Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Школьный музей 2025-2026 уч.г

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026

1. Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания
подрастающего поколения особенно актуальна в настоящее время. Система образования
является одним из главных инструментов в формировании у детей общечеловеческих
ценностей, нравственных качеств личности, сопричастности с судьбой своей страны.
Воспитать гражданина и патриота – основная задача школы. Одним из ведущих
направлений патриотического воспитания является краеведение и музееведение.
Краеведческая работа на базе школьного музея развивает интерес к изучению истории,
воспитывает уважение к истокам родной земли, ее преданиям, быту, традициям народа,
природным особенностям.
Школьный музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и
подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории малой
родины, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и
поисковую деятельность.
Музейная педагогика дает возможность развивать сотворчество, активность,
самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и
пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность;
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к
исследовательской деятельности и компьютерному обучению.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Школьный музей» разработана в соответствии со
следующими документами, регламентирующими образовательную деятельность:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом
Министерства просвещения от 09.11.2018 №196;
 СанПиН 1.2.3685-21и Санитарные правила (СП 2.4.3648-20);
 Указ Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2019 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»;
 Уставом МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева»;
 Методические рекомендации о создании и функционировании структурных
подразделений
образовательных
организаций,
выполняющих
учебнообразовательные функции музейными средствами, утвержденными Федеральным
центром детско-юношеского туризма и краеведения от 09.07.2020г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Школьный музей» разработана на основе учета интересов
учащихся, профессионального потенциала педагогического коллектива, программнометодического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Цель программы:
 создание условий для целостного духовно-нравственного и социального развития
личности учащихся путем приобщения к православным, патриотическим,
культурно-историческим традициям России в процессе вовлечения обучающихся в
деятельность по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия
родного края средствами музейной деятельности.
Задачи программы:
2












обеспечить гарантий права ребенка на дополнительное образование;
формировать общую культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в
обществе;
развивать у обучающихся интерес к культуре, традициям, истории родного края;
формировать у обучающихся патриотическое, ценностное отношение к своей малой
Родине, защите Отечества – посредством изучения истории свой семьи, школы,
города, округа;
развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности при
обучении музейному делу;
развивать самостоятельность и инициативу;
организовать содержательный досуг;
помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального
мастерства в музейном деле;
обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья,
профессионального самоопределения и творческого труда детей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Школьный музей» предназначена для обучающихся 1-4 и
5-9 классов МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева».
Специфическими особенностями Программы являются:
 нацеленность на профессиональную подготовку;
 этнографическая составляющая (изучение языкового наследия карелов);
 занятость учащихся во второй половине дня после основных уроков.
Виды деятельности согласно Программе:
 научно-исследовательская;
 поисково-собирательская;
 фондовая;
 экспозиционно-выставочная;
 экскурсионно-просветительская;
 познавательная;
 трудовая.
Особенности режима и организация образовательного процесса:
Режим работы и расписание занятий по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Школьный
музей» (далее Программа) максимально учитывает учебную нагрузку школьников по
основной и адаптированной образовательным программам и отвечает запросам родителей
(законных представителей).
Обучение проводится после школьных уроков. Между занятиями по
общеобразовательным программам и занятиями по программе дополнительного
образования детей перерыв составляет не менее 1 часа.
Программа рассчитана на проведение теоретических, практических и
индивидуальных занятий с обучающимися 7-16 лет в течение 2 лет. Общее количество
часов – 204 (102ч. за 1 уч. год).
Учебные группы формируются на базе 1-4 и 5-9 классов. Численный состав группы
составляет 12 обучающихся.
3

Продолжительность и число занятий в неделю устанавливается в зависимости от
возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с
учетом санитарных норм и правил: продолжительность одного учебного часа – 40 минут,
продолжительность перемены между занятиями – 10 минут.
Условия набора обучающихся:
В группы принимаются обучающиеся, имеющие интерес к данному виду деятельности.
Формы организации музейных занятий:
 лекции;
 экскурсии;
 консультации;
 литературные и исторические гостиные;
 встречи с интересными людьми;
 исторические игры, викторины, театрализации;
 проектная и исследовательская деятельность;
 использование интернет – технологий;
 создание видеопрезентаций;
 посещение школьных музеев и музеев города;
 оформление выставок, обновление экспозиций.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических групповых и
индивидуальных занятий, самостоятельной работы.
2. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Наименование разделов

