Рабочая программа внеурочной деятельности .Карельский язык 1-4 классы 2025-2026 уч.г

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Карельский язык” по общекультурному
направлению предназначена для обучающихся 1,2,3 и 4 классов МБОУ КГО «СОШ №1 им.
Я.В. Ругоева».
Сроки и этапы реализации программы: Программа рассчитана на четыре года
обучения. Общее количество часов – 135. На реализацию курса в 1,2,3 и 4 классах отводится
один час в неделю. Продолжительность занятия в 1 классе 30 минут, во 2,3 и 4 классах – 40
минут.
Цель и задачи программы
— воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение
в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
— овладение карельским языком (собственно карельское наречие) в целях общения и
продолжения дальнейшего образования;
— развитие речевых способностей;
— освоение элементарных сведений о фонетике, лексике и грамматике карельского языка;
— овладение умениями аудирования, письма, чтения и говорения на языке.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по карельскому языку (собственно карельское наречие)
традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа
(выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является
групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный
подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую
часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей
обучающихся.
Программа
предусматривает
проведение
занятий,
интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной,
литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс
был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной
наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие
визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для
успешной деятельности каждого ребенка.
Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы в
театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями
праздников и т.п.)
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Место проведения занятий:
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате,
спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в
библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Виды деятельности:
 игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
 чтение, литературно-художественная деятельность;
 изобразительная деятельность;
 постановка драматических сценок, спектаклей;
2

прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
проектная деятельность;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие
воображения.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от
соблюдения следующих условий:
 добровольность участия и желание проявить себя,
 сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
 сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
 занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
 эстетичность всех проводимых мероприятий;
 четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
 наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в
конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
 широкое использование методов педагогического стимулирования активности
учащихся;
 гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем
овладения иностранным языком;
 привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению
мероприятий с учащимися более младшего возраста;











Формы проведения промежуточной аттестации:
Конкурс чтецов
Выставка творческих работ
Викторина, игра
Театрализация

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности направлена на достижение следующих
образовательных результатов:
Личностные результаты
 Осознавать роль родного карельского языка как хранителя культуры своего народа,
овладеть первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
 Использовать приобретенные знания и умения по карельскому языку (собственно
карельское наречие) в школьной и повседневной жизни;
 Уметь осуществлять перенос на родной карельский язык (собственно карельское
наречие) опыта использования других языков (русского языка, иностранного языка);
 Использовать карельский
язык
(собственно
карельское
наречие)
как необходимое средство
приобщения к
культурным
и
духовным ценностям прибалтийско-финских
народов
Республики
Карелия,
других народов России и мира;
 Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты

3























Воспринимать звучащую речь на карельском
языке (высказывания взрослых
и сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и другие формы информационных
технологий);
Научиться произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания карельского языка
(собственно карельское наречие), строить предложения на карельском языке;
Уметь составлять диалог в рамках заданной темы, давать ответы (развернутые и
краткие) на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога на карельском
языке;
Уметь читать (с подготовкой и без подготовки) бегло, осознанно и выразительно,
пересказывать текст выборочно или кратко;
Уметь проверять свою работу и анализировать свои знания по карельскому языку
на межпредметном уровне (на уроках других школьных предметов) как с помощью
учителя, так и самостоятельно;
Овладеть основными предметными и межпредметными понятиями, которые отражают
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Научиться работать в материальной и информационной среде начальной школы в
соответствии с содержанием учебного предмета;
Научиться общаться на родном (карельском) языке на уровне возрастных интересов в
школе и за ее пределами.
Предметные результаты
Научиться воспринимать речь на слух и понимать основное содержание текстов и
высказываний на карельском языке (собственно карельское наречие);
Знать основные единицы фонетического строя карельского языка: различать гласные и
согласные, звуки и буквы, деление на слоги, произношение и ударение;
Усвоить слова, грамматические формы и способы их образования, элементарные
синтаксические конструкции и их употребление в предложении и в связной речи на
(карельском языке (собственно карельское наречие);
Знать основные правила правописания: использование заглавных букв, перенос слов по
слогам, расстановка знаков препинания;
Применять полученные знания в условиях учебного и повседневного устного и
письменного общения на карельском языке: умение вести диалог, отвечать на вопросы и
самостоятельно задавать вопросы, используя знакомую лексику, пересказывать текст,
составлять предложения по картинкам, по определенным тематическим образцам,
короткие монологические тексты (несложное описание, повествование, рассуждение) в
пределах изученной тематики;
Уметь читать слова, предложения, тексты вслух и про себя, правильно интонировать и
выразительно читать отдельные предложения и текст в целом;
Уметь составлять план текста, делить текст на части и придумывать заглавия к ним,
дописывать и досказывать задания, описывать предметы или картинки и т. д.;

