ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету среднего общего образования на базовом уровне составлена
на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в
федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа среднего общего образования на базовом уровне отражает основные
требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательных программ и составлена с учѐтом Концепции развития географического
образования в Российской Федерации, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и
утверждѐнной Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от
24.12.2018 года.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании,
проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и
индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения.
Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности.
Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном, самостоятельном,
мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества, а также
необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать
свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь
необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь
поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за
рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте
— люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для
развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной
деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему
необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни,
применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще
предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Курс «Индивидуальный проект» вводится для целенаправленной теоретической и
практической подготовки учащихся 10 классов к освоению новых технологий. Программа
проектной деятельности направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских
умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления,
объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к
конкретным жизненно важным проблемам.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Цели курса:
 развитие навыков проектной деятельности;
 оказание методической поддержки обучающимся 10 класса при подготовке индивидуальных
проектов
Задачи курса:
 познакомить с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности;
 овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ,
интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и
простыми формами анализа данных;
 обучение целеполаганию, планированию и контролю;
 формирование потребности к целенаправленному самообразованию;
 углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области научного знания или
вида деятельности;
 совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности,
профессионального самоопределения обучающихся;
 формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
 обучение методам творческого решения проектных задач;
 формирование умений представления отчѐтности ввариативных формах;
 отработать навыки публичного выступления, защиты своейработы перед аудиторией;
 создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире
профессий.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса «Индивидуальный учебный проект» в 10 классе рассчитана на 34
учебных часов (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности;
патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждѐнность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за
его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
2
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования
элементов географической и экологической культуры;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историко-культурных
объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического творчества, спорта,
труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
 убеждѐнность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе безопасного
поведения в природной среде, ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области географических
наук, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем и географических особенностей их
проявления;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических знаний,
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности;
3
ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
географических наук и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира для применения различных источников географической
информации в решении учебных и (или) практико-ориентированных задач;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность в географических науках индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего
общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть
решены с использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации
географических объектов, процессов и явлений и обобщения;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 разрабатывать план решения географической задачи с учѐтом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учѐтом
предложенной географической задачи;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
 координировать и выполнять работу при решении географических задач в условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
 креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих
географические аспекты;
б) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических географических задач, применению различных методов познания
природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и
явлений;
 владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
 владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
 формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу еѐ
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретѐнный опыт;
4
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы
и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
 выбирать и использовать различные источники географической информации,
необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены средствами географии,
и поиска путей их решения, для анализа, систематизации и интерпретации информации
различных видов и форм представления;
 выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учѐтом еѐ
назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т. д.);
 оценивать достоверность информации;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе и
ГИС) при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
 владеть различными способами общения и взаимодействия;
 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы;
 развѐрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных
вопросов с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
 использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
еѐ достижению: составлять план действий, распределять роли с учѐтом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учѐтом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям;
5
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретѐнный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
 оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
 использовать приѐмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своѐ эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своѐ поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
г) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
 признавать своѐ право и право других на ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения по программе курса «Индивидуальный проект» обучающийся
научится:
– формулировать
цели и задачи
проектной
(исследовательской)
деятельности;
– планировать работу по реализации проектной (исследовательской)деятельности;
– реализовывать
запланированные
действия
для
достижения
поставленных целей и задач;
– оформлять информационные материалы на электронных и бумажныхносителях с
целью презентации результатов работы над проектом;
– осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленнымицелью и
задачами и конечным результатом;
В результате обучения по программе курса «Индивидуальный проект» обучающийся
получит возможность научиться:
– использовать технологию учебного проектирования для решенияличных целей
и задач образования;
6
– навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта
(исследования);
– осуществлять
осознанный
выбор
направлений
созидательной
деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс
Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности (8
часов)
Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Проект как вид
учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов.
Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект.
Практический проект. Управление проектами.
Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный проект
учащегося – дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития
креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Структура
и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы проекта.
Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение источников
информации. Определение способов сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор
критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления результата.
Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор
оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью,
эксперименты, опросы, наблюдения.
Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. Проектная
деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования.
Проектный подход при проведении исследования. Исследовательские проекты.
Основные
понятия
учебно-исследовательской
деятельности.
Феномен
исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское
поведение как творчество. Научные теории.
Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы
исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования. Построение
гипотезы. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и
выводы.
Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического
исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как
на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и
синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования
(восхождение от абстрактного к конкретному).
Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта
(учебного исследования). Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и
проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Презентация и защита замыслов
проектов и исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы.
Представление структуры индивидуального проекта (учебного исследования).
Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской
деятельности (8 часов).
Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации.
Информационная культура. Виды информационныхисточников. Инструментарий работы с
информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.
Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки
зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы,
реферат, аннотация, рецензия.
Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных
7
технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления
данных. Компьютерная обработка данных исследования.
Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет.
Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследования) через работу с
социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом.
Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и
графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.
Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемыпауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок).
Инфографика. Скрайбинг.
Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография,
справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных
плакатов, ссылок, сносок, списка литературы.Сбор и систематизация материалов.
Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и
систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с
помощью интеллект-карты.
Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы.
Модуль 3. Коммуникативные навыки (6 часов).
Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в
профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения.
Вербальное и невербальное общение.
Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое
общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на
понимание. Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии.
Практическое занятие. Дискуссия.
Практическое занятие. Дебаты.
Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки
выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ
выступления.
Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная защита результатов
проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной деятельности, исследований.
Модуль 4. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
(12часов).
Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение
проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления
результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов.
Оценка. Письменный отчет.
Представление результатов учебного исследования. Анализ информации, выполнение
учебного исследования, формулирование выводов. Подготовка возможных форм
представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение
полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.
Оценка
учебного
проекта
(учебного
исследования).
Карта
самооценки
индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта,
достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений
поставленной цели.
ФОРМЫ УЧЕТА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ (приложение 1)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Критерии оценивания учебных проектов.
8
Критерии оценки
проекта
Актуальность
поставленной
проблемы
(до 5 баллов)
Теоретическаяи/
или практическая
ценность
(до 5 баллов)
Методы
исследования(до
2 баллов)
Содержание критерия оценки
Насколько работа интересна в практическом или
теоретическом плане?
Насколько работа является новой? обращается ли
автор к проблеме, для комплексного решения которой
нет готовых ответов?
Верно ли определил автор актуальность работы?
Верно ли определены цели, задачи работы?
Результаты исследования доведены до идеи
(потенциальной возможности) применения на
практике.
Проделанная работа решает или детально
прорабатывает на материале проблемные
теоретические вопросы в определенной научной
области
Автор в работе указал теоретическую и / или
практическую значимость
Целесообразность применяемых методов
Соблюдение технологии использования методов
Кол-во
баллов
От 0 до 1
От 0 до 1
От 0 до 1
От 0 до 2
От 0 до 2
От 0 до 2
От 0 до 1
От 0 до 1
От 0 до 1
Выводы работы соответствуют поставленным целям
От 0 до 2
Оригинальность, неповторимость проекта
От 0 до 2
Качество
В проекте есть разделение на части, компоненты, в
От 0 до 1
содержания
каждом из которых освещается отдельная сторона
проектной
работы
работы
(до 8 баллов)
Есть ли исследовательский аспект в работе
От 0 до 2
Есть ли у работы перспектива развития
От 0 до 1
Титульный лист
0т 0 до 1
Оформление
Оформление
оглавления,
заголовков
разделов,
0т 0 до 1
работы
подразделов
(до 8 баллов)
Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений
0т 0 до 2
Информационные источники
0т 0 до 2
Форматирование текста, нумерация и параметры
0т 0 до 2
страниц
ИТОГО 28
Оценка учебного проекта.
 Оценка “3” может быть поставлена за 16-19 баллов (57% -68% от
максимального количества баллов).
 Оценка “4” может быть поставлена за 20-24 баллов (69% - 85% от максимального
количества баллов).
 Оценка “5” может быть поставлена за 25-28 баллов (более 90% отмаксимального
количества баллов).
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Стартовая диагностика
Стартовая диагностика проводится с целью оценки готовности обучающихся к обучению на
новом уровне общего образования и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики
образовательных достижений обучающихся.
2. Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и (или) по темам в соответствии с
тематическим планированием рабочей программы учебного предмета, с учетом требований
федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего
образования, индивидуальных особенностей обучающихся класса, содержанием образовательной
программы, используемых образовательных технологий в формах:
 письменной работы (тест, практические работы);
 устного ответа, в том числе в форме опроса, защиты проекта, творческой работы.
3. Промежуточная аттестация
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Количество часов
Наименование разделов и
п/п
тем программы
Всего
П/р
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Тема 1. Методология проектной и исследовательской деятельности
Методология проектной и
исследовательской деятельности
8
2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР http://schoolcollection.edu.ru
Тема 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38
Информационные ресурсы
Видеоуроки http://interneturok.ru/
проектной и исследовательской
8
2.5
Единая коллекция ЦОР http://schoolдеятельности
collection.edu.ru
Тема 3. Коммуникативные навыки
Коммуникативные навыки
6
2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР http://schoolcollection.edu.ru
Тема 4. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38
Защита результатов проектной и
Видеоуроки http://interneturok.ru/
исследовательской деятельности
12
5.5
Единая коллекция ЦОР http://schoolcollection.edu.ru
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
12
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№
Наименования разделов и тем
Характеристика основных видов
деятельности ученика по теме
Тема 1. Методология проектной и исследовательской деятельности (8 ч)
1
Что такоеучебный проект.
