ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти
изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее
включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного
функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и
навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить,
сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с
разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать
конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации
неопределенности.
Введение в российских школах ФГОС ООО актуализировало значимость
формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей
образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых
образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС ООО предполагает дополнение содержания
школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение
способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным
направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности,
ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач
в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности обучающихся в
деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной
грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также
глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в
соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, выделяются
ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить
обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения
жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного
поведения, развитие критического и креативного мышления.
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса. Программа курса
рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю. Реализация программы
предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и
самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы,
исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким
образом, вовлеченность обучающихся в данную внеурочную деятельность позволит
обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных
сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди
других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное
формирование личности.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых
педагогом форм работы. Реализация программы предполагает возможность вовлечения в
образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной
программы воспитания. Воспитательный потенциал данной программы на уровне
основного общего образования обеспечивает реализацию следующих целевых ориентиров
воспитания обучающихся и прежде всего, ценностных отношений:
Целевые ориентиры
1.Гражданское воспитание
 знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
 понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического
сознания;
 проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
 проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод,
законных интересов других людей;
 выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
 принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
2.Патриотическое воспитание
 сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру;
 проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране;
 проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего
края, своего народа, других народов России;
 знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и
защитников Отечества в прошлом и современности;
 принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
3.Духовно-нравственное воспитание
 знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности);
 выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков;
 выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и
ценностям;
 сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
 проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей;
 проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества.
4.Эстетическое воспитание
 выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве;
 проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их
влияния на поведение людей;
 сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве;
 ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
 Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий
в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности,
безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
 выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярную физическую активность);
 проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий,
вреда для физического и психического здоровья;
 умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
 способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
5.Физическое воспитание
 формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том
числе в информационной среде;
 владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
 ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом;
 сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие
ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
6.Трудовое воспитание
 уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; проявляющий
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний;
 сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе;
 участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
 выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
7.Экологическое воспитание
 понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества;
 сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
 участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
8.Ценности научного познания
 выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
 ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
 развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде);
 демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта
в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» должно
обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» характеризуются:
гражданское воспитание: сформированностью гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества, представлением о
мировоззренческих основах функционирования различных структур, явлений, процедур
гражданского общества (выборы, опросы и пр.), умением взаимодействовать с
социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
патриотическое воспитание: сформированностью российской гражданской идентичности,
уважения к прошлому и настоящему российской науки, ценностным отношением к
достижениям российских ученых и российской научной школы, к использованию этих
достижений в различных науках, технологиях, сферах экономики;
духовно-нравственного воспитания: осознанием духовных ценностей российского народа;
сформированностью нравственного сознания, этического поведения, связанного с
практическим применением достижений науки и деятельностью учёного; осознанием
личного вклада в построение устойчивого будущего;
эстетическое воспитание: эстетическим отношением к миру, включая эстетику
мировоззренческих закономерностей, объектов, задач, решений, рассуждений;
физическое воспитание: сформированностью умения применять знания в интересах
здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью
(здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); физического совершенствования, при занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
трудовое воспитание: готовностью к труду, осознанием ценности трудолюбия; интересом
к различным сферам профессиональной деятельности, умением совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовностью к
активному участию в решении практических задач различной направленности;
экологическое воспитание: сформированностью экологической культуры, пониманием
влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознанием глобального характера экологических проблем; ориентацией на применение
различных знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
ценности научного познания: сформированностью мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, пониманием науки как
сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития
цивилизации; готовностью осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность»
характеризуются
овладением
универсальными
познавательными
действиями, универсальными коммуникативными действиями, универсальными
регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия, обеспечивают формирование базовых
когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира;
применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
способность находит и извлекать информацию из разных текстов
анализ и интеграция информации, полученной из текста;
учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной
ситуации;
умение оценивать форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания;
умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной и глобальной ситуации;
умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных,
местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном
контексте в рамках метапредметного содержания;
умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать
пути решения.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать
вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, устанавливать искомое и данное,
формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на вопрос и для
решения задачи;
выбирать информацию из источников различных типов, анализировать, систематизировать
и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
структурировать информацию, представлять её в различных формах, иллюстрировать
графически;
оценивать надёжность информации по самостоятельно сформулированным критериям.