Содержание курса внеурочной деятельности
Предметное содержание речи
Обучающимся предоставляется возможность овладения умениями общаться с
представителями разных возрастных групп в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой
и социально-культурной сферах в рамках следующей тематики:
—Знакомство. Информация об имени, фамилии. Приветствия и другие элементарные
формы речевого этикета. Мой дом, члены семьи. Профессия и занятия членов семьи. Мои
4

любимые профессии: кем стать? Мои друзья. Домашние животные и птицы. Уход за домашними животными.
—Предметы. Форма, размер, цвета.
—Моя школа. Мой класс. Название учебных предметов и знакомство с наименованием
действий. Учитель и ученики. На уроке. Перемена. Школьная жизнь. На занятиях кружка.
Библиотека. Книга — источник и хранилище знаний. Моя любимая книга. Литературные
персонажи детских книг. Детские стихи. Сказки. Герои народных сказок. Мои любимые герои
сказок. «Калевала» Э. Лённрота.
—Мир увлечений: мои любимые занятия.
—Человек. Части тела и личная гигиена. Здоровье. В аптеке. В поликлинике у врача.
—Время. Как узнать время? День и ночь. Дни недели. Режим дня.
—Наши игры и игрушки: во что мы играем в разное время года? Национальные игры и
игрушки.
—В магазине. Что купить? Выбор подарка. Пища, продукты, посуда. Речевой этикет за
столом. Национальные блюда.
—Наша одежда, обувь.
—Времена года. Названия месяцев. Кто и что делает в разное время года? Как проводим
каникулы? Родная природа: растения, животные, лес, поле, река, озеро. Погода: какая сегодня
погода?
—На улице. Правила дорожного движения: как вести себя при переходе улицы, в
общественном транспорте? Транспорт. Куда идет автобус, троллейбус, маршрутное такси? Где
и когда выходить? Оплата проезда.
—Родина. Наша страна. Наша Республика Карелия. Петрозаводск. Город и село.
—Наши праздники: 1 сентября — День знаний, мой день рождения, Новый год, мамин
праздник. Национальные праздники. Обычаи и традиции карелов. Карельские детские песенки
и стихотворения.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
1. Диалогическая форма речи.
Уметь вести:
— этикетные диалоги в ситуациях повседневного бытового и учебного общения;
— диалоги-расспросы (запрос информации и ответ на запрос);
— диалоги-побуждения к какому-либо действию.
2. Монологическая форма речи.
Уметь пользоваться:
— основными коммуникативными типами речи, такими как описание, рассказ, характеристика
(например, героев).
Аудирование
Воспринимать на слух и понимать:
— речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и реагировать на услышанное
(вербально/невербально);
— небольшие аудиотексты в записи, построенные преимущественно на знакомом языковом
материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации.
Языковые знания, умения и навыки
Графика, каллиграфия, орфография и пунктуация.
Все буквы алфавита родного (карельского) языка (собственно карельское наречие).
Основные буквосочетания. Звуко-буквенные соответствия. Основные правила чтения и
орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
5

Фонетическая сторона речи.
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний родного
(карельского) языка (собственно карельское наречие). Соблюдение норм произношения:
долгота и краткость звуков, качество произношения гласных переднего и заднего ряда,
отсутствие редукции гласных, отсутствие палатализации и аспирации согласных. Дифтонги.
Трифтонги. Гармония гласных. Деление на слоги. Ударение в простых и сложных словах.
Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного
предложения.
Лексическая сторона речи.
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной
школы; простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как
элементы речевого этикета, отражающие национальную культуру.
Грамматическая сторона речи
Морфология
Имя существительное. Значение, употребление, основные функции в предложении. Основы
имени существительного.
Образование форм номинатива мн. ч. Показатель мн. ч. -t: talo — talot.
Имя прилагательное. Значение, употребление, основные функции в предложении.
Согласование существительного и прилагательного в числе и падеже.
Местоимения. Личные местоимения: mie, šie, hiän, myö, työ, hyö, а также формы генитива,
партитива, аккузатива, адессива личных местоимений. Притяжательные суффиксы: (miun) -ni,
(šiun) -š, hänen –h.
Имя числительное. Значение, употребление, основные функции в предложении.
Наречия. Значение, употребление, основные функции в предложении.
Глагол. Глагол olla и его формы olen, olet, hiän on, olemma oletta, hyö ollah. Типы спряжения
глаголов. Отрицательный глагол: en, et, ei, emmä, että, ei. Утвердительная и отрицательная
форма презенса глаголов: elän – en elä. Утвердительная форма простого претерита
(имперфекта): mie luvin, poika laulo, šie šöit, myö tulima, hiän halusi, hyö tultih. Императив,
повелительное наклонение (2-е лицо ед.ч., утвердительные и отрицательные формы презенса):
Ota omena. Tule tänne. Elä ite.
Управление глаголов. Tykätä (mistä?) jiätelöštä. Šuvaija (ketä?) yštävyä. Armaštua (ketä?) muamuo.
Auttua (ketä?) tuattuo. Pelata (mitä?) jalkapalluo. Pelata (millä?) tietokonehella. Harraštua (mitä?)
urheiluo. Jiähä (mih?) kotih. Kyšyö (keneltä?) muamolta. Käyvä (missä?) kaupašša. Šoittua (mitä?)
pianuo. Kerätä (mitä?) šientä. Kaččuo (mitä?) televiisorie. Oštua (mistä?) kaupašta, torilta. Pyytyä
(keneltä?) yštävältä. Vaššata (mih?) kyšymykšeh. Leikkie (kenen kera?) kaverin kera.
Союзы: ta, no, vain, tahikka, jotta, kun, još, šentäh.
Вопросительная частица: -ko, -kö.
Специальные вопросы с вопросительными словами: Ken?, Mi?, Kenen?, Kenen näköni?, Kuin?,
Ketä?, Kellä? Keneltä?, Missä?, Mistä?, Kunne?, Minne?, Mimmoni?, Min?, Mitein?, Mintäh?, Kuin?,
Konša?, Montako?, Äijänkö?, Mistä päin?, Mih aikah?, Moneško?,Kumpani?
Наиболее употребительные предлоги и послелоги: alla, piällä, ympäri, ieššä, luona, takuana,
viereššä, välissä, vašemmalla puolella, oikiella puolella.
Союзы: ta, no, vain, tahikka, jotta, kun, još, šentäh.
Синтаксис
Простые нераспространенные предложения с глагольным, распространенное за счет
однородных членов предложения или второстепенных членов предложения.
Основные коммуникативные типы простого предложения: утвердительное, вопросительное,
отрицательные и побудительные.
Порядок слов в предложениях, логическое ударение.
Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами.
6