Знакомятся с понятием «учебный проект». Просматривают
Теоретические основы учебного
видеозаписи защиты проектов на школьных и городских
проектирования
научно-практических конференциях. Изучают теоретические
основы учебного проектирования. Изучают типологию
учебных проектов. Сравнивают различные типы проектов.
2
Требования к структуре и
содержанию учебного проекта
3
Планирование учебного проекта
4
5
Знакомятся со структурой учебного проекта. Обсуждают
критерии выбора темы проекта. Учатся выбирать тему проекта.
Формулируют цели и задачи проекта.
Учатся находить проблему исследования. Анализируют
проблему. Определяют источники информации. Определяют
способы сбора и анализа информации. Ставят задачи и
осуществляют выбор критериев оценки результатов и
процесса. Определяют способ представления результата.
Собирают и уточняют информацию, обсуждают альтернативы
(мозговой штурм), выбирают оптимальный вариант, уточняют
планы деятельности. Изучаютосновные инструменты:
интервью, эксперименты, опросы, наблюдения
Проектная и исследовательская
Изучают специфику проектной деятельности. Знакомятся с
деятельность: точки соприкосновения особенностями исследовательской деятельности. Выявляют
сходства и отличия проекта и исследования. Узнают, в чѐм
заключается сущность проектного подхода при проведении
исследования. Характеризуют специфику исследовательских
проектов.
Основные понятия учебноРаскрывают смысл понятий: «феномен исследовательского
П/р
0.5
0.5
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
исследовательской деятельности
6
7
8
9
10
Методологическиеа атрибуты
исследовательской деятельности
поведения», «исследовательские способности». Обсуждают,
является ли исследовательское поведение творчеством.
Приводят примеры научных теорий.
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Объясняют значение понятия «гипотеза». Пытаются построить
0.5
гипотезу исследования. Выделяют предмет и объект
исследования. Формулируют проблему исследования.
Формулируют цели и задачи исследования. Делают
умозаключения и выводы, обобщения. Учатся
классифицировать.
Методы эмпирического и
Характеризуют методы эмпирического исследования
теоретического исследования
(наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Называют
методы, используемые как на эмпирическом, так и на
теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ
и синтез, индукция и дедукция, моделирование).
Характеризуют методытеоретического исследования
(восхождение от абстрактного к конкретному). Приводят
примеры различных методов исследования.
Практическоезанятие
Конструируют тему и проблему проекта,исследования.
0.5 Библиотека ЦОК
«Проектирование структуры
Делятся проектными замыслами. Готовят презентацию и
https://m.edsoo.ru/7f413b38
индивидуального проекта (учебного защиту замыслов проектов и исследовательских работ.
Видеоуроки
исследования)»
Работают над структурой проекта, исследовательской работы.
http://interneturok.ru/
Представляют структуру индивидуального проекта (учебного
Единая коллекция ЦОР
исследования).
http://school-collection.edu.ru
Тема 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности (8ч)
Работа с информационными
Осуществляют поиск и отбор информации. Учатся
Библиотека ЦОК
источниками
систематизировать информацию. Знакомятся с нормами
https://m.edsoo.ru/7f413b38
информационной культуры. Соблюдают нормы
Видеоуроки
информационной культуры в работе над проектом,
http://interneturok.ru/
исследованием. Выделяют и используют разные виды
Единая коллекция ЦОР
информационных источников. Учатся пользоваться
http://school-collection.edu.ru
инструментарием работы с информацией – методами,
приемами, технологиями.
Информационные ресурсы на
Рассматривают текст с точки зрения его структуры.
Библиотека ЦОК
бумажных носителях
Знакомятся с видами и способами переработки чужого текста.
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Раскрывают смысл понятий: конспект, тезисы, реферат,
Видеоуроки
аннотация, рецензия. Учатся использовать различные способы
http://interneturok.ru/
переработки чужого текста.
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
11
Информационные ресурсы на
электронных носителях
Изучают методы применения информационных технологий в
исследовании, проектной деятельности. Знакомятся со
способами и формами представления данных. Осуществляют
компьютерную обработку данных исследования.
12
Сетевые носители –источник
информационных ресурсов
Работают в сети Интернет. Создают сайт проекта. Апробируют
сопровождение проекта (исследования) через работу с
социальными сетями. Используют дистанционную
коммуникацию в работе над проектом.