2) Универсальные коммуникативные действия, обеспечивают сформированность
социальных навыков обучающихся.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории.
Сотрудничество:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
учебных задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию
совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и
результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы»
и иные); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами
команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия, обеспечивают формирование смысловых
установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
составлять план, алгоритм решения, выбирать способ решения с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты
решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов; владеть способами самопроверки, самоконтроля
процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы
в деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных ошибок, выявленных
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям, объяснять причины достижения или
недостижения результатов деятельности, находить ошибку, давать оценку приобретённому
опыту.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название модуля
Количество
часов
Модуль: Читательская грамотность «События и факты с разных точек 5
зрения»
Модуль: Естественно-научная грамотность «Знания в действии»
5
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, 5
в школе и в жизни»
Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем 4
мире»
Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха»
4
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность и математика
2
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы 5
отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся
цифровом мире»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема
Кол Основное
-во содержание
час
ов
1. Введен 1 Знакомство
ие
участников
программы.
Обсуждение
понятий
«функциональная
грамотность»,
«составляющие
функциональной
грамотности
(читательская,
математическая,
естественнонаучная,
финансовая
грамотность,
глобальные
компетенции,
креативное
мышление).
Ожидания каждого
школьника и
группы в целом от
совместной работы.
Обсуждение планов
Основные виды Формы
деятельности проведения
занятий
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Развить
Игры и
Портал
1,
мотивацию к упражнения, Российской
3,
целенаправлен помогающие электронной
5
ной социально объединить
школы
значимой
участников
(https://fg.resh.edu.
деятельности; программы,
ru/)
стремление
которые будут Портал
ФГБНУ
быть полезным, посещать
ИСРО РАО,
интерес
к занятия.
Сетевой комплекс
социальному Беседа, работа информационного
сотрудничеству в группах,
взаимодействия
. Сформировать планирование субъектов
внутреннюю работы.
Российской
позиции
Федерации
в
личности как
проекте
особого
«Мониторинг
ценностного
формирования
отношения
к
функциональной
себе,
грамотности
окружающим
учащихся»
людям и жизни
(http://skiv.instrao.
в
целом.
ru/)
Сформировать
Материалы
установку на
образовательного
активное
ресурса
и организации
работы в рамках
программы.
2. Смысл 1
жизни
(я и моя
жизнь)
3-5. Самооп 3
ределен
ие
участие
в
решении
практических
задач,
осознанием
важности
образования на
протяжении
всей жизни для
успешной
профессиональ
ной
деятельности и
развитием
необходимых
умений.
Приобрести
опыт
успешного
межличностног
о
общения;
готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
активное
участие
в коллективных
учебноисследовательс
ких, проектных
и
других
творческих
работах.
Авторский замысел Интегрировать Творческая
и
читательские и
лаборатория
установки
интерпретиров
ать
информацию
Альтернативные
Интегрировать Дискуссия
точки зрения и их и
основания
интерпретиров
ать
информацию,
осмыслять
содержание и
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv
.ru/func/)
Материалы
из
пособий
«Функциональная
грамотность.
Учимся
для
жизни»
издательства
«Просвещение»
«Зарок»
2,
(http://skiv.
5,
instrao.ru/)
8
«Самое
старое
место»:
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv
. ru/func/)
«Киберспорт»
3,
Читательская
6,
грамотность.
7
Сборник
эталонных
заданий. Выпуск 1.
Учеб. пособие для
форму текста
6. Смысл 1
ы,
явные и
скрыты
е
7. Наука и 1
техноло
гии
8. Вещест 1
ва,
которы
е нас
окружа
ют
9. Наше
1
общеобразоват.
организаций. В 2-х
ч. Часть 2. – М. ,
СПб.
:
«Просвещение»,
2020
«Походы» (http://
skiv.instrao.ru/)
Коммуникативное Осмыслять
Игра«Выигрыш»
1,
намерение автора, содержание и расследование Читательская
4,
манипуляция в
форму текста
грамотность.
