ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0092B2D71EADEEE25840464B3BBFF5E623
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 02.09.2022 до 26.11.2023
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением
иностранного языка имени Я.В. Ругоева»
«Рассмотрено»
на заседании методического
совета
Протокол № 1
от 28.08. 2023 года.
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР:
__________(Л.И.Лысенко)
28.08.2023 года
«Утверждаю»
Директор школы:
________(Н.Ю.Федотова)
Приказ №235-о/д
от 29.08.2023 года
Руководитель методического
совета:_______(Л.П.Петрасова)
дополнительная общеразвивающая
ПРОГРАММА
художественной направленности
«Обучение игре на кантеле»
возраст обучающихся 7- 13 лет
срок реализации программы- 3 года.
Автор:
Кулеша Андрей Петрович,
педагог дополнительного образования
Костомукша
2023 год
1. Пояснительная записка
Музыкальное воспитаниеэто не воспитание музыканта,
а, прежде всего воспитание человека.
В.А. Сухомлинский.
Образование и воспитание подрастающего поколения всегда была и остаётся одной из
важнейших задач, стоящих перед обществом и школой.
Российской общеобразовательной школой накоплен значительный опыт в области
теории и практики музыкально- эстетического воспитания учащихся. Однако и сегодня
вопрос нравственного воспитания является вопросом первостепенной важности.
Огромное эмоциональное и воспитательное воздействие на развивающегося человека в
семье, школе и обществе оказывает музыка, особенно народная.
Замечательным воспитательным средством, важной частью народной педагогики
является музыкальный фольклор.
Видный учёный, академик Б.Ф. Астафьев высоко ценил воспитательные возможности
народной музыки. Он писал: «… необходимо поддерживать в общеобразовательной школе
восприятие народно-песенных ритмов и мелодики… Не надо бояться художественных
обработок…»
Действительно, народная музыка всегда служила средством выражения чувств
человека и способна облагородить, возвысить сердце, душу и разум. Она делает богаче
внутренний мир человека, несёт радость. Веру в доброе и справедливое.
Практический опыт показывает, что, изучая народную музыку, учащиеся проникнутся
ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, получат
представление об основных нравственных понятиях и красоте человеческого общения;
разовьют музыкальный слух, чувство ритма.
Умения и навыки игры на народном инструменте помогут обеспечить учащимся
нравственную и эстетическую ориентацию в огромном потоке музыкальной информации.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) способствуют
формированию у учащихся эстетического вкуса, сознания, потребностей, ощущения и
осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение детей с
музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого
самовыражения.
Курс «Обучение игре на кантеле» является одним из направлений этнокультурного
образования и воспитания учащихся предусматривает формирование основ и развитие
общей музыкальной культуры, культурным наследием прошлого, освоение средств, форм
и методов творческого выражения.
Организация воспитательного процесса на этнокультурных ценностях призвана
обеспечить понимание подрастающим поколением необходимости развиваться, жить и
действовать в условиях новой социальной, экономической, правовой и политической
культуры.
XXI век- век триумфа индивида, приоритета личности. На первый план выходят
уникальные, прежде всего интеллектуальные и творческие способности индивида.
Современная школа получила возможность
свободно
обращаться к прошлому,
накопленному национальной культурой.
Этнокультурный компонент в образовании- это не реставрация прошлого, не увлечение
его бытом, ремёслами, фольклором, а поиск и внедрение в образовательный и
воспитательный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей
учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество.
Разнообразие форм обучения, приоритетность задач формирования сознания ребенка как
гражданина и патриота, возможность проявления индивидуальности и проживание
ситуации успеха, творческая самореализация и социально-значимые направления
деятельности- всё это отвечает растущим запросам обучающихся, увлечённых вхождением
в мир искусства, и делает данную программу для них привлекательной.
Направленность программы: художественно-эстетическая.
Актуальность программы заключается в том, что в творческом объединении созданы
условия для самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают
уникальную возможность овладеть национальным народным инструментом. Дети, уже
научившиеся играть на инструменте, создают вокруг себя эстетическое и нравственное
поле притяжения сверстников.
Новизна программы заключается в том, что создаются условия вхождения в мир
искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными и способностями.
Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими
воспитанниками объединения, осознанию чувства солидарности и товарищеской
взаимопомощи при выстраивании игры в ансамбле. Чувство одиночества, заброшенности и
неприкаянности, связанные с особенностями становления личности ребенка отступают,
спасая его от скуки, формируя целостную самооценку и способность к установлению,
развитию и сохранению позитивных отношений в группе и с другими людьми за её
пределами. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических
способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в
соответствии с индивидуальными данными.
