ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Карельский язык” по общекультурному
направлению предназначена для обучающихся 6 классов МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В.
Ругоева».
Курс направлен на совершенствование приобретенных ранее знаний, навыков и
умений, увеличивается объем используемых обучающимися языковых и речевых средств,
улучшается качество практического владения карельским языком (собственно карельское
наречие), возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности.
Продолжается развитие коммуникативных навыков, что придает обучению ярко
выраженный практико-ориентированный характер, проявляющийся в готовности
обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной
жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала.
Освоение курса карельского языка (собственно карельское наречие) в основной
школе предполагает применение коммуникативного подхода в обучении языку и
направлено на достижение обучающимися порогового уровня коммуникативной
компетенции. Содержание предмета направлено на формирование функциональной
грамотности и коммуникативных умений в целом.
Изучение карельского языка (собственно карельское наречие) направлено на
достижение следующих целей:
- развитие у обучающихся коммуникативных умений на карельском языке
(собственно карельское наречие) в основных видах речевой деятельности –
говорение, аудирование, чтение, письмо;
- формирование системы знаний о структуре карельского языка (собственно
карельское наречие);
- выработка навыков использования языковых средств (фонетических, графических,
лексических, грамматических) в устном и письменном общении;
- приобщение обучающихся к культуре, традициям и реалиям карелов в рамках тем,
сфер и ситуаций общения;
- формирование умения представлять свою республику, ее культуру в условиях
межкультурного общения;
- воспитание любви и уважения к родному краю, карельскому языку как духовной
ценности народа – носителя карельского языка.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по карельскому языку традиционно основана на трёх
формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли,
утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во
время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к
обучающимся.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс должен быть
оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной
наглядности.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от
соблюдения следующих условий:
 добровольность участия и желание проявить себя;
 сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
 сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
 занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
 эстетичность всех проводимых мероприятий;
2
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в
конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности
учащихся;
гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем
овладения карельским языком;
привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий с учащимися.
Формы проведения промежуточной аттестации:
Участие в творческих мероприятиях (конкурсы, выставки работ, театральных
постановках и т.п.);
участие в проведении тематических праздников и вечеров;
проектная деятельность;
использование полученных знаний в повседневной жизни.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на один года обучения.
Общее количество часов – 34. На реализацию курса отводится один час в неделю.
Продолжительность занятия в 6 классе 40 минут.
Учебники и учебные пособия:
1. Учебник карельского языка (собственно карельское наречие) для 6 класса:
Pankrat'jeva, J.V. Vienankarjalan oppikirja: 6 luokka ∕ J. V. Pankratjeva; [под
ред. М.А. Спицыной; худож. Е. Агафонова]. – Петрозаводск: Фонд
творческой инициативы, 2017.
2. Электронная версия учебника карельского языка (собственно карельское
наречие) для 6 класса: Pankratjeva, J.V. Vienankarjalan oppikirja: 6. luokka / J.
V. Pankratjeva; [под ред. М. А. Спицыной, О. А. Мелентьевой; худож.
Е. Агафонова]. – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2017. Режим
доступа: Электронная коллекция учебников на языках народов Карелии
http://fulr.karelia.ru/eku/karel_yaz_6kl_pankrateva_e_v/index.html
Содержание курса внеурочной деятельности
Тематическое содержание речи
Matkuštamini. Путешествие. Лето, летние месяцы, летняя погода. Виды
транспорта. Путешествие по Карелии: Туризм, туристическое снаряжение, поход в лес,
правила безопасного отдыха на природе. Kauppa. Магазин. Продукты питания: мясо,
рыба, овощи, фрукты, бакалея, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия и т.д.
Хранение продуктов, приготовление пищи, рецепты, инструкции. Продуктовый магазин,
покупки. Yštävä. Друг. Мой друг (возраст, внешность, характер, привычки и увлечения).
Дружбе надо учиться. Что мы делаем вместе. Koulu. Школа. Наша школа: учебные
классы, актовый зал, спортивный зал, библиотека, столовая, спортивная площадка.
Расписание занятий, учебные предметы. Школьная форма. Правила поведения в школе.
Занятия после уроков: кружки художественного творчества, спортивные секции. Дорога
в школу, правила дорожного движения, дорожная безопасность. Talvi. Зима. Зима в
Карелии. Зимняя погода. Зимние забавы и виды спорта: хоккей, коньки, лыжи, сноуборд,
катание с горок. Новый год, семейные и школьные традиции празднования новогоднего
праздника. Новогодние подарки родным и друзьям. Новогоднее угощение. Поход в
зимний лес, наблюдения за природой, животные карельского леса. Šuomi. Финляндия.
Финляндия на карте мира. Климат, население, крупнейшие города Финляндии. Финские
3
озера, реки, леса и горы. Хельсинки – столица Финляндии, достопримечательности
Хельсинки. Финская Лапландия – вотчина Йоулупукки. Путешествие по Финляндии.
Kalevala. Калевала. Биография Элиаса Лённрота – создателя поэмы «Калевала».
Карельские и финские эпические песни как основа «Калевалы». Раиса Ремшуева –
переводчик «Калевалы» на собственно карельское наречие карельского языка.
