ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026
Пояснительная записка
Актуальность:
В современном мире естественно-научная грамотность является ключевой компетенцией
для каждого человека. Она позволяет понимать мир вокруг нас, принимать
информированные решения в повседневной жизни, критически оценивать информацию, а
также участвовать в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения
включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в
различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного
функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и
навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить,
сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления
с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать
конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации
неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования
(ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с
учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных,
метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. Реализация
требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования
спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.
Цель рабочей программы:
Формирование у учащихся 7-8 классов естественно-научной грамотности, необходимой
для понимания мира и решения жизненных задач, и способность использовать знания
естественных наук для рационального и ответственного взаимодействия с окружающей
средой.
Задачи рабочей программы:
Развивать умение анализировать информацию из разных источников.
Учить выделять главное в тексте, делать выводы и обобщения.
Развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, формулировать гипотезы,
проверять их с помощью эксперимента.
Учить применять знания естественных наук для решения практических задач.
Воспитывать интерес к науке, ответственность за окружающую среду.
Место рабочей программы в учебном плане:
Рабочая программа входит в учебный план 7-8 классов как отдельный предмет или как
часть урока по естествознанию, биологии, физике, химии, географии.
Планируемые результаты
Личностные:
Формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Формирование экологической культуры, уважительного отношения к природе.
Развитие интереса к науке, желания познавать мир.
Развитие критического мышления, умения анализировать информацию и делать выводы.
Формирование навыков работы в команде, умения аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные:
Развитие умения работать с информацией из разных источников (книги, журналы,
интернет, СМИ).
Умение выделять главное в тексте, делать выводы и обобщения.
Умение применять знания естественных наук для решения практических задач.
Умение работать в команде, планировать и проводить совместную деятельность.
Умение представлять результаты своей работы в разных формах (устно, письменно, в виде
презентации).
Предметные:
Понимание основных понятий естественных наук.
Знание основных фактов о природе и человеке.
Умение анализировать экологические проблемы и предлагать пути их решения.
Умение оценивать влияние технологий на окружающую среду и на жизнь человека.
Умение проводить простые эксперименты и анализировать их результаты.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 класс
1. Введение в естественно-научную грамотность (4 часа)
Понятие функциональной грамотности и ее составляющие.
Роль естественных наук в жизни человека.
Источники научной информации (книги, журналы, интернет, СМИ).
Навыки работы с научной информацией (чтение, анализ, синтез, сравнение).
2. Природа и человек (10 часов)
o
o
o
o
o
o
o
o
o
Экосистемы:
Типы экосистем (лес, река, море, пустыня).
Взаимосвязь живых организмов в экосистемах.
Проблемы экологии (загрязнение окружающей среды, изменение климата, вымирание
видов).
Человек и природа:
Влияние человека на природу (положительное и отрицательное).
Роль науки в решении проблем окружающей среды.
Экологически ответственное поведение.
Здоровый образ жизни:
Влияние окружающей среды на здоровье человека.
Основные принципы здорового образа жизни.
Личная ответственность за свое здоровье.
3. Научные исследования (8 часов)
o
o
o
o
o
o
Научный метод:
Этапы научного исследования (наблюдение, гипотеза, эксперимент, анализ, вывод).
Роль эксперимента в науке.
Значение контрольной группы.
Интерпретация данных:
Типы данных (количественные, качественные).
Графики, таблицы, диаграммы как способы представления данных.
Анализ и интерпретация результатов.
4. Современные технологии (8 часов)
o
o
o
o
o
o
o
Биотехнологии:
Генетическая инженерия.
Биоинженерия.
Биотехнологии в медицине, сельском хозяйстве, промышленности.
Нанотехнологии:
Наночастицы и их свойства.
Применение нанотехнологий в разных сферах жизни.
Информационные технологии:
Роль информационных технологий в науке и образовании.
Цифровые технологии в повседневной жизни.
5. Проектная деятельность (4 часа)
Выбор актуальной темы для проектной работы.
Формирование исследовательских вопросов.
Планирование и проведение исследования.
Представление результатов проектной работы.
Методы обучения:
Работа с текстом (чтение, анализ, синтез, сравнение).
Групповая работа.
Проектная деятельность.
Эксперименты (простые и безопасные).
Использование ИКТ.
Дискуссии, дебаты.
Оценивание:
Участие в групповой работе.
Выполнение практических заданий.
Презентация проектных работ.
Ответы на устные вопросы.
Календарно-тематическое планирование (7 класс)
I. Введение в естественно-научную грамотность (4 часа)
№
Тема урока
Что такое
1 функциональная
грамотность?
Содержание
Часы Неделя
Понятие функциональной грамотности, ее
1
виды и значение в жизни.
