ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026
Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и
рассчитана на 1 ч в неделю, 34 часа в год.
Обучение потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания
таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного
труда. Данная программа позволяет ликвидировать пробелы в знаниях в соответствии с
требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Особенность курса состоит:
-) в систематизации и углублении знаний по основным разделам школьного курса математики;
-) в формировании умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;
-) в развитии самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
-) в формировании учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики,
связи с другими темами;
-) в формировании аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умения преодолевать
трудности при решении более сложных задач;
-) в осуществлении работы с дополнительной литературой;
-) в акцентировании внимания, учащихся на единых требованиях к правилам оформления
различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной школы;
-) в расширении математических представлений, учащихся по определённым темам.
Планируемые результаты освоения программы курса
Личностные результаты:
 Ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а
также на основе формирования уважительного отношения к труду.
 Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики.
 Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни.
 Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к нравственным поступкам.
 Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве.
 Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД
 определять собственные проблемы и причины их возникновения при работе с математическими
объектами;
 формулировать собственные версии или применять уже известные формы и методы решения
математической проблемы, формулировать предположения и строить гипотезы относительно
рассматриваемого объекта и предвосхищать результаты своей учебно-познавательной
деятельности;
 определять пути достижения целей и взвешивать возможности разрешения определенных
учебно-познавательных задач в соответствии с определенными критериями и задачами;
2
 выстраивать собственное образовательное подпространство для разрешения определенного
круга задач, определять и находить условия для реализации идей и планов (самообучение);
 самостоятельно выбирать среди предложенных ресурсов наиболее эффективные и значимые
при работе с определенной математической моделью;
 уметь составлять план разрешения определенного круга задач, используя различные схемы,
ресурсы построения диаграмм, ментальных карт, позволяющих произвести логико-структурный
анализ задачи;
 уметь планировать свой образовательный маршрут, корректировать и вносить определенные
изменения, качественно влияющие на конечный продукт учебно-познавательной деятельности;
 умение качественно соотносить свои действия с предвкушаемым итогом учебнопознавательной деятельности посредством контроля и планирования учебного процесса в
соответствии с изменяющимися ситуациями и применяемыми средствами, и формами
организации сотрудничества, а также индивидуальной работы на уроке;
 умение отбирать соответствующие средства реализации решения математических задач,
подбирать инструменты для оценивания своей траектории в работе с математическими понятиями
и моделями;
Познавательные УУД
 умение определять основополагающее понятие и производить логико-структурный анализ,
определять основные признаки и свойства с помощью соответствующих средств и инструментов;
 умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять основное на фоне
второстепенных данных;
 умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей
изучаемой задачи до частных рассмотрений;
 умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений основных
компонентов изучаемого математического раздела или модели, понятия или классов, выделяя
определенные существенные признаки или критерии;
 умение выявлять, строить закономерность, связность, логичность соответствующих цепочек
рассуждений при работе с математическими задачами, уметь подробно и сжато представлять
детализацию основных компонентов при доказательстве понятий и соотношений на
математическом языке;
 умение организовывать поиск и выявлять причины возникающих процессов, явлений, наиболее
вероятные факторы, по которым математические модели и объекты ведут себя по определенным
логическим законам, уметь приводить причинно-следственный анализ понятий, суждений и
математических законов;
 умение строить математическую модель при заданном условии, обладающей определенными
характеристиками объекта при наличии определенных компонентов формирующегося
предполагаемого понятия или явления;
 умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую математической задачи
на язык графического отображения - составления математической модели, сохраняющей основные
свойства и характеристики;
 умение задавать план решения математической задачи, реализовывать алгоритм действий как