8
коммуникации
Сборник
эталонных
заданий. Выпуск
2. Учеб. пособие
для
общеобразоват.
организаций. В 2-х
ч. Часть 2. – М.,
СПб.:
«Просвещение»,
2021).
Выполнение
Объяснение
Работа
Портал РЭШ
2,
заданий
принципов
индивидуальн (https://fg.resh.edu. 4,
«Сесть на астероид» действия
о или в парах. ru)
7
и «Солнечные
технологий.
Обсуждение
панели»
Выдвижение результатов
идей по
выполнения
использованию заданий.
знаний для
разработки и
совершенствов
ания
технологий.
Выполнение
Объяснение
Работа
Портал РЭШ
1,
заданий «Лекарства происходящих индивидуальн (https://
3,
или яды» и «Чай» процессов и
о или в парах. fg.resh.edu.ru)
5,
воздействия
Обсуждение Сетевой комплекс 8
различных
результатов
информационного
веществ на
выполнения взаимодействия
организм
заданий.
субъектов
человека.
Российской
Федерации в
проекте
«Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся»
(http://skiv.instrao.r
u)
Выполнение
Объяснение
Работа
«О чем расскажет 2,
здоровь
е
10- Заботи 2
11. мся о
Земле
12. Креати 1
вноть в
учебны
х
ситуаци
ях,
ситуаци
ях
личност
заданий
происходящих индивидуальн
«О чем расскажет процессов.
о или в парах.
анализ крови» и/или Анализ
Обсуждение
«Вакцины»
методов
результатов
исследования и выполнения
интерпретация заданий.
результатов
«эксперименто
в.
анализ крови»:
3,
образовательный 5,
ресурс
8
издательства
«Просвещение»
(https://
media.prosv.ru/func
/)
Естественнонаучная
грамотность.
Сборник
эталонных
заданий. Выпуск
2: учеб. пособие
для
общеобразователь
ных организаций /
под ред. Г. С.
Ковалевой, А. Ю.
Пентина. –
М. ; СПб. :
Просвещение,
2021.
Выполнение
Получение
Работа в парах Естественно3,
заданий
выводов на
или группах. научная
6,
«Глобальное
основе
Мозговой
грамотность.
7,
потепление» и
интерпретации штурм.
Сборник
8
«Красный прилив» данных
Презентация эталонных
(графиков,
результатов
заданий. Выпуск
схем),
выполнения 2: учеб. пособие
построение
заданий.
для
рассуждений.
общеобразователь
Проведение
ных организаций /
простых
под ред. Г. С.
исследований и
Ковалевой, А. Ю.
анализ
Пентина. —
их результатов.
М. ; СПб. :
Выдвижение
Просвещение,
идей по
2021.
моделировани
Портал РЭШ
ю глобальных
(https://fg.resh.edu.
процессов.
ru)
Анализ моделей и Совместное
Работа в парах Портал ИСРО
1,
ситуаций. Модели чтение текста и малых
РАО
4,
заданий:
заданий.
группах над (http://skiv.instrao. 8
диалоги,
Маркировка
различными ru)
инфографика,
текста с целью комплексными Комплексные
личностные
выделения
заданиями.
задания
действия и
главного.
Презентация 9 кл., Помогите
социальное
Совместная
результатов
младшим
проектирование,
деятельность обсуждения и школьникам
ного
роста и
социаль
ного
проекти
рования
13. Выдви 1
жение
разнооб
разных
идей.
вопросы
по анализу
подведение
методологии
предложенных итогов
научного познания ситуаций.
Самостоятельн
ое выдвижение
идей и
моделирование
создания
диалогов (на
основе
комиксов,
рисунков,
описания
случаев и т.д.)
создания
инфографики
(например, на
основе текста
параграфа),
проектировани
я личностных
действий
(самопознания,
самооценки и
др.),
научного
познания.
Оригинальность и Совместное
Работа в парах
проработанность. чтение текста и малых
Обсуждение
заданий.
группах.
проблемы:
Маркировка
Презентация
Когда на уроке мне текста с целью результатов
помогла
выделения
обсуждения и
креативность?