Роль естественных наук в развитии
Естественные науки в общества, технологиях,
2
1
нашей жизни.
медицине. Примеры влияния естественных
наук на повседневную жизнь.
Способы поиска информации (книги,
Как искать и
журналы, интернет, СМИ). Критерии
анализировать
3
достоверности источников. Анализ
2
информацию из
информации: выделение ключевых фактов,
разных источников.
сравнение, формулирование выводов.
1
2
3, 4
II. Природа и человек (10 часов)
№
4
5
6
7
8
Тема урока
Содержание
Типы экосистем (лес, река, море,
Экосистемы - мир
пустыня). Взаимосвязь живых организмов в
взаимосвязей.
экосистемах. Примеры пищевых цепей и
сетей.
Положительное и отрицательное влияние
Влияние человека на
человека на природу. Примеры
природу: хорошее и
экологических проблем (загрязнение,
плохое.
вырубка лесов, изменение климата).
Как сберечь
Принципы экологически ответственного
природу:
поведения в повседневной
экологически
жизни. Ресурсосбережение, переработка
ответственное
отходов, охрана природы.
поведение.
Влияние окружающей среды на здоровье
Здоровье и
человека (вода, воздух, пища). Факторы,
окружающая среда.
влияющие на экологию и здоровье.
Основные принципы здорового образа
Здоровый образ
жизни (питание, движение, отдых,
жизни: правила и
гигиена). Влияние здорового образа жизни
рекомендации.
на иммунитет и продолжительность жизни.
Часы Неделя
2
5, 6
2
7, 8
2
9, 10
2
11, 12
2
13, 14
III. Научные исследования (8 часов)
№
Тема урока
Содержание
Как ученые
Этапы научного исследования (наблюдение,
9 делают открытия: гипотеза, эксперимент, анализ,
научный метод. вывод). Примеры научных открытий.
Часы Неделя
2
15, 16
№
Тема урока
Содержание
Виды экспериментов, роль контрольной
Эксперимент группы. Проведение простых экспериментов в
10
путь к знаниям.
классе (например, определение плотности
веществ, исследование свойств воды).
Типы данных (количественные,
Чтение данных и
качественные). Графики, таблицы, диаграммы
11 построение
как способы представления данных. Анализ и
выводов.
интерпретация результатов экспериментов.
Практическое занятие: построение графиков,
Графики, таблицы,
таблиц, диаграмм по данным
12 диаграммы - язык
экспериментов. Анализ и интерпретация
науки.
полученных результатов.
Часы Неделя
2
17, 18
2
19, 20
2
21, 22
IV. Современные технологии (8 часов)
№
Тема урока
Содержание
Часы Неделя
Генетическая инженерия и ее
применение. Биоинженерия: создание новых
Биотехнологии:
13
материалов и продуктов. Роль
2
23, 24
магия жизни.
биотехнологий в медицине, сельском
хозяйстве, промышленности.
Наночастицы и их свойства. Применение
Нанотехнологии: мир
14
нанотехнологий в медицине, электронике,
2
25, 26
невидимых частиц.
материаловедении.
Роль информационных технологий в науке,
Информационные
образовании, общениях. Цифровые
15 технологии в нашей
2
27, 28
технологии и их влияние на повседневную
жизни.
жизнь.
Цифровые
Преимущества и недостатки цифровых
16 технологии и их
технологий. Этические и социальные
2
29, 30
влияние на мир.
аспекты развития технологий.
V. Проектная деятельность (4 часа)
№
Тема урока
Содержание
Обсуждение возможных тем проектов,
Выбор темы для
связанных с естественно-научной
17
проектной работы. грамотностью. Формулирование
исследовательских вопросов.
Планирование и
Разработка плана проекта, подбор
18 проведение
информации, проведение экспериментов
исследования.
(если необходимо).
19 Представление
Подготовка презентации, докладов,
Часы Неделя
1
31
1
32
2
33, 34
№
Тема урока
Содержание
результатов
видеороликов. Защита проектов в классе.
проектной работы.
Часы Неделя
8 класс
Основные разделы:
I. Введение в естественно-научную грамотность (4 часа)
o
o
o
o
o
o
o
Тема 1: Естественно-научная грамотность: зачем она нужна? (1 час)
Повторение понятия функциональной грамотности, ее виды и значение в жизни.
Обсуждение роли естественно-научной грамотности в современном мире.
Примеры использования естественно-научных знаний в повседневной жизни.
Тема 2: Научный метод: от наблюдения к открытию. (1 час)
Повторение этапов научного метода: наблюдение, гипотеза, эксперимент, анализ,
вывод.
Примеры научных открытий и их влияние на общество.
Тема 3: Как анализировать научную информацию? (2 часа)
Развитие навыков критического мышления: определение достоверности
источника, выявление предвзятости, анализ данных, формулирование выводов.