Этнокультурная осведомленность
В процессе обучения родному (карельскому) языку (собственно карельское наречие) в
начальной школе обучающиеся знакомятся: с государственной символикой Республики
Карелия; с топонимикой, достопримечательностями, объектами мирового природного и
культурного наследия Карелии; с традициями проведения национальных праздников; с
литературными персонажами популярных детских произведений, с героями и сюжетом
«Калевалы» Э. Лённрота, с сюжетами карельских сказок, а также с небольшими
произведениями детского фольклора (стихами, песнями) на родном (карельском) языке
(собственно карельское наречие); с элементарными формами речевого и неречевого поведения,
принятого в культуре прибалтийско-финских народов Республики Карелия.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности “Карельский язык”
составлено с учётом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
Воспитательный потенциал рабочей программы внеурочной деятельности
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на
уровне НОО (1-4 классы).
Целевым приоритетом уровней является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений обучающихся: семья, труд, отечество, природа, мир,
культура, здоровье, человек).
1.быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
2.быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
3.знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
4.беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы,
леса, водоемы);
5.проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не
прибегая к силе;
6.стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
7.быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
8.соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
9.уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере
возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
10.быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

7

Тематическое планирование
1 класс
(1 час в неделю, 33 ч. год)
Учебник карельского языка (собственно карельское наречие) для 1 класса: Karjalan kieli, 1 [Текст]: учебник для 1 класса
общеобразовательных учреждений / авт.: Е. В. Панкратьева, Т. Е. Хорошилова; ред. П. М. Зайков; худож. Н. В. Трухин. Петрозаводск:
Периодика, 2007.
№
зан
яти
я

1

2
3

4

Название темы
(раздела),
тема занятия

Республика
Карелия.
Карельский язык.
Знакомство с
учебником.

Знакомство (2ч.)
Приятно
познакомиться!
Развитие
диалогической
речи. Минидиалог.
Семья (2ч.)
Введение лексики.

Воспитательный
потенциал
учебного предмета

Результаты деятельности
личностные
метапредметные
Введение (1 ч.)
развитие
способность к
познавательной,
общению на
эмоциональной и карельском языке
волевой сфер
на уровне
школьника;
возрастных
формирование
интересов в школе.
мотивации к
изучению
карельского языка
овладение
овладение
начальными
навыками
навыками
смыслового чтения
адаптации;
текстов различных
освоение
стилей и жанров в
социальной роли
соответствии с
обучающегося,
целями и задачами
развитие мотивов обучения
учебной

предметные
1,3,6,10
применение полученных
знаний в условиях учебного
устного общения на
карельском языке

формирование элементарных
системных языковых
представлений об изучаемом
языке (звуко-буквенный
состав, слова и
словосочетания, в
коммуникативной сфере:
языковые представления и
навыки (фонетически,

Электронные и
цифровые
образовательные
ресурсы
https://fulr.karelia.ru/eku/
pankratieva-karjalankieli-1/index.html
https://omamedia.ru/medi
acenter/learnlang/sobstvennokarelskiy/nachalnyyuroven/

3,6,7,10

https://fulr.karelia.ru/eku/
Ruppijeva-HramtsovaLuven-Karjalakse-1Kluassu-3/index.html

1,2,3,6

8

5

6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16

17

18
19

Кто у тебя есть?
Развитие речи.
Рассказ по
картинке.
Осень (2ч.)
Введение лексики.
Что я надену?
Школа (3ч.)
Знакомство с
лексикой.
Вопрос Где? (в
чём? На чём?)
Числительные 1-5.
Игрушки (2ч.)
Что у меня есть?
С чем играет
Микко?
Зима (5ч.)
Новый год
Введение лексики.
Работа с лексикой.
Встречаем Новый
год.
Зимние
развлечения.
Введение лексики.
Во дворе. Урок
развития речи.
Домашние
животные (3ч.)
Введение лексики.
Кто живёт в лесу?

