ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026
Пояснительная записка
Основное требование нового Федерального государственного образовательного
стандарта – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из
различных источников, уметь работать с информацией, эффективно использовать ее в учебной
и профессиональной деятельности. Современный ученик должен освоить навыки делового
общения (вначале учебного, а затем профессионального), уметь планировать свою
деятельность и осуществлять самоконтроль. Понятно, что таких результатов невозможно
достичь, используя только традиционные приемы и методы. И здесь преподавателю на
помощь приходит метод проектов, интегрирующих в себе проблемный подход,
исследовательские и поисковые методы обучения.
Программа составлена на основе « Программы исследовательского обучения младших
школьников» автора А. И.Савенкова.
Рабочая программа по проектной и исследовательской деятельности разработана в
соответствии с:
✓ законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273 от
29.12.2012 г.;
✓ требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования . (ФГОС НОО)
✓ Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ КГО «СОШ
№ 1 имени Я.В. Ругоева»;
✓ Учебного плана МБОУ КГО «СОШ № 1 имени Я.В. Ругоева»;
✓ с программой развития и формирования универсальных учебных действий;
✓ с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования;
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуального и творческого
потенциала личности ребенка путём совершенствования его исследовательских способностей
в процессе саморазвития.
Начальное обучение проектно-исследовательской деятельности направлено на
формирование основополагающих умений проектирования и исследования. Прежде всего, это
формирование умения планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с
составленным планом. Обучение путём исследований в современной образовательной
практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира
ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск
на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению,
приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская
программа. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы
и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной
школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд
исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты
полученных результатов
Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески
осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой
культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и
информационной компетенций. В школьной программе запланирован курс обучения научноисследовательской деятельности в объеме 1 часа во 2-3 классах и 0,5 ч в 4 классе. Эта
программа предполагает работу и с одаренными детьми, и работу по развитию творческих
талантов всех обучающихся.
Задачи курса
1. Формировать умение выявлять проблему и выдвигать гипотезы, планировать свою
деятельность и осуществлять,
следуя структуре проектно-исследовательской
деятельности;
2. Развивать умение анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности,
включая собственные знания;
3. Развивать умение анализировать полученный результат на соответствие требованиям
задачи или поставленной цели;
4. Формировать способности использования ресурсов Интернет, умения применять
информационные технологии в исследовательской деятельности;
5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры
речи.
Программа адресована учащимся 2 - 4 классов общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы.
Срок реализации программы: 2014-2018 уч.г.
Инструментарий для оценивания:
используется только словесная оценка,
критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы.
Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных,
метапредметных и личностных) и в портфолио.
Режим занятий: 1 час в неделю во 2-х, в 3-х классах в течение всего учебного года и 1
час в неделю в первом полугодии 4-го класса .
Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана:
программа УМК «Школа России» включает работу над проектами, начиная с первого класса
и по всем учебным предметам. Поэтому целенаправленная и систематическая работа в курсе
«Проектная и исследовательская деятельность» создает необходимую базу знаний, умений и
компетентностей для успешного выполнения запланированных проектов по учебным
предметам.
Выбор форм и видов контроля. Кроме коллективной, по группам и индивидуальной
работы в классе с учителем предполагается самостоятельная работа в виде домашней работы с
целью систематизации и закрепления полученных знаний.
По окончании программы определен определенный продукт - исследовательская
работа. Форма представления результата - доклад и публичное выступление - презентация на
классной,
школьной и городской
конференциях. Каждый учащийся ведет тетрадь
исследователя, куда вносит новые слова, с которыми познакомился в ходе выполнения
проекта, собранная информация по методам исследования. Итоги участия в деятельности
подводятся в конце года, а также по мере готовности детей. Учебный материал
рассматривается по принципу концентрических кругов.
Общая характеристика курса
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг»
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Подпрограмма «Мониторинг»
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных
знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных
или под руководством учителя исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для
управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы,
конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)
Место курса «Проектная и исследовательская деятельность» в учебном плане:
На изучение курса по проектной и исследовательской деятельности выделяется 85 часов. Во
втором классе 34 часа, в 3 классе 34 часа, в 4 классе 17 часов ( соответственно во 2-3 классах
по 1 часу в неделю, 34 учебные недели, в 4 классе по 1 часу в неделю, 17 недель в первом
полугодии).