1

Введение в
музееведение.
Поисковособирательская и
исследовательская
деятельность.
Фондовая деятельность
Экспозиционновыставочная
деятельность.
Экскурсионнопросветительская
деятельность.
Итого

2

3
4

5

Количество часов
1 год
2 год
обучения обучения
15

10

30

30

15

15

20

15

22

32

102

102

Формы контроля/аттестации
1.Тестовые, контрольные, срезовые
задания (устный опрос, письменный
опрос, тестирование).
2. Демонстрационные: организация
выставок, экскурсий.
3. Самооценка обучающихся своих
знаний и умений.
4. Комбинированная: анкетирование,
наблюдение, решение проблемы.
5. Индивидуальные карточки с
заданиями различного типа.
9. Игра-практикум.
10. Викторина, тематический
кроссворд.
12.Творческий отчет.

Учебно – тематический план
(1 год обучения, 102 часа)
4

№
п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов
Всего
часов

Теория

Практика

Наука «Музееведение». Виды и назначение музеев.

2

1

1

1.2

История создания школьного музея.

2

1

1

1.3

Музейная терминология.

2

1

1

1.4

Музейные профессии.

2

1

1

1.5

Музеи родного края, города.

7

1

6

1.

Введение в музееведение

1.1

Итого по разделу: 15 часов
2.

Поисково-собирательская и исследовательская
деятельность

2.1

Исторические и географические сведения о родном крае.

3

2

1

2.2

История края в цифрах и фактах. Знаменитые люди края.

3

2

1

2.3

Выбор объекта исследования.

3

1

2

2.4

Источники комплектования музейных фондов.

1

1

-

2.5

Правила сбора краеведческой информации.

1

1

-

2.6

Работа с подписками местных газет, краеведческой и
справочной литературой.

5

1

4

2.7

Работа с интернет-источниками.

5

1

4

2.8

Этика
общения
с
населением.
вспомогательного оборудования.

4

1

3

2.9

Родословная и семейный архив.

5

1

4

Использование

Итого по разделу: 30 часов
3.

Фондовая деятельность

3.1

Фонды музея как источник исторической информации.

2

1

1

3.2

Учет фондов музея. Инвентарная книга.

6

2

4

3.3

Хранение фондов музея.

2

1

1

3.4

Электронная база музея.

5

2

3

Итого по разделу: 15 часов
4.

Экспозиционно-выставочная деятельность

5

4.1

Музейная экспозиция и её виды.

2

1

1

4.2

Экспозиции школьного музея.

4

1

3

4.3

Оформление музейной экспозиции.

5

1

4

4.4

Создаем проект экспозиции.

9

2

7

Итого по разделу: 20 часов
5.

Экскурсионно-просветительская деятельность

5.1

Виды просветительской деятельности школьного музея.

15

3

12

5.2

Введение в экскурсоведение.

1

1

-

5.3

Виды экскурсий.

1

1

-

5.4

Методика проведения экскурсий. Навыки экскурсовода.

3

1

2

5.5

Создание «портфеля экскурсовода».

2

1

1

Итого по разделу: 22 часов

Содержание учебно – тематического плана:
(1 год обучения)
Раздел 1. Введение в музееведение
Теория: Знакомство с помещением музея, экспонатами. Инструктаж по ТБ и
гигиеническими правилами при работе с экспонатами. История музейного дела. Музейная
терминология. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека.
Современный музей и его предназначение. Социальные функции школьного музея. Выбор
актива школьного музея. Знакомство с документацией музея и публикациями в печати о
деятельности музея образовательного учреждения.
Практика: Интерактивные игры: «Профиль музея», «Кто в музее главный»,
посещение городских и школьных музеев города Костомукша, индивидуальная работа с
энциклопедическими словарями, тематической литературой и тематическими интернетсайтами. Посещение музеев различного профиля: краеведческого, школьного,
художественного.
Раздел 2. Поисково-собирательская и исследовательская деятельность
Теория: Правила ведения поисково-собирательской деятельности. Результаты
поисковой и собирательской деятельности учащихся как основа создания музея, музейной
экспозиции.
Источники
исторического
исследования:
устные,
письменные,
археологические, этнографические и другие. Правила сбора краеведческой информации:
периодическая печать, краеведческая и специальная литература, архив музея. Краеведы,
старожилы, работники архивов и жители микрорайона как источник получения
информации. Организация и ведение интервью. Дополнительное оборудование при работе
с устными историческими источниками. Возможности сети Интернет.
Понятие «музейный предмет» и «предмет музейного значения». Классификация
музейных предметов. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование,
выявление и сбор памятников истории и культуры, включение их в музейное собрание.
6

