Рабочая программа элективного курса Функциональная грамотность 7-8кл. 2025-2026 уч.г

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026

Пояснительная записка
Актуальность:
В современном мире естественно-научная грамотность является ключевой компетенцией
для каждого человека. Она позволяет понимать мир вокруг нас, принимать
информированные решения в повседневной жизни, критически оценивать информацию, а
также участвовать в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения
включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в
различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного
функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и
навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить,
сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления
с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать
конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации
неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования
(ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с
учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных,
метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. Реализация
требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования
спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.
Цель рабочей программы:
Формирование у учащихся 7-8 классов естественно-научной грамотности, необходимой
для понимания мира и решения жизненных задач, и способность использовать знания
естественных наук для рационального и ответственного взаимодействия с окружающей
средой.
Задачи рабочей программы:






Развивать умение анализировать информацию из разных источников.
Учить выделять главное в тексте, делать выводы и обобщения.
Развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, формулировать гипотезы,
проверять их с помощью эксперимента.
Учить применять знания естественных наук для решения практических задач.
Воспитывать интерес к науке, ответственность за окружающую среду.
Место рабочей программы в учебном плане:
Рабочая программа входит в учебный план 7-8 классов как отдельный предмет или как
часть урока по естествознанию, биологии, физике, химии, географии.
Планируемые результаты

Личностные:






Формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Формирование экологической культуры, уважительного отношения к природе.
Развитие интереса к науке, желания познавать мир.
Развитие критического мышления, умения анализировать информацию и делать выводы.
Формирование навыков работы в команде, умения аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные:







Развитие умения работать с информацией из разных источников (книги, журналы,
интернет, СМИ).
Умение выделять главное в тексте, делать выводы и обобщения.
Умение применять знания естественных наук для решения практических задач.
Умение работать в команде, планировать и проводить совместную деятельность.
Умение представлять результаты своей работы в разных формах (устно, письменно, в виде
презентации).
Предметные:







Понимание основных понятий естественных наук.
Знание основных фактов о природе и человеке.
Умение анализировать экологические проблемы и предлагать пути их решения.
Умение оценивать влияние технологий на окружающую среду и на жизнь человека.
Умение проводить простые эксперименты и анализировать их результаты.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 класс
1. Введение в естественно-научную грамотность (4 часа)






Понятие функциональной грамотности и ее составляющие.
Роль естественных наук в жизни человека.
Источники научной информации (книги, журналы, интернет, СМИ).
Навыки работы с научной информацией (чтение, анализ, синтез, сравнение).
2. Природа и человек (10 часов)


o
o
o

o
o
o

o
o
o

Экосистемы:
Типы экосистем (лес, река, море, пустыня).
Взаимосвязь живых организмов в экосистемах.
Проблемы экологии (загрязнение окружающей среды, изменение климата, вымирание
видов).
Человек и природа:
Влияние человека на природу (положительное и отрицательное).
Роль науки в решении проблем окружающей среды.
Экологически ответственное поведение.
Здоровый образ жизни:
Влияние окружающей среды на здоровье человека.
Основные принципы здорового образа жизни.
Личная ответственность за свое здоровье.

3. Научные исследования (8 часов)

o
o
o

o
o
o

Научный метод:
Этапы научного исследования (наблюдение, гипотеза, эксперимент, анализ, вывод).
Роль эксперимента в науке.
Значение контрольной группы.
Интерпретация данных:
Типы данных (количественные, качественные).
Графики, таблицы, диаграммы как способы представления данных.
Анализ и интерпретация результатов.
4. Современные технологии (8 часов)


o
o
o

o
o

o
o

Биотехнологии:
Генетическая инженерия.
Биоинженерия.
Биотехнологии в медицине, сельском хозяйстве, промышленности.
Нанотехнологии:
Наночастицы и их свойства.
Применение нанотехнологий в разных сферах жизни.
Информационные технологии:
Роль информационных технологий в науке и образовании.
Цифровые технологии в повседневной жизни.
5. Проектная деятельность (4 часа)






Выбор актуальной темы для проектной работы.
Формирование исследовательских вопросов.
Планирование и проведение исследования.
Представление результатов проектной работы.
Методы обучения:








Работа с текстом (чтение, анализ, синтез, сравнение).
Групповая работа.
Проектная деятельность.
Эксперименты (простые и безопасные).
Использование ИКТ.
Дискуссии, дебаты.
Оценивание:






Участие в групповой работе.
Выполнение практических заданий.
Презентация проектных работ.
Ответы на устные вопросы.
Календарно-тематическое планирование (7 класс)
I. Введение в естественно-научную грамотность (4 часа)

№

Тема урока
Что такое
1 функциональная
грамотность?

Содержание

Часы Неделя

Понятие функциональной грамотности, ее
1
виды и значение в жизни.