Калевальскиемифы о сотворении мира. Pereh. Семья. Семья, состав семьи, внешность,
характер и занятия членов семьи. Близкие и дальние родственники. Семейное древо,
родословная. Традиционная карельская семья. Ruoka. Еда, угощение. День рождения,
праздничный обед, покупка продуктов питания, приготовление праздничных блюд,
сервировка стола. Здоровое питание, полезные и вредные продукты. Посещение кафе,
меню, заказ блюд, правила поведения за столом.
Коммуникативные умения
Говорение. Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно
умений вести: диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать
разговор, вежливо переспрашивать; поздравлять с праздником, выражать пожелания и
вежливо реагировать на поздравление; выражать благодарность; вежливо соглашаться
на предложение/отказываться от предложения собеседника; диалог - побуждение к
действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить
просьбу; приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться/не
соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения; диалограсспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов;
выражать своё отношение к обсуждаемым фактам и событиям; запрашивать
интересующую информацию; переходить с позиции спрашивающего на позицию
отвечающего и наоборот. Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются
в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания
речи с опорой на речевые ситуации, ключевые слова и/или иллюстрации, фотографии с
соблюдением норм речевого этикета. Объём диалога - до 5 реплик со стороны каждого
собеседника. Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание
устных связных монологических высказываний с использованием основных
коммуникативных типов речи: описание (предмета, внешности и одежды человека), в
том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного
персонажа); повествование/сообщение; изложение (пересказ) основного содержания
прочитанного текста;краткое изложение результатов выполненной проектной работы.
Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях
неофициального общения в рамках тематического содержания речи с опорой на
ключевые слова, план, вопросы, таблицы и/или иллюстрации, фотографии. Объём
монологического высказывания – 5-6 фраз.
Аудирование. При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя
и одноклассников и вербальная/невербальная реакция на услышанное. При
опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух
несложных адаптированных аутентичных аудиотекстов, содержащих отдельные
незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от
поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с
пониманием запрашиваемой информации. Аудирование с пониманием основного
содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные
факты/события в воспринимаемом на слух тексте; игнорировать незнакомые слова,
несущественные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием
запрашиваемой информации, предполагает умение выделять запрашиваемую
информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух
тексте. Тексты дляаудирования: высказывания собеседников в ситуациях повседневного
общения, диалог (беседа), рассказ, сообщение информационного характера. Время
звучания текста/текстов для аудирования — до 1,5 минут.
4
Смысловое чтение. Развитие умения читать про себя и понимать
адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные
незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости
от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с
пониманием запрашиваемой информации. Чтение с пониманием основного содержания
текста предполагает умение определять тему/основную мысль, главные факты/события;
прогнозировать содержание текста по заголовку/ началу текста; игнорировать
незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания; понимать
интернациональные слова в контексте. Чтение с пониманием запрашиваемой
информации предполагает умения находить в прочитанном тексте и понимать
запрашиваемую информацию. Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание
представленной в них информации. Тексты для чтения: беседа; отрывок из
художественного произведения, в том числе рассказ, сказка; отрывок из статьи научнопопулярного характера; сообщение информационного характера; сообщение личного
характера; объявление; кулинарный рецепт; стихотворение; несплошной текст
(таблица). Объём текста/текстов для чтения – 200-250 слов.
Письменная речь. Развитие умений письменной речи: списывание текста и
выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой
коммуникативной задачей; заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных
сведений; написание электронного сообщения личного характера: сообщать краткие
сведения о себе; расспрашивать друга/подругу по переписке о его/её увлечениях;
выражать благодарность, извинение; оформлять обращение, завершающую фразу
и подписьв соответствии с нормами неофициального общения. Объём письма — до 50
слов; создание небольшого письменного высказывания с опорой на образец, план,
иллюстрацию. Объём письменного высказывания — до 50 слов.
Языковые знания и умения
Фонетическая сторона речи. Различение на слух и адекватное, без
фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с
соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных
особенностей; чтение новых слов согласно основным правилам чтения. Чтение вслух
небольших адаптированных аутентичныхтекстов, построенных на изученном языковом
материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации,
демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: сообщение
информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ,
диалог (беседа). Объём текста для чтения вслух - до 75 слов.
Графика, орфография и пунктуация. Правильное написание изученных слов.
Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и
восклицательного знаков в конце предложения; запятой при перечислении и обращении.
Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета оформление
электронного сообщенияличного характера.
Лексическая сторона речи. Распознавание в письменном и звучащем тексте и
употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний,
речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического
содержания речи, с соблюдением существующей в карельском языке (собственно
карельское наречие) нормы лексической сочетаемости. Распознавание в звучащем и
письменном тексте и употребление в устной и письменной речи различных средств
связи для обеспечения логичности и целостности высказывания. Объём: около 650
лексических единиц для продуктивного использования (включая 550 лексических
единиц, изученных ранее) и около 700 лексических единиц для рецептивного усвоения
(включая 650 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы
словообразования:
аффиксация,
словосложение.
Синонимы.
Антонимы.
5
Интернациональные слова.