Основные источники комплектования фондов. Акты приема и передачи музейных
предметов. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, музейных
предметах. Фотофиксация. Обеспечение научной и физической сохранности находок.
Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.
Знаменательные даты в истории России, Карелии, родного города. Памятные места
родного края. Географическое положение и символика родного края. Особенности
растительного и животного мира, охрана природы. История города и семьи как предмет
музейного изучения. Биографии членов семьи, рода. Родословные таблицы. Запись
рассказов и воспоминаний родственников. Описание семейного архива и семейных
реликвий учащихся. Исследовательские работы: виды, требования к их написанию и
оформлению. Правила выступления и устная защита творческой работы.
Практика: работа с периодической печатью, краеведческой и специальной
литературой, архивом музея; проведение бесед и фиксирование информации; поиск и сбор
материалов по заданию актива музея. Экскурсии, встречи с местными жителями по
изучению темы. Посещение школьной и городской библиотеки и памятников истории
города. Оформление итогов поисково-собирательской работы, творческие задания по
осмыслению получаемой информации, ее отражение в архивах школьного музея.
Проекты: «Истории родного города», «История нашей школы», «Родословная моей
семьи», «Семейные традиции», «Знаменитые люди края (земляки)».
Раздел 3. Фондовая деятельность
Теория: Понятие фонда музея, типология предметов, входящих в музейное собрание.
Структура фондов: основного и научно-вспомогательного. Обменный, дуплетный фонды.
Фонды музея как источник исторической информации. Назначение музейного фонда:
комплектование, регистрация, учёт, хранение и изучение объектов наследия. Понятие
«музейный экспонат», правила его оформления, хранения, экспонирования.
Учетная документация музея: инвентарные книги и описи, паспорта музейных
предметов и картотеки. Атрибуция и шифровка музейных предметов. Коллекции музея.
Условия хранения фондов. Научная, юридическая и физическая сохранность предметов
музейного значения. Температурно-влажностный и световой режимы хранения. Условия
хранения фондов в экспозиции и запасниках. Организация учёта и обеспечения
сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других
исследований. Передача музейных предметов в фонды государственных и муниципальных
музеев. Что нельзя хранить в музее образовательного учреждения.
Практика: Знакомство с документацией музея. Изучение формуляров и документов.
Изготовление документов учёта и описания краеведческих материалов. Проведение
деловой игры-практикума по ведению документов в соответствии с ролевыми функциями
актива музея. Оформление текущих поступлений в фонды музея. Выполнение
индивидуальных заданий по описанию предметов, находящихся в фондах музея.
Атрибуция и шифровка музейных предметов. Практикум по разработке системы
документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных
предметов. Создание электронной базы музея.
Исследовательский проект «История одного экспоната».
Раздел 4. Экспозиционно-выставочная деятельность
Теория: Экспозиционно-выставочная работа как отражение профильной научной
работы и содержания фондов музея. Экспозиционер и дизайнер: особенности профессии.
Выстраивание экспозиционно-выставочного пространства, формирование документации,
определение места и роли экспонатов, выстраивание экспозиций и выставок. Экспозиции
музеев. Концепция и художественный замысел экспозиции. Последовательность создания
экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана,
разработка архитектурно-художественного проекта, изготовлении оборудования, текстов,
7