основных
подведение
требований.
итогов.
Совместная
деятельность
по анализу
предложенных
ситуаций
и проблем.
Моделировани
е жизненных
ситуаций,
требующих
применения
дивергентного
мышления.
Примеры:
Как поступить?
Какое принять
решение?
полюбить чтение,
9 кл., Утренние
вопросы,
9 кл., Вечное
движение.
«Как помочь
бабушке?»:
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv
-ru/func/)
Портал ИСРО
2,
РАО
4,
(http://skiv.instrao. 7
ru)
Комплексные
задания (задания
на выдвижение
разнообразных
идей, оценку и
отбор идей)
9 кл.,
Фантастический
мир,
9 кл., Социальная
реклама,
9 кл., NB или
Пометки на полях,
9 кл., Видеть
глазами души,
9 кл., Как
защищаться от
манипуляций,
9 кл., Транспорт
будущего
«Узнай свою
14. Выдви 1
жение
креатив
ных
идей и
их
доработ
ка.
15. От
1
выдвиж
ения до
доработ
ки идей
Преобразовани
е ситуации,
Поиск
альтернатив,
Поиск связей и
отношений
Подведение
итогов: – когда
в жизни может
выручить
гибкость и
беглость
мышления?
Оригинальность и Совместное
проработанность. чтение текста
Обсуждение
заданий.
проблемы:
Маркировка
6 В какой
текста с целью
жизненной
выделения
ситуации мне
основных
помогла
требований.
креативность?
Совместная
деятельность
по анализу
предложенных
ситуаций.
Моделируем
ситуацию:
когда в жизни
может
понадобиться
креативность?
Подведение
итогов: – в
каких
ситуациях
наилучшим
решением
проблемы
является
традиционное,
а в каких –
креативное?
Использование
Выполнение
навыков
проекта на
креативного
основе
мышления для
комплексного
создания продукта. задания (по
выбору
учителя):
конкурс идей
«Благодарим
страну»:
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv
. ru/func/)
Работа в
Портал ИСРО
1,
малых группах РАО
2,
по поиску
(http://skiv.instrao. 3,
аналогий,
ru)
5,
связей,
Комплексные
7
ассоциаций. задания (задания
Работа в парах на выдвижение
и малых
креативных идей,
группах по
доработку идей)
анализу и
9 кл.,
моделировани Фантастический
ю ситуаций, по мир,
подведению 9 кл., Социальная
итогов.
реклама,
Презентация 9 кл., NB или
результатов
Пометки на полях,
обсуждения 9 кл., Видеть
глазами души,
9 кл., Как
защищаться от
манипуляций,
9 кл., Транспорт
будущего
Работа в
Портал ИСРО
малых группах РАО
Презентация (http://skiv.instrao.
результатов
ru)
обсуждения По выбору
учителя
9 кл.,
Благодарность,
9 кл.,
2,
5,
6,
8
16. Диагно 1
стика и
рефлек
сия.
Самооц
енка
17. Подвед 1
ение
итогов
первой
части
програ
ммы.
Самооц
своих
учителей»,
социальное
проектировани
е.
«Как я вижу
свое
будущее?»,
футуристическ
ая выставка,
подготовка и
проведение
социально
значимого
мероприятия
(например,
помощи людям
с
особенностями
здоровья),
планирование и
организация
системы
мероприятий
по помощи в
учебе.
Креативное
Выполнение
Индивидуальн
мышление.
итоговой
ая работа.
Диагностическая
работы.
Работа в
работа для 9 класса. Обсуждение
парах.
результатов.
Взаимо- и
самооценка
результатов
выполнения
Самооценка
Оценивать
Беседа
уверенности при
результаты
решении жизненных своей
проблем.
деятельности.
Обсуждение
Аргументирова
результатов
ть и
самооценки с целью обосновывать
достижения
свою позицию.
Фантастический
мир,
9 кл., Транспорт
будущего
69 кл., Вещества и
материалы
69 кл., Рисунок 9
кл., Видеть
глазами души,
69 кл., Солнечные
дети
«Транспорт
будущего»:
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv
. ru/func/)
Портал РЭШ
(https://
fg.resh.edu.ru)
Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.r
u)
Диагностическая
работа для 9
класса.
