Рабочая программа внеурочной деятельности_театральная мастерская_2025

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная мастерская» разработана для
занятий студии «Вдохновение» (учащихся 6-7 классов) в соответствии с обновленными
требованиями ФГОС основного общего образования. В процессе разработки программы
главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного,
коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к
активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и
других народов, уважительного отношения к труду.
Художественное творчество, в том числе театральная деятельность, выполняет
колоссальную воспитательную миссию. Художественное воспитание обладает свойством
«всеобщности вхождения в культуру» подрастающего поколения. Театр – важнейший
ресурс для выявления и развития талантов и одаренностей в каждом ребенке; выступает
инструментом формирования детского коллектива, командного единения на основе
качественного репертуара, ведь постановка спектакля с детьми – это системный
педагогический процесс.
Студия «Вдохновение» - детский коллектив, созданный в школе с 2023 года. В связи
с этим возникла необходимость в разработке рабочей программы внеурочной деятельности
по актёрскому мастерству, в котором раскрываются следующие направления и разделы:
театральная игра; культура и техника речи; основы театральной культуры; ритмопластика;
художественное оформление спектакля, элементы грима, работа над спектаклем. Занятия
сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу
чувств, будят соучастие, сострадание. Программа внеурочной деятельности «Театральная
мастерская» помогает обучающимся раскрыть творческие способности и даёт возможность
поиска и выбора пути самореализации в обществе как личности.
В основу реализации программы положен индивидуальный подход, уважение к
личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую
удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится
воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. И чем увереннее будет
ребёнок в своей деятельности, тем больше удовольствия он получит от совместного
творчества, тем ярче и красочнее становится эмоциональный мир, тем выше будет
результативность программы.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно
–деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию
познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом
его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия
художественной практической деятельностью по данной программе решают не только
задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуальнотворческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой
индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными
предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал
средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с
разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает
детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для
развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. В программе уделяется
большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного
использования
развивающего
потенциала
информационной
среды
образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача
учебной
информации
производится
различными
способами (рисунки, схемы,
видеоматериалы, презентации т т.д.). Включены задания, направленные на активный поиск
новой информации– в книгах, словарях, справочниках.
1

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта
коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге,
развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного
взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект,
инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры.
Цель программы:
Создание условий и формирование творческой личности ребёнка средствами театральной
педагогики.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
- обогатить духовный мир ребёнка и обучить навыкам актёрского мастерства;
- научить детей понимать язык театра;
- познакомить обучающихся с основными видами театральной игры;
- раскрыть индивидуальные способности обучающихся, в том числе эмоциональнообразное восприятие окружающего мира;
- развить основные психические процессы и качества (восприятие, память, внимание,
наблюдательность, фантазия, воображение, коммуникабельность, чувство ритма, смелость
публичного самовыражения);
- развить речевой аппарат и пластическую выразительность движения;
- воспитывать общую культуру и художественный вкус;
- воспитывать культуру поведения в детском коллективе и театре;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.
Рабочая программа воспитания МБОУ КГО «СОШ № 1 им. Я.В. Ругоева» реализуется через
использование воспитательного потенциала занятий внеурочной деятельности
«Театральная мастерская». Эта работа осуществляется в следующих формах:
 побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях
предметов, явлений, событий через обращение внимания на ярких деятелей
культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который
они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их
жизни, на мотивы их поступков;
 использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной
деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения и
интерпретации;
 инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям
художественной литературы и искусства;
 включение форм игровой деятельности, которая помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы;
 применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
 применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
2






выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на занятиях эмоционально-комфортной среды.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
Программа рассчитана на один год обучения, на 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Срок реализации – 1 год (2025/2026 учебный год)
Содержание программы курса внеурочной деятельности
Программа включает следующие разделы:
1. Введение. «Театр снаружи и внутри». Театральные здания, культура поведения в
театре.
2. Основы театральной культуры
Виды театрального искусства. Театральные профессии.
Устройство зрительного зала и сцены.
Отличие театрального искусства от других видов искусства. Словарь театральных
терминов. Посещение театра, спектакля, театральной студии. Заочная экскурсия.
3. Театральная игра
Игры на внимание, воображение, на развитие координации движения, игрыдраматизации, игры-действия с воображаемыми предметами. Этюды
4. Культура и техника речи
Речевое дыхание. Артикуляция. Рождение звука. Дикция и скороговорка. Интонация.
Диалог и монолог.
5. Ритмопластика.
Разминка - разогрев тела. Жест и мимика.
Ритмичность. Внимание и координация движений. Речедвигательная координация.
Гибкость рук
Пластические импровизации. Этюды
6. Художественное оформление спектакля
Декорация. Свет. Музыкальное сопровождение. Реквизит, костюм. Разминка - разогрев
тела. Жест и мимика.
7. Элементы грима
Из истории грима. Анализ мимической работы лица. Грим, имитирующий животного.
Грим, имитирующий растение. Грим характерный. Грим старого лица.
3