Распределение учебного времени по подпрограммам
2 класс
№
1
Подпрограмма
Тренинг
Кол-во часов
19
2
Исследовательская практика
11
3
Мониторинг
4
Подпрограмма
Кол-во часов
Тренинг
Исследовательская практика
Мониторинг
20
11
3
Подпрограмма
Кол-во часов
Тренинг
Исследовательская практика
Мониторинг (внеурочное время)
10
7
3
3 класс
№
1
2
3
4 класс
№
1
2
3
Инструментарий для оценивания:
словесная оценка, критериями которой
требованиям программы.
используется безотметочная система, только
является соответствие или несоответствие
Программой «Проектно-исследовательская деятельность» предусмотрены критерии
оценки уровня освоения проектно-исследовательской деятельности:
– понимание проблемы; выдвижение гипотезы;
– постановка цели проекта или исследования;
– формулировка задач;
– определение продукта проекта
– разработка плана действий;
– работа с информацией;
– презентация работы;
–
самоанализ и самооценка проделанной работы.
В подпрограмме Мониторинг, представляя результаты работы над исследовательскими
проектами (на классной, школьной или городской конференциях) обучающиеся
демонстрируют полученные знания и умения в ходе изучения данного учебного курса.
При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать,
что самой значимой оценкой для него является общественное признание успешности и
результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценка предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и
промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания,
фиксируются в классном журнале и учитываются при определении итоговой оценки.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы
начального общего образования является достижение предметных и метапредметных
результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки по математике являются итоговые
комплексные работы в конце каждого учебного года (система заданий различного уровня
сложности).
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью
диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня
освоения темы учащимися.
Устная оценка успешности результатов.
Портфолио учащегося.
Справки по результатам психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих
динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных
личностных, метапредметных и предметных результатов. Требования к подготовке учащихся
по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской)
программой по предмету
Программа способствует формированию следующих универсальных учебных
действий:
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и
других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· способность к саморазвитию.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
· перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и
для создания нового продукта;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и
позиций всех участников;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Содержание курса
Принятые сокращения в КТП
Т – тренинг
И.п. – исследовательская практика
М – мониторинг
Учебно-тематическое планирование 2 класс
Название разделов и тем
Дата
Тип урока
№
1
Вводный урок.
Научные исследования и наша
жизнь Т
Изучение нового
материала
2
Методы исследования Т
3
Наблюдение и наблюдательность
Т
Изучение нового
материала
Изучение нового
материала
4
Эксперимент – познание в
действии Т
Изучение нового
материала
5
Гипотезы и провокационные идеи
Т
Анализ и синтез Т
Элементы
обязательного
минимума
Понятие
«исследование»,
«научное исследование»
Условия для
наблюдения
Понятие
«эксперимент»,
условия для
проведения
эксперимента
Понятие «гипотеза»
7
Как давать определения понятиям
Т
Изучение нового
материала
Изучение нового
материала
Изучение нового
материала
8
Планирование и проведение
наблюдений и экспериментов Т
Изучение нового
материала
Ход наблюдения,
эксперимента
9
Как выбрать тему исследования
Т
Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований
И.п
Изучение нового
материала
Обобщение и
систематизация
знаний
Что такое тема
исследования?