Креативное
мышление.
Вариант 1.
Экспедиция на
Марс.
Вариант 2.
Социальная
инициатива
1,
2,
3,
6,
7
1,
3,
4,
8
енка
результ
атов
деятель
ности
на
занятия
х
18. В
1
общест
венной
жизни:
социаль
ные
опросы
и
исследо
вания
Компле
ксные
задания
«Дома
шние
животн
ые»,
«Здоро
вое
питани
е»
19. На
1
отдыхе:
измере
ния на
местнос
ти
Компле
ксное
задание
«Как
измери
ть
большей
уверенности при
решении задач по
функциональной
грамотности
Задавать
вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности.
Предлагать
варианты
решений
поставленной
проблемы.
Статистические
Извлекать
характеристики.
информацию
Представление
(из текста,
информации
таблицы,
(диаграммы)
диаграммы).
Распознавать
математически
е объекты.
Описывать ход
и результаты
действий.
Предлагать и
обсуждать
способы
решения.
Прикидывать,
оценивать,
вычислять
результат.
Устанавливать
и использовать
зависимости
между
величинами,
данными.
Читать,
записывать,
сравнивать
Измерение
объекты
геометрических
(числа,
величин,
величины,
Геометрические
фигуры).
фигуры и их
Применять
свойства, Равенство правила,
и подобие
свойства
(вычислений,
нахождения
результата).
Применять
приемы
Беседа,
«Домашние
групповая
животные»,
работа,
«Здоровое
индивидуальн питание»
ая работа,
(http://skiv.
исследование instrao.ru/)
информационн
ых
источников,
опрос,
презентация,
круглый стол
2,
4,
7,
8
Групповая
работа,
индивидуальн
ая работа,
практическая
работа
(измерение на
местности)
1,
2,
3,
5
«Как измерить
ширину реки»
(http://
skiv.instrao.ru/)
ширину
реки»
20. В
1
общест
венной
жизни:
интерне
т
Компле
ксное
задание
«Покуп
ка
подарка
в
интерне
тмагазин
е»
21. В
1
домашн
их
делах:
коммун
альные
платеж
и
22. Я –
1
потреб
итель.
23. Челове 1
ки
работа:
что
учитыв
аем,
когда
проверки
результата.
Интерпретиров Беседа,
Представление
«Покупка подарка
данных (таблицы, ать ответ,
групповая
в интернетданные.
диаграммы),
работа,
магазине»
Выдвигать и
Вероятность
индивидуальн (http://skiv.instrao.
случайного события обосновывать ая работа,
ru/)
гипотезу.
изчение
Формулировать интернет
обобщения
ресурсов,
и выводы.
презентация
Распознавать
истинные и
ложные
высказывания
об объектах.
Строить
высказывания.
Приводить
примеры и
Вычисления с
Беседа,
«Измерение и
контрпримеры. групповая
рациональными
оплата
Выявлять
числами с
работа,
электроэнергии» –
сходства и
использованием
индивидуальн в Приложении
электронных таблиц различия
ая работа,
(http://
объектов.
практическая skiv.instrao.ru/)
Измерять
объекты.
Конструироват
ь
математически
е
Права потребителей Выявлять и
Решение
«Защита прав
Защита прав
анализировать ситуативных и потребителей»,
потребителей
финансовую
проблемных «Опоздавший
информацию. задач Беседа/ миксер» (http://
Оценивать
практическая skiv.instrao.ru/)
финансовые
работа/
«Что делать с
проблемы.
решение
некачественным
Применять
кейсов/ игра товаром»:
финансовые
образовательный
знания.
ресурс
Обосновывать
издательства
финансовое
«Просвещение»
решение.
(https://media.
prosv.ru/func/)
Трудоустройство: Выявлять и
Решение
«Заработная
факторы выбора
анализировать ситуативных и плата»
профессии, факторы финансовую
проблемных (http://skiv.instrao.
выбора места
информацию. задач Беседа/ ru/)
работы.
Оценивать
практическая «Первая работа»:
Образование и
финансовые
работа/игра
образовательный
самообразование
проблемы.