Роль естественных наук в развитии
Естественные науки в общества, технологиях,
2
1
нашей жизни.
медицине. Примеры влияния естественных
наук на повседневную жизнь.
Способы поиска информации (книги,
Как искать и
журналы, интернет, СМИ). Критерии
анализировать
3
достоверности источников. Анализ
2
информацию из
информации: выделение ключевых фактов,
разных источников.
сравнение, формулирование выводов.

1

2

3, 4

II. Природа и человек (10 часов)
№
4

5

6

7

8

Тема урока

Содержание
Типы экосистем (лес, река, море,
Экосистемы - мир
пустыня). Взаимосвязь живых организмов в
взаимосвязей.
экосистемах. Примеры пищевых цепей и
сетей.
Положительное и отрицательное влияние
Влияние человека на
человека на природу. Примеры
природу: хорошее и
экологических проблем (загрязнение,
плохое.
вырубка лесов, изменение климата).
Как сберечь
Принципы экологически ответственного
природу:
поведения в повседневной
экологически
жизни. Ресурсосбережение, переработка
ответственное
отходов, охрана природы.
поведение.
Влияние окружающей среды на здоровье
Здоровье и
человека (вода, воздух, пища). Факторы,
окружающая среда.
влияющие на экологию и здоровье.
Основные принципы здорового образа
Здоровый образ
жизни (питание, движение, отдых,
жизни: правила и
гигиена). Влияние здорового образа жизни
рекомендации.
на иммунитет и продолжительность жизни.

Часы Неделя
2

5, 6

2

7, 8

2

9, 10

2

11, 12

2

13, 14

III. Научные исследования (8 часов)
№

Тема урока
Содержание
Как ученые
Этапы научного исследования (наблюдение,
9 делают открытия: гипотеза, эксперимент, анализ,
научный метод. вывод). Примеры научных открытий.

Часы Неделя
2

15, 16

№

Тема урока

Содержание
Виды экспериментов, роль контрольной
Эксперимент группы. Проведение простых экспериментов в
10
путь к знаниям.
классе (например, определение плотности
веществ, исследование свойств воды).
Типы данных (количественные,
Чтение данных и
качественные). Графики, таблицы, диаграммы
11 построение
как способы представления данных. Анализ и
выводов.
интерпретация результатов экспериментов.
Практическое занятие: построение графиков,
Графики, таблицы,
таблиц, диаграмм по данным
12 диаграммы - язык
экспериментов. Анализ и интерпретация
науки.
полученных результатов.

Часы Неделя
2

17, 18

2

19, 20

2

21, 22

IV. Современные технологии (8 часов)
№

Тема урока

Содержание
Часы Неделя
Генетическая инженерия и ее
применение. Биоинженерия: создание новых
Биотехнологии:
13
материалов и продуктов. Роль
2
23, 24
магия жизни.
биотехнологий в медицине, сельском
хозяйстве, промышленности.
Наночастицы и их свойства. Применение
Нанотехнологии: мир
14
нанотехнологий в медицине, электронике,
2
25, 26
невидимых частиц.
материаловедении.
Роль информационных технологий в науке,
Информационные
образовании, общениях. Цифровые
15 технологии в нашей
2
27, 28
технологии и их влияние на повседневную
жизни.
жизнь.
Цифровые
Преимущества и недостатки цифровых
16 технологии и их
технологий. Этические и социальные
2
29, 30
влияние на мир.
аспекты развития технологий.
V. Проектная деятельность (4 часа)
№

Тема урока

Содержание
Обсуждение возможных тем проектов,
Выбор темы для
связанных с естественно-научной
17
проектной работы. грамотностью. Формулирование
исследовательских вопросов.
Планирование и
Разработка плана проекта, подбор
18 проведение
информации, проведение экспериментов
исследования.
(если необходимо).
19 Представление
Подготовка презентации, докладов,

Часы Неделя
1

31

1

32

2

33, 34

№

Тема урока
Содержание
результатов
видеороликов. Защита проектов в классе.
проектной работы.

Часы Неделя

8 класс
Основные разделы:
I. Введение в естественно-научную грамотность (4 часа)

o
o
o

o
o

o
o

Тема 1: Естественно-научная грамотность: зачем она нужна? (1 час)
Повторение понятия функциональной грамотности, ее виды и значение в жизни.
Обсуждение роли естественно-научной грамотности в современном мире.
Примеры использования естественно-научных знаний в повседневной жизни.
Тема 2: Научный метод: от наблюдения к открытию. (1 час)
Повторение этапов научного метода: наблюдение, гипотеза, эксперимент, анализ,
вывод.
Примеры научных открытий и их влияние на общество.
Тема 3: Как анализировать научную информацию? (2 часа)
Развитие навыков критического мышления: определение достоверности
источника, выявление предвзятости, анализ данных, формулирование выводов.
Практические задания по анализу научных текстов и графиков.
II. Человек и здоровье (8 часов)