Коммуникативная
компетенция
6
10
Понятия «анализ»,
синтез»
Понятие
«определение»
Требования к
уровню подготовки
учащихся
Любознательность,
общий кругозор
Потребность к
познанию нового
Уметь наблюдать,
вести наблюдения,
делать выводы
Уметь наблюдать,
проводить
эксперименты,
делать выводы
Вид контроля
Текущий
контроль
Умение выдвигать
гипотезы
Умение
анализировать
Уметь давать
определения
понятиям
Уметь планировать и Текущий
проводить
контроль
наблюдения и
эксперименты
Уметь выбирать
тему исследования
Умение планировать
свою деятельность,
представлять
результаты работы
11
12
13
Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований
И.п
Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований
И.п
Коллективная игра-исследование
И.п
14
Коллективная игра-исследование
И.п
15
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований И.п
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований И.п
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований И.п
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований И.п
16
17
18
19
20
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований И.п
Индивидуальная
консультационная работа по
Обобщение и
систематизация
знаний
Коммуникативная
компетенция
Обобщение и
систематизация
знаний
Коммуникативная
компетенция
Обобщение и
систематизация
знаний
Обобщение и
систематизация
знаний
Обобщение и
систематизация
знаний
Коммуникативная
компетенция
Обобщение и
систематизация
знаний
Коммуникативная
компетенция
Обобщение и
систематизация
знаний
Коммуникативная
компетенция
Обобщение и
систематизация
знаний
Коммуникативная
компетенция
Обобщение и
систематизация
знаний
Коммуникативная
компетенция
Обобщение и
систематизация
Коммуникативная
компетенция
Коммуникативная
компетенция
Коммуникативная
компетенция
Умение планировать
свою деятельность,
представлять
результаты работы
Умение планировать
свою деятельность,
представлять
результаты работы
Уметь работать в
группе, распределять
роли
Уметь работать в
группе, распределять
роли
Умение планировать
свою деятельность,
представлять
результаты работы
Умение планировать
свою деятельность,
представлять
результаты работы
Умение планировать
свою деятельность,
представлять
результаты работы
Умение планировать
свою деятельность,
представлять
результаты работы
Умение планировать
свою деятельность,
представлять
результаты работы
Умение планировать
свою деятельность,
Представлени
е результатов
исследования
Представлени
е результатов
исследования
Представлени
е результатов
исследования
Представлени
е результатов
исследования
Представлени
е результатов
исследования
Представлени
е результатов
исследования
Представлени
е результатов
21
22
проведению самостоятельных
исследований И.п
Наблюдение и
экспериментирование Т
Основные логические операции
Т
23
Гипотезы и способы их
конструирования
Т
24
Искусство задавать вопросы
Т
25
Учимся оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное Т
26
Учимся оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное Т
27
Ассоциации и аналогии Т
28
Суждения, умозаключения,
выводы Т
29
Искусство делать сообщения Т
знаний
Изучение нового
материала,
первичное
закрепление
Изучение нового
материала,
первичное
закрепление
Изучение нового
материала,
первичное
закрепление
Изучение нового
материала,
первичное
закрепление
Изучение нового
материала,
первичное
закрепление
Обобщение и
систематизация
знаний
Изучение нового
материала,
первичное
закрепление
Изучение нового
материала,
первичное
закрепление
Изучение нового
материала,
первичное
закрепление
представлять
результаты работы
Уметь наблюдать,
проводить
эксперименты,
делать выводы
Уметь обобщать,
группировать,
классифицировать
исследования
Гипотеза
Умение выдвигать
гипотезы
Текущий
контроль
Виды вопросов
Умение задавать
вопросы разных
видов
Главное и
второстепенное
Уметь выделять
интересные идеи,
выделять главное
Ассоциации и
аналогии
Уметь проводить
аналогии
Суждения,
умозаключения,
выводы
Уметь высказывать
суждения, строить
умозаключения,
делать выводы
Коммуникативная
компетенция
Обобщение,
деление, отрицание,
ограничение
Сообщение
Текущий
контроль
30
Как подготовиться к защите
собственной исследовательской
работы Т
Обобщение и
систематизация
знаний
План работы, работа Умение планировать
по плану
свою деятельность,
представлять
результаты работы
Представлени
е результатов
исследования
31
Собственная защита
исследовательских работ и
творческих проектов М
Обобщение и
систематизация
знаний
Коммуникативная
компетенция
Представлени
е результатов
исследования
Собственная защита
исследовательских работ и
творческих проектов М
Обобщение и