ресурс
1,
2,
5,
8
3,
4,
5,
6,
7
1,
4,
8
1,
2,
4,
7
делаем
выбор
24. Налоги 1
и
выплат
ы: что
отдаем
и как
получае
м
25. Самое 1
главное
о
профес
сиональ
ном
выборе:
образов
ание,
работа
и
финанс
овая
стабиль
ность
26. «Что 1
посееш
ь, то и
пожне
шь»
//
«Землю
уважай
–
пожне
шь
урожай
»
27. «Труд, 2
зарплат
аи
как условия
финансовой
стабильности.
Успешное
трудоустройство –
основной фактор
финансовой
стабильности
Что такое налоги и
зачем они нужны.
Основные
социальные
выплаты,
предоставляемые
государством
Применять
финансовые
знания.
Обосновывать
финансовое
решение.
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv
. ru/func/)
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания.
Обосновывать
финансовое
решение.
Образование, работа Выявлять и
и финансовая
аналиировать
стабильность
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания.
Обосновывать
финансовое
решение
Решение
«Ежегодные
1,
ситуативных и налоги»
2,
проблемных (http://skiv.instrao. 3,
задач.
ru)
5
Беседа /
«Транспортный
практическая налог»:
работа /
образовательный
решение
ресурс
кейсов / игра издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv
. ru/func/)
Финансовая
грамотность и
социальная
ответственность
Решение
«Климатический
ситуативных и магазин»
проблемных (http://skiv.
задач Беседа/ instrao.ru)
практическая
работа/ игра
Финансовая
грамотность:
-образование,
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания.
Обосновывать
финансовое
решение.
Финансовая
грамотность:
-выявлять и
Решение
«Зарплатная
2,
ситуативных и карта»
5,
проблемных (http://skiv.instrao. 6,
задач.
ru/)
7,
Беседа /
«Работа для
8
практическая Миши»:
работа /
образовательный
решение
ресурс
кейсов /
издательства
дискуссия/
«Просвещение»
игра
(https://media.prosv
«Агентство по . ru/func/)
трудоустройст
ву»
3,
6,
7,
8
Решение
«Новая работа», 1,
ситуативных и «Налог на новую 4,
проблемных квартиру»,
8
налог –
важный
опыт и
урок»
28. Какое 1
общени
е
называ
ют
эффект
ивным.
Расшиф
руем
«4к»
работа и финансовая анализировать задач Беседа/ «Пособие на
стабильность;
финансовую
практическая ребенка» (http://
-определение
информацию; работа/ игра, skiv.instrao.ru/)
факторов,
-оценивать
групповая
«Старенький
влияющих на
финансовые
работа,
автомобиль»:
размер
проблемы;
индивидуальн образовательный
выплачиваемой
-применять
ая работа
ресурс
заработной платы; финансовые
издательства
-налоговые выплаты знания;
«Просвещение»
-социальные
-обосновывать
(https://media.prosv
пособия;
финансовое
. ru/func/)
Математическая
решение;
грамотность:
Математическа
-зависимость
я грамотность:
«цена – количество- -извлекать
стоимость»;
информацию
-действия с числами (из текста,
и величинами;
таблицы,
-вычисление
диаграммы);
процентов;
-распознавать
-вычисление
математически
процента от числа и е объекты;
числа по его
-моделировать
проценту
ситуацию
математически.
-устанавливать
и использовать
зависимости
между
величинами,
данными;
-предлагать и
обсуждать
способы
решения;
-прикидывать,
оценивать,
вычислять
результат.
Межкультурное
Приводить
Обсуждение «Интернет в
1,
взаимодействие:
примеры
информации, современном
2,
успешное и
«твердых» и
предложенной мире»:
3,
уважительное
«мягких»
руководителем образовательный 4,
взаимодействие
навыков.
занятия /
ресурс
7
между людьми,
Объяснять
игровая
издательства
действия в
причины
деятельность «Просвещение»
интересах
возрастания
(https://
общественного
значения
media.prosv.ru/func
благополучия и
«мягких
/) «Интернет в
устойчивого
навыков» в
современном
развития. Понятие современной
мире» Глобальные
об «универсальных жизни.
компетенции.
навыках» («мягких
навыках») Как
развивать
критическое и
аналитическое
мышление? Как
работать с
информацией?
