ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009D62F34B3B762393E822243E3E82A0F3
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 20.10.2023 до 12.01.2025
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»
По итогам обучения учащиеся узнают:
• основы вокально – хоровых навыков;
• правила пения; - виды дыхания;
• музыкальные штрихи;
• средства музыкальной выразительности.
будут уметь:
• применять правила пения на практике;
• петь чисто ансамблем в унисон;
• применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
• сценически оформлять концертный номер.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса вокального кружка(студии)
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У
школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно –
творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление
принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др. В
результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности
обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и
освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами являются:
• овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
• овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Мета предметными результатами являются:
• овладение способами решения поискового и творческого характера;
• культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
1
• приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
• формирование эстетических потребностей, ценностей;
• развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
• развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
• бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
« Музыкальная шкатулка»
№
1
2
3
4
5
6
7
Раздел
Содержание
Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом
работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной
гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения,
распевания, знакомство с упражнениями.
Пение специальных упражнений для развития Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.
слуха и голоса.
Формирование вокального звука.
Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания.
Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого
дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа,
направленная на активизацию речевого аппарата с использованием
речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В.
Емельянова.
Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией,
единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое
единство звука. Одновременное начало и окончание песни.
Использование а капелла.
Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и
штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
2
8
9
Ритм.
Сценодвижение.
10
Репертуар.
11
Концертная деятельность.
12
Отбор лучших номеров, репетиции
Знакомство с простыми ритмами и размерами
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить
настроение в различных движениях и сценках для создания
художественного образа. Игры на раскрепощение.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями.
Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест,
выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом
исполняемого произведения
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие
умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено.
Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
Анализ выступления.
Виды и формы организации деятельности учащихся
Формы деятельности:
• хоровое и ансамблевое пение,
• музыкально-ритмические движения,
• слушание музыки,
исполнение народных танцев, хороводов.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе
индивидуального подхода к ребенку.
•
•
•
•
Виды деятельности:
игровая;
познавательная;
досугово-развлекательная
Формы организации вокальной деятельности:
музыкальные занятия;
3
• занятия – концерт;
• репетиции;
• творческие отчеты.
Используемые методы и приемы обучения:
• наглядно – слуховой (аудиозаписи)
• наглядно – зрительный (видеозаписи)
• словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
• практический (показ приемов исполнения, импровизация)
• частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ) - методические ошибки - методические игры
В ходе реализации курса применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В. Емельянова, К. Орфа.
Содержание курса и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким
образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой
образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются: - создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Воспитательный потенциал курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (кружка, секции, студии) составлено с учётом рабочей программы воспитания,
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Воспитательный потенциал рабочей программы внеурочной деятельности обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов
воспитания обучающихся на уровне ООО (5-9классы)
Целевым приоритетом уровней является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся:
семья, труд, отечество, природа, мир, культура, здоровье, человек).
1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
3. к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
4
5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в
будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда;
7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема урока
Вводное занятие.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
Охрана голоса.
Певческая установка.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
Охрана голоса.
Певческая установка.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
Охрана голоса.
Певческая установка.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
Охрана голоса.
Певческая установка.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
5
Воспитательный
потенциал курса
внеурочной
деятельности
1,2,3
1,3,5,6
1,3,5,6
1,3,5,6
1,3,5,6
1,3,5,6
7.
Охрана голоса.
Певческая установка.
Звукообразование. Муз. штрихи
2,5,6,9
8.
Звукообразование. Муз. штрихи
2,5,6,9
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Дыхание
Дыхание
Дикция и артикуляция
Ансамбль. Унисон. Элементы двухголосия.
Ансамбль. Унисон. Элементы двухголосия.
Музыкально-исполнительская работа
Музыкально-исполнительская работа
Музыкально-исполнительская работа
Ритм
Ритм
Сценодвижение
Сценодвижение
Работа над репертуаром
Работа над репертуаром
Работа над репертуаром
Работа над репертуаром
Работа над репертуаром
Работа над репертуаром
Работа над репертуаром
Работа над репертуаром
Работа над репертуаром
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Концертная деятельность
Итоговые занятия, творческие отчеты
1,4,5,6
1,4,5,6
1,2,7,8
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
1-10
6
34.
Итоговые занятия, творческие отчеты
1-10
7