8.Работа над спектаклем, показ спектакля
Репетиции отдельных картин спектакля. Сводная репетиция. Показ спектакля. Рефлексия.
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл
познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте
вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы
направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мизансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
 работа над ролью, актерские этюды
 театральные игры,
 конкурсы,
 викторины,
 беседы,
 очные и заочные экскурсии в театр и музеи,
 спектакли.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку
театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.
Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром,
учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их
действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся
выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть
осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его
видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление
спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает
воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности
детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются совместные просмотры и
обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников;
устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественновоспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Алгоритм работы над пьесой.
Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если
есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и
мотивов поведения отдельных персонажей.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно
условна), с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком.
Премьера.
Формой подведения итогов реализации программы курса является выступление на
школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных
4

мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших
классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для
свободного просмотра.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:


пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,
сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
5

Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
 знать театральные упражнения и их правила;
 выполнять упражнения тренинга пластической выразительности;
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
 сочинять этюды по сказкам;
 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 выразительному чтению;
 различать произведения по жанру;
 умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение);
 умению создавать образ в спектакле.
Система оценки достижения планируемых результатов по курсу внеурочной
деятельности «Театральная мастерская»
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
 Текущий контроль: осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий;
 Промежуточный: праздники, участие в выступлениях классного и школьного
уровня;
 итоговую оценку: спектакли, открытые мероприятия школьного уровня.
Внешняя оценка включает:
 выступления на мероприятиях различного уровня;
 независимую оценку качества подготовки обучающихся, мониторинги по УУД
обучающихся.
1) Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по курсу внеурочной деятельности
«Театральная мастерская» (Приложение1).
2) Оценочные материалы (Приложение 2).
Тематическое планирование внеурочной деятельности (кружка, секции, студии)
составлено с учётом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Воспитательный потенциал рабочей программы внеурочной деятельности обеспечивает
реализацию следующих целевых ориентиров воспитания обучающихся на уровне ООО.
Воспитательный потенциал данной программы на уровне основного общего образования
обеспечивает реализацию следующих целевых ориентиров воспитания обучающихся и
прежде всего, ценностных отношений:
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования /5-9 классы
Целевые ориентиры
1.Гражданское воспитание
знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом
сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения,
6

российского национального исторического сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих
гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
2.Патриотическое воспитание
сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов
России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и
современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
3.Духовно-нравственное воспитание
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на
духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных ценностей и норм с учётом
осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального
и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия
людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части
духовной культуры своего народа, российского общества.
4.Эстетическое воспитание
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в
том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков,
7

игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и
психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
5.Физическое воспитание
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в
быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
6.Трудовое воспитание
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; проявляющий интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском
обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.
7.Экологическое воспитание
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения,
значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе; ориентированный
на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны
природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной
направленности.
8.Ценности научного познания
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире
(языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

8

Тематическое планирование
Кол-во
№
1

Разделы и темы

часов

Вводное занятие.

формы
деятельности
Устный опрос

«Театр снаружи и внутри».
Театральные здания. Культура
поведения в театре.

1

Целевые
ориентиры
1,2, 3,4,

Используемые электронные ресурсы

https://vk.com/wall-836135_1496

Анкетирование

https://theatre-museum.ru/

Заочная экскурсия

https://theatre-museum.ru/theater/3001011
http://puppet.krl.muzkult.ru/

итого
2
2.1

2.2

1

Основы театральной культуры
Виды театрального искусства.
Театральные профессии.

1

Устройство зрительного зала и
сцены.