o
o
o

o
o
o

o
o
o

o
o
o

Тема 4: Питание и здоровье: что есть, чтобы быть здоровым? (2 часа)
Основные принципы здорового питания.
Пищевые пирамиды, витамины и минералы, их роль в организме.
Влияние питания на здоровье и работоспособность.
Тема 5: Физическая активность и здоровье: движение - жизнь! (2 часа)
Виды физической активности и их влияние на здоровье.
Спорт, фитнес, танцы, активный отдых.
Создание индивидуального плана физической активности.
Тема 6: Заболевания и профилактика: как сохранить здоровье? (2 часа)
Основные группы заболеваний, способы их профилактики.
Роль гигиены, иммунитета, здорового образа жизни в предотвращении болезней.
Информационные ресурсы о здоровье и профилактике заболеваний.
Тема 7: Медицина и современные технологии: медицина на службе
человеку. (2 часа)
Современные достижения медицины: лекарства, хирургия, диагностика,
реабилитация.
Роль биотехнологий и генетической инженерии в медицине.
Этические вопросы, связанные с использованием медицинских технологий.
III. Природа и экология (10 часов)


o
o
o

o
o
o

o
o

o
o
o

o
o
o

Тема 8: Экологические проблемы: что происходит с нашей планетой? (2 часа)
Глобальные экологические проблемы: загрязнение окружающей среды, изменение
климата, вырубка лесов, истощение ресурсов.
Влияние экологических проблем на здоровье человека.
Примеры экологических катастроф и их последствия.
Тема 9: Влияние технологий на окружающую среду: как технологии влияют
на природу? (2 часа)
Положительное и отрицательное влияние технологий на экологию.
Экологически чистые технологии, альтернативные источники энергии.
Экологический след человека и его влияние на окружающую среду.
Тема 10: Как сделать мир чище? Экологическое ответственное поведение. (2
часа)
Принципы экологически ответственного поведения в повседневной жизни:
ресурсосбережение, переработка отходов, осознанное потребление.
Примеры экологических инициатив и проектов.
Тема 11: Биоразнообразие и охрана природы: сберечь красоту планеты. (2
часа)
Биоразнообразие и его значение для жизни на Земле.
Красная книга, заповедники, национальные парки.
Роль человека в охране биоразнообразия.
Тема 12: Человек и природа: как жить в гармонии? (2 часа)
Размышления о взаимоотношениях человека и природы.
Этические аспекты взаимодействия с окружающей средой.
Примеры устойчивого развития и экологического туризма.
IV. Современные технологии (8 часов)


o
o
o

o
o
o

o
o
o

o
o
o

Тема 13: Биотехнологии: революция в жизни. (2 часа)
Генетическая инженерия, биотехнологии в медицине, сельском хозяйстве,
пищевой промышленности.
Этические аспекты применения биотехнологий.
Примеры биотехнологических достижений и их влияние на мир.
Тема 14: Нанотехнологии: мир невидимых частиц. (2 часа)
Наночастицы и их свойства.
Применение нанотехнологий в медицине, материаловедении, энергетике.
Перспективы развития нанотехнологий.
Тема 15: Информационные технологии в нашем будущем. (2 часа)
Роль информационных технологий в науке, образовании, экономике, культуре.
Цифровое общество: преимущества и недостатки.
Информационная безопасность и цифровые технологии.
Тема 16: Искусственный интеллект: будущее за машинами? (2 часа)
Что такое искусственный интеллект?
Возможности и риски развития ИИ.
Влияние ИИ на жизнь человека.

V. Проектная деятельность (4 часа)

o
o

o
o

o
o

Тема 17: Выбор темы для проектной работы. (1 час)
Обсуждение возможных тем проектов, связанных с естественно-научной
грамотностью.
Формулирование исследовательских вопросов.
Тема 18: Планирование и проведение исследования. (1 час)
Разработка плана проекта, подбор информации, проведение экспериментов (если
необходимо).
Работа в группах над проектами.
Тема 19: Представление результатов проектной работы. (2 часа)
Подготовка презентации, докладов, видеороликов.
Защита проектов в классе.
Контроль:




Промежуточные контроли: проводятся после каждого раздела (4 контроля).
Итоговый контроль: проводится в конце учебного года.
Формы контроля:





Письменные работы (тесты, сочинения, рефераты, проекты).
Устные ответы на вопросы.
Практические задания (эксперименты, решение задач).
Критерии оценивания:






Понимание основных понятий и фактов естественных наук.
Умение анализировать информацию, делать выводы и обобщения.
Способность применять знания естественных наук для решения практических
задач.
Умение работать в команде, представлять результаты своей работы.
Календарно-тематическое планирование (8 класс)
№

