Рабочая программа внеурочной деятельности.Карельский язык.5 класс 2025-2026 уч.г

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Карельский язык” по общекультурному
направлению предназначена для обучающихся 5 классов МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В.
Ругоева».
Курс направлен на совершенствование приобретенных ранее знаний, навыков и
умений, увеличивается объем используемых обучающимися языковых и речевых средств,
улучшается качество практического владения карельским языком (собственно карельское
наречие), возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности.
Продолжается развитие коммуникативных навыков, что придает обучению ярко
выраженный практико-ориентированный характер, проявляющийся в готовности
обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной
жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала.
Освоение курса карельского языка (собственно карельское наречие) в основной
школе предполагает применение коммуникативного подхода в обучении языку и
направлено на достижение обучающимися порогового уровня коммуникативной
компетенции. Содержание предмета направлено на формирование функциональной
грамотности и коммуникативных умений в целом.
Изучение карельского языка (собственно карельское наречие) направлено на
достижение следующих целей:
- развитие у обучающихся коммуникативных умений на карельском языке
(собственно карельское) в основных видах речевой деятельности – говорение,
аудирование, чтение, письмо;
- формирование системы знаний о структуре родного (карельского) языка
(собственно карельское);
- выработка навыков использования языковых средств (фонетических, графических,
лексических, грамматических) в устном и письменном общении;
- приобщение обучающихся к культуре, традициям и реалиям карелов в рамках тем,
сфер и ситуаций общения;
- формирование умения представлять свою республику, ее культуру в условиях
межкультурного общения;
- воспитание любви и уважения к родному краю, карельскому языку как духовной
ценности народа – носителя карельского языка.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по карельскому языку традиционно основана на трёх
формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли,
утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во
время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к
обучающимся.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс должен быть
оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной
наглядности.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от
соблюдения следующих условий:
 добровольность участия и желание проявить себя;
 сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
2















сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в
конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности
учащихся;
гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем
овладения карельским языком;
привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий с учащимися.
Формы проведения промежуточной аттестации:
Участие в творческих мероприятиях (конкурсы, выставки работ, театральных
постановках и т.п.);
участие в проведении тематических праздников и вечеров;
проектная деятельность;
использование полученных знаний в повседневной жизни.

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на один года обучения.
Общее количество часов – 34. На реализацию курса отводится один час в неделю.
Продолжительность занятия в 5 классе 40 минут.
Учебники и учебные пособия:
1. Учебник карельского языка (собственно карельское наречие) для 5 класса:
Pankrat'jeva, J.V. Vienankarjalan oppikirja: 5 luokka ∕ J. V. Pankratjeva; [под ред.
М.А. Спициной; худож. Е. Агафонова]. – Петрозаводск: Фонд творческой
инициативы, 2014.
2. Электронная версия учебника карельского языка (собственно карельское
наречие) для 5 класса: Pankrat'jeva, J. V. Vienankarjalan oppikirja [Текст:
электронный ресурс]: 5. luokka / J. V. Pankrat'jeva; под ред. М. А. Спицыной;
худож. Е. Агафонова. - Электрон. дан. (926 файлов, 68 папок: 45,4 Мб)
(Петрозаводск: Национальная библиотека Республики Карелия, 2016). - 97 с.
:цв. ил. – Режим доступа: Электронная коллекция учебников на языках
народов Карелии http://fulr.karelia.ru/eku/pankratjeva-vienankarjalan-oppikirja5/index.html
Содержание курса внеурочной деятельности
Тематическое содержание речи
Kertaušta. Повторение пройденного. 1 сентября – День знаний. Знакомство с
новыми учениками. Заполнение анкеты ученика личными данными. Повторение
изученного в начальной школе материала. Устный рассказ о себе, друге, члене семьи
(имя, возраст, место жительства, внешность, характер, предпочтения). Дом, квартира,
мебель. Koulu. Kešäloma. Школа. Летние каникулы. Школьные принадлежности.
Ученики в классе, школьные товарищи. Школьный день (расписание, учебные
предметы, занятия на уроках и переменах). Лето, виды летнего отдыха. Природа, поход
в лес за грибами и ягодами. Matkuštamini. Путешествие, туризм. Летние каникулы в
деревне у бабушки и дедушки, помощь взрослым похозяйству, рыбалка, грибная охота.
3