Грамматическая сторона речи. Распознавание в письменном и звучащем тексте и
употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и
синтаксических конструкций карельского языка. Основные коммуникативные типы
простых предложений в карельском языке: повествовательное, побудительное,
вопросительное (общий вопрос, альтернативный вопрос). Утвердительные и
отрицательные предложения. Восклицательные предложения. Основные структурносемантические типы простых предложений в карельском языке: интранзитивное
предложение, транзитивное предложение, посессивная конструкция, экзистенциальное
предложение, предикативное предложение. Сложносочинённые предложения,
сложноподчинённое предложение. Двусоставные и односоставные предложения, типы
односоставных предложений в карельском языке: определённо-личные односоставные
предложения, обобщённо-личные предложения. Предложения с прямым порядком слов.
Простые предложения со сказуемым, выраженным личной формой глагола, с
существительным в функции подлежащего, местоимением в функции подлежащего.
Предложения с номинативом грамматического субъекта, партитивом грамматического
субъекта. Согласование подлежащего и сказуемого в лице и числе. Согласованное
определение, неизменяемые прилагательные в функции определения, генитивное
определение. Объект в аккузативе без окончания (номинативе) в утвердительных
предложениях с императивом, аккузативе с окончанием (генитиве), аккузативе мн.ч.
(номинативе). Партитив объекта, выраженного вещественным существительным,
партитив объекта в отрицательных предложениях. Обстоятельство в форме внешне- и
внутренне- местного падежа; обстоятельство, выраженное наречием; обстоятельство,
выраженное конструкциями с предлогами и послелогами; обстоятельство в форме
эссива и транслатива. Части речи: именные части речи (существительные,
прилагательные, местоимения, числительные); глаголы; наречия; предлоги и послелоги;
союзы. Различные типы склонения имён, одноосновные и двуосновные имена; гласная
и согласная основа. Падежные формы имен в единственном и множественном числе
(существительные, прилагательные, местоимения); словоизменительные суффиксы в
карельском языке: формообразующие суффиксы и окончания; показатель мн.ч. в формах
косвенных падежей. Чередование кратких гласных основы слова. Чередование ступеней
согласных в основе слова: сильная ступень чередования согласных перед
притяжательными суффиксами в единственном числе. Указательные местоимения,
возвратное местоимение, вопросительные местоимения, относительные местоимения,
определительные
местоимения.
Склонение
указательных, вопросительных,
относительных местоимений. Степени сравнения прилагательных (компаратив,
суперлатив), склонение прилагательных в форме компаратива и суперлатива (ед.ч и
номинатив мн. ч.). Утвердительные и отрицательные формы презенса от одноосновныхи
двуосновных глаголов. Утвердительные и отрицательные формы имперфекта от
одноосновных и двуосновных глаголов. Утвердительные и отрицательные формы
перфекта отодноосновных и двуосновных глаголов. Формы повелительного наклонения
глаголов - императива (утвердительные и отрицательные формы 2, 3 лица единственного
числа и 1, 2, 3 лица множественного числа). Формы I, II причастия актива одноосновных
и двуосновных глаголов. Формы порядковых и количественных числительных:
количественные числительные от 100 до 1000 и их склонение; порядковые числительные
и их склонение. Наречия места, времени, образа действия. Предлоги и послелоги, союзы.
Социокультурные знания и умения
Знание и использование отдельных социокультурных элементов речевого
поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи. Знание и
использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической
фоновой лексики и реалий в рамках тематического содержания (некоторые
6
национальные праздники, традиции в питании и проведении досуга, этикетные
особенности посещения гостей). Знание социокультурного портрета родной страны и
Республики Карелия: знакомство с государственной символикой (флагом), некоторыми
национальными символами; традициями проведения основных национальных
праздников (Рождества, Нового года, Дня матери и т. д.);с особенностями образа жизни
и культуры (известными достопримечательностями, некоторыми выдающимися
людьми). Развитие умений: писать свои имя и фамилию, а также имена и фамилии своих
родственников и друзей на карельском языке (собственно карельское наречие);
правильно оформлять свой адрес на карельском языке (в анкете, формуляре); кратко
представлять Россию и Республику Карелия; кратко представлять некоторые
культурные явления родной страны и Республики Карелия (основные национальные
праздники, традиции в проведении досуга и питании); наиболее известные
достопримечательности; кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и
Республики Карелия (учёных, писателях, поэтах).