0.5
13
Технологии визуализации и
систематизации текстовой
информации.
Учатся строить диаграммы и графики. Работают с графами.
Составляют сравнительные таблицы. Пишут опорные
конспекты.
0.5
14
Технологии визуализации и
систематизации текстовой
информации.
Составляют лучевые схемы-пауки и каузальные цепи,
интеллект-карты. Создают скетчи (визуальные заметки).
Знакомятся с формами систематизации информации
(инфографика, скрайбинг).
0.5
15
Требования к оформлению проектной Учатся составлять библиографию. Знакомятся с правилами
и исследовательской работы.
подбора справочной литературы, работают с
каталогами.Оформляют таблицы, рисунки и
иллюстрированные плакаты, ссылки, сноски, список
литературы. Учатся обобщать и систематизировать собранный
материал.
Практическое занятие(тренинг) по
Представляют идею индивидуального проекта с помощью
применению технологий
интеллект-карты. Оформляют проектную(исследовательскую)
визуализации и систематизации
работу.
текстовой информации
16
Тема 3. Коммуникативные навыки (6ч)
17
Коммуникативная деятельность
Объясняют, что такое коммуникация. Раскрывают значение
таких форм коммуникации, как диалог, монолог. Выясняют
роль коммуникации в профессиональной среде и в обществе в
0.5
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
18
Стратегии Группового
взаимодействия.
целом. Знакомятся с формами и принципами делового
общения. Сравнивают вербальное и невербальное общение.
Приводят примеры различных видов общения.
Учатся аргументировать собственное мнение. Сравнивают
разные виды группового взаимодействия (спор, дискуссию).
Характеризуют особенности группового общения как делового
взаимодействия. Знакомятся с правилами ведения спора.
Изучают различные виды и технологии дискуссий.
19
Практическое занятие. Дискуссия.
Апробируют различные виды и технологии дискуссий.
0.5
20
Практическое занятие. Дебаты.
Участвуют в дебатах. Соблюдают правила ведения спора.
0.5
21
Публичное выступление: от
подготовки до реализации.
Отрабатывают на практике поэтапную подготовку публичного
выступления. Изучают и используют способы привлечения
внимания аудитории. Используют наглядные средства.
Анализируют свои выступления.
0.5
22
Практическое занятие. Публичное
выступление.
Участвуют в публичной защите результатов проектной
деятельности, исследований. Осуществляют рефлексию
проектной деятельности, исследований.
0.5
Тема 4. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности (12ч)
23
Представление результатов учебного Выбирают тему проекта. Обосновываютвыбор темы.
проекта
Начинают вести дневник проекта. Анализируют отобранную
информацию.
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
24
Представление результатов учебного
проекта
Выполняют проект. Продолжают ведение дневника.
0.5
25
Представление результатов учебного
проекта
Выполняют проект. Продолжают ведение дневника.
0.5
26
Представление результатов учебного
проекта
Обдумывают возможные формы представления результатов.
Обосновывают процесспроектирования.
0.5
27
Представление- результатов учебного Выбирают тему исследования. Обосновывают выбор темы.
исследования
Начинаютвести дневник исследования. Анализируют
отобранную информацию.
0.5
28
Представление- результатов учебного Формулируют гипотезу. Определяют цели и задачи
исследования
исследования. Составляютплан исследования.
0.5
29
Представление результатов учебного
исследования
Выполняют исследование. Продолжаютведение дневника.
0.5
30
Представление результатов учебного
исследования
Выполняют исследование. Продолжаютведение дневника.
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
31
Представление результатов учебного
исследования
Обдумывают возможные формыпредставления результатов.
Обосновывают процесс исследования.
0.5
32
Оценка учебного проекта (учебного
исследования)
Заполняют карту самооценки индивидуального проекта
(учебного исследования). Анализируют выполнение проекта,
достигнутых результатов (успехов и неудач) и причинэтого.
Проводят анализ достижений поставленной цели.
0.5
33
Оценка учебного проекта (учебного
исследования)
Заполняют карту самооценки индивидуального проекта
(учебного исследования). Анализируют выполнение проекта,
достигнутых результатов (успехов и неудач) и причинэтого.
Проводят анализ достижений поставленной цели.
0.5
34
Оценка учебного проекта (учебного
исследования)
Заполняют карту самооценки индивидуального проекта
(учебного исследования). Анализируют выполнение проекта,
достигнутых результатов (успехов и неудач) и причинэтого.
Проводят анализ достижений поставленной цели.
0.5
ИТОГО
34 ч.