пошаговой инструкции для разрешения учебно-познавательной задачи;
 умение строить доказательство методом от противного;
 умение работать с проблемной ситуацией, осуществлять образовательный процесс посредством
поиска методов и способов разрешения задачи, определять границы своего образовательного
пространства;
 уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи и устанавливать соотношение
рассматриваемых объектов;
 умение переводить, интерпретировать текст в иные формы представления информации: схемы,
диаграммы, графическое представление данных;
3
Коммуникативные УУД
 умение работать в команде, формирование навыков сотрудничества и учебного взаимодействия
в условиях командной игры или иной формы взаимодействия;
 умение распределять роли и задачи в рамках занятия, формируя также навыки
организаторского характера;
 умение оценивать правильность собственных действий, а также деятельности других
участников команды;
 корректно, в рамках задач коммуникации, формулировать и отстаивать взгляды,
аргументировать доводы, выводы, а также выдвигать контраргументы, необходимые для
выявления ситуации успеха в решении той или иной математической задачи;
 умение пользоваться математическими терминами для решения учебно-познавательных задач, а
также строить соответствующие речевые высказывания на математическом языке для
выстраивания математической модели;
 уметь строить математические модели с помощью соответствующего программного
обеспечения, сервисов свободного отдаленного доступа;
Предметные результаты:
 формирование навыков поиска математического метода, алгоритма и поиска решения задачи;
 формирование навыка решения определенных типов задач;
 умение работать с таблицами, со схемами, с текстовыми данными; уметь преобразовывать
знаки и символы в доказательствах и применяемых методах для решения образовательных задач;
 умение приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать информационные
компоненты математического характера и уметь применять законы и правила для решения
конкретных задач;
 умение выделять главную и избыточную информацию, производить смысловое сжатие
математических фактов, совокупности методов и способов решения; уметь представлять в
словесной форме, используя схемы и различные таблицы, графики и диаграммы, карты понятий и
кластеры, основные идеи и план решения той или иной математической задачи.
Содержание курса
Алгебра
Моделирование реальных ситуаций на языке алгебры. Табличное и графическое
представление данных, план и схема, извлечение нужной информации. Изменчивость при
измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах. Вычисления и
преобразование величин. Исследование простейших математических моделей.
Преобразования алгебраических выражений, решение уравнений, неравенств и их систем.
Понятие уравнения и корня уравнения. Представление о равносильности уравнений. Область
определения уравнения (область допустимых значений переменной).
Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения.
Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме
Виета. Решение квадратных уравнений: использование формулы для нахождения корней,
графический метод решения, разложение на множители, подбор корней с использованием
теоремы Виета. Количество корней квадратного уравнения в зависимости от его дискриминанта.
Биквадратные уравнения. Уравнения, сводимые к линейным и квадратным. Квадратные уравнения
с параметром.
Решение простейших дробно-линейных уравнений. Решение дробно-рациональных уравнений.
4
Методы решения уравнений: методы равносильных преобразований, метод замены переменной,
графический метод. Использование свойств функций при решении уравнений. Простейшие
иррациональные уравнения вида
Уравнения вида xn = a. Уравнения в целых числах.
Преобразование дробно-линейных выражений: сложение, умножение, деление. Алгебраическая
дробь. Сокращение алгебраических дробей. Приведение алгебраических дробей к общему
знаменателю. Действия с алгебраическими дробями: сложение, вычитание, умножение, деление,
возведение в степень.
Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных.
Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Примеры доказательств в
алгебре. Действия с иррациональными числами: умножение, деление, возведение в степень.
Множество действительных чисел.
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Преобразования выражений, содержащих
степени с натуральным показателем.
Одночлен, многочлен. Действия с одночленами и многочленами (сложение, вычитание,
умножение). Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы и разности.
Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка,
применение формул сокращенного умножения. Квадратный трехчлен, разложение квадратного
трехчлена на множители. Теорема Безу.
Неравенства и системы неравенств с одной переменной. Решение неравенств и систем неравенств
с одной переменной: линейных, квадратных. Изображение решения неравенств и систем
неравенств на числовой прямой. Запись решения неравенств и систем неравенств.
Функциональные зависимости величин. Графики функций.