1

Устный опрос

1,2,3

https://www.theatre.ru/links/

пересказ

https://puppets-lamp.ru/repertuar/buratino/

Устный опрос

https://pandia.ru/text/80/390/197.php

пересказ
Практическая
работа
«Устройство
зрительного зала
и сцены»

2.3

2.4

Отличие театрального искусства от
других видов искусства. Словарь
театральных терминов.

1

Посещение театра.

1

Устный опрос

2,3

https://theatre-museum.ru/

3,6

https://theatre-museum.ru/theater/3001011

викторина
Диалог-опрос
Наблюдение
Заочная экскурсия
9

итого
3

Театральная игра

3.1

Игры на внимание.

4

1

Пересказ

3,8

https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2020/05/27/igry-i-uprazhneniyana-razvitie-vnimaniya

творческая работа
3.2

Игры на воображение.

1

творческая работа

3,8

https://multiurok.ru/files/kartoteka-igr-iuprazhnenii-na-razvitie-voobrazh-1.html

3.3

Игры на развитие координации
движений.

1

творческая работа

3,5,8

https://multiurok.ru/files/igry-i-igrovyeuprazhneniia-na-koordinatsiiu-dvizh.html

3.4

Игры на действия с воображаемыми
предметами.

1

творческая работа

3,5,8

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitierechi/2015/03/25/podvizhnye-igry-nadeystviya-s-voobrazhaemymi-predmetami

3.5

Игры-драматизации.

1

творческая работа

3,5,8

https://ped-kopilka.ru/letnii-lager/teatralnyeigry-i-uprazhnenija-dlja-detei-10-12-let.html

3.6

Игровые этюды.

2

Пересказ

3,5,6,8

https://ped-kopilka.ru/letnii-lager/teatralnyeigry-i-uprazhnenija-dlja-detei-10-12-let.html

3,5,8

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/rechev
oe_dyixanie_osnova_pravilnoj_rechi/

творческая работа
итого
4
4.1

7

Культура и техника речи
Речевое дыхание. Артикуляция.

1

Игры и
упражнения,
направленные на
развитие дыхания
и свободы
речевого аппарата

10

4.2

Рождение звука. Дикция и
скороговорка.

2

отработка звуков
на
материале
скороговорок,
долгоговорок,
стихов.

2,3,8

https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2020/03/21/izvestnye-russkieskorogovorki-i-chistogovorki
https://vk.com/topic-91074899_31990067

4.3

Интонация.

1

отработка
интонации на
материале
скороговорок,
стихов, сказок

2,3,8

https://vk.com/artvinci?w=wall43882028_23152

4.4

Диалог и монолог.

2

творческая
работа,
инсценирование
диалогов

2,3,8

https://www.olesya-emelyanova.ru/indexpiesy-kolobok.html

Устный опрос

3,5,8

https://elib.gikit.ru/books/pdf/2023/Uchebnaj
a_literatura/Pahomov_Scenicheskoe_dvizhen
ie_Koordinacionnyj_trening_UMP_2023.pdf

3,5,8

https://partacademy.ru/scenicheskoedvizhenie-kak-dvigatsya-na-scene

итого
5
5.1

5.2

6

Ритмопластика
Разминка - разогрев тела. Жест и
мимика.

1

Ритмичность. Внимание и
координация движений.

1

Разминка

Разминка,
упражнения на
развитие
внимания и
координации
движений

11

5.3

Речедвигательная координация.
Гибкость рук.

1

Разминка,
упражнения на
развитие
внимания и
координации
движений

5.4

Пластические импровизации. Этюды.

1

итого
6
6.1

6.2

https://partacademy.ru/scenicheskoedvizhenie-kak-dvigatsya-na-scene

творческая работа
– инсценировка
по мотивам
стихотворения К.
Чуковского
«Федорино горе»

2,3,5,8

https://partacademy.ru/scenicheskoedvizhenie-kak-dvigatsya-na-scene

Практическая
работа
«Музыкальное
сопровождение».
Практическая
работа
«Декорация».

3,6,8

https://www.culture.ru/poems/33121/fedorino
-gor

4

Художественное оформление
спектакля
Декорация. Свет. Музыкальное
сопровождение.

1

Реквизит, костюм.