Компенсаторные умения
Использование при чтении и аудировании языковой догадки, в том числе
контекстуальной. Использование в качестве опоры при порождении собственных
высказываний ключевых слов, плана. Игнорирование информации, не являющейся
необходимой для понимания основного содержания прочитанного/прослушанного
текста илидля нахождения в тексте запрашиваемой информации. Сравнение (в том числе
установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и
основных функций в рамках изученной тематики.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности направлена на достижение следующих
образовательных результатов:
Личностные результаты
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе
в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на родном (карельском) языке (собственно карельское наречие);
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на родном (карельском) языке (собственно
карельское наречие);
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманиюи взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (карельского) языка
(собственно карельское наречие) в жизни народа, проявление интереса к познанию
родного (карельского) языка (собственно карельское наречие), к истории и культуре
своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному
(карельскому) языку (собственно карельское наречие), к достижениям своего народа
и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
7
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях,
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода
и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
другихнародов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных
видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт,ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровоепитание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения
в интернет- среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в
том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном
(карельском) языке (собственно карельское наречие), сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам
трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей;
- умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою
8
точкузрения на экологические проблемы;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих
вредокружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека сприродной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение
языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира,
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной
среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включаясемью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
- способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
- навык выявления и связывания образов, способность формировать новые
знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций,
планировать своё развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества
и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
Метапредметные результаты
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
9
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа,
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
инаблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом
образовании;
- формулировать
вопросы, фиксирующие
несоответствие
между
реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и
достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования
(эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
-прогнозировать возможное дальнейшее
развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
10
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от
коммуникативной установки;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
- воспринимать и
формулировать
суждения, выражать
эмоции
в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в
диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном
(карельском) языке (собственно карельское наречие);
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
- знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать
формат
выступления
с учётом
цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
- владеть разными способами
самомотивации и рефлексии;
самоконтроля
(в
том
числе
речевого),
11
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённомуречевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций;
- осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
междучленами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями,
«мозговой штурм» и другие);
- выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению
отчёта перед группой.
Предметные результаты
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
Коммуникативные умения: владеть основными видами речевой деятельности:
Говорение: вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог –
побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках отобранного тематического
содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными
и/или со зрительнымиопорами, с соблюдением норм речевого этикета (до 5 реплик со
стороны каждого собеседника); создавать разные виды монологических высказываний
(описание, в том числе характеристика; повествование/сообщение) с вербальными и/или
зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объём
монологического высказывания – 5–6 фраз); излагать основное содержание
12
прочитанного текста с вербальными и/или зрительными опорами (объём – 5–6 фраз);
кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объём – 5–6 фраз).
Аудирование: воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные
аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными
опорами или без опоры в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с
пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время
звучания текста/текстов для аудирования – до 1,5 минут).
Смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные адаптированные
аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной
проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной
задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой
информации (объём текста/текстов для чтения – 200–250 слов); читать про себя
несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию;
определять тему текста по заголовку;
Письменная речь: заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами
речевого этикета с указанием личной информации; писать электронное сообщение
личного характера, соблюдая речевой этикет (объём сообщения – до 50 слов); создавать
небольшое письменное высказывание с опорой на образец, план, ключевые слова,
картинку (объём высказывания – до 50 слов).
Языковые умения и навыки:
- владеть фонетическими навыками: различать на слух и адекватно, без ошибок,
ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с
соблюдением их ритмико-интонационных особенностей; выразительно читать вслух
небольшие адаптированные аутентичные тексты объёмом до 75 слов, построенные на
изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей
интонацией, демонстрируя понимание содержания текста; читать новые слова согласно
основным правилам чтения.
- владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова.
- владеть пунктуационными навыками: использовать точку, вопросительный и
восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении;
пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.
Лексическая сторона речи: распознавать в звучащем и письменном тексте 700
лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в
устной и письменной речи 650 лексических единиц (включая 550 лексических единиц,
освоенных ранее), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического
содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова,
образованные с использованием аффиксации:
- суффиксы имён существительных: -ni: poikani, marjani; -ja, -jä: rakentaja, myöjä; -in:
avain, šoitin; -uš, -yš: ilmotuš; -uš, -yš: kirjallisuš; -što, -štö: kirjašto; -la, -lä: ämmölä; -(i)kko,
-(i)kkö: kuušikko, hyllykkö; -oš, -öš: čikoš, kiännöš; -e: voije; -u, -y: juokšu, piäšy; суффиксы имён прилагательных: -(i)ni: tavallini; -kaš, -käš: tarmokaš, värikäš; -toin, -töin:
työtöin, onnetoin;- глагольные суффиксы: tta-, -ttä: kašvattua, lämmittyä; lahjottua, nimittyä;
-tu-, -ty-: kaunistuo, valmistuo; -nta-, -ntä-: šuomentua, täyventyä; -šta-, -štä-: muovoštua,
iäneštyä; -ntele-, -kšentele-: juokšentelen; -u-, -y: jatkuo, liittyö; -utu-, -yty-: avautuo, imeytyö;
-ntu-, -nty-: kaijentuo, leventyö; - štu-, -šty-: hermoštuo, myöhäštyö; распознавать и
употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы, антонимы и
интернациональные слова; распознавать и употреблять в устной и письменной речи
различные средства связи для обеспечения целостности высказывания.