монтаж и оформление. Виды экспозиции: тематическая, систематическая,
монографическая, ансамблевая. Экспозиционное оборудование. Основные приемы
экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в
экспозиционном использовании. Тексты в музейной экспозиции. Правила составления
этикеток к экспонатам. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практика Участие в работе по оформлению разделов экспозиции музея,
посвященных истории города, школы, развитию образования в крае, тематических
выставок согласно Плана работы. Выполнение практических заданий по подготовке
музейных предметов к экспонированию, составление этикеток к экспонатам. Подготовка
предложений и проектов выставок, их обсуждение. Практикум по составлению этикетажа
к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Раздел 5. Экскурсионно-просветительская деятельность
Теория: Возникновение и развитие экскурсионного дела. Роль и значение экскурсии.
Классификация экскурсий. Профессия экскурсовод. Методики проведения экскурсии.
Структура экскурсии, ее содержание, план и порядок проведения. Составление маршрута,
учет времени, логические переходы. Сочетание показа с рассказом. Подготовка экскурсии
на основе музейной экспозиции. Экскурсионные объекты края, города. Виртуальная
экскурсия.
Изучение и анализ литературы и других источников информации по экскурсионным
темам. Знакомство с образом жизни, бытом, фольклорными традициями и обычаями
коренных народов на территории края. Организация и проведение тематических вечеров,
праздников, исторических театрализаций (в т.ч. на карельском языке) на базе музейных
экспонатов.
Практика: Проведение пробных музейных экскурсий под руководством педагога.
Учебно – тематический план
(2 год обучения, 102 часа)
№
п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов
Всего
часов

Теория

Практика

Наука «Музееведение». Виды и назначение музеев.
Музейные профессии. Музейная терминология.

2

1

1

Музеи родного края, города.

8

2

6

1.

Введение в музееведение

1.1
1.2

Итого по разделу: 10 часов
2.

Поисково-собирательская и исследовательская
деятельность

2.1

Исторические и географические сведения о родном крае.

3

2

1

2.2

История края в цифрах и фактах. Знаменитые люди края.

3

2

1

2.3

Выбор объекта исследования.

3

1

2

2.4

Источники комплектования музейных фондов.

1

1

8

2.5

Правила сбора краеведческой информации.

1

1

-

2.6

Работа с подписками местных газет, краеведческой и
справочной литературой.

5

1

4

2.7

Работа с интернет-источниками.

5

1

4

2.8

Этика
общения
с
населением.
вспомогательного оборудования.

4

1

3

2.9

Родословная и семейный архив.

5

1

4

Использование

Итого по разделу: 30 часов
3.

Фондовая деятельность

3.1

Фонды музея как источник исторической информации.

2

1

1

3.2

Учет фондов музея. Инвентарная книга.

6

2

4

3.3

Хранение фондов музея.

2

1

1

3.4

Электронная база музея.

5

2

3

Итого по разделу: 15 часов
4.

Экспозиционно-выставочная деятельность

4.1

Музейная экспозиция и её виды. Экспозиции школьного
музея.

3

1

2

4.3

Оформление музейной экспозиции.

4

1

3

4.4

Создаем проект экспозиции.

8

1

7

Итого по разделу: 15 часов
5.

Экскурсионно-просветительская деятельность

5.1

Виды просветительской деятельности школьного музея.

15

1

12

5.2

Введение в экскурсоведение.

1

1

-

5.3

Виды экскурсий. Методика проведения экскурсий.
Навыки экскурсовода.

13

3

10

5.4

Создание «портфеля экскурсовода».

3

1

2

Итого по разделу: 32 часов
Содержание учебно – тематического плана:
(2 год обучения)
Раздел 1. Введение в музееведение