деятельности и
формирование
личностного
смысла учения;
-освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности и
формирование
личностного
смысла учения;
Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в
его органичном
единстве и
разнообразии
природы,
народов, культур
и религий;
развитие
самостоятельност
и и личной
ответственности
за свои поступки,
в том числе в
процессе учения;
овладение
начальными

овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
поиска средств её
осуществления;
освоение способов
решения проблем
творческого и
поискового
характера;
формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации;
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;
формирование
умения понимать
причины

орфографические,
лексические и
грамматические); говорение
(элементарный диалог
этикетного характера, диалог
в доступных ребёнку
типичных ситуациях, диалог с
вопросами и побуждением к
действию, монологические
высказывания с описаниями
себя, предметов, животных,
картинок и персонажей);
аудирование (понимание на
слух речи учителя и других
учащихся, восприятие
основного содержания
несложных аудиотекстов на
знакомом учащимся языковом
материале);
социокультурная
осведомлённость (страна,
литературные персонажи,
сказки народов финноугорского
мира детский фольклор,
песни, нормы поведения,
правила вежливости и речевой
этикет).
Узнавать в устном тексте,
воспроизводить и употреблять
в речи лексические единицы,
обслуживающие ситуации
общения в пределах тематики

6,7,8,10

2,5,6,7,9,10

3,5,6

2,4,8,10

1,2,4,5,9

9

20

21
22

23
24

25
26

Активизация
лексики в речи.
Опиши животное.
Весна (4ч.)
Введение лексики.
Что делает?
Глаголы наст. вр.
3л.ед.ч на (-u,-y)
Женский день
Развитие речи.
Мини-диалоги.
Лес (2ч.)
Деревья и растения
Карелии
Что и где растёт?
Работа с
картинками.

27

Человек:
внешность (2ч.)
Введение лексики.

28

Прилагательные.

29
30

Время (2ч.)
Который час?
Числительные 6-10.
Что ты делаешь
(днём) вечером?
Лето (1ч.)

навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире;
формирование
основ российской
гражданской
идентичности,
чувства гордости
за свою Родину,
российский народ
и историю
России, осознание
своей этнической
и национальной
принадлежности

успеха/неуспеха
учебной
деятельности и
способности
конструктивно
действовать даже в
ситуациях
неуспеха;
освоение
начальных форм
рефлексии
(самоконтроля,
самоанализа,
саморегуляции,
самооценки);
использование
знаковосимволических
средств
представления
информации для
создания моделей
изучаемых
объектов и
процессов, схем
решения учебных и
практических
задач;
- активное
использование
речевых средств и
средств ин-

начальной школы, в
соответствии с
коммуникативной задачей.
1,2,3,4,5,6,9

4,6, 9,10

1,5,6,7,8

2,6,8,10

10

31

Введение лексики.

32

Игровой
урок.
Повторение.
Игровой урок.
Повторение.

33

формационных и
коммуникационны
х технологий для
решения
коммуникативных
и познавательных
задач;
Театрализация (2ч.)
формирование
умение работать в
уважительного
материальной и
отношения
к информационной
иному мнению, среде начального
истории
и общего
культуре других образования (в том
народов;
числе с учебными
моделями).

2,5,6,8,9,10
умение
применять полученные
знания в условиях учебного и
повседневного устного
общения на родном
(карельском) языке

Тематическое планирование
2 класс
(1 час в неделю, 34 ч. год)
Учебник карельского языка (собственно карельское наречие) для 2 класса: Pankratjeva, J. V. Karjalan kieli: 2. luokka: учебник для
2 класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / J. V. Pankratjeva, T. J. Horosilova; худож. А. Н. Трифанова]. – Petroskoi
: Periodika, 2008.

11

№
зан
яти
я

1

Название темы
(раздела),
тема занятия

Повторение.

Знакомство (1ч)

2

3

Отработка
лексических
конструкций по
теме.
Буквы Aa, Oo, Uu.
Лето (1ч.)
Введение лексики.
Звуки и буквы Ää,
Öö, Yy
Семья (3ч.)