Грамматическая сторона речи: распознавать в письменном и звучащем тексте
и употреблять в устной и письменной речи: основные коммуникативные типы простых
предложений на основе моделей ∕ речевых образцов: повествовательные,
13
вопросительные, побудительные предложения; общий вопрос: Onko šiula korttieri?;
специальные вопросы с вопросительными словами: Minä vuotena? (Minä vuotena olet
šyntyn?), Mistä? (Mistä olet kotosin?), Missä? (Missä kerrokšešša elät?), Millä? (Millä luokalla
olet?), Kuin äijän? (Kuin äijän še makšau?), Mimmoni? (Mimmoni pereh šiula on?);
альтернативный вопрос, союз vain: Kumpi teistä on vanhempi, šie vain Anna?;
утвердительные и отрицательные предложения; восклицательные предложения:
Mimmoni kaunis ilta on!; основные структурно-семантические типы простых
предложений в карельском языке на основе моделей ∕ речевых образцов: интранзитивное
предложение: Lapši makuau.; Tytöt ollah puistošša.; Ämmö eläy kyläššä.; транзитивное
предложение: Ukko rakenti kylyn rannalla.; Hyö piirruššetah karttua.; посессивную
конструкцию: Miula on äijän šukulaisie.; экзистенциальное предложение: Koulušša on
äijän tilua.; Koulušša ei ole kielistudijuo.; результативную конструкцию с транслативом:
Hiän tuli ilosekši.; результативную конструкцию с элативом: Ken šiušta tulou šuurena? –
Miušta tulou liäkäri.; предикативное предложение: Mie ta Pekka olemma hyvie yštävie.;
соблюдать порядок слов, характерный для каждого структурно-семантического типа
простых предложений; сложносочинённые и сложноподчинённые предложения
различных типов. Распознавать и употреблять в речи сложноподчинённые предложения
с придаточным в функции подлежащего: On hyvä, jotta meilä on loma.; придаточным в
функции определения: Tyttö, kumpani istuu penkillä, on Leenan čikko.; придаточным в
функции объекта: Oletko huomannun, jotta talvi on jo tullun?; придаточным в функции
обстоятельства: Kun kevät tulou, muuttolinnut myöššytäh; различные типы односоставных
предложений: определённо-личные односоставные предложения: Luven šanomalehtie.;
Tunnetko Leenan?; Olemma muuttan.; обобщённо-личные предложения: Mitä nuorena
oppiu, šen vanhana taitau.; безличные предложения: Tiälä vetäy.; Tuulou.; Šatau.;
конструкции долженствования: Šiun pitäy männä.; Šiun ei pie luatie šitä.; личные формы
глагола в функции сказуемого простого предложения: Myö pakajamma karjalakši.;
употреблять в составе сказуемого модальные глаголы: En voinun šoittua šiula eklein.;
существительное в функции подлежащего: Opaštaja tulou luokkah.; местоимение в
функции подлежащего: Še on kaunista.; номинатив грамматического субъекта: Pereh
lähtöy meččäh.; партитив грамматического субъекта: Miula ei ole šeukkuo.; Puušta lenti /
tippu lehtijä.; Laukušša on äijän kirjoja.; Kupissa on kahvie.; согласование подлежащего и
сказуемого в лице и числе: Tuuli humisou.; Kolme kiššua istuu katolla.; различные типы
определений: согласованное определение: Oššin uuvven šanakirjan.; неизменяемые
прилагательные в функции определения: viime netälillä, eri tavalla.; генитивное
определение: Tämä on nuapurin koira.; аппозитивное определение: Opaštaja Pällini eläy
koulun viereššä.; Mattion šyntyn Petroskoissa, Karjalan tašavallan piäkaupunkissa.; Tunnetko
Muarie Perttusen?; Čikollani Annilla on krippi.; определение в форме внутренне- или
внешне-местного падежа: Ikkinašta onnäkymä Kuittijärvellä.; инфинитивное определение:
Nyt on aika lähtie kotih.; номинатив, партитив и генитив предикатива: Kirja on uuši.; Kiät
ollah puhtahat.; Kirja on šiun.; Maito on vilu.;
Varpuset ollah lintuja.; объект в различных падежных формах: аккузативе без окончания
(номинативе) в утвердительных предложениях с императивом: Avua ikkuna.; аккузативе
без окончания (номинативе) в утвердительных неопределённо-личных предложениях:
Talo mualatah šinisekši.; аккузативе с окончанием (генитиве): Oštima šanakirjan.;
аккузативе мн.ч. (номинативе): Anna miula šukšet.; партитив объекта, выраженного
вещественным существительным: Karjalašša juuvvah äijän čäijyö.; партитив объекта в
отрицательных предложениях: Elä ota šitä.; аккузатив (номинатив, генитив) и партитив
объекта как грамматическое средство указания на характер протекания действия во
времени: Luajin šen juuri šilloin.; Luajin šitä juuri šilloin.; обстоятельство в форме внешнеи внутренне-местного падежа: Tiätä eläy Moskovašša.; обстоятельство, выраженное
наречием: Hiän laulau kaunehešti.; обстоятельство, выраженное конструкциями с
предлогами и послелогами: Lapšet leikitäh koivun alla.; обстоятельство в форме эссива и
14
транслатива: Hiän ruatau opaštajana koulušša.; Hiän tulou keittäjäkši.;падежные формы