12
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Видеоуроки
http://interneturok.ru/
Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УМК
1. М.В. Половкова,
А.В. Носов, Т.В. Половкова,
М.В. Майсак,
«Индивидуальный
проект:
10-11-й
классы:
учебное
пособие
для
общеобразовательных организаций (ФГОС)» М.; Просвещение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.,
1989.
2. Битянова М.Р. Учимся решать проблемы: учебно-методическое пособие для
психологов и педагогов / М.Р. Битянова, Т.В. Беглова. – М. : Генезис, 2005.
3. Битянова М.Р. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и
практика) / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова, А.Г. Теплицкая. – М. : Сентябрь,
2015. – 208 с.
4. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /
В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – N 10. – С. 130–139.
5. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника / Г.Б. Голуб, Е.А.
Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара : Учебная литература,
2009. – 224 с.
6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для
учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М. :
Просвещение, 2011.
7. Касицина Н.В. Педагогическая поддержка в школе и система работы
индивидуальных кураторов / Н.В. Касицина, Н.С. Крупская, Ю.Л. Минутина, М.М.
Эпштейн и др. – СПб. : Школьная лига, 2015. – 128 с.
8. Лебединцев В.Б. Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в
общеобразовательной школе / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец.
– М. : Сентябрь, 2013. – 240 с.
9. Логинов Д.А. Как построить систему тьюторского сопровождения
обучающихся в школе / Д.А. Логинов. – М. : Сентябрь, 2014. – 160 с.
10. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла
к открытию / М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель.
– 3-е изд. – М. : 5 за знания, 2008. – 160 с.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие /
Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
12. Сизикова С.Ф. Основы делового общения. 10–11 кл. : методическое пособие /
С.Ф. Сизикова. – М. : Дрофа, 2006.
13. Соколова Н.В. Проблема освоения школьниками метода научного познания /
Н.В. Соколова // Физика в школе. – 2007. – N 6. – С. 7–17.
14. Фопель
К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения : практическое пособие / К. Фопель. – М. : Генезис, 1998.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.
Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от
замысла к открытию / М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – 3-е изд. – М. :
5 за знания, 2008. – 160 с.
2. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника / Г.Б. Голуб, Е.А.
Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара : Учебная литература,
2009. – 224 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Глобальная школьная лаборатория: https://globallab.org/ru/#.WaXDS61ePfY.
2. Лицей НИУ ВШЭ: https://school.hse.ru/docum.
3.
Научная
школа
человекосообразного
образования:
http://khutorskoy.ru/ science/.
4. Открытая школа: http://openschool.ru.
5. Портал метапредметных олимпиад: http://олимпиады.онлайн.
6. Шаг школы в смешанное обучение: http://openschool.ru/ru/content/lesson/18852
Приложение 1
ФОРМЫ УЧЕТА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через использование
воспитательного потенциала уроков предмета. Эта работа осуществляется в следующих формах:
 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
— обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный
момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с изучаемыми в
данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на
достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные,
этические вопросы
 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе, объектов для выполнения.
 Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям искусства.
 Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
 Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.
 Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
 Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания:
- методы контроля и самоконтроля,
- методы самовоспитания,
- методы поощрения,
- методы формирования сознания,
- методы убеждения.
 Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
организации групповых и индивидуальных исследований (мини-исследований), включение в
урок различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся
приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного
выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
 Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования
В данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии
личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность
педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС СОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания
обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей,
обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;
сознающий своѐ единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность
за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения,
сформированного российского национального исторического сознания;
проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую правду;
ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан;
осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;
обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтѐрском движении, экологических, военнопатриотических и другие объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу;
сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране - России;
проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре
народов
России
с
учѐтом
мировоззренческого,
национального,
конфессионального самоопределения;
действующий и оценивающий своѐ поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных ценностей и
норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие
антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям;
проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических
групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с
учѐтом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан;
понимающий
и
деятельно
выражающий
ценность
межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми
разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода
от родительской ответственности;
обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и
мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия;
проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние;
проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве;
ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей в разных видах искусства с учѐтом российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего
здоровья и здоровья других людей;
соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде;
выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность),
стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни;
проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного
поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и
психического здоровья;
демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием;
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
Трудовое воспитание
уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения
российского народа;
проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наѐмного труда;
участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учѐтом соблюдения законодательства Российской Федерации;
выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе;
ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учѐтом личных жизненных планов, потребностей
своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе
на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде; выражающий
деятельное неприятие действий, приносящих вред природе; применяющий знания
естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту,
общественном пространстве;
имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учѐтом своих интересов, способностей, достижений;
обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни
российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России;
демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений;
развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.