Практические задания по анализу научных текстов и графиков.
II. Человек и здоровье (8 часов)
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
Тема 4: Питание и здоровье: что есть, чтобы быть здоровым? (2 часа)
Основные принципы здорового питания.
Пищевые пирамиды, витамины и минералы, их роль в организме.
Влияние питания на здоровье и работоспособность.
Тема 5: Физическая активность и здоровье: движение - жизнь! (2 часа)
Виды физической активности и их влияние на здоровье.
Спорт, фитнес, танцы, активный отдых.
Создание индивидуального плана физической активности.
Тема 6: Заболевания и профилактика: как сохранить здоровье? (2 часа)
Основные группы заболеваний, способы их профилактики.
Роль гигиены, иммунитета, здорового образа жизни в предотвращении болезней.
Информационные ресурсы о здоровье и профилактике заболеваний.
Тема 7: Медицина и современные технологии: медицина на службе
человеку. (2 часа)
Современные достижения медицины: лекарства, хирургия, диагностика,
реабилитация.
Роль биотехнологий и генетической инженерии в медицине.
Этические вопросы, связанные с использованием медицинских технологий.
III. Природа и экология (10 часов)
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
Тема 8: Экологические проблемы: что происходит с нашей планетой? (2 часа)
Глобальные экологические проблемы: загрязнение окружающей среды, изменение
климата, вырубка лесов, истощение ресурсов.
Влияние экологических проблем на здоровье человека.
Примеры экологических катастроф и их последствия.
Тема 9: Влияние технологий на окружающую среду: как технологии влияют
на природу? (2 часа)
Положительное и отрицательное влияние технологий на экологию.
Экологически чистые технологии, альтернативные источники энергии.
Экологический след человека и его влияние на окружающую среду.
Тема 10: Как сделать мир чище? Экологическое ответственное поведение. (2
часа)
Принципы экологически ответственного поведения в повседневной жизни:
ресурсосбережение, переработка отходов, осознанное потребление.
Примеры экологических инициатив и проектов.
Тема 11: Биоразнообразие и охрана природы: сберечь красоту планеты. (2
часа)
Биоразнообразие и его значение для жизни на Земле.
Красная книга, заповедники, национальные парки.
Роль человека в охране биоразнообразия.
Тема 12: Человек и природа: как жить в гармонии? (2 часа)
Размышления о взаимоотношениях человека и природы.
Этические аспекты взаимодействия с окружающей средой.
Примеры устойчивого развития и экологического туризма.
IV. Современные технологии (8 часов)
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
Тема 13: Биотехнологии: революция в жизни. (2 часа)
Генетическая инженерия, биотехнологии в медицине, сельском хозяйстве,
пищевой промышленности.
Этические аспекты применения биотехнологий.
Примеры биотехнологических достижений и их влияние на мир.
Тема 14: Нанотехнологии: мир невидимых частиц. (2 часа)
Наночастицы и их свойства.
Применение нанотехнологий в медицине, материаловедении, энергетике.
Перспективы развития нанотехнологий.
Тема 15: Информационные технологии в нашем будущем. (2 часа)
Роль информационных технологий в науке, образовании, экономике, культуре.
Цифровое общество: преимущества и недостатки.
Информационная безопасность и цифровые технологии.
Тема 16: Искусственный интеллект: будущее за машинами? (2 часа)
Что такое искусственный интеллект?
Возможности и риски развития ИИ.
Влияние ИИ на жизнь человека.
V. Проектная деятельность (4 часа)
o
o
o
o
o
o
Тема 17: Выбор темы для проектной работы. (1 час)
Обсуждение возможных тем проектов, связанных с естественно-научной
грамотностью.
Формулирование исследовательских вопросов.
Тема 18: Планирование и проведение исследования. (1 час)
Разработка плана проекта, подбор информации, проведение экспериментов (если
необходимо).
Работа в группах над проектами.
Тема 19: Представление результатов проектной работы. (2 часа)
Подготовка презентации, докладов, видеороликов.
Защита проектов в классе.
Контроль:
Промежуточные контроли: проводятся после каждого раздела (4 контроля).
Итоговый контроль: проводится в конце учебного года.
Формы контроля:
Письменные работы (тесты, сочинения, рефераты, проекты).
Устные ответы на вопросы.
Практические задания (эксперименты, решение задач).
Критерии оценивания:
Понимание основных понятий и фактов естественных наук.
Умение анализировать информацию, делать выводы и обобщения.
Способность применять знания естественных наук для решения практических
задач.
Умение работать в команде, представлять результаты своей работы.
Календарно-тематическое планирование (8 класс)
№
Тема урока
Содержание
Понятие функциональной грамотности,
Естественно-научная
ее виды и значение в жизни. Обсуждение
1 грамотность: зачем она
роли естественно-научной грамотности в
нужна?