1

итого
7

3,5,8

Изготовление
реквизита

https://www.culture.ru/live/movies/41435/sne
gurochka
https://www.culture.ru/live/movies/30490/sne
zhnaya-koroleva

2,3,6,8

https://infourok.ru/teatralnyj-kostyum-i-egofunkcii-v-teatralnoj-postanovke4274409.html

2

Элементы грима

12

7.1

7.2

Из истории грима. Анализ
мимической работы лица. Грим,
имитирующий животного. Грим,
имитирующий растение.

1

Грим характерный. Грим старого
лица.

1

итого
8
8.1

Практическая
работа:
«Прочерчивание
контура костей
своего лица»
Практическая
работа «Грим
клоуна»

3,6,8

https://ftp.lgaki.info/virtual/bakalavr/dnevnay
a/horeografiya/objee/grim/lekcii.pdf
3,8

https://ftp.lgaki.info/virtual/bakalavr/dnevnay
a/horeografiya/objee/grim/lekcii.pdf

2

Работа над спектаклем
Репетиции отдельных картин
спектакля.

5

Работа с текстом,
отработка
интонации,
движения на
сцене

1,2,3,5,6,8

8.2

Сводная репетиция.

1

Знание текста и
роли

1,2,3,6,8

8.3

Показ спектакля.

1

Исполнение роли

1,2,3,6,8

Отчет инсценировка

1,2,3,6,8

итого
9

https://infourok.ru/metodicheskayarazrabotka-grim-v-pomosh-prepodavatelyamteatralnogo-iskusstva-5838979.html

Итоговое занятие. Отчёт, показ
любимых инсценировок.

7
1

итого

1

Общее количество часов

34

13

Календарно-тематическое планирование занятий курса внеурочной деятельности Театральная мастерская»
№
1

2

3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема занятия
Основные виды деятельности обучающихся
Вводное занятие.
игра «Снежный ком»
«Театр снаружи и внутри». Театральные здания. игра– экспромт» «Колобок
Культура поведения в театре.
Виды театрального искусства. Театральные
Знакомство
с
понятиями:
драматическое,
профессии.
музыкальное (опера, балет, оперетта) и кукольный
театр. Основные театральные профессии: актёр,
режиссёр, художник-оформитель, звукооператор.
Устройство зрительного зала и сцены.
Заочная экскурсия;
Практическая работа «Устройство зрительного зала
и сцены».
Отличие театрального искусства от других видов
Устный опрос
искусства. Словарь театральных терминов.
Посещение театра.
Просмотр учебного видео (отрывок из «Ералаша»)
обсуждение
Игры на внимание.
Импровизация на тему известных сказочных
сюжетов
Игры на воображение.
Упражнения на развитие воображения
Игры на развитие координации движений.
Упражнения на развитие координации движений
Игры на действия с воображаемыми предметами.
Упражнения на развитие умения ориентироваться в
пространстве, фантазировать
Игры-драматизации.
Упражнения на развитие чувств, воображения
Игровые этюды.
Сочинение этюда
Игровые этюды.
Импровизация на тему известных сказочных
сюжетов
Речевое дыхание. Артикуляция.
Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата
Рождение звука. Дикция и скороговорка.
Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата
Рождение звука. Дикция и скороговорка.
Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата
Интонация.
Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата

Домашнее задание
Записи тетради
Записи тетради, рассказ
об одной из театральных
профессий с примерами
Записи тетради
Записи тетради

Повторять упражнения
Повторять упражнения
Повторять упражнения
Повторять упражнения
Повторять упражнения
Отработать этюд
Придумать движения к
выбранному персонажу
Повторять упражнения
чтение скороговорок
чтение скороговорок
Выразительное
отрывка

чтение

14

17

Диалог и монолог.

18

Диалог и монолог.

19
20

Разминка - разогрев тела. Жест и мимика.
Ритмичность. Внимание и координация движений.

21

Речедвигательная координация. Гибкость рук.

22

Пластические импровизации. Этюды.
Инсценировка по мотивам стихотворения
К.Чуковского «Федорино горе»

23

Декорация. Свет. Музыкальное сопровождение.

24

Реквизит, костюм.

Практическая работа: «Изготовление элемента
костюма»

25

Из истории грима. Анализ мимической работы
лица. Грим, имитирующий животного. Грим,
имитирующий растение.
Грим характерный. Грим старого лица.