Летний отдых на море. Лето в городе. Путешествие по Карелии: поездка на остров Кижи,
водопад Кивач, в город Олонец на родину морозца Паккайне, в Киндасово. Vuattiet.
Одежда. Выбор одежды в зависимости от погоды. Цвет и размер одежды. Женская и
мужская одежда. Покупка одежды. Школьная форма. Традиционная карельская одежда.
Yštävä. Друг. Внешность и характер друга. День рождения друга с указанием даты,
гороскоп, знаки Зодиака. Увлечения и хобби друга, свободное время, совместная
деятельность. Talvi. Roštuo. Зима. Рождество. Зима в Карелии, зимняя погода. Природа
зимой, звери и птицы в зимнем лесу. Зимние забавы. Календарные зимние праздники,
Рождество. Kylä ta kaupunki. Деревня и город. Жизнь в городе и за городом. Города и
поселкина карте Карелии. История города Олонца – самого старого города Карелии.
Петрозаводск – столица Карелии. Традиционный уклад жизни карельской деревни.
Легенда о Видлице. Kalevala. Калевала. Элиас Лённрот – создатель «Калевалы».
Карельские рунопевцы: Архиппа Перттунен. Калевальский размер. Герои «Калевалы»:
Вяйнямёйнен, Илмаринен, Лемминкяйнен, Йоукахайнен, Куллерво, Айно, Лоухи.
История чудесной мельницы Сампо. Создание кантеле. Pereh. Семья. Семья, члены
семьи: мама, папа, братья, сестры, дедушки, бабушки. Внешность и характер членов
семьи. Профессии родителей. Традиционная карельская семья, карельские традиции.
Korttieri. Квартира. Современная квартира в многоэтажном доме: планировка,
обстановка, бытовая техника. Устройство традиционного карельского дома.
Генеральная уборка в доме. Mieliruavot. Urheilu. Увлечения. Спорт. Виды спорта,
спортивные соревнования. Знаменитые спортсмены России и Карелии. Карельская игра.
Коммуникативные умения.
Говорение. Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе
умений, сформированных в начальной школе: диалог этикетного характера: начинать,
поддерживатьи заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону); поздравлять с
праздником и вежливо реагировать на поздравление; выражать благодарность;
вежливо соглашаться на предложение/отказываться от предложения собеседника;
диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не
соглашаться выполнить просьбу; приглашать собеседника к совместной деятельности,
вежливо соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника; диалог-расспрос:
сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; запрашивать
интересующую информацию. Вышеперечисленные умения диалогической речи
развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках
тематического содержания речи класса с опорой на речевые ситуации, ключевые слова
и/или иллюстрации, фотографии с соблюдением норм речевого этикета. Объём диалога
– до 4 реплик со стороны каждого собеседника. Развитие коммуникативных умений
монологической речи на базе умений, сформированных в начальной школе: создание
устных связных монологических высказываний с использованием основных
коммуникативных типов речи: - описание (предмета, внешности и одежды человека), в
том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного
персонажа); - повествование/сообщение; изложение (пересказ) основного содержания
прочитанного текста;краткое изложение результатов выполненной проектной работы.
Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях
неофициального общения в рамках тематического содержания речи с опорой на
ключевые слова, вопросы, план и/или иллюстрации, фотографии. Объём
монологического высказывания - 4-5 фраз.
Аудирование. Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений,
сформированных в начальной школе: при непосредственном общении: понимание на
4

слух речи учителя и одноклассников и вербальная/невербальная реакция на
услышанное; при опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия и
понимания на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих
отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в
зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного
содержания, с пониманием запрашиваемой информации с опорой и без опоры на
иллюстрации. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает
умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух
тексте; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного
содержания. Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает
умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной)
форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа),
высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение
информационного характера. Время звучания текста/текстов для аудирования — до 1
минуты.
Смысловое чтение. Развитие сформированных в начальной школе умений
читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты
разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной
глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной
коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием
запрашиваемой информации. Чтение с пониманием основного содержания текста
предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в
прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания
основного содержания. Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает
умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию,
представленную в эксплицитной (явной) форме. Чтение несплошных текстов (таблиц) и
понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: беседа/диалог,
рассказ, сказка, сообщение личного характера, отрывок из статьи научно-популярного
характера, сообщение информационного характера, стихотворение; несплошной текст
(таблица). Объём текста/текстов для чтения — 180—200 слов.
Письменная речь. Развитие умений письменной речи на базе умений,
сформированных в начальной школе: списывание текста и выписывание из него слов,
словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
написание коротких поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, днём
рождения); заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений;
написание электронного сообщения личного характера: сообщение кратких сведений о
себе; оформлениеобращения, завершающей фразы и подписи в соответствии с нормами
неофициального общения. Объём сообщения — до 40 слов.
Языковые знания и умения.
Фонетическая сторона речи. Различение на слух и адекватное, без ошибок,
ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного
ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей; чтение
новых слов согласно основным правилам чтения. Чтение вслух небольших
адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале,
с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее
понимание текста. Тексты для чтения вслух: беседа/диалог, рассказ, отрывок из статьи
научно-популярного характера, сообщение информационного характера. Объём текста
для чтения вслух – до 60 слов.
5