современном мире.
Повторение этапов научного метода:
Научный метод: от
наблюдение, гипотеза, эксперимент,
2 наблюдения к
анализ, вывод. Примеры научных
открытию.
открытий и их влияние на общество.
Как анализировать
Развитие навыков критического
3
научную информацию? мышления: определение достоверности
Часы Неделя
1
1
1
2
2
3, 4
№
Тема урока
Содержание
Часы Неделя
источника, выявление предвзятости,
анализ данных, формулирование
выводов.
Основные принципы здорового
Питание и здоровье: что питания. Пищевые пирамиды, витамины
4 есть, чтобы быть
и минералы, их роль в
2
5, 6
здоровым?
организме. Влияние питания на здоровье
и работоспособность.
Виды физической активности и их
Физическая активность влияние на здоровье. Спорт, фитнес,
5 и здоровье: движение - танцы, активный отдых. Создание
2
7, 8
жизнь!
индивидуального плана физической
активности.
Основные группы заболеваний, способы
Заболевания и
их профилактики. Роль гигиены,
6 профилактика: как
2
9, 10
иммунитета, здорового образа жизни в
сохранить здоровье?
предотвращении болезней.
Современные достижения медицины:
лекарства, хирургия, диагностика,
Медицина и
реабилитация. Роль биотехнологий и
современные
7
генетической инженерии в
2
11, 12
технологии: медицина
медицине. Этические вопросы, связанные
на службе человеку.
с использованием медицинских
технологий.
Глобальные экологические проблемы:
загрязнение окружающей среды,
Экологические
изменение климата, вырубка лесов,
проблемы: что
8
истощение ресурсов. Влияние
2
13, 14
происходит с нашей
экологических проблем на здоровье
планетой?
человека. Примеры экологических
катастроф и их последствия.
Положительное и отрицательное влияние
Влияние технологий на технологий на экологию. Экологически
окружающую среду: как чистые технологии, альтернативные
9
2
15, 16
технологии влияют на источники энергии. Экологический след
природу?
человека и его влияние на окружающую
среду.
Принципы экологически ответственного
Как сделать мир
поведения в повседневной жизни:
чище? Экологическое ресурсосбережение, переработка
10
2
17, 18
ответственное
отходов, осознанное
поведение.
потребление. Примеры экологических
инициатив и проектов.
№
Тема урока
Биоразнообразие и
охрана природы:
11
сберечь красоту
планеты.
Содержание
Часы Неделя
Биоразнообразие и его значение для
жизни на Земле. Красная книга,
2
19, 20
заповедники, национальные парки. Роль
человека в охране биоразнообразия.
Размышления о взаимоотношениях
человека и природы. Этические аспекты
Человек и природа: как
12
взаимодействия с окружающей
2
21, 22
жить в гармонии?
средой. Примеры устойчивого развития и
экологического туризма.
Генетическая инженерия, биотехнологии
в медицине, сельском хозяйстве,
пищевой промышленности. Этические
Биотехнологии:
13
аспекты применения
2
23, 24
революция в жизни.
биотехнологий. Примеры
биотехнологических достижений и их
влияние на мир.
Наночастицы и их свойства. Применение
нанотехнологий в медицине,
Нанотехнологии: мир
14
материаловедении,
2
25, 26
невидимых частиц.
энергетике. Перспективы развития
нанотехнологий.
Роль информационных технологий в
науке, образовании, экономике,
Информационные
культуре. Цифровое общество:
15 технологии в нашем
2
27, 28
преимущества и
будущем.
недостатки. Информационная
безопасность и цифровые технологии.
Что такое искусственный
Искусственный
интеллект? Возможности и риски
16 интеллект: будущее за
2
29, 30
развития ИИ. Влияние ИИ на жизнь
машинами?
человека.
Обсуждение возможных тем проектов,
Выбор темы для
связанных с естественно-научной
17
1
31
проектной работы.
грамотностью. Формулирование
исследовательских вопросов.
Разработка плана проекта, подбор
Планирование и
информации, проведение экспериментов
18 проведение
1
32
(если необходимо). Работа в группах над
исследования.
проектами.
Представление
Подготовка презентации, докладов,
19 результатов проектной
2
33, 34
видеороликов. Защита проектов в классе.
работы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Учебник по функциональной грамотности для 7-8 класса (естественно-научная
грамотность).
Дополнительные учебные пособия и методические материалы по естествознанию,
биологии, физике, химии, географии.
Интернет-ресурсы (научные сайты, онлайн-библиотеки, видеоуроки, интерактивные
тренажеры).
Наглядные пособия (картины, плакаты, схемы, модели).
Оборудование для проведения экспериментов.