9

Теория: Инструктаж по ТБ и гигиеническими правилами при работе с экспонатами.
Музейная терминология. Современный музей и его предназначение. Социальные функции
школьного музея. Выбор актива школьного музея.
Практика: Проект «Что я знаю о музее», посещение городских и школьных музеев
города Костомукша, индивидуальная работа с энциклопедическими словарями,
тематической литературой и тематическими интернет-сайтами. Посещение музеев
различного профиля: краеведческого, школьного, художественного.
Раздел 2. Поисково-собирательская и исследовательская деятельность
Теория: Правила ведения поисково-собирательской деятельности. Результаты
поисковой и собирательской деятельности учащихся как основа создания музея, музейной
экспозиции.
Источники
исторического
исследования:
устные,
письменные,
археологические, этнографические и другие. Правила сбора краеведческой информации:
периодическая печать, краеведческая и специальная литература, архив музея. Краеведы,
старожилы, работники архивов и жители микрорайона как источник получения
информации. Организация и ведение интервью. Дополнительное оборудование при работе
с устными историческими источниками. Возможности сети Интернет.
Понятие «музейный предмет» и «предмет музейного значения». Классификация
музейных предметов. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование,
выявление и сбор памятников истории и культуры, включение их в музейное собрание.
Основные источники комплектования фондов. Акты приема и передачи музейных
предметов. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, музейных
предметах. Фотофиксация. Обеспечение научной и физической сохранности находок.
Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.
Знаменательные даты в истории России, Карелии, родного города. Памятные места
родного края. Географическое положение и символика родного края. Особенности
растительного и животного мира, охрана природы. История города и семьи как предмет
музейного изучения. Биографии членов семьи, рода. Родословные таблицы. Запись
рассказов и воспоминаний родственников. Описание семейного архива и семейных
реликвий учащихся. Исследовательские работы: виды, требования к их написанию и
оформлению. Правила выступления и устная защита творческой работы.
Практика: работа с периодической печатью, краеведческой и специальной
литературой, архивом музея; проведение бесед и фиксирование информации; поиск и сбор
материалов по заданию актива музея. Экскурсии, встречи с местными жителями по
изучению темы. Посещение школьной и городской библиотеки и памятников истории
города. Оформление итогов поисково-собирательской работы, творческие задания по
осмыслению получаемой информации, ее отражение в архивах школьного музея.
Проекты: «Истории родного города», «История нашей школы», «Родословная моей
семьи», «Семейные традиции», «Знаменитые люди края (земляки)».
Раздел 3. Фондовая деятельность
Теория: Понятие фонда музея, типология предметов, входящих в музейное собрание.
Структура фондов: основного и научно-вспомогательного. Обменный, дуплетный фонды.
Фонды музея как источник исторической информации. Назначение музейного фонда:
комплектование, регистрация, учёт, хранение и изучение объектов наследия. Понятие
«музейный экспонат», правила его оформления, хранения, экспонирования.
Учетная документация музея: инвентарные книги и описи, паспорта музейных
предметов и картотеки. Атрибуция и шифровка музейных предметов. Коллекции музея.
Условия хранения фондов. Научная, юридическая и физическая сохранность предметов
музейного значения. Температурно-влажностный и световой режимы хранения. Условия
хранения фондов в экспозиции и запасниках. Организация учёта и обеспечения
10

сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других
исследований. Передача музейных предметов в фонды государственных и муниципальных
музеев. Что нельзя хранить в музее образовательного учреждения.
Практика: Знакомство с документацией музея. Изучение формуляров и документов.
Изготовление документов учёта и описания краеведческих материалов. Проведение
деловой игры-практикума по ведению документов в соответствии с ролевыми функциями
актива музея. Оформление текущих поступлений в фонды музея. Выполнение
индивидуальных заданий по описанию предметов, находящихся в фондах музея.
Атрибуция и шифровка музейных предметов. Практикум по разработке системы
документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных
предметов. Создание электронной базы музея.
Исследовательский проект «История одного экспоната».
Раздел 4. Экспозиционно-выставочная деятельность
Теория: Экспозиционно-выставочная работа как отражение профильной научной
работы и содержания фондов музея. Экспозиционер и дизайнер: особенности профессии.
Выстраивание экспозиционно-выставочного пространства, формирование документации,
определение места и роли экспонатов, выстраивание экспозиций и выставок. Экспозиции
музеев. Концепция и художественный замысел экспозиции. Последовательность создания
экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана,
разработка архитектурно-художественного проекта, изготовлении оборудования, текстов,
монтаж и оформление. Виды экспозиции: тематическая, систематическая,
монографическая, ансамблевая. Экспозиционное оборудование. Основные приемы
экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в
экспозиционном использовании. Тексты в музейной экспозиции. Правила составления
этикеток к экспонатам. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практика Участие в работе по оформлению разделов экспозиции музея,
посвященных истории города, школы, развитию образования в крае, тематических
выставок согласно Плана работы. Выполнение практических заданий по подготовке
музейных предметов к экспонированию, составление этикеток к экспонатам. Подготовка
предложений и проектов выставок, их обсуждение. Практикум по составлению этикетажа
к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Раздел 5. Экскурсионно-просветительская деятельность
Теория: Возникновение и развитие экскурсионного дела. Роль и значение экскурсии.
Классификация экскурсий. Профессия экскурсовод. Методики проведения экскурсии.
Структура экскурсии, ее содержание, план и порядок проведения. Составление маршрута,
учет времени, логические переходы. Сочетание показа с рассказом. Подготовка экскурсии
на основе музейной экспозиции. Экскурсионные объекты края, города. Виртуальная
экскурсия.
Изучение и анализ литературы и других источников информации по экскурсионным
темам. Знакомство с образом жизни, бытом, фольклорными традициями и обычаями
коренных народов на территории края. Организация и проведение тематических вечеров,
праздников, исторических театрализаций (в т.ч. на карельском языке) на базе музейных
экспонатов.
Практика: Организация и проведение экскурсий «Литературное наследие Я.В.
Ругоева», «Жизнь и творчество Я.В. Ругоева», «Дорогами Калевалы», «Быт карельских
крестьян», «Истории нашей школы», «Ими гордится школа», «Страницы военных
историй». Создание виртуальной экскурсии. Участие в организации и проведении
литературного вечера «Песнь поем о родимой земле», исторических постановок по
11