29- Общае 2
30. мся в
сетевых
сообщс
твах,
сталкив
аемся
со
стереот
ипами,
действу
ем
сообща
31- Почему 2
32. и для
чего в
совреме
Объяснять
Сборник
понятия
эталонных
«критическое
заданий.
мышление»,
Выпуск 2.
«аналитическое
Ситуация «Ищем
мышление».
причины» (http://
Аргументирова
skiv.instrao.ru/)
ть свое мнение
о значении
«мягких
навыков» в
современном
мире.
Объяснять, как
определить
достоверность
информации,
отличить факт
и мнение.
Межкультурное
Выявлять и
Дискуссия /
«Новый ученик»
взаимодействие:
оценивать
решение
Глобальные
успешное и
различные
познавательны компетенции.
уважительное
мнения и точки х задач и
Сборник
взаимодействие
зрения,
разбор
эталонных
между людьми в
связанные со ситуаций
заданий.
социальных сетях, стереотипами.
Выпуск 2.
понимание роли
Оценивать
стереотипов в
ситуации
межкультурном
межкультурног
взаимодействии,
о общения с
роль ценностей в
ценностных
оценке различных позиций.
взглядов, точек
Объяснять
зрения и
сложные
мировоззрений.
ситуации и
проблемы,
возникающие в
общении в
социальных
сетях.
Аргументирова
ть свое мнение
о
возможностях
и рисках
участия в
сетевых
сообществах
Глобальные
Объяснять
Дискуссия /
«Что такое
проблемы: пути и сущность
конференция / глобальные
возможности их
глобальных
решение
компетенции?»:
решения глобально проблем и
познавательны образовательный
нном
мире
нужно
быть
глобаль
но
компет
ентным
?
Действ
уем для
будуще
го:
учитыв
аем
цели
устой
чивого
развити
я
33. Подвед 1
ение
итогов
програ
ммы.
Самооц
енка
результ
атов
деятелн
ости на
занятия
х
34. Итогов 1
ое
занятие
компетентными
людьми в условиях
динамично
развивающегося
неопределенного
мира.
вызовов,
х задач и
ресурс
которые они
разбор
издательства
создают
ситуаций
«Просвещение»
современному
(https://media.prosv
человечеству.
. ru/func/)
Оценивать
«Что такое
действия по
«глобальные
решению
компетенции»?
глобальных
Почему
проблем
современный
в современном
человек должен
мире.
быть глобально
Определять и
компетентным?»
обосновывать
Глобальные
собственную
компетенции.
стратегию
Сборник
поведения,
эталонных
связанную с
заданий.
участием в
Выпуск 2.
решении
глобальных
проблем.
Оценка
Оценивать
Групповая
Для
(самооценка) уровня результаты
работа
конкретизации
сформированности своей
проявления
функциональной
деятельности.
сформированности
грамотности по
Аргументирова
отдельных
шести
ть и
уровней ФГ
составляющим.
обосновывать
используются
Обсуждение
свою позицию.
примеры заданий
возможных
Осуществлять
разного уровня ФГ
действий,
сотрудничество
(http://skiv.instrao.
направленных на
со
ru/)
повышение уровня сверстниками.
ФГ отдельных
Учитывать
учащихся и группы разные мнения.
в целом.
Демонстрация
Решение
Театрализован
итогов внеурочных практических ное
занятий по ФГ
задач,
представление,
(открытое
успешное
фестиваль,
мероприятие для
межличностног выставка
школы и
о общение в
работ
родителей).
совместной
деятельности,
активное
участие в
коллективных
учебноисследовательс
ких, проектных
и других
творческих
работах.
Просмотр
слайд-шоу с
фотографиями
и видео,
сделанными
педагогами
и детьми во
время занятий.
Благодарности
друг другу за
совместную
работу.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы:
методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В.
Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019
2. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 (ч.1, ч.2).
М.:Просвещение, 2025
3. Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая
грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение,2025
4. Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Естественно-научная грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. М.: Просвещение, 2025
5. Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск
2. М.: Просвещение, 2025
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.
Диагностические работы Министерства просвещения РФ https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры задач pisa
5. МЦКО - https://mcko