
Блог-сообщество любителей роботов Лего с примерами программ [Электронный
ресурс] / http://nnxt.blogspot.ru/2010/11/blog-post_21.html
Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс]
http://www.edu.holit.ua/index.php?option=com_content&view=
category&layout=blog&id=72&Itemid=159&lang=ru
Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык
программирования роботов [Электронный ресурс] /
http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=280#program_blocks
Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.nxtprograms.com/index2.html
Программы для робота [Электронный ресурс] / http://service.lego.com/enus/helptopics/?questionid=2655
Учебник по программированию роботов (wiki) [Электронный ресурс] /
Материалы сайтов:
http://www.prorobot.ru/lego.php
http://nau-ra.ru/catalog/robot
http://www.239.ru/robot
http://www.russianrobotics.ru/actions/actions_92.html
http://habrahabr.ru/company/innopolis_university/blog/210906/STEM-робототехника
http://www.slideshare.net/odezia/2014-39493928
http://www.slideshare.net/odezia/ss-40220681
http://www.slideshare.net/odezia/180914-39396539


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».