Педагогическая целесообразность программы в учете особенностей
возрастных
особенностей детей, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации,
в том числе и участие в концертной деятельности. Программа не предусматривает
профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными
музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на пятиструнном кантеле.
Цель программы: создание условий для развития у детей и подростков сознательного
отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными
пропагандистами музыкального искусства.
Задачи:
получение практических навыков игры и аккомпанемента на кантеле (по слуху и по
нотам с использованием буквенно-цифровой системы обозначения нот и аккордов,
табулатуры);
подбор аккомпанемента «по слуху» к песням (индивидуальный подбор репертуара,
в том числе с записей на различных носителях)
получение навыков разбора аккомпанемента песен по их звукозаписи;
развитие творческих и исполнительских навыков при исполнении песен под
аккомпанемент кантеле;
развитие самостоятельности (получение навыков самостоятельного творчества,
умения думать, принимать решение, например, настройка инструмента, выбор
репертуара и т.д.)
развитие музыкальной памяти, слуха и ритма;
воспитание художественного музыкального вкуса.
Основные направления деятельности.
Программа направлена на обучение основам различных видов исполнения музыкальных
произведений. Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных
и взаимосвязанных направлениях.
Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном
инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата.
Второе – развитие потребности обучающихся в выражении своих чувств, мыслей и
настроений через собственное сочинение поэтическо-музыкального произведения или
оригинальное исполнение произведений других авторов.
Программа предусматривает расширение знаний о музыке, повышение творческой
активности, развитию навыков владения музыкальным инструментом. Реализация задач
осуществляется через различные виды инструментальной деятельности, главными из
которых является сольное и ансамблевое исполнение, слушание записи исполнителей,
добавление элементов импровизации, подбор по слуху нетрудных произведений и
авторское мастерство.
Обучение состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя знакомство с историей создания кантеле,
особенностями звукоизвлечения, приемов игры на музыкальном инструменте.
Практическая часть обучает практическим приёмам игры на кантеле (сольное исполнение
и ансамблевое).
Музыкальную основу программы составляют народные произведения, произведения
современных композиторов.
Отбор произведений осуществляется с учётом доступности, необходимости,
художественной выразительности.
Программа построена на следующих принципах:
доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей);
заинтересованности;
наглядности;
индивидуальности;
комплексности, системности и последовательности;
преемственности (овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно
только на базе уже усвоенного материала).
Отличительные особенности программы.
На начальном этапе дается максимум базовых знаний необходимых для формирования
дальнейшего учебного процесса, основное время уделяется практической работе.
Программа оказывает не только содействие в обучении игре на кантеле, она воспитывает
художественный вкус и этику поведения детей не сцене и в жизни.
В программе особое внимание уделяется:
• постановке рук,
• правильному звукоизвлечению,
• строению аккордов,
• изучению различных приемов игры,
• ритму и стилю аккомпанемента,
• основам импровизации.
Условия реализации программы.
Программа «Обучение игре на кантеле» предусматривает занятия с детьми и подростками
7 - 13 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Материально-техническое обеспечение:
Классная комната.
Музыкальные инструменты.
Аудио-аппаратура, компьютер.
Информационно-методическое обеспечение:
Обучающие схемы, таблицы аккордов;
Сборники музыкальных произведений;
Подборка музыкального репертуара из периодических изданий;
Электронные носители (диски).
Общий объём программы: 612 часов в год.
Форма проведения занятий индивидуально-групповая: по 5-15 человек в группе.
Обучение предполагает дифференцированный подход, индивидуальные формы обучения.
Дополнительные формы проведения занятий:
репетиции к подготовке выступлений;
концертные выступления различного уровня.
Условия набора:
набор детей на первый год обучения проводится по желанию, без предварительного
прослушивания. В дальнейшем используется дифференцированный подход при
организации занятий.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
устройство кантеле, его разновидности;
основные способы звукоизвлечения;
правила ТБ и правила поведения в кабинете;
Обучающиеся должны уметь:
настраивать инструмент;
легко ориентироваться в расположении струн;
исполнять музыкальные произведения (индивидуально и в ансамбле).
Обучающиеся должны овладеть:
навыками выступлений на сцене;
навыками участия концертов разного уровня;
Критерии и формы оценки усвоения знаний:
диагностика;
контрольное прослушивание воспитанников;
самостоятельная работа;
наблюдение.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
участие в концертах;
демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей, педагогов.
2. Содержание образовательной деятельности.
первый год обучения
1. Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в учебном
кабинете.
2. Знакомство с музыкальным инструментом.
Теория: Истории создания кантеле.
Устройство кантеле, его составные части.
3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения.
Теория: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество
исполнения.
Практика: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.
4. Обучение основам техники игры на кантеле.
Теория:
- функции правой и левой руки,
- название струн,
- расположение соответствующих ладов,
- диапазон инструмента,
- изучение условных обозначений.