Воспитательный
потенциал
учебного предмета

Результаты деятельности
личностные
метапредметные
Введение (1 ч.)
развитие познавательной, способность к общению
эмоциональной и волевой на карельском языке на
сфер
школьника; уровне
возрастных
формирование мотивации интересов в школе.
к изучению карельского
языка
овладение начальными
способность к общению
навыками адаптации;
на карельском языке на
освоение социальной роли уровне
возрастных
обучающегося, развитие
интересов в школе.
мотивов учебной
- овладение навыками
деятельности и
смыслового чтения
формирование
текстов различных
личностного смысла
стилей и жанров в
учения;
соответствии с целями и
освоение социальной роли задачами обучения
обучающегося, развитие
-овладение
мотивов учебной
способностью
деятельности и
принимать и сохранять
формирование
цели и задачи учебной
личностного смысла
деятельности, поиска
учения;
средств её
-формирование
осуществления;
целостного, социально
- освоение способов
ориентированного взгляда решения проблем
на мир в его органичном
творческого и
единстве и разнообразии
поискового характера;

предметные
1,3,6,10
применение
полученных знаний в
условиях
учебного
устного общения на
карельском языке
формирование
элементарных
системных языковых
представлений об
изучаемом языке
(звуко-буквенный
состав, слова и
словосочетания,
в коммуникативной
сфере:
- языковые
представления и
навыки
(фонетические,
орфографические,
лексические и
грамматические);
- говорение
(элементарный диалог
этикетного характера,
диалог в доступных

3,6,7,10

Электронные и
цифровые
образовательные
ресурсы
https://fulr.karelia.ru/e
ku/karjalan-kieli-2kluassu/index.html
https://omamedia.ru/m
ediacenter/learnlang/sobstvennokarelskiy/nachalnyyuroven/
https://fulr.karelia.ru/e
ku/RuppijevaHramtsova-LuvenKarjalakse-1-Kluassu3/index.html

2,3,4,6,8,9

1,2,3,5,6
12

4

5

6

7

8
9
10

11
12

13

14
15

Буквы Ii, Ee
повторение
лексики
Семья. Занятия
членов семьи.
Введение лексики.
Буквы Kk, Mm.
Составление
рассказа о семье.
Школа (4ч.)
Повторение
лексики буквы Nn,
Ll
Вопрос Ken?
Kenen?
Окончание -lla, -llä.
Kellä?
Вопрос: Mitä
ruatau?
Квартира (2ч.)
Кухня. Введение
лексики.
Буквы Tt, Pp.
Множественное
число номинатива.
Зима (5ч.)
Погода зимой.
Повторение
лексики
Буквы Rr, Ss, Vv.
Введение лексики.
Вопрос Missä?
Kunne?

природы, народов,
культур и религий;
развитие
самостоятельности и
личной ответственности
за свои поступки, в том
числе в процессе учения;
-овладение начальными
навыками адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся мире;
-формирование основ
российской гражданской
идентичности, чувства
гордости за свою Родину,
российский народ и
историю России,
осознание своей
этнической и
национальной
принадлежности

-формирование умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями её
реализации;
- определять наиболее
эффективные способы
достижения результата;
-формирование умения
понимать причины
успеха/неуспеха учебной
деятельности и
способности
конструктивно
действовать даже в
ситуациях неуспеха;
- освоение начальных
форм рефлексии
(самоконтроля,
самоанализа,
саморегуляции,
самооценки);
- использование знаковосимволических средств
представления
информации для
создания моделей
изучаемых объектов и
процессов, схем решения
учебных и практических
задач;

ребёнку типичных
ситуациях, диалог с
вопросами и
побуждением к
действию,
монологические
высказывания с
описаниями себя,
предметов, животных,
картинок и
2,5,6,7,9,10
персонажей);
- аудирование
(понимание на слух
речи учителя и других
учащихся, восприятие
основного
содержания
несложных
аудиотекстов на
знакомом учащимся
языковом материале); 1,3,4,9
социокультурная
осведомлённость
(страна, литературные
персонажи, сказки
народов финно2,4,8,10
угорского мира
детский фольклор,
песни, нормы
поведения, правила
вежливости и речевой
этикет).

13

16
17

18
19

20
21

22
23

24
25

Буквы Čč, Hh.
Новый год.
Введение лексики.
Буквы Jj, Gg.
Спряжение глагола
elyä с30 учебника.
Петрозаводск (2ч.)
Введение лексики.
Спряжение глагола
lukie.
Животные (2ч.)
Введение
лексики.
Буквы Bb, Dd.
Вопрос Mimmoni?
Эпос «Калевала»
(2ч.)
Введение лексики.
Буквa Šš, Ff. Работа
с текстом стр. 34
учебника. Имена
собственные
Мой день (2ч.)
Введение лексики.

- активное
использование речевых
средств и средств
информационных и
коммуникационных
технологий для решения
коммуникативных и
познавательных задач;

- чтение (восприятие
текстов с разной
глубиной понимании
ограниченного
объёма,
соответствующих
изученному
тематическому
материалу и
интересам учащихся с
соблюдением правил
чтения и
осмысленного интонирования);
-письмо
(техника
написания букв и
соблюдение
орфогафических
правил, опора на
образец, письменное
заполнении пропусков
и форм, подписи под
предметами
и
явлениям,
поздравительные
открытки)

3,5,6,9,10

1,2,4,5,9

3,5,6,9,10

2,6,8,10

Буквы Zz, Žž.
Личные окончания
1 и 3 лица ед.
числа.
Весна (3ч.)