карельским сказкам (в т.ч. на карельском языке). Работа с фондами городской библиотеки
и музея.
Примечание: содержание тем на музейных занятиях корректируется с учетом
возраста обучающихся и ориентировано на индивидуальный подход к каждому ребенку.
3. Планируемые результаты освоения курса
Программа «Школьный музей» направлена на достижение следующих
образовательных результатов:
Личностные результаты
 формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства
гордости за достижения своих предков и современников;
 воспитание уважительного отношения к своей родине, ее истории, любви к родному
краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от
возраста, национальности, вероисповедания;
 понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в
природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
 формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни,
освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды
обитания.
 формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные
 развивать способность применять для решения учебных и практических задач
различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и
др.);
 овладеть способами организации, планирования различных видов деятельности
(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание
специфики каждой;
 овладеть способами получения, анализа и обработки информации (обобщение,
классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации
(моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.);
 развивать способности в связной логически целесообразной форме речи передать
результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением,
описанием повествованием;
 развивать умение сотрудничать, выполнять коллективную работу.
Предметные
 осознавать значение музейной деятельности в формировании целостного духовнонравственного и гражданско-патриотического развития личности;
 знать и различать профессии, связанные с музееведением;
 владеть навыками поиска краеведческой информации из различных источников;
 владеть навыками коммуникации с устными историческими источниками;
 решать поисковые задачи, понимать сущность явлений и их взаимосвязь;
 владеть умением распознавать предметы, имеющие музейную ценность;
 уметь создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с
учетом норм русского языка;
 владеть навыками экскурсионного рассказа;
 уметь работать в команде.
12

4.Формы аттестации/контроля







Входной контроль – проводится при наборе, изучаются интерес и отношение
ребенка к выбранной деятельности, его личностные качества. Входной контроль
проводится в форме беседы с обучающимся.
Текущий контроль проводится в течение учебного года на каждом занятии в форме
наблюдения. Педагог определяет степень усвоения обучающимися учебного
материала, выявляет обучающихся, отстающих или опережающих обучение, это
позволяет педагогу подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль проводится по окончании темы или выполнения
практической работы, изучается динамика освоения содержания программы,
контролируется эффективность работы обучающихся по результатам выполнения
практических заданий по каждой теме. Форму промежуточного контроля определяет
педагог по своему усмотрению - педагогическое наблюдение, устный опрос,
викторины, самостоятельная практическая работа, участие в выставках и конкурсах.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе с целью
определения усвоения знаний, умений и навыков в форме устного опроса и
экскурсии или участия в творческих конкурсах. Итоговый контроль осуществляется
в конце года на итоговом занятии, контроль позволяет определить эффективность
обучения детей по программе, выявить определенные результаты и по
необходимости внести изменения в учебный процесс.
Критерии оценки результативности освоения образовательной программы

№
п/п

Показатели
(оцениваемые
параметры)

Степень выраженности
оцениваемого качества

Число
баллов

Методы диагностики

1. Предметные результаты
1.1

1.2

Устойчивый
интерес
обучающихся к
истории и культуре
своего края,
желание изучать
эту историю;
проявление
интереса к
предмету
музееведение.

Появление
навыков работы в
музее; стремление
к освоению
профессионального
мастерства в
музейном деле

Низкий уровень –
обучающийся овладел
менее, чем ½ объёма
знаний, предусмотренных
программой.
Средний уровень – объём
усвоенных знаний
составляет более ½.
Высокий уровень – освоил
практически весь объём
знаний, предусмотренных
программой в конкретный
период.
Низкий уровень. По
аналогии с п.1.1.
Средний уровень. По
аналогии с п.1.1.
Высокий уровень. По
аналогии с п.1.1.