систематизация
знаний
Коммуникативная
компетенция
Участие в защитах
исследовательских работ и
творческих проектов на школьной
конференции М
Участие в защитах
исследовательских работ и
творческих проектов на городской
конференции М
Обобщение и
систематизация
знаний
Коммуникативная
компетенция
Обобщение и
систематизация
знаний
Коммуникативная
компетенция
Уметь представлять
и защищать свою
исследовательскую
работу
Уметь представлять
и защищать свою
исследовательскую
работу
Уметь представлять
и защищать свою
исследовательскую
работу
Уметь представлять
и защищать свою
исследовательскую
работу
32
33
Требования к
уровню подготовки
учащихся
Планирование и
поиск информации
Вид контроля
Мониторинг
34
Представлени
е результатов
исследования
Представлени
е результатов
исследования
Представлени
е результатов
исследования
Учебно-тематическое планирование 3 класс
Название разделов и тем
Дата
Тип урока
№
1
Что такое исследование Т
Изучение нового
материала
Элементы
обязательного
минимума
Знать понятие
исследование, что
такое открытие. где
и как использовать
научные открытия
Уметь наблюдать,
провести
эксперимент
(солнечный луч,
Отбор важной
информации,
которая необходима
для решения
поставленной задачи
2
Наблюдение и наблюдательность
Т
Изучение нового
материала
комнатное растение,
животные)
Уметь вести
наблюдение
фиксировать данные
по наблюдению
3
Что такое эксперимент
Т
Изучение нового
материала
Проводить
эксперимент
4
Учимся вырабатывать гипотезы
Т
Изучение нового
материала
Формулировка
гипотез
5
Знакомство с логикой Т
Изучение нового
материала
Уметь работать по
алгоритму
6
Как задавать вопросы Т
Изучение нового
материала
Уметь строить и
задавать вопросы
7
Учимся выделять главное и
второстепенное Т
Изучение нового
материала
8
Как делать схемы
Изучение нового
Уметь выделять
главное и
второстепенное из
предложенного
материала
Понятия: схема,
Определение
сущностных
характеристик
изучаемого объекта
самостоятельный
выбор критериев для
сравнения,
сопоставления,
оценки и
классификации
объектов.
Исследование
несложных реальных
связей и
зависимостей
выдвижение гипотез
осуществление их
проверки,
Самостоятель
ная работа
Поиск нужной
информации по
заданной теме в
источниках
различного типа
Формулирование
выводов по
полученным
результатам.
Самостоятель
ная работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Отделение основной
информации от
второстепенной
Извлечение
Практическая
Т
материала
таблица, график
необходимой
информации из
источников,
созданных в
различных знаковых
системах (текст,
таблица, график,
диаграмма
9
Как работать с книгой Т
Изучение нового
материала
Умеет извлекать
информацию по
заданному вопросу
из статистического
источника,
исторического
источника,
художественной
литературы.
Выбор вида чтения в
соответствии с
поставленной целью
(ознакомительное,
просмотровое,
поисковое и др.).
10
Что такое парадоксы Т
Изучение нового
материала
Понятие: парадокс
11
Мысленные эксперименты и
эксперименты на моделях Т
Изучение нового
материала
Умеет проводить
мысленные
эксперименты и
эксперименты на
моделях
Отделение основной
информации от
второстепенной
Создание
собственных
произведений,
идеальных и
реальных моделей
12
Как сделать сообщение о
результатах исследования Т
Изучение нового
материала
Владение приемами
исследовательской
деятельности
Формулирование
выводов по
полученным
результам.
13
Тренировочное занятие по
методике проведения
самостоятельных исследований
И.п
Обобщение и
систематизация
знаний
Умеет
организовывать
исследование
Самостоятельное
создание алгоритмов
познавательной
деятельности для
работа
Практическая
работа
Самостоятель
ная работа
решения задач
творческого и
поискового
характера.
14
Индивидуальная работа по
«методике проведения
самостоятельных исследований»
Изучение нового
материала
Умеет выбирать
методы
исследования
Самостоятельное
создание алгоритмов
познавательной
деятельности для
решения задач
творческого и
поискового
характера.
И.п
15
Экспресс-исследование И.п
Изучение нового
материала
Умеет провести
экспрессисследование
Исследование
несложных реальных
связей и
зависимостей
16
Семинар по итогам экскурсии И.п
Обобщение и
систематизация
знаний
Умеют фиксировать
результат работы
методом экскурсия
Определение
сущностных
характеристик
изучаемого объекта
самостоятельный
выбор критериев для
сравнения,
сопоставления,
оценки и
классификации
объектов.
17
Коллективная игра-исследование
Первичное
закрепление
Умеет следовать
заданной процедуре
группового
исследования.
Владение навыками
организации и
участия в
коллективной
деятельности:
И.п
Практическая
работа
18
Коллекционирование Т.