Декартовы координаты на плоскости. Формирование представлений о метапредметном понятии
«координаты». Способы задания функций: аналитический, графический, табличный. График
функции. Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных реальных
процессов и решения задач. Значение функции в точке. Свойства функций: область определения,
множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, четность/нечетность, промежутки
возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения. Исследование функции по ее
графику.
Свойства и график линейной функции. Угловой коэффициент прямой. Расположение графика
линейной функции в зависимости от ее углового коэффициента и свободного члена. Нахождение
коэффициентов линейной функции по заданным условиям: прохождение прямой через две точки с
заданными координатами, прохождение прямой через данную точку и параллельной данной
прямой.
Свойства и график квадратичной функции (парабола). Построение графика квадратичной функции
по точкам
Построение и чтение графиков функций, построение и исследование простейших математических
моделей.
Геометрия
Величина угла. Градусная мера угла. Свойства равнобедренного треугольника. Внешний угол
треугольника. Сумма углов треугольника
Геометрическая фигура. Внутренняя, внешняя области фигуры, граница. Линии и области на
плоскости. Выпуклая и невыпуклая фигуры. Плоская и неплоская фигуры. Понятие величины.
Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины Выделение свойств объектов.
Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Точка, отрезок, прямая, луч,
ломаная. Плоскость, угол, биссектриса угла и ее свойства, виды углов, многоугольники,
окружность и круг.
Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.
5
Площади. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, трапеции,
формула Герона, формула площади выпуклого четырехугольника, формулы длины окружности и
площади круга
Площади. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, трапеции,
формула площади выпуклого четырехугольника, формулы длины окружности и площади круга.
Площадь правильного многоугольника.
Теорема Пифагора. Тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике.
Тригонометрические функции угла. Теоретические аспекты, теоремы, аксиомы, определения,
формулы, леммы.
Предметные результаты
Алгебра
 понимать особенности десятичной системы счисления;
 оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
 выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от
конкретной ситуации;
 сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
 выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы
вычислений, применение калькулятора;
 использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в
ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные
практические расчёты.
 использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
 оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
 оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи,
содержащие буквенные данные; работать с формулами;
 выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и
квадратные корни;
 выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил
действий над многочленами и алгебраическими дробями;
 выполнять разложение многочленов на множители.
 решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений
с двумя переменными;
 понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения
разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
 применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения
систем уравнений с двумя переменными.
 понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства,
свойства числовых неравенств;
 решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные
неравенства с опорой на графические представления.
 понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические
обозначения);
 строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе
изучения поведения их графиков;
 понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений
окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей
между физическими величинами.
Геометрия
6
 распознавать
на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и
пространственные геометрические фигуры;
 распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды,
цилиндра и конуса;
 строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
 определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и
наоборот;
 вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
 пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного
расположения;
 распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
 находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от
0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур
(равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
 оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над
функциями углов;
 решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между
ними и применяя изученные методы доказательств;
 решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с
помощью циркуля и линейки;
 решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
 использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение
длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
 вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и
секторов;
 вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
 вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности
и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
 решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги
окружности, формул площадей фигур;
 решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя
при необходимости справочники и технические средства).
 вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
 использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Тематическое планирование курса
№ Тема занятия
1
Моделирование
реальных
ситуаций на
языке алгебры
Колво
часов
Основные виды деятельности
учащихся
Формируемые
ценностные
отношения
(приложение)
7
Выполняют
вычисления
и 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8
преобразования,
осуществляют
практические расчеты, строят и
исследуют математические модели,
используют приобретенные знания
7
и
умения
деятельности
в
практической
2
Числовые и
буквенные
выражения
3
Выполняют
преобразования 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8
алгебраических выражений, находят
значения буквенных выражений,
осуществляя
необходимые
подстановки
3
Уравнения и
неравенства
4
Решают линейные и квадратные 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8
уравнения с одной переменной.
Решение уравнений более высокой
степени с одной переменной.