Практика:
1. Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного звукоизвлечения.
2. Положение рук при исполнении упражнений.
3. Первые упражнения. Овладение начальными двигательными и игровыми навыками.
4. Игра двумя руками. Контроль над качеством звука.
5. Изучение простых мелодий.
Теория:
1. Развитие умения определять характер музыки.
2. Определение по слуху направления мелодии.
3. Накопление простейших музыкальных впечатлений.
Практика:
1. Начальные умения смены аккордов во время исполнения
музыкального произведения.
2. Выразительное исполнение музыкального произведения
(в соответствии с индивидуальным планом).
3. Формирование чувства целостности исполняемых песен.
6. Учебно-тренировочные задания.
Теория:
1. Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений
на инструменте.
2. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на кантеле.
3. Отработка правильного ритма.
Практика:
1.Упражнения:
- правильное положение правой и левой рук на инструменте.
- правильная постановка пальцев
- упражнения на смену пальцев.
7. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
Теория: беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных
произведений.
Практика: посещение концертов. Формирование культуры восприятия, умения грамотно
оценивать исполнение музыкальных произведений.
8. Репетиции и концертные выступления.
Теория: понятие о сценическом поведении на концертах.
Практика: сольные выступления на мероприятиях разного уровня.
второй и третий год обучения
1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете.
2. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения.
Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество
исполнения. Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.
3. Обучение основам техники игры на кантеле:
извлечение звуков;
основные приёмы игры на кантеле;
тренировочные упражнения для игры на кантеле;
4. Изучение простых мелодий:
правильное звукоизвлечение;
разучивание мелодий;
выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с
индивидуальным планом).
5. Учебно-тренировочные задания (упражнения):
отработка правильного ритма;
упражнения для рук и пальцев.
7. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры:
беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных
произведений;
посещение концертов. Формирование культуры восприятия, умения грамотно
оценивать исполнение музыкальных произведений.
8. Репетиции и концертные выступления:
работа над исполнительскими навыками;
умение применять своё исполнительское мастерство и артистизм при исполнении
песен на сцене.
3. Тематическое планирование.
первый год обучения
№
Количество часов в год
Содержание
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие.
2
-
2
2.
Знакомство с музыкальным инструментом.
1
1
2
3.
1
1
2
30
70
100
5.
Посадка и постановка рук. Аппликатурные
обозначения.
Обучение основам техники игры на
пятиструнном кантеле.
Изучение простых мелодий.
46
200
246
6.
Учебно-тренировочные задания (упражнения)
4
10
14
7.
Расширение музыкального кругозора и
формирование музыкальной культуры
Репетиции и концертные выступления.
10
2
12
-
30
30
94
314
408
4.
8.
Итого:
второй и третий год обучения.
Содержание
1. Вводное занятие.
2. Знакомство с музыкальным
инструментом.
3. Посадка и постановка рук.
Аппликатурные обозначения.
4. Обучение основам техники
игры на шестиструнной
пятиструнном кантеле.
5. Изучение простых мелодий.
Учебно-тренировочные задания
(упражнения)
7. Расширение музыкального
кругозора и формирование
музыкальной культуры
8. Репетиции и концертные
выступления.
6.
2 год обучения
теория практика
всего
2
2
3 год обучения
теория практика
всего
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
30
70
100
30
70
100
46
200
246
46
200
246
4
10
14
4
10
14
10
2
12
10
2
12
-
30
30
-
30
30
Итого:
94
314
408
94
314
408
4. Календарно-тематическое планирование.
№
Тема занятия
Введение
Организация обучения. Инструктаж по технике безопасности
при игре на кантеле.
2.
Краткая история возникновения кантеле.
Характеристика и строение кантеле.
3.
Сущность и особенности народного музыкального творчества
(знакомство с эпосом «Калевала»).
4.
Струны и аппликатура (определения, написание). Звуковой
диапазон 5-стр. кантеле. Посадка (положение тела, ног,
головы, рук, плеч).
5.
Мажорное и минорное кантеле (определения, ладовое
распознавание).
6.
Упражнение «Щипок» (два вида).
7.
Упражнение по освоению опорного щипка для закрепления
стандартных длительностей и принятой аппликатуры
«Лесенка» (с целью подготовки каждого пальца в процессе
игры и развития темпа). Инструктаж по технике
безопасности.
II. Освоение репертуара. Потактовая (либо фразовая) игра
на кантеле наизусть с разрешением текущих трудностей.
1.
Обучение игре: «Колыбельная» – обр. латыш. нар. песни
А.Жилинскиса.
2.
Обучение игре: «Колыбельная моря».
3.
Обучение игре: «Лети, божья коровка» – фин.нар.песня.
4.