Графика, орфография и пунктуация. Правильное написание изученных слов.
Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и
восклицательного знаков в конце предложения; запятой при перечислении и обращении.
Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление
электронного сообщенияличного характера.
Лексическая сторона речи. Распознавание в письменном и звучащем тексте и
употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний,
речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического
содержания речи, с соблюдением существующей в карельском языке (собственно
карельское наречие) нормы лексической сочетаемости. Объём изучаемой лексики: 525
лексических единиц для продуктивного использования (включая 400 лексических
единиц, изученных в начальной школе) и 575 лексических единиц для рецептивного
усвоения (включая 525 лексических единиц продуктивного минимума). Основные
способы словообразования: аффиксация, словосложение.
Грамматическая сторона речи. Распознавание в письменном и звучащем тексте и
употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и
синтаксических конструкций карельского языка. Основные коммуникативные типы
простых предложений в карельском языке: повествовательное, побудительное,
вопросительное (общий вопрос, альтернативный вопрос). Утвердительные и
отрицательные предложения. Восклицательные предложения. Основные структурносемантические типы простых предложений в карельском языке: интранзитивное
предложение, транзитивное предложение, посессивная конструкция, экзистенциальное
предложение, предикативное предложение. Сложносочинённые предложения,
сложноподчинённое предложение. Двусоставные и односоставные предложения, типы
односоставных предложений в карельском языке: определённо-личные односоставные
предложения, обобщённо-личные предложения. Предложения с прямым порядком слов.
Простые предложения со сказуемым, выраженным личной формой глагола, с
существительным в функции подлежащего, местоимением в функции подлежащего.
Предложения с номинативом грамматического субъекта, партитивом грамматического
субъекта. Согласование подлежащего и сказуемого в лице и числе. Согласованное
определение, неизменяемые прилагательные в функции определения, генитивное
определение. Объект в аккузативе без окончания (номинативе) в утвердительных
предложениях с императивом, аккузативе с окончанием (генитиве), аккузативе мн.ч.
(номинативе). Партитив объекта, выраженного вещественным существительным,
партитив объекта в отрицательных предложениях. Обстоятельство в форме внешне- и
внутренне- местного падежа; обстоятельство, выраженное наречием; обстоятельство,
выраженное конструкциями с предлогами и послелогами; обстоятельство в форме
эссива и транслатива. Части речи: именные части речи (существительные,
прилагательные, местоимения, числительные); глаголы; наречия; предлоги и послелоги;
союзы. Различные типы склонения имён, одноосновные и двуосновные имена; гласная
и согласная основа. Падежные формы имен в единственном и множественном числе
(существительные, прилагательные, местоимения); словоизменительные суффиксы в
карельском языке: формообразующие суффиксы и окончания; показатель мн.ч. в формах
косвенных падежей. Чередование краткихгласных основы слова. Чередование ступеней
согласных в основе слова: сильная ступень чередования согласных перед
притяжательными суффиксами в единственном числе. Указательные местоимения,
возвратное местоимение, вопросительные местоимения, относительные местоимения.
Склонение указательных, вопросительных, относительных местоимений. Степени
сравнения прилагательных (компаратив, суперлатив), склонение прилагательных в
6