единственного и множественного числа существительных и прилагательных,
относящихся к различным типам склонения (имена на -ni: šinini; на -i: hišši, hirvi, hiiri,
meri; на -e: vuate, liäke; на -is, -aš, -äš: kaunis, halukaš, mätäš; на -uš, -yš, -oš, -eš: harjotuš,
leivoš, vihanneš; на -uš, -yš: kaunehuš, kirjallisuš, nähtävyš; на -in: avain; на -ši: kuukauši,
mesi; на -ie: hopie).; одноосновные и двуосновные имена; формы множественного числа
существительных, прилагательных, местоимений с показателями множественного числа
в номинативе -t и в косвенных падежах -i-, -j-; формы именных частей речи: партитив
мн.ч. Ketä? Mitä? -a, -ä, -ta, -tä, -e, ja, -jä: laukku - laukkuja, kala - kaloja, kirja - kirjoja, kuva
– kuvie, šieni – šienie, tomatti – tomattija, vuate – vuatteita, oppilaš – oppilahie, käsityö –
käsitöitä, lampi - lampija.; генитив мн.ч. Kenen? Min? -jen, -ien: tyttö – tyttöjen, oppilaš –
oppilahien; формы мн.ч. внутренне-местных и внешне-местных падежей: taloloissa,
huonehista, katuloilla; формы эссива ед.ч.: Hän tuli ilosena kotih.; формы слов с
чередованием ступеней согласных в основе: lk:l (halko:halot), rk:r (kurki:kuret), tk:k
(matka:matat), hk:h (nahka:nahat), k:0 (jalka:jalat), k:v (joki:jovet), k:j (käki:käjet), t:0
(koti:koissa), t:v (rauta:rauvat), t:j (aita:aijat), p:v (repo:revot), p:v (huapa:huavat); формы
слов с сильной ступенью чередования согласных перед притяжательными суффиксами:
hänen poikah; различные местоимения с учётом особенностейих склонения по падежам
и числам: указательные местоимения: tämä, tuo, še, nämä, nuo, ne.; вопросительные
местоимения: Ken? Mi? Kumpi?; относительные местоимения: kumpani, ku; различные
формы склонения указательных, вопросительных, относительных, местоимений;
степени сравнения прилагательных: компаратив kallehempi, суперлатив kallehin; в том
числе в различных падежных формах ед. и мн. числа; формы простого претерита
(имперфекта): šanoin, en šanon, luajit, et luatin, hiän tuli, hiän ei tullun, vaštasima, emmä
vaššannun, häiriččijä, ettähäirinnyn, hyö oltih, hyö ei oltu, hiän pakeni, hiän ei puannun; формы
перфекта: olen kaččon, en olekaččon, olet käynyn, et ole käynyn, hiän on ollun, hiän ei ole
ollun, olemma tavannun, emmä ole tavannun, oletta valinnun, että ole valinnun, Oletko käynyn
Tverissä? – Olen käynyn.; формы повелительного наклонения глаголов, императива
(утвердительные и отрицательные формы 2 лица единственного и множественного
числа): šano, elä šano, šanokkua, elkyä šanokkua, šyö, eläšyö, šyökyä, elkyä šyökyä, mäne, elä
mäne, mänkyä, elkyä mänkyä, vaštua, elä vaštua, vaššakkua, elkyä vaššakkua, valiče, elä
valiče, valikkua, elkyä valikkua; формы действительных причастий прошедшего времени:
nakranut tyttö, jiänyt päivä, männyt vuosi, valinnut naini, kertonuolla pojalla, šyönyistä lapšista;
формы страдательных причастий прошедшего времени: kirjutettu kontrolliruato, ommeltu
mekko, korjatuissa autoloissa, valituilla ihmisillä; глаголы карельского языка с учётом их
управления: ajua (mitä?) autuo, ajua (millä?) autolla, eččie (mistä?) laukušta, laškie (mitä?)
mäkie, vuottua (mitä?) buššie, tykätä (mistä?) matkuštamisešta и др.; формы порядковых и
количественных числительных: количественные числительные от 100 до 1000000 и их
склонение; порядковые числительные и их склонение: šeiččemeš – šeiččemennellä и др.;
различные предлоги и послелоги, в т.ч.: aikana, alačči, alla, alta, ennein, eteh, i, ieštä, ilman,
ilmain, jälkeh, jäleššä, jäleštä, kautta, kešellä, kešeltä, kohalla, kohalta, kohti, kuluttuo, laijalla,
laijalta, luo, luona, luokše, luota, läpi, läpičči, mukah, mukana, myöten, ohi, peräššä, peräštä,
pitin, piäličči, piällä, piältä, poikki, piäššä, piäštä, päin, šiämeh, šiämeššä, šiämeštä, šuaten,
takuana, takuata, takie, tuakše, varrella, varrelta, varteh, varoin, vaššen vaštah, vaštapiätä,
viereh, viereštä, vierellä, viereltä, välih, välissä, välistä, välillä, väliltä, yli, yllä, yltä, ympäri,
ympärillä, ympäriltä; различные союзы, в т.ч.: jotta, kun, konša, vaikka, niin kuin, kuni;
составные (mitä ... šitä…, kun... ni ..., missä ... šielä .., kunne ... šinne ...).
Социокультурными
знания
и
умения:
использовать
отдельные
социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического
содержания речи; знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее
употребительную лексику, обозначающую реалии изучаемого языка в рамках
тематического содержания речи; обладать базовыми знаниями о социокультурном
15
портрете родной страны и Республики Карелия; кратко представлять Россию и
Республику Карелия на карельском языке (собственно карельское наречие).