Изучение нового
материала
Умеет следовать
заданной процедуре
демонстрации
коллекционировани
я
Умение отстаивать
свою гражданскую
позицию,
формулировать свои
мировоззренческие
взгляды.
19
Экспресс – исследование: «Какие
коллекции собирают люди» И.п
Обобщение и
систематизация
знаний
Владеет приемом
экспресс
исследовательской
деятельности
20
Сообщение о своих коллекциях
И.п
Первичное
закрепление
Умеет по алгоритму
строить сообщение
Умение развернуто
обосновывать
суждения, давать
определения,
приводить
доказательства
Передача
содержания
информации
адекватно
поставленной цели
(сжато, полно,
выборочно).
21
Искусство делать сообщения Т.
Изучение нового
материала
Умеет определять
содержание и жанр
выступления в
соответствии с
заданной целью
коммуникации
22
Техника экспериментирования Т.
Изучение нового
материала
Умеет
экспериментировать
23
Семинар «Как подготовиться к
защите» И.п
Обобщение и
систематизация
знаний
Умеет при защите
использовать
вербальные и
Использование
мультимедийных
ресурсов и
компьютерных
технологий для
обработки, передачи,
систематизации
информации.
Оценивание
достоверности
полученной
информации
Владение
основными видами
публичных
Практическая
работа
Предъявление
результатов
исследования
Предъявление
результатов
исследования
Практическая
работа
невербальные
средства
24
Определение проблемы и выбор
темы собственного исследования
И.п
Уметь выбирать
тему собственного
исследования
25, 26,
27
Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований
И.п
Обобщение и
систематизация
знаний
28
Семинар «Подготовка
собственных работ к защите»
И.п
Обобщение и
систематизация
знаний
29
Мини -конференция по итогам
экспресс –исследований М.
30
Мини конференция по итогам
собственных исследований М.
31, 32
Семинар «Подготовка
Обобщение и
систематизация
знаний
Обобщение и
систематизация
знаний
Обобщение и
Владение приемами
исследовательской
деятельности,
элементарными
умениями прогноза
(умение отвечать на
вопрос: «Что
произойдет,
если...»).
Умеет строить
защиту собственной
работы
Умеет
демонстрировать
результаты
исследования
Умеет строить
выступлений
(высказывание,
монолог, дискуссия),
следование
этическим нормам и
правилам ведения
диалога (диспута).
Поиск нужной
информации по
заданной теме в
источниках
различного типа.
Извлечение
необходимой
информации из
источников
Умение развернуто
обосновывать
суждения, давать
определения,
приводить
доказательства
Передача
содержания
информации
адекватно
поставленной цели
Владение
основными видами
публичных
выступлений
(высказывание,
монолог, дискуссия)
Передача
Самостоятель
ная работа
Предъявление
результатов
исследования
Предъявление
результатов
исследования
Предъявление
33,34
собственных работ к защите» И.п.
систематизация
знаний
защиту собственной
работы
Участие в защитах
исследовательских работ и
творческих проектов уч.3кл М.
Обобщение и
систематизация
знаний
Умеет
демонстрировать
результаты
исследования
содержания
информации
адекватно
поставленной цели
Объективное
оценивание своих
учебных достижений
результатов
исследования
Предъявление
результатов
исследования
Учебно-тематическое планирование 4 класс
№
Название разделов и тем
Дата
Тип урока
Элементы
обязательного
минимума
Требования к
уровню подготовки
учащихся
Вид контроля
Тренинг
1
Повторение знаний по структуре
проектно-исследовательской
деятельности. (по группам) Т
Обобщение и
систематизация
знаний.
Структура
проектноисслед. деятти.
Тема, цель, задачи,
гипотезы, методы
исследования
Планирование
проектноисследовательской
деятельности
Умение выдвигать
предположения и
обосновывать их
2
Повторение знаний о гипотезах.
Видим проблему - выдвигаем
гипотезы. (по группам) Т
Обобщение и
систематизация
знаний
Проблема,
гипотеза,
3
Научная теория Т.
Научная теория Гипотеза, теория
4
Методы исследования.
(по группам) Т
Изучение нового
материала
Обобщение и
систематизация
знаний
Наблюдение,
эксперимент
Подумать, спросить,
наблюдение,
эксперимент
5
Культура мышления Т.