Решают неравенства с одной
переменной и их системы.
4
Функции и
графики
4
Строят
и
читают
графики 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8
различных функций, описывают с
помощью
функций
различные
зависимости между величинами,
интерпретируют
графики
зависимостей
5
Геометрические
фигуры
3
Выполняет
действия
с 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8
геометрическими
фигурами,
различают их взаимное положение,
решают планиметрические задачи
на нахождение геометрических
величин
6
Площадь
многоугольника
3
Распознают геометрические фигуры 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8
на
плоскости,
решают
планиметрические
задачи
на
нахождение
геометрических
величин (площадей), осуществляют
расчеты по формулам
7
Измерения и
вычисления
3
Определяют координаты точки 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8
плоскости, проводят операции над
векторами, вычисляют длину и
координаты вектора, угол между
векторами, синус, косинус и тангенс
угла
8
8
Практикум
7
Итого
34
Проводят
доказательные 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8
рассуждения,
оценивают
логическую
правильность
рассуждений,
распознают
ошибочные заключения
9
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема занятия
1
Практикоориентированные задачи
2
Решение
задач
на 2
движение
Решение задач на смеси
1
и сплавы
Алгебраические
1
выражения.
0,5
1,5
0
1
0
1
Преобразование
алгебраических
выражений.
Решение уравнений.
Решение систем
уравнений
Решение неравенств.
Решение систем
неравенств
Функции. Свойства и
графики.
2
0
2
2
0
2
2
0
2
1
0
1
2
0
2
1
0
1
лекция, практикум
11
Кусочно-заданные
функции.
Функции, содержащие
модуль.
Треугольник. Углы.
консультация,
самостоятельная
работа
практикум,
самостоятельная
работа
лекция, практикум
1
0
1
12
Четырехугольник.
1
0
1
13
Окружность
1
0
1
14
Площадь треугольника.
1
0
1
15
1
0
1
1
0
1
1
0
1
18
Площадь
четырехугольника.
Площадь
комбинированных
фигур.
Векторы. Операции над
векторами.
Метод координат.
практикум,
консультация,
практикум,
консультация,
практикум,
консультация,
практикум,
консультация,
практикум,
консультация,
практикум,
консультация,
2
0
2
19
Практикум
7
0
7
3
4
5
6
7
8
9
10
16
17
Всего часов,
Теория
(1час
в
неделю)
4
1
Практика
Формы
деятельности
3
лекция, практикум,
самостоятельная
работа
лекция, практикум,
консультация
практикум,
консультация,
консультация,
самостоятельная
работа
консультация,
самостоятельная
работа
практикум,
консультация
практикум,
консультация,
практикум,
консультация,
практикум,
консультация,
самостоятельная
работа
Итого
34
1,5
32,5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.
Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре: учебное пособие
для 8 – 9 классов с углублённым изучением математики – М.: Просвещение, 2010 г.
2.
Гордин Р.К. Теоремы и задачи школьной геометрии. Базовый и профильный уровни. – М.:
МЦНМО, 2018 г.
3.
Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г. Задачи по геометрии 7 – 11 классы. Пособие для
учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2010 г.
4.
Интернет-ресурсы:
http://www.fipi.ru
11
Формируемые социально – значимые и ценностные отношения.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания
обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей,
обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры
1 Гражданское воспитание
знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих
гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
2 Патриотическое воспитание
сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов
России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной
стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в
прошлом и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
3 Духовно-нравственное воспитание
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на
духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных ценностей и норм с
учётом осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих
традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и
общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного
согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания
детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части
12
духовной культуры своего народа, российского общества.
4 Эстетическое воспитание
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций
и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении
здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том
числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и
психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
5 Физическое воспитание
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в
быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
6 Трудовое воспитание
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; проявляющий интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.
7 Экологическое воспитание
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения,
значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе; ориентированный на
применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны
13
природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
8 Ценности научного познания
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире
(языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
14