Компенсаторные умения: использовать при чтении и аудировании языковую
догадку, в том числе контекстуальную; игнорировать информацию, не являющуюся
необходимой для понимания основного содержания прочитанного/ прослушанного
текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации; участвовать в
несложных учебных проектах с использованием материалов на карельском языке
(собственно карельское наречие) с применением ИКТ, соблюдая правила
информационной безопасности при работе в сети Интернет; использовать двуязычные
словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в
электронной форме.
16
Тематическое планирование
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Карельский язык» составлено с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся и
прежде всего, ценностных отношений:
Целевые ориентиры
1. Гражданское воспитание
знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном,
многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской
государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при
уважении прав и свобод, законных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на
участие в социально значимой деятельности.
2. Патриотическое воспитание
сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и
трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
3. Духовно-нравственное воспитание
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и
нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной
принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно- нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
17
духовно-нравственным нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства,
значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа,
российского общества.
4. Эстетическое воспитание
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в
искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание их влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и
соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм
зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
5. Физическое воспитание
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других
людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
18
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности
с учетом возраста.
6. Трудовое воспитание
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; проявляющий интерес к практическому изучению профессий
и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для
успешной профессиональной самореализации в российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных и общественных интересов, потребностей.
7. Экологическое воспитание
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры
человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе; ориентированный на применение знаний
естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
8. Ценности научного познания
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей,
достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура,
деятельность в информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной
областях познания, исследовательской деятельности.
19
1.
Виды
деятельности обучающихся
3.
Формируемые
социально значимые
и ценностные
отношения
Электронные и цифровые
образовательные ресурсы
Kertaušta.
Повторение.
Воспринимать карельские фразы
на слух, распознавать и
употреблять в речи основную
коммуникативную фразу.
2.
Кол-во часов
№п
/п
Название темы
(раздела),
тема занятия
Matkuštamini.
Путешествие.
Лето, летние месяцы,
летняя погода.
Виды транспорта.
Путешествие по
Карелии.
Туризм,
туристическое
снаряжение, поход в
лес, правила
безопасного отдыха на
природе.
Kauppa.
Магазин.
http://resources.krc.karelia.ru/illh/
doc/knigi_stati/sanakirja.pdf
1
1,2,3,8
fulr.karelia.ru/eku/karel_yaz_6kl_
pankrateva_e_v/index.html
Выделять необходимую
информацию при чтении и
аудировании.
Составлять высказывания с опорой
на схему.
Уметь вести диалог по теме с
использованием новых
лексических единиц.
http://resources.krc.karelia.ru/illh/
doc/knigi_stati/sanakirja.pdf
fulr.karelia.ru/eku/karel_yaz_6kl_
pankrateva_e_v/index.html
3
2,4,5,6,7,8
https://omamedia.ru/mediacenter/l
earn-lang/sobstvennokarelskiy/nachalnyy-uroven/
20
Продукты питания:
мясо, рыба, овощи,
фрукты, бакалея,
хлебобулочные
изделия, кондитерские
изделия и т.д.
Хранение продуктов,
приготовление пищи,
рецепты, инструкции.
Продуктовый магазин,
покупки.
4.
Yštävä.
Друг.
Мой друг (возраст,
внешность, характер,
привычки и
увлечения).
Дружбе надо учиться.
Что мы делаем вместе.
5.
Koulu.
Школа.
Наша школа: учебные
классы, актовый зал,
спортивный зал,
библиотека, столовая,
Выделять необходимую
информацию при чтении и
аудировании.
http://resources.krc.karelia.ru/illh/
doc/knigi_stati/sanakirja.pdf
fulr.karelia.ru/eku/karel_yaz_6kl_
pankrateva_e_v/index.html
Воспринимать на слух доступные
тексты в аудиозаписи.
3
2,3,4,6,8
https://omamedia.ru/mediacenter/l
earn-lang/sobstvennokarelskiy/nachalnyy-uroven/
Знать новую лексику, уметь
составлять диалоги с новыми
структурами.
Читать вслух небольшие тексты,
основанные на изученном
языковом материале. Уметь
составлять монологические
высказывания по теме.
Писать письмо другу , опираясь на
образец.
Уметь вести диалог по теме с
использованием новых
лексических единиц.
http://resources.krc.karelia.ru/illh/
doc/knigi_stati/sanakirja.pdf
fulr.karelia.ru/eku/karel_yaz_6kl_
pankrateva_e_v/index.html
3
1,2,3,4,5,8
https://omamedia.ru/mediacenter/l
earn-lang/sobstvennokarelskiy/nachalnyy-uroven/
Использовать языковую догадку в
процессе чтения и аудирования.
http://resources.krc.karelia.ru/illh/
doc/knigi_stati/sanakirja.pdf
4
1,2,3,4,8
21
спортивная площадка.
Расписание занятий,
учебные предметы.
Занятия после уроков:
кружки
художественного
творчества,
спортивные секции.
Школьная форма.
Правила поведения в
школе.