Практическая работа: «Прочерчивание контура
костей своего лица»

Продумать «Грим
цветка»

Практическая работа «Грим старого лица»

Продумать «Грим
клоуна»
Продумать костюм

26

Инсценировки диалогов и монологов из известных
сказок
Инсценировки диалогов и монологов из известных
сказок
Разминка
Разминка, упражнения на развитие внимания и
координации движений
Разминка, упражнения на развитие внимания и
координации движений
создание образов предметов и живых существ через
пластические возможности своего тела;
Показ сценки (отрывка) из стихотворения
«Федорино горе»
Практическая работа «Музыкальное
сопровождение». Практическая работа
«Декорация».

27

Работа над спектаклем. Репетиции отдельных Работа с текстом, отработка интонации, движения
картин спектакля.
на сцене

28

Репетиции отдельных картин спектакля.

29

Репетиции отдельных картин спектакля.

30

Репетиции отдельных картин спектакля.

Работа с текстом, отработка интонации, движения
на сцене
Работа с текстом, отработка интонации, движения
на сцене
Работа с текстом, отработка интонации, движения
на сцене

Инсценировка монолога
Инсценировка диалога (в
парах)
Повторять упражнения
Повторять упражнения
Повторять упражнения
Сочинить
этюд
выбранную тему

на

Подбор
характерных
звуков (например, звук
стекла, воды, ветра,
дождя,
космические
звуки)
Изготовление реквизита

Продумать грим
отработать
персонажа
Выучить
персонажа

движения
текст

15

31

Репетиции отдельных картин спектакля.

32

Сводная репетиция.

33
34

Показ спектакля.
Итоговое занятие

Работа с текстом, отработка интонации, движения
на сцене
Работа с текстом, отработка интонации, движения
на сцене, групповая работа
Исполнение роли, коллективный показ ролей
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ
успехов
Отчет - инсценировка

Подготовиться к сводной
репетиции в костюмах
Подготовиться к показу
на сцене

16

Приложение 1.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по курсу внеурочной деятельности
«Театральная мастерская»
Мониторинг студии «Театральная мастерская» направлен на изучение развития
творческих способностей каждого ребенка, динамику его личностного развития.
План мониторинга


Наблюдение за развитием творческих способностей воспитанников и
фиксированиедостигаемых результатов в диагностической карте.
 Обобщение результатов в итоговом мониторинге.
 Анализ и оценка достигаемых результатов. Объектом мониторинга являются
актѐрские способности.
Результаты отслеживаются путем проведения входящего, промежуточного и итогового
контроля.
Входящий контроль
Срок проведения: сентябрь-октябрь.
Цель – определение уровня или степени развития творческих способностей детей в
началеобучения.
Формы проведения – наблюдение (диагностическая карта).
Диагностическая карта направлена на оценку уровня эффективности проводимой работы с
обучающимися в рамках деятельности театральной студии, предусматривает
педагогическую оценку уровня развития навыков актерского мастерства.
Диагностическая карта заполняется в течение учебного года. На основе результатов,
отраженных в диагностической карте на начало и конец учебного года, включая
результаты промежуточного контроля, педагог заполняет итоговый мониторинг, который
позволяет выявить как положительные результаты, так и трудности, скорректировать
дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и проведение
индивидуальных занятий.
Критерии оценки
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности;
знает правила поведения в театре; знает театральные термины и использует их в
деятельности студии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; знает правила
поведения в театре; знает театральные термины, в деятельности их не использует. Низкий
уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать
правила поведения в театре и театральные термины.
2.Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: литературная, грамотная речь с правильным построением
связокслов, предложений, чѐтким произношением букв, ударений в соответствии с

правиламиорфоэпии; дает подробные словесные характеристики своих героев в
постановках;
Средний уровень – 2 балла: речь грамотная, литературная с правильным построением
связокслов в предложении; речь характеризуется нечѐтким произношением букв,
ударений всоответствии с правилами орфоэпии; дает не полные характеристики своих
героев;
Низкий уровень – 1 балл: речь характеризуется ошибками в построении связок слов в
предложении, нечѐтким произношением букв, ударений в соответствии с правилами
орфоэпии; затрудняется давать характеристики своим героям.
3.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами,творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы
над спектаклем.
Промежуточный контроль
Срок проведения: декабрь.
Цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка количественных и
качественных показателей участия обучающихся в открытых уроках, показах, спектаклях,
конкурсах.
Формы проведения – показы, открытые занятия, спектакли.
Критерии оценки:
Участие в открытых уроках, показах, спектаклях, конкурсах городского, регионального,
всероссийского и международного уровня.
Высокий уровень – 3 балла: имеет высокие творческие достижения, занимает призовые
места в смотрах и конкурсах городского, регионального, всероссийского и
международного уровня, показывает высокие результаты на открытых занятиях и
спектаклях.
Средний уровень – 2 балла: принимает участие в конкурсах, смотрах городского,
регионального, всероссийского и международного уровня, показывает результаты
обучения на открытых занятиях и спектаклях.
Низкий уровень – 1 балл: принимает участие в конкурсах эпизодическое, не проявляет
интереса к демонстрации результатов деятельности.
Диагностическая карта педагогической оценки навыков актерского мастерства