Обучение игре: «Рати –рити- ралла» – фин.нар.песня.
5.
Обучение игре: «Девица с красной лентой…»- фин.нар.песня.
6.
Обучение игре: «Рунический напев с вариациями» – карелофинский напев.
7.
Обучение игре: На тему русской народной песни – «Ой ты
зимушка-зима».
8.
Обучение игре: «Звенят бубенцы», Д. Пьерпонт.
9
Обучение игре: «Во поле берёза стояла»
10. Обучение игре: «Северные напевы».
11. Обучение игре: «Полёт над дождём».
12. Обучение игре: «Петрозаводск» – Иван Левкин.
13. Обучение игре: «Зайчик» – народная песня.
14. Обучение игре: «Прелюдия» – С.Стангрит.
15. Обучение игре:«Коневецкие колокола»- В.Халонен.
III. Начальные сведения по нотной грамоте.
1.
Нотная тетрадь, нотные линейки, нотное поле (виды, счёт,
определения).Тактовая черта и такт (определения и
написание).
2.
Доля (виды и определение).
Скрипичный ключ и его роль (определение).
I.
1.
Количество
часов
22
2
2
2
2
2
2
10
346
20
20
20
20
20
21
25
25
25
25
25
25
25
25
25
10
1
1
Дата
проведения
Составные части нотных знаков (кружки, штили, вязки,
флажки, точка, варианты записи вязок).
3.
Стандартные длительности (определение, написание,
тренировка).
4.
Ноты с точкой и паузы (определения, написание).
5.
Лига, легато и слиговывание.
6.
Ритм и темп (определения и по необходимости тренировка в
переводе темповых выражений).
7.
Расположение нот на нотном поле с помощью употребления
предлогов. Тактовые размеры (определение и виды).
8.
Упражнение: а) Назвать длительности. б) Простучать
ритмический рисунок со счётом долей.
9.
Знаки сокращения и упрощения нотного письма.
10. Общая схема работы над музыкальным произведением:
Название музыкального произведения.
Ладовая окраска инструмента. Знаки при ключе.
Тактовый размер.
Наличие пропуска тактов и затактовое оформление.
Расшифровка темповых и иных знаков.
Чтение длительностей.
Прояснение высоты нот.
Повторение репертуара (после каникул, перед концертами)
Всего часов:
1
1
1
1
1
1
1
1
30
408
5. Диагностика личностного развития ребенка в процессе освоения программы
Показатели
Методы диагностики
Знания, умения, навыки
Теоретические знания
Наблюдение
Владение терминологией
Наблюдение
Чувство ритма
Наблюдение
Координация рук
Наблюдение
Личностные качества
Слуховая память
Анкетирование
Интерес к занятиям
Тестирование
Творческая активность
Наблюдение
Поведенческие качества
Конфликтность (отношение ребенка к
Наблюдение
столкновению интересов (спору) в
процессе взаимодействия)
Тип сотрудничества (отношение ребенка
Наблюдение
к общим делам детского объединения)
Личностные достижения обучающегося
Участие в мероприятиях
Динамика участия
Участие в городских мероприятиях,
Наблюдение за результативностью участия
конкурсах
Участие в республиканских
мероприятиях, конкурсах
Наблюдение за результативностью участия
Система оценок названных поведенческих проявлений:
1 балл - не проявляется,
2 балла - проявляется на среднем уровне,
3 балла - высокий уровень
Приложение
ПРОГРАММНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(по степени сложности)
1. «Колыбельная» – обр. латыш. нар. песни А.Жилинскиса.
2. «Колыбельная моря».
3. «Лети, божья коровка» – фин.нар.песня.
4. «Рати –рити- ралла» – фин.нар.песня.
5. «Девица с красной лентой…»- фин.нар.песня.
6. «Рунический напев с вариациями» – карело-финский напев.
7. На тему русской народной песни – «Ой ты зимушка-зима».
8.«Звенят бубенцы», Д. Пьерпонт.
9.«Во поле берёза стояла»
10. «Северные напевы».
11.«Полёт над дождём».
12.«Петрозаводск» – Иван Левкин.
13.«Зайчик» – народная песня.
14.«Прелюдия» – С.Стангрит.
15. «Коневецкие колокола»- В.Халонен.
КОНЦЕРТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. «Колыбельная» – обр. латыш. нар. песни А.Жилинскиса.
2. «Колыбельная моря».
3. «Рунический напев с вариациями» – карело-финский напев.
4.На тему русской народной песни – «Ой ты зимушка-зима».
5. «Северные напевы».
6.«Полёт над дождём».
7.«Петрозаводск» – Иван Левкин.
8.«Зайчик» – народная песня.
9.«Прелюдия» – С.Стангрит.
10. «Коневецкие колокола»- В.Халонен.