Дорога в школу,
правила дорожного
движения, дорожная
безопасность.
6.
Talvi.
Зима.
Зима в Карелии.
Зимняя погода.
Зимний лес.
Животные
карельского леса.
Зимние забавы и виды
спорта: хоккей,
коньки, лыжи,
сноуборд, катание с
fulr.karelia.ru/eku/karel_yaz_6kl_
pankrateva_e_v/index.html
https://omamedia.ru/mediacenter/l
earn-lang/sobstvennokarelskiy/nachalnyy-uroven/
Анализировать и сокращать
письменную информацию,
заполнять таблицы.
Уметь вести диалог по теме с
использованием новых
лексических единиц.
Читать вслух небольшие тексты,
основанные на изученном
языковом материале. Уметь
составлять монологические
высказывания по теме.
Составлять высказывания с опорой
на схему.
http://resources.krc.karelia.ru/illh/
doc/knigi_stati/sanakirja.pdf
5
1,2,5,6,7,8
fulr.karelia.ru/eku/karel_yaz_6kl_
pankrateva_e_v/index.html
Уметь вести диалог по теме с
использованием новых
лексических единиц.
22
горок.
Новый год, семейные
и школьные традиции
празднования
новогоднего
праздника.
Анализировать и сокращать
письменную информацию,
заполнять таблицы.
Новогодние подарки
родным и друзьям.
Воспринимать карельские фразы
на слух, распознавать и
употреблять в речи основную
коммуникативную фразу.
Воспринимать карельские фразы
на слух, распознавать и
употреблять в речи основную
коммуникативную фразу.
Новогоднее угощение.
7.
https://omamedia.ru/mediacenter/l
earn-lang/sobstvennokarelskiy/nachalnyy-uroven/
Šuomi.
Финляндия.
Финляндия на карте
мира. Климат,
население,
крупнейшие города
Финляндии.
Хельсинки – столица
Финляндии,
достопримечательност
и Хельсинки. Финская
Лапландия– вотчина
Йоулупукки.
Использовать языковую догадку в
процессе чтения и аудирования.
http://resources.krc.karelia.ru/illh/
doc/knigi_stati/sanakirja.pdf
fulr.karelia.ru/eku/karel_yaz_6kl_
pankrateva_e_v/index.html
Анализировать и сокращать
письменную информацию,
заполнять таблицы.
2
4,6,7,8
https://omamedia.ru/mediacenter/l
earn-lang/sobstvennokarelskiy/nachalnyy-uroven/
23
8.
9.
Kalevala.
Калевала.
Биография Элиаса
Лённрота – создателя
поэмы «Калевала».
Карельские и финские
эпические песни как
основа «Калевалы».
Раиса Ремшуева –
переводчик
«Калевалы» на
собственно карельское
наречие карельского
языка.
Калевальские мифы о
сотворении мира.
Pereh.
Семья.
Семья, состав семьи.
Внешность, характер
членов семьи.
Занятия членов семьи.
Близкие и дальние
родственники.
Семейное древо,
родословная.
Традиционная
карельская семья.
Пользоваться словарем
карельского языка.
http://resources.krc.karelia.ru/illh/
doc/knigi_stati/sanakirja.pdf
Выделять необходимую
информацию при чтении и
аудировании.
Воспринимать карельские фразы
на слух, распознавать и
употреблять в речи основную
коммуникативную фразу.
fulr.karelia.ru/eku/karel_yaz_6kl_
pankrateva_e_v/index.html
4
1,2,3,4,7,8
https://omamedia.ru/mediacenter/l
earn-lang/sobstvennokarelskiy/nachalnyy-uroven/
Использовать языковую догадку в
процессе чтения и аудирования.
Разработать краткосрочный
проект.
Выступать с устной презентацией
проекта.
Отвечать на вопросы по теме.
http://resources.krc.karelia.ru/illh/
doc/knigi_stati/sanakirja.pdf
fulr.karelia.ru/eku/karel_yaz_6kl_
pankrateva_e_v/index.html
5
1,2,3,4,5,6,7,8
https://omamedia.ru/mediacenter/l
earn-lang/sobstvennokarelskiy/nachalnyy-uroven/
Воспринимать карельские фразы
на слух, распознавать и
24
употреблять в речи основную
коммуникативную фразу.
10.
Ruoka.
Еда, угощение.
День рождения,
праздничный обед.
Покупка продуктов
питания,
приготовление
праздничных блюд,
сервировка стола.
Здоровое питание,
полезные и вредные
продукты.
Посещение кафе,
меню, заказ блюд,
правила поведения за
столом.
Итого: 34 часа
Подготовить, разыграть диалог по
теме.
Уметь вести диалог по теме с
использованием новых
лексических единиц.
Анализировать и сокращать
письменную информацию,
заполнять таблицы.
Подготовить, разыграть диалог по
теме.
http://resources.krc.karelia.ru/illh/
doc/knigi_stati/sanakirja.pdf
fulr.karelia.ru/eku/karel_yaz_6kl_
pankrateva_e_v/index.html
4
2,3,4,6,8
https://omamedia.ru/mediacenter/l
earn-lang/sobstvennokarelskiy/nachalnyy-uroven/
25