Анкетирование
учащихся и родителей;
тестирование, анализ
результатов
выступлений на
творческих
3
балла мероприятиях,
конкурсах:
представление
4-5
баллов тематического
исследовательского
проекта, исторической
театральной
постановки, участие в
0-2
разработке сценариев и
балла проведении музейных
3
мероприятий
балла (тематических
праздников и вечеров,
4-5
баллов лекций, встреч),
организация выставок
и др.
0-2
балла

13

2. Метапредметные результаты
2.1 Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу,
пользоваться
компьютерными
источниками

2.2 Умение
осуществлять
учебноисследовательскую
работу (писать
рефераты,
проводить
самостоятельные
учебные
исследования).

Низкий уровень –
Анализ
обучающийся испытывает
исследовательской
серьёзные затруднения
работы
0-2
при работе со специальной
балла
литературой, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога.
Средний уровень –
работает со специальной
3
литературой с помощью
балла
педагога или родителей.
Высокий уровень –
работает со специальной
литературой
4-5
самостоятельно, не
баллов
испытывает особых
трудностей.
Низкий уровень –
Анализ
обучающийся испытывает
исследовательской
серьёзные затруднения
работы
при проведении
0-2
исследовательской работы, балла
нуждается в постоянной
помощи и контроле
педагога.
Средний уровень –
занимается
3
исследовательской
балла
работой с помощью
педагога или родителей
Высокий уровень –
осуществляет
исследовательскую работу
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей.

2.3 Умение выступать
перед аудиторией

4-5
баллов

Низкий уровень –
обучающийся испытывает
серьёзные затруднения
при общении с
аудиторией.

0-2
балла

Средний уровень –
испытывает минимальные
затруднения при
выступлении перед
аудиторией, при ведении
дискуссии.

3
балла

Наблюдение

14

Высокий уровень – не
испытывает трудностей
при общении с
аудиторией.

4-5
баллов

3. Личностные результаты
3.1 Конфликтность
(отношение
ребёнка к
столкновению
интересов (спору) в
процессе

3.2 Тип
сотрудничества
(отношение
ребёнка к общим
делам детского
объединения).
3.3 Самоконтроль
(умение
контролировать
свои поступки
(приводить
к должному свои
действия).










Периодически
провоцирует конфликты.
Сам в конфликтах не
участвует, старается их
избежать.
Пытается самостоятельно
уладить возникающие
конфликты.
Избегает участия в общих
делах.
Участвует при
побуждении извне.
Инициативен в общих
делах.
Обучающийся постоянно
действует под
воздействием
контроля извне.
Периодически
контролирует себя сам.
Постоянно контролирует
себя сам.

0-2
балла

Наблюдение

3
балла
4-5
баллов
0-2
балла
3
балла
4-5
баллов
0-2
балла
3
балла
4-5
баллов

Материально-техническое обеспечение программы:
помещение школьного музея;
шкафы, витрины, стенды для размещения музейных экспонатов;
экспонаты музея;
компьютерная техника с выходом в информационно-коммуникационную сеть
Интернет;
мультимедийное оборудование для демонстрации фото- и видеоматериалов,
презентаций;
наглядные тематические пособия;
научно-методическая и научная литература;
учебные столы и стулья.
Список использованной литературы:

1. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. - М., 2007
2. Музееведение: учеб. пособие для студентов специальности 031502 –музеология /
под. ред. доц. Н. В. Мягтиной. - Владимир, 2010.
15

3. Организация работы музея образовательного учреждения // Методические
рекомендации - Пермь,2005.
4. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб-метод.
пособие / Под ред. Н.М. Лайковой. - М., 2001.
5. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. - М., 2002.
6. Юренева Т.Ю. Музееведение. Учебник. - М., 2007.
Ссылки на интернет-источники:
1. https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2018/12/15/obrazovatelnaya-programmashkolnyy-muzey
2. https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2018/12/15/obrazovatelnaya-programmashkolnyy-muzey
3. https://infourok.ru/programma-kruzhka-shkola-yunogo-ekskursovoda-425057.html

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».