Изучение нового
Анализ, синтез,
Определения –
Разработка
мини-проекта
(по группам)
Тест
«Структура
пр.иссл.деят.»
6
Научное прогнозирование Т.
7
Искусство задавать вопросы и
отвечать на них Т.
Как правильно делать выводы из
наблюдений и экспериментов Т.
Умение выявлять проблемы Т.
8
9
10
Как подготовиться к защите
(по группам) Т
11
Выбор темы исследования,
определение цели и задач. И.п
12
Обсуждение темы исследования,
актуализация проблемы. И.п
13
Выдвижение гипотез. Определение
предмета исследования.
Распределение на группы, в
зависимости от выбранной
гипотезы. И.п
Анализ имеющихся ресурсов.
Планирование работы. Выбор
методов исследования. И.п
14
15
Анализ собранного материала.
Выделение существенного для
обоснования гипотезы. И.п
материала
суждения
Изучение нового
материала
Изучение нового
материала
Изучение нового
материала
Изучение нового
материала
Прогноз,
предсказания
Виды вопросов
Обобщение и
систематизация
знаний
Анализ
результатов
Проблема,
решение
проблемы
Синтез, анализ,
понятия,
рисунки,
схемы,
таблицы
Исследовательская практика
Обобщение и
Цель, задачи
систематизация
исследования
знаний
Обобщение и
Актуальность
систематизация
исследования
знаний
Обобщение и
Гипотеза,
систематизация
предмет
знаний
исследования
Обобщение и
систематизация
знаний
Методы
исследования
Обобщение и
систематизация
знаний
Анализ
анализ, синтез,
суждения
Научный прогноз
Понятия – вопрос,
ответ
Суждения,
умозаключения
Видеть проблему,
проектировать,
исследовать.
Анализ результатов,
материалов,
определение
понятий,
структурирование
материалов.
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Актуальность
исследования
Проблема, гипотеза.
Предмет
исследования
Практическая
работа
Структура проектноисследовательской
деятельности.
Методы
исследования
Структурирование
материала
Самостоятель
ная работа
Практическая
работа
16
17
Обработка и анализ всех
полученных данных. Оформление
результатов данной работы. И.п
Подготовка к защите
исследовательской работы.
Создание презентации И.п
Обобщение и
систематизация
знаний
Изучение нового
материала,
первичное
закрепление
Мониторинг
Проверка знаний
1
Защита исследования перед
одноклассниками М.
2
Защита исследовательской работы
на школьной конференции М.
Проверка знаний
3
Итоговое занятие. Анализ
проектно-исследовательской
деятельности. И.п.
Систематизация
знаний
Обработка
материала в
электр.виде
Обработка
материала в
электр.виде
Структурирование
материала, создание
таблиц
Правила создания
презентации
Практическая
работа
Презентация
своего
исследования
Презентация
своего
исследования
Анализ своей
работы
Умение слушать
вопрос, умение дать
обоснованный ответ.
Умение обосновать
свои выводы
Предъявление
результатов
исследования
Предъявление
результатов
исследования
Папка
исследователя
Достижения,
ошибки, планы.
Самостоятель
ная работа
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
– основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
– структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны уметь:
– формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее
актуальность;
– составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
– выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
– определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
– работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их
цитировать, оформлять;
– выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности,
адекватные задачам исследования;
– оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и
проектной работы;
– описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
– проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
– проводить измерения с помощью различных приборов;
– выполнять инструкции по технике безопасности;
– оформлять результаты исследования.
Учащиеся должны владеть понятиями:
Анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, закон, моделирование, наблюдение,
наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, сравнение, теория,
факт, эксперимент.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
o «Программа исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенков Самара: «Учебная литература», 2007г
o Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. /Сост. С.Г
Щербакова.– Волгоград: ИТД « Корифей», 2007
Для учителя и ученика:
o Рабочая тетрадь «Я - исследователь» А.И.Савенков - электронный вариант
Технические средства обучения
•
Интерактивная доска
•
Настенная магнитная доска с набором креплений
•
Мультимедийный проектор
•
Компьютер
•
Сканер
•
Принтер
•
Документкамера
Приложение
Лист внесения изменений
Дата
внесения
изменений
Раздел, тема
Содержание
изменений
Подпись
Согласовано с
зам. директора
по УВР