ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009D62F34B3B762393E822243E3E82A0F3
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 20.10.2023 до 12.01.2025
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Юный пограничник!»
разработана на основе:
• с законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об
образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015);
• основной образовательной программой основного (среднего) общего образования
МБОУ КГО «СОШ № 1 им. Я.В. Ругоева»;
• учебным планом внеурочной деятельности МБОУ КГО «СОШ № 1им. Я.В.
Ругоева»;
• с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Основного общего образования (ФГОС ООО);
• с программой развития и формирования универсальных учебных действий.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность
органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого
патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности,
обладающей качествами гражданина. Воспитание патриотизма у подрастающего
поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию
в России гражданского общества.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к
своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к
своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до
осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на
реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она
способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства
дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности
государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития
общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному
служению своему Отечеству.
Содержание курса
Цель:
Основной целью программы является воспитание активной гражданской позиции
учащихся на основе исторического наследия и традиций нашего Отечества, опыта