форме компаратива и суперлатива (ед.ч и номинатив мн. ч.). Утвердительные и
отрицательные формы презенса от одноосновных и двуосновных глаголов.
Утвердительные и отрицательные формы имперфекта от одноосновных и двуосновных
глаголов, чередование конечных гласных основы в одноосновных глаголах перед
показателем имперфекта. Формы повелительного наклонения глаголов - императива
(утвердительные и отрицательные формы 2, 3 лица единственного числа и 1, 2 лица
множественного числа). Управление глаголов. Формы порядковых и количественных
числительных: количественные числительные от 100 до 1 000 и их склонение;
порядковые числительные и их склонение. Наречия места, времени, образа действия.
Предлоги и послелоги, союзы.
Социокультурные знания и умения.
Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого
этикета в рамках тематического содержания. Знание и использование в устной и
письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в
рамках отобранного тематического содержания (некоторые национальные праздники,
традиции в проведении досуга и питании). Знание социокультурного портрета родной
страны и Республики Карелия: знакомство с традициями проведения основных
национальных праздников (Рождества, Нового года и т.д.); с особенностями образа
жизни и культуры карелов. Формирование умений: писать свои имя и фамилию, а также
имена и фамилии своих родственников и друзей на карельском языке (собственно
карельское наречие); правильно оформлять свой адрес на карельском языке (собственно
карельское наречие) (в анкете, формуляре); кратко представлять Россию и Республику
Карелия; кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и
Республики Карелия (основные национальные праздники, традициив проведении досуга
и питании).
Компенсаторные умения.
Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе
контекстуальной, догадки. Использование в качестве опоры при порождении
собственных высказываний ключевых слов, плана. Игнорирование информации, не
являющейся
необходимой
для
понимания
основного
содержания
прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой
информации.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности направлена на достижение следующих
образовательных результатов:
Личностные результаты
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе
в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на родном (карельском) языке (собственно карельское наречие);
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
7

социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на родном (карельском) языке (собственно
карельское наречие);
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманиюи взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (карельского) языка
(собственно карельское наречие) в жизни народа, проявление интереса к познанию
родного (карельского) языка (собственно карельское наречие), к истории и культуре
своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному
(карельскому) языку (собственно карельское наречие), к достижениям своего народа
и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях,
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода
и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
другихнародов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных
видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт,ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровоепитание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения
в интернет- среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
8

других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в
том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном
(карельском) языке (собственно карельское наречие), сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам
трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей;
- умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою
точкузрения на экологические проблемы;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих
вредокружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека сприродной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение
языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира,
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной
среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включаясемью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
- способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
9

- навык выявления и связывания образов, способность формировать новые
знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций,
планировать своё развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества
и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
Метапредметные результаты
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа,
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
инаблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
- формулировать
вопросы, фиксирующие
несоответствие
между
реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
10

по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и
достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования
(эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
-прогнозировать возможное дальнейшее
развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от
коммуникативной установки;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
- воспринимать и
формулировать
суждения, выражать
эмоции
в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в
диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном
(карельском) языке (собственно карельское наречие);
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
- знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
11

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать
формат
выступления
с учётом
цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённомуречевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций;
- осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
12

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
междучленами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями,
«мозговой штурм» и другие);
- выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению
отчёта перед группой.
Предметные результаты изучения родного (карельского) языка (собственно
карельское наречие).
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
Коммуникативные умения.
Говорение: вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог–
побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи в
стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными и/или зрительными
опорами, с соблюдением норм речевого этикета (до 4 реплик со стороны каждого
собеседника); создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том
числе характеристика; повествование/сообщение) с вербальными и/или зрительными
опорами в рамках тематического содержания речи (объём монологического
высказывания – 4–5 фраз); излагать основное содержание прочитанного текста с
вербальными и/или зрительными опорами (объём – 4–5 фраз); кратко излагать
результаты выполненной проектной работы (объём – до 6 фраз).
Аудирование: воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные
аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными
опорами или без опоры в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с
пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время
звучания текста/текстов для аудирования – до 1 минуты).
Смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные адаптированные
аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной
проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной
задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой
информации (объём текста/текстов для чтения – 180 – 200 слов); читать про себя
несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию.
Письменная речь: писать короткие поздравления с праздниками; заполнять
анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения; писать электронное
сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объём сообщения – до 40 слов).
Языковые умения и навыки.
- Владеть фонетическими навыками: различать на слух и адекватно, без ошибок,
13

ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с
соблюдением их ритмико-интонационных особенностей; выразительно читать вслух
небольшие адаптированные аутентичные тексты объёмом до 60 слов, построенные на
изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей
интонацией, демонстрируя понимание содержания текста; читать новые слова согласно
основным правилам чтения.
- Владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова.
- Владеть пунктуационными навыками: использовать точку, вопросительный и
восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении;
пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.
Лексическая сторона речи: распознавать в звучащем и письменном тексте 575
лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в
устнойи письменной речи 525 лексических единиц (включая 400 лексических единиц,
освоенных в начальной школе), обслуживающих ситуации общения в рамках
отобранного тематического содержания, с соблюдением существующей нормы
лексической сочетаемости; распознавать и употреблять в устной и письменной речи
родственные слова, образованные с использованием аффиксации: - суффиксы имён
существительных: -ni: poikani, marjani; -ja, -jä: rakentaja, myöjä;
-in: avain, šoitin; -uš, -yš: ilmotuš; -uš, -yš: kirjallisuš; -što, -štö: kirjašto; -la, -lä: ämmölä; (i)kko, -(i)kkö: kuušikko, hyllykkö; -oš, -öš: čikoš, kiännöš; -e: voije; -u, -y: juokšu, piäšy; суффиксы имён прилагательных: -(i)ni: tavallini; -kaš, -käš: tarmokaš, värikäš; -toin, -töin:
työtöin, onnetoin; - глагольные суффиксы: tta-, -ttä: kašvattua, lämmittyä; lahjottua, nimittyä;
-tu-, -ty-: kaunistuo, valmistuo; -nta-, -ntä-: šuomentua, täyventyä; -šta-, -štä-: muovoštua,
iäneštyä; -ntele-, -kšentele-: juokšentelen; -u-, -y: jatkuo, liittyö; -utu-, -yty-: avautuo, imeytyö;
-ntu-, -nty-: kaijentuo, leventyö; - štu-, -šty-: hermoštuo, myöhäštyö; распознавать и
употреблять в устной и письменной речи слова, образованные путем словосложения;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы и
интернациональные слова.
Грамматическая сторона речи:
- основные коммуникативные типы простых предложений на основе моделей ∕
речевых образцов: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения;
общий вопрос: Onko šiula korttieri?; специальные вопросы с вопросительными словами:
Mistä? (Mistäolet kotosin?), Missä? (Missä kerrokšešša elät?), Millä? (Millä luokalla olet?),
Kuin äijän? (Kuin äijän še makšau?), Mimmoni? (Mimmoni pereh šiula on?); утвердительные
и отрицательные предложения; восклицательные предложения: Mimmoni kaunis ilta on!;
основные структурно-семантические типы простых предложений в карельском языке на
основе моделей ∕ речевых образцов: интранзитивное предложение: Lapši makuau.; Tytöt
ollah puistošša.; Ämmö eläy kyläššä.; транзитивное предложение: Ukko rakenti kylyn
rannalla.; Hyö piirruššetah karttua.; посессивную конструкцию: Miula on äijän šukulaisie.;
экзистенциальное предложение: Koulušša on äijän tilua.; Koulušša ei ole kielistudijuo.;
предикативное предложение: Mie ta Pekka olemma hyvie yštävie.; соблюдать порядок
слов, характерный для каждого структурно- семантического типа простых предложений;
сложносочинённые и сложноподчинённые предложения различных типов;
сложноподчинённые предложения с придаточным в функции объекта: Oletko huomannun,
jotta talvi on jo tullun?; придаточным в функции обстоятельства: Kun kevät tulou,
muuttolinnut myöššytäh; различные типы односоставных предложений: определённоличные односоставные предложения: Luven šanomalehtie.; Tunnetko Leenan?; Olemma
muuttan.; обобщённо-личные предложения: Mitä nuorena oppiu, šen vanhana taitau.;
14