Тема урока

Содержание
Понятие функциональной грамотности,
Естественно-научная
ее виды и значение в жизни. Обсуждение
1 грамотность: зачем она
роли естественно-научной грамотности в
нужна?
современном мире.
Повторение этапов научного метода:
Научный метод: от
наблюдение, гипотеза, эксперимент,
2 наблюдения к
анализ, вывод. Примеры научных
открытию.
открытий и их влияние на общество.
Как анализировать
Развитие навыков критического
3
научную информацию? мышления: определение достоверности

Часы Неделя
1

1

1

2

2

3, 4

№

Тема урока

Содержание
Часы Неделя
источника, выявление предвзятости,
анализ данных, формулирование
выводов.
Основные принципы здорового
Питание и здоровье: что питания. Пищевые пирамиды, витамины
4 есть, чтобы быть
и минералы, их роль в
2
5, 6
здоровым?
организме. Влияние питания на здоровье
и работоспособность.
Виды физической активности и их
Физическая активность влияние на здоровье. Спорт, фитнес,
5 и здоровье: движение - танцы, активный отдых. Создание
2
7, 8
жизнь!
индивидуального плана физической
активности.
Основные группы заболеваний, способы
Заболевания и
их профилактики. Роль гигиены,
6 профилактика: как
2
9, 10
иммунитета, здорового образа жизни в
сохранить здоровье?
предотвращении болезней.
Современные достижения медицины:
лекарства, хирургия, диагностика,
Медицина и
реабилитация. Роль биотехнологий и
современные
7
генетической инженерии в
2
11, 12
технологии: медицина
медицине. Этические вопросы, связанные
на службе человеку.
с использованием медицинских
технологий.
Глобальные экологические проблемы:
загрязнение окружающей среды,
Экологические
изменение климата, вырубка лесов,
проблемы: что
8
истощение ресурсов. Влияние
2
13, 14
происходит с нашей
экологических проблем на здоровье
планетой?
человека. Примеры экологических
катастроф и их последствия.
Положительное и отрицательное влияние
Влияние технологий на технологий на экологию. Экологически
окружающую среду: как чистые технологии, альтернативные
9
2
15, 16
технологии влияют на источники энергии. Экологический след
природу?
человека и его влияние на окружающую
среду.
Принципы экологически ответственного
Как сделать мир
поведения в повседневной жизни:
чище? Экологическое ресурсосбережение, переработка
10
2
17, 18
ответственное
отходов, осознанное
поведение.
потребление. Примеры экологических
инициатив и проектов.

№

Тема урока
Биоразнообразие и
охрана природы:
11
сберечь красоту
планеты.

Содержание
Часы Неделя
Биоразнообразие и его значение для
жизни на Земле. Красная книга,
2
19, 20
заповедники, национальные парки. Роль
человека в охране биоразнообразия.
Размышления о взаимоотношениях
человека и природы. Этические аспекты
Человек и природа: как
12
взаимодействия с окружающей
2
21, 22
жить в гармонии?
средой. Примеры устойчивого развития и
экологического туризма.
Генетическая инженерия, биотехнологии
в медицине, сельском хозяйстве,
пищевой промышленности. Этические
Биотехнологии:
13
аспекты применения
2
23, 24
революция в жизни.
биотехнологий. Примеры
биотехнологических достижений и их
влияние на мир.
Наночастицы и их свойства. Применение
нанотехнологий в медицине,
Нанотехнологии: мир
14
материаловедении,
2
25, 26
невидимых частиц.
энергетике. Перспективы развития
нанотехнологий.
Роль информационных технологий в
науке, образовании, экономике,
Информационные
культуре. Цифровое общество:
15 технологии в нашем
2
27, 28
преимущества и
будущем.
недостатки. Информационная
безопасность и цифровые технологии.
Что такое искусственный
Искусственный
интеллект? Возможности и риски
16 интеллект: будущее за
2
29, 30
развития ИИ. Влияние ИИ на жизнь
машинами?
человека.
Обсуждение возможных тем проектов,
Выбор темы для
связанных с естественно-научной
17
1
31
проектной работы.
грамотностью. Формулирование
исследовательских вопросов.
Разработка плана проекта, подбор
Планирование и
информации, проведение экспериментов
18 проведение
1
32
(если необходимо). Работа в группах над
исследования.
проектами.
Представление
Подготовка презентации, докладов,
19 результатов проектной
2
33, 34
видеороликов. Защита проектов в классе.
работы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА






Учебник по функциональной грамотности для 7-8 класса (естественно-научная
грамотность).
Дополнительные учебные пособия и методические материалы по естествознанию,
биологии, физике, химии, географии.
Интернет-ресурсы (научные сайты, онлайн-библиотеки, видеоуроки, интерактивные
тренажеры).
Наглядные пособия (картины, плакаты, схемы, модели).
Оборудование для проведения экспериментов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».