2,3,4,6,8,9
14

26

Введение лексики.

27

Спряжение
глаголов 1 и 3 лица
ед. числа,
отрицательная
форма

28

Развитие речи.
Наречия образа
действия: вопрос
Kuin?

29
30

31

32

33
34

Магазин (3ч.)
Введение лексики.
Партитив слов,
оканчивающихся
на -а, -о.
В магазине.
Развитие речи.
Повторение (1ч.)

1,3,6,9

2,5,6,10

Итоговое
аудирование
Игровой урок.

Театрализация (2ч.)
-формирование
- умение работать в
уважительного отношения материальной и
к иному мнению, истории информационной среде

2,5,6,8,9,10
-умение
применять полученн
ые знания в условиях
15

Игровой урок.

и
культуре
народов;

других начального общего
образования (в том числе
с учебными моделями).

учебного и
повседневного
устного общения на
родном (карельском)
языке

Тематическое планирование
3 класс
(1 час в неделю, 34 ч. год)
Учебник карельского языка (собственно карельское наречие) для 3 класса: Kuz'mič, T. J. Vienankarjalan oppikirja: 3. luokka /
Kuz'mič T. J., Pankratjeva J. V. ; [под ред. О. Л. Карловой]. – Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2011.

№
заня
тия

Название темы
(раздела),
тема занятия

Результаты деятельности
личностные

Введение (1 ч.)
Вводный урок.
Знакомство с
учебником.
1

Воспитательный
потенциал
учебного предмета

метапредметные

предметные
1,3,6,10

развитие
познавательной,
эмоциональной и волевой
сфер
школьника;
формирование мотивации к
изучению карельского языка

способность
к
общению
на
карельском языке
на
уровне
возрастных
интересов в школе.

применение
полученных знаний в
условиях
учебного
устного общения на
карельском языке

Электронные и
цифровые
образовательные
ресурсы
https://fulr.karelia.ru/e
ku/kuzmicpankratjevavienankarjalanoppikirja/index.html

16

Лето. Летние
каникулы (3ч.)

овладение начальными
навыками адаптации;
освоение социальной роли
обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности и
формирование личностного
смысла учения;
осознание роли карельского
языка как языка народа,
исторически проживающего
на территории Республики
Карелия;
как средства общения и как
инструмента познания
окружающей
действительности
- формирование целостного,
социально ориентированного
взгляда на мир в его
органичном единстве и
разнообразии природы,
народов, культур и религий;

2

3

Повторение
лексики.
Введение
лексики –
отработка в
упражнениях.

-развитие самостоятельности
и личной ответственности за
свои поступки, в том числе в
процессе учения;
-овладение начальными
навыками адаптации в

овладение
навыками
смыслового чтения
текстов различных
стилей и жанров в
соответствии с
целями и задачами
обучения
-овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
поиска средств её
осуществления;
- освоение
способов решения
проблем
творческого и
поискового
характера;
- формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации;

2,3,4,6,8,9
применение
полученных знаний в
условиях
учебного
устного общения на
карельском языке
-формирование элементарных
системных языковых
представлений
об
изучаемом
языке
(звуко-буквенный
состав, слова и
слово-очетания,
В коммуникативной
сфере:
- языковые
представления и
навыки
(фонетические,
орфографические,
лексические и
грамматические);
- говорение
(элементарный диалог
этикетного характера,
диалог в доступных
ребёнку типичных
ситуациях, диалог с
вопросами и
побуждением к
действию,
монологические
высказывания с
описаниями себя,

https://omamedia.ru/m
ediacenter/learnlang/sobstvennokarelskiy/nachalnyyuroven/
https://fulr.karelia.ru/e
ku/RuppijevaHramtsova-LuvenKarjalakse-1-Kluassu3/index.html

17

4

5

6

7

8

9

Обучение
диалогической
речи «Летние
каникулы»
Семья. Члены
семьи (2ч.
Характеры.
Повторение и
введение
лексики.
Отработка
лексики в
диалогах и
упражнениях.
Работа с
текстом.
Осень (2 ч.)
Осенние
месяцы.
Введение новых
лексических
единиц.
Отработка в
диалогах и
упражнениях.
Подготовка
монологических
и диалогических
высказываний.
Квартира (2ч.)
Введение
лексики.

динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- формирование основ
гражданской идентичности,
осознание своей этнической
и национальной
принадлежности

- определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;
- формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности и
способности
конструктивно
действовать даже в
ситуациях
неуспеха;
- освоение
начальных форм
рефлексии
(самоконтроля,
самоанализа,
саморегуляции,
самооценки);
- использование
знаковосимволических
средств
представления
информации для
создания моделей
изучаемых

предметов, животных,
картинок и
персонажей);
- аудирование
(понимание на слух
речи учителя и других
учащихся, восприятие
основного
содержания
несложных
аудиотекстов на
знакомом учащимся
языковом материале);
-социокультурная
осведомлённость
(страна, литературные
персонажи, сказки
народов финноугорского мира
детский фольклор,
песни, нормы
поведения, правила
вежливости и речевой
этикет).
- чтение (восприятие
текстов с разной
глубиной понимании
ограниченного
объёма,
соответствующих
изученному

1,2,3,5,6

2,3,4,6,8,9

1,3,4,9

18

10

11

12

13

14

15

16

Послелоги.
Работа с
текстами.
Школа (2ч.)
Учебная
деятельность.
Введение
лексики.
Что мы делаем в
школе?
Отработка
лексических
единиц в
диалогах.
Зима (4ч.)
Введение
лексики.
Отработка в
диалогах и
упражнениях.
Работа с
текстами.
Спряжение
глаголов.
Праздники
Новый год и
Рождество.
Зима. Зимние
развлечения.
Введение
лексики.
Города
Карелии (3ч)

объектов и
процессов, схем
решения учебных и
практических
задач;
- активное
использование
речевых средств и
средств
информационных и
коммуникационны
х технологий для
решения
коммуникативных
и познавательных
задач;

тематическому
материалу и
интересам учащихся с
соблюдением правил
2,5,6,7,9,10
чтения и
осмысленного
интонирования);
-письмо
(техника
написания букв и
соблюдение
орфогафических
правил, опора на
образец, письменное
заполнении пропусков
и форм, подписи под 2,4,8,10
предметами
и
явлениями,
поздравительные
открытки).

3,5,6,9,10

19

17
18

19

20

21

22

23

24

25
26

Введение
лексики.
Наречия.
Употребление
наречий.
Спряжение
глаголов
männä, piäššä.
День рождения
(5ч.)
Введение
лексики.
Лексикограмматические
упражнения.
Партитив.
«Мой день
рождения».
Развитие
диалогической
речи.
Работа с текстом
стр. 41 учебника
Числительные+п
артитив, ei
òle+партитив
Животные
Карелии (4ч.)
Введение
лексики.
Работа с
текстом.

2,5,6,7,8

1,2,3,4,5,9

20

Развитие речи.

27

28

29

30

31
32

Склонение
имён
существительны
хи
прилагательных,
на -ni, -is, -i.
упражнения
Весна (3ч.)
Повторение
лексики.
Сравнительная
степень
прилагательных.
Введение
лексики.
Лексикограмматические
упражнения.
Спряжение
глаголов kyšyö,
opaštuo.
Повторение
(2ч.)
Итоговое
аудирование.
Письмо другу.

2,3,4,6,8,9

2,5,6,10

Театрализация (2ч.)

2,5,6,8,9,10

21

33

34

Игровой урок.

-формирование
уважительного отношения к - умение работать в
иному мнению, истории и материальной и
культуре других народов;
информационной
среде начального
общего
образования (в том
числе с учебными
моделями).

-умение
применять полученн
ые знания в условиях
учебного и
повседневного
устного общения на
родном (карельском)
языке

Игровой урок.

Тематическое планирование
4 класс
(1 час в неделю, 34 ч. год)
Учебник карельского языка (собственно карельское наречие) для 4 класса: Pankratjeva, J. V. Vienankarjalan oppikirja: 4. luokka / J.
V. Pankratjeva ; [под ред. М. А. Спицыной ; худож. Е. Агафонова]. – Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2013.
№
заня
тия

1

Название темы
(раздела),
тема занятия

Повторение.

Воспитательный
потенциал учебного
предмета

Результаты деятельности
личностные
Введение (1 ч.)
развитие познавательной,
эмоциональной и волевой
сфер школьника;
формирование мотивации к
изучению карельского
языка

метапредметные

предметные
1,3,6,10

способность
к
общению
на
карельском языке на
уровне
возрастных
интересов в школе.

применение
полученных
знаний в
условиях
учебного
устного
общения на

Электронные и
цифровые
образовательные
ресурсы
https://fulr.karelia.ru/e
ku/pankratjevavienankarjalanppikirja-4luokka/index.html
https://omamedia.ru/m
ediacenter/learn-

22

2

3

4

5
6

7

8

Любимое время
года (3ч)
Лето. Ввод и
отработка
лексических
единиц.

овладение
начальными
навыками
адаптации;
освоение социальной роли
обучающегося,
развитие
мотивов
учебной
деятельности
и
формирование личностного
Лето; работа с
смысла учения;
тексом.
-освоение социальной роли
обучающегося,
развитие
Упражнения по
мотивов
учебной
грамматике
деятельности
и
(спряжение
формирование
личностного
глаголов).
смысла учения;
- формирование целостного,
Школа. Осень
социально
(3ч.)
ориентированного взгляда
Вводи отработка
на мир в его органичном
лексических
единстве и разнообразии
единиц.
природы, народов, культур
Императив (2л.
и религий;
ед. и мн. число)
-развитие
Поздняя осень.
самостоятельности
и
Склонение
личной ответственности за
личных
свои поступки, в том числе
местоимений
в в процессе учения;
форме генетива.
-овладение
начальными
Семья (3ч.)
навыками адаптации в
Ввод и отработка динамично изменяющемся
лексических
и развивающемся мире;
единиц.