безличные предложения: Tuulou.; Šatau.; личные формы глагола в функции сказуемого
простого предложения: Myö pakajamma karjalakši.; употреблять в составе сказуемого
модальные глаголы: En voinun šoittua šiula eklein.; существительное в функции
подлежащего: Opaštaja tulou luokkah.; местоимение в функции подлежащего: Še on
kaunista.; номинатив грамматического субъекта: Pereh lähtöy meččäh.; партитив
грамматического субъекта: Miula eiole šeukkuo.; Puušta lenti / tippu lehtijä.; Laukušša on
äijän kirjoja.; Kupissa on kahvie.; согласование подлежащего и сказуемого в лице и числе:
Tuuli humisou.; Kolme kiššua istuu katolla.; различные типы определений: согласованное
определение: Oššin uuvven šanakirjan.; неизменяемые прилагательные в функции
определения: viime netälillä, eri tavalla.; генитивноеопределение: Tämä on nuapurin koira.;
аппозитивное определение: Opaštaja Pällini eläy koulun viereššä.; Matti on šyntyn
Petroskoissa, Karjalan tašavallan piäkaupunkissa.; Tunnetko Muarie Perttusen?; Čikollani
Annilla on krippi.; определение в форме внутренне- или внешне-местного падежа:
Ikkinašta on näkymä Kuittijärvellä.; инфинитивное определение: Nyt on aika lähtie kotih.;
номинатив, партитив и генитив предикатива: Kirja on uuši.; Kiät ollah puhtahat.; Kirja on
šiun.; Maito on vilu.; Varpuset ollah lintuja.; объект в различных падежных формах:
аккузативе без окончания (номинативе) в утвердительных предложениях с императивом:
Avua ikkuna.; аккузативе с окончанием (генитиве): Oštima šanakirjan.; аккузативе мн.ч.
(номинативе): Anna miula šukšet.; партитив объекта, выраженного вещественным
существительным: Karjalašša juuvvah äijän čäijyö.; партитив объекта в отрицательных
предложениях: Elä ota šitä.; аккузатив (номинатив, генитив) и партитив объекта как
грамматическое средство указания на характер протекания действия во времени: Luajin
šen juuri šilloin.; Luajin šitä juuri šilloin.; обстоятельство в форме внешне- и внутреннеместного падежа: Tiätä eläy Moskovašša.; обстоятельство, выраженное наречием: Hiän
laulau kaunehešti.; обстоятельство, выраженное конструкциями с предлогами и
послелогами: Lapšet leikitäh koivun alla.; падежные формы единственного и
множественного числа существительных и прилагательных, относящихся к различным
типамсклонения (имена на -ni: šinini; на -i: hišši, hirvi, hiiri, meri; на -e: vuate, liäke; на
-is, -aš, -äš: kaunis, halukaš, mätäš; на -uš, -yš, -oš, -eš: harjotuš, leivoš, vihanneš; на -uš, -yš:
kaunehuš, kirjallisuš, nähtävyš; на -in: avain; на -ši: kuukauši, mesi; на -ie: hopie).;
одноосновные и двуосновные имена; формы множественного числа существительных,
прилагательных, местоимений с показателями множественного числа в номинативе -t и
в косвенных падежах -i-, -j-; формы именных частей речи: партитив мн.ч. Ketä? Mitä? -a,
-ä, -ta, -tä, -e, ja, -jä: laukku -laukkuja, kala - kaloja, kirja - kirjoja, kuva – kuvie, šieni – šienie,
tomatti – tomattija, vuate – vuatteita, oppilaš – oppilahie, käsityö – käsitöitä, lampi - lampija.;
генитив мн.ч. Kenen? Min? - jen, -ien: tyttö – tyttöjen, oppilaš – oppilahien; формы мн.ч.
внутренне-местных и внешне- местных падежей: taloloissa, huonehista, katuloilla.; формы
слов с чередованием ступеней согласных в основе: lk:l (halko:halot), rk:r (kurki:kuret), tk:k
(matka:matat), hk:h (nahka:nahat), k:0 (jalka:jalat), k:v (joki:jovet), k:j (käki:käjet), t:0
(koti:koissa), t:v (rauta:rauvat), t:j (aita:aijat), p:v (repo:revot), p:v (huapa:huavat); формы
слов с сильной ступенью чередования согласных передпритяжательными суффиксами:
hänen poikah; различные местоимения с учётом особенностей их склонения по падежам
и числам: указательные местоимения: tämä, tuo, še, nämä, nuo, ne.; вопросительные
местоимения: Ken? Mi? Kumpi?; относительные местоимения: kumpani, ku;
определительные местоимения: jokahini, kaikki, molommat, iče; отрицательные
местоимения: niken, nimi; неопределённые местоимения: kennih, minih, ken lienöy, mi
lienöy; степени сравнения прилагательных: компаратив kallehempi, суперлатив kallehin;
в том числе в различных падежных формах ед. и мн. числа; формы простого претерита
(имперфекта): šanoin, en šanon, luajit, et luatin, hiän tuli, hiän ei tullun, vaštasima, emmä
15