Итого

Начало
Участие в открытых
года уроках, показах,спектаклях,
конкурсах городского,
регионального,
всероссийского и
Конец
международного
года.
уровня

Конец
года.

Основы коллективной
творческой деятельности.
Начало
года

конец

начало

Конец
года

Речевая культура

Основы театральной
культуры.
Начало
года

ФИО

обучающегося

№
1
2

Итоговый контроль
На основе результатов, отраженных в диагностической карте, педагог заполняет итоговый
мониторинг, который позволяет выявить как положительные результаты, так и трудности,
скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и
проведение индивидуальных занятий.
Срок проведения: май
Цель – определение уровня подготовки и уровня развития творческих способностей
детей в конце (цикла обучения).
Формы проведения: наблюдение (диагностическая карта), открытое мероприятие, показы,
спектакль, анкетирование, наблюдения.
Критерии оценки
Высокий уровень (17-24 баллов)
присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается оригинальность игибкость
мышления, богатое воображение, способен к рождению новых идей, легко и быстро
увлекается новым делом;
имеет высокие творческие достижения, занимает призовые места в смотрах и конкурсах
городского, регионального, всероссийского и международного уровня, показывает
высокие результаты контрольных и зачетных работ.
Средний уровень (9-16 баллов):
– проявляет стремление к познанию нового, может придумать интересные идеи, но очень
часто не может оценить их и выполнить, сложные комбинации заданий требуютпомощи
педагога, воображение развито слабо, но фантазировать умеет, при условии поддержки
педагога и сверстников;
принимает участие в конкурсах, смотрах городского, регионального, всероссийского и
международного уровня, показывает результаты обучения на контрольных и зачетных
работах.
Низкий уровень (1-8 баллов):

- интереса к творчеству не проявляет, не испытывает радости открытия, отсутствует
гибкость мышления, воображения; предлагаемые творческие задания выполняет, но
большого интереса не проявляет;
-участие в конкурсах эпизодическое, не проявляет интереса к демонстрации результатов
деятельности.
Для оценки результатов используются графические изображения.:
высокий уровень (17-24 балла) –
средний уровень (9-16 баллов) –
низкий уровень (1-8 баллов) – △
Диагностическая карта (итог)

№

ФИО

Результат мониторинга (Итоговый)
высокий
средний
низкий

Учебный год____________класс______

1
2
3
4
5
Итоги мониторинга
На основе диагностики полученные данные анализируются педагогом и делается вывод о
целесообразности и эффективности проведения данного мониторинга. Таким образом, на
начало и конец учебного года в объединении имеются общие показатели развития
творческих способностей детей по каждому году обучения, в каждой группе, выраженные
в процентном соотношении и представленные в виде таблицы и круговой диаграммы в
цветном изображении. Все это позволяет вносить коррективы в программу, формы и
методы обучения воспитанников. Данная диагностика также позволяет отметить рост
психологического и творческого развития детей (независимо от первичного уровня
подготовки). У воспитанников формируется адекватная оценка собственных достижений,
появляется стремление к совершенствованию и видению перспективы.

Приложение 2.

Оценочные материалы курса внеурочной деятельности «Театральная мастерская»

Итого

№
1
2
3
4
5

Конец года.

Участие в открытых
уроках, показах,
спектаклях, конкурсах
городского,
регионального,
всероссийского и
международного
уровня
Начало года

Конец года.

Основы коллективной
творческой
деятельности.
Начало года

конец

начало

Конец года

Речевая культура

Основы театральной
культуры.
Начало года

ФИО
обучающегося

1.Диагностическая карта педагогической оценки навыков актерского мастерства

2.Диагностическая карта (итог)

№

ФИО

Учебный год____________класс______

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Результат мониторинга (Итоговый)
высокий
средний
низкий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».