способность к
общению на
карельском языке на
уровне возрастных
интересов в школе.
- овладение навыками
смыслового чтения
текстов различных
стилей и жанров в
соответствии с
целями и задачами
обучения
-овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления;
- освоение способов
решения проблем
творческого и
поискового характера;
- формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной задачей

карельском
языке
формировани
е
элементарных
системных
языковых
представлени
й об
изучаемом
языке
(звукобуквен
ный состав,
слова и
словосочетан
ия,
В
коммуникати
вной сфере:
-языковые
представлени
я и навыки
(фонетически
е,
орфографичес
кие,
лексические и
грамматическ
ие);
- говорение
(элементарны
й диалог
этикетного

2,3,4,6,8,9

lang/sobstvennokarelskiy/nachalnyyuroven/
https://fulr.karelia.ru/e
ku/RuppijevaHramtsova-LuvenKarjalakse-1-Kluassu3/index.html

2,5,6,7,9,10

1,2,3,5,6

23

9

10

11

12

13

14

15

16

формирование основ
российской
гражданской
Партитив
чувства
существительных. идентичности,
гордости за свою Родину,
Глагольное
народ
и
управление auttua, российский
историю России, осознание
vuottua, šuvaija.
своей
этнической
и
Професии.
национальной
Спряжение
принадлежности
глагола ruatua
Мой друг (3ч.)
Введение
лексики.
Повторение
спряжения
глаголов.
Работа с текстом
сказки стр. 45
ученика
Зима (4ч.)
Новый год и
Рождество.
Работа с
лексикой.
Работа с текстом
стр. 50 учебника
Работа с
грамматикой:
употребление
партитива у
существительных
в ед. числе

и условиями её
реализации;
- определять наиболее
эффективные способы
достижения
результата;
- формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной деятельности
и способности
конструктивно
действовать даже в
ситуациях неуспеха;
- освоение начальных
форм рефлексии
(самоконтроля,
самоанализа,
саморегуляции,
самооценки);
- использование
знаковосимволически
х средств
представления
информации для
создания моделей
изучаемых объектов и
процессов, схем
решения учебных и
практических задач;

характера,
диалог в
доступных
ребёнку
типичных
ситуациях,
диалог с
вопросами и
побуждением
к действию,
монологическ
ие
высказывания
с описаниями
себя,
предметов,
животных,
картинок и
персонажей);
- аудирование
(понимание
на слух речи
учителя и
других
учащихся,
восприятие
основного
содержания
несложных
аудиотекстов
на знакомом
учащимся

2,5,6,7,8,9

2,4,8,10

24

17

18

19

20
21

22

23
24

25

Работа со сказкой,
стр. 53 учебника
Мой день (2ч.)
Введение
лексики.
Отработка
лексических
единиц в
упражнениях и
диалогах.
Элиас Леннрот и
эпос «Калевала»
(5ч.)
Введение
лексики.
Описание героев
эпоса
Рождение
Кантеле; ввод и
отработка
лексических
единиц.
Рождение
кантеле;
составление
диалогов.
День Калевалы
Квартира (2ч.)
Введение
лексики.
Отработка

- активное
использование
речевых средств и
средств информационных и
коммуникационных
технологий для
решения
коммуникативных и
познавательных
задач;

языковом
материале);
социокультур
ная
осведомлённо
сть (страна,
литературные
персонажи,
сказки
народов
финноугорского
мира, детский
фольклор,
песни, нормы
поведения,
правила
вежливости и
речевой
этикет).
- чтение
(восприятие
текстов с
разной
глубиной
понимании
ограниченног
о объёма,
соответствую
щих
изученному

2,6,8,10

3,5,6,9,10

1,3,4,9

25

лексических
единиц.

26

27
28

29
30
31

тематическом
у материалу и
интересам
учащихся с
соблюдением
правил
чтения и
осмысленного
интонировани 2,3,4,6,8,9
я);
- письмо
(техника
написания
букв и
3,5,6,9,10
соблюдение
орфогафичесс
ких правил,
опора на
образец,
письменное
заполнении
пропусков и
форм,
подписи под
2,5,6,10
предметами и
явлениям,
поздравитель
ные
открытки)

Составление
монологических
высказываний по
теме.
Весна (3ч.)
Введение
лексики.
Составление
диалогов.
Моя Карелия
(3ч.)
Ввод и отработка
лексических
единиц.
Упражнения по
грамматике.
Работа с текстом
стр. 92 учебника.

Повторение (1ч.)

32

33

Итоговое
аудирование
Игровой урок.

Театрализация (2ч.)
формирование
-умение работать в
уважительного отношения к материальной и

2,5,6,8,9,10
умение
применять п
26

Игровой урок.
34

иному мнению, истории и информационной
культуре других народов;
среде начального
общего образования
(в том числе с
учебными моделями).

олученные
знания в
условиях
учебного и
повседневног
о устного
общения на
родном
(карельском)
языке

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».