vaššannun, häiriččijä, että häirinnyn, hyö oltih, hyö ei oltu, hiän pakeni, hiän ei puannun; формы
повелительного наклонения глаголов, императива (утвердительные и отрицательные
формы 2 лица единственного и множественного числа): šano, elä šano, šanokkua, elkyä
šanokkua, šyö, elä šyö, šyökyä, elkyä šyökyä, mäne, elä mäne, mänkyä, elkyä mänkyä, vaštua,
elä vaštua, vaššakkua, elkyä vaššakkua, valiče, elä valiče, valikkua, elkyä valikkua; глаголы
карельского языка с учётом их управления: ajua (mitä?) autuo, ajua (millä?) autolla, eččie
(mistä?) laukušta, laškie (mitä?) mäkie, vuottua (mitä?) buššie, tykätä (mistä?) matkuštamisešta
и др.; формы порядковых и количественных числительных: количественные
числительные от 100 до 1000000 и их склонение; порядковые числительные и их
склонение: šeiččemeš – šeiččemennellä и др.; различные предлоги и послелоги, в т.ч.: alla,
alta, ennein, eteh, i, ieštä, ilman, jälkeh, jäleššä, jäleštä, kešellä, kešeltä, kohalla, kohalta, kohti,
laijalla, laijalta, luo, luona, luokše, luota, mukah, mukana, ohi, peräššä, peräštä, pitin, piäličči,
piällä, piältä, poikki, piäššä, piäštä, päin, šiämeh, šiämeššä, šiämeštä, takuana, takuata, takie,
tuakše, varrella, varrelta, varteh, varoinviereh, viereštä, vierellä, viereltä, välih, välissä, välistä,
välillä, väliltä, yli, yllä, yltä, ympäri, ympärillä, ympäriltä; различные союзы, в т.ч.: jotta, kun,
konša.
Социокультурные знания и умения: использовать отдельные социокультурные
элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания;
знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную
лексику, обозначающую фоновую лексику и реалии изучаемого языка в рамках
тематического содержания речи; правильно оформлять адрес, писать фамилии и имена
(свои, родственникови друзей) на карельском языке (собственно карельское наречие) (в
анкете, формуляре); обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной
страны и Республики Карелия; кратко представлять Россию и Республику Карелия.
Компенсаторные умения: использовать при чтении и аудировании языковую
догадку, в том числе контекстуальную; игнорировать информацию, не являющуюся
необходимой для понимания основного содержания прочитанного/ прослушанного
текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации; участвовать в
несложных учебных проектах с использованием материалов на карельском языке
(собственно карельское наречие) с применением ИКТ, соблюдая правила
информационной безопасности при работе в сети Интернет; использовать двуязычные
словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в
электронной форме.

16

Тематическое планирование
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Карельский язык» составлено с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся и
прежде всего, ценностных отношений:
Целевые ориентиры
1. Гражданское воспитание
знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном,
многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской
государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при
уважении прав и свобод, законных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на
участие в социально значимой деятельности.
2. Патриотическое воспитание
сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и
трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
3. Духовно-нравственное воспитание
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и
нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной
17

принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно- нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
духовно-нравственным нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства,
значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа,
российского общества.
4. Эстетическое воспитание
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в
искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание их влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и
соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм
зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием;
18

способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
5. Физическое воспитание
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других
людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности
с учетом возраста.
6. Трудовое воспитание
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; проявляющий интерес к практическому изучению профессий
и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для
успешной профессиональной самореализации в российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных и общественных интересов, потребностей.
7. Экологическое воспитание
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры
человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе; ориентированный на применение знаний
естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
8. Ценности научного познания
19

выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей,
достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура,
деятельность в информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной
областях познания, исследовательской деятельности.

1.

Виды
деятельности обучающихся

Кол-во часов

№п
/п

Название темы
(раздела),
тема занятия

Формируемые
социально значимые
и ценностные
отношения

Kertaušta.
Повторение.
Повторение изученного
ранее.

Воспринимать карельские фразы
на слух, распознавать и
употреблять в речи основную
коммуникативную фразу.
Составлять монологические
высказывания.

Электронные и цифровые
образовательные ресурсы

https://fulr.karelia.ru/eku/pankratj
eva-vienankarjalan-oppikirja5/II/index.html
1

1,2,3,8

http://resources.krc.karelia.ru/illh/
doc/knigi_stati/sanakirja.pdf

20

2.

3.

Koulu. Kešäloma.
Школа. Летние
каникулы.
Школьные
принадлежности.
Ученики в классе,
школьные товарищи.
Школьный день
(расписание, учебные
предметы, занятия на
уроках и переменах).
Лето, виды летнего
отдыха. Природа, поход
в лес за грибами и
ягодами.
Matkuštamini.
Путешествие, туризм.
Летние каникулы в
деревне у бабушки и
дедушки, помощь
взрослым по хозяйству,
рыбалка, грибная охота.
Летний отдых на море.
Лето в городе.

http://avtor.karelia.ru/elbibl/karlo
va/vienankarjalan/index.html
Уметь вести диалог по теме с
использованием новых
лексических единиц.
Составлять высказывания с
опорой на схему.
Анализировать и сокращать
письменную информацию,
заполнять таблицы.

https://omamedia.ru/mediacenter/l
earn-lang/sobstvennokarelskiy/nachalnyy-uroven/

3

Анализировать и сокращать
письменную информацию,
заполнять таблицы.
Использовать языковую догадку 3
в процессе чтения и аудирования.

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,7

21

Путешествие по Карелии:
поездка на остров Кижи,
водопад Кивач, в город
Олонец на родину
морозца Паккайне, в
Киндасово.
4.

Vuattiet. Одежда.
Женская и мужская
одежда.
Школьная форма.
Выбор одежды в
зависимости от погоды.
Цвет и размер одежды.
Покупка одежды.
Традиционная
карельская одежда.

5.

Уметь вести диалог по теме с
использованием новых
лексических единиц.

Воспринимать карельские фразы
на слух, распознавать и
употреблять в речи основную
коммуникативную фразу.
Уметь вести диалог по теме с
использованием новых
лексических единиц.
Читать вслух небольшие тексты,
основанные на изученном
языковом материале. Уметь
составлять монологические
высказывания по теме.

3

3,5,6,7

3

1,2,3,4,5,6

Yštävä. Друг.
Внешность и характер
друга.
Увлечения и хобби
друга, свободное время,
совместная деятельность.
День рождения друга.
Знаки Зодиака.

Уметь вести диалог по теме с
использованием новых
лексических единиц.
Писать письмо другу, опираясь
на образец.

22

6.

Talvi. Roštuo.
Зима. Рождество.
Зима в Карелии, зимняя
погода.
Природа зимой, звери и
птицы взимнем лесу.
Зимние забавы.
Календарные зимние
праздники, Рождество.

7.

8.

Kylä ta kaupunki.
Деревняи город.
Жизнь в городе и за
городом. Города и
поселки на карте
Карелии.
История города Олонца
– самого старого города
Карелии. Петрозаводск –
столица Карелии.
Традиционный уклад
жизни карельской
деревни.

Воспринимать карельские фразы
на слух, распознавать и
употреблять в речи основную
коммуникативную фразу.
Уметь вести диалог по теме с
использованием новых
лексических единиц.
Составлять высказывания с
опорой на схему.

4

Анализировать и сокращать
письменную информацию,
заполнять таблицы.
Использовать языковую догадку
в процессе чтения и аудирования.
Уметь вести диалог по теме с
3
использованием новых
лексических единиц.

2,3,4,5,6,7

1,2,3,4,7,8

Kalevala. Калевала.
Элиас Леннрот –
создатель «Калевалы».

4

1,2,3,4,7

23

Карельские рунопевцы:
Архиппа Перттунен.
Герои «Калевалы».
История чудесной
мельницы Сампо.
Создание Кантеле.
9.

Pereh. Семья.
Семья, члены семьи:
мама, папа, братья,
сестры, дедушки,
бабушки.
Внешность и характер
членов семьи.
Профессии родителей.
Традиционная
карельская семья,
карельские традиции.

10.

Читать вслух небольшие тексты,
основанные на изученном
языковом материале. Уметь
составлять монологические
высказывания по теме.

Уметь вести диалог по теме с
использованием новых
лексических единиц.
Составлять высказывания с
опорой на схему.
Подготовить, разыграть диалог
по теме.

4

1,3,4,5,6,7

Korttieri. Квартира.
Современная квартира в
многоэтажном доме:
планировка, обстановка,
бытовая техника.
Устройство
традиционного
карельского дома.

Читать вслух небольшие тексты,
основанные на изученном
языковом материале. Уметь
составлять монологические
3
высказывания по теме.
Использовать языковую догадку
в процессе чтения и аудирования.

1,3,5,6,7

24

11.

Генеральная уборка в
доме.
Mieliruavot. Sportu.
Увлечения. Спорт.
Виды спорта,
спортивные
соревнования.
Знаменитые спортсмены
России и Карелии.
Карельская игра кююккя.

Разработать краткосрочный
проект.
Выступать с устной
презентацией проекта.
Отвечать на вопросы по теме.

3

1,2,5,6,7

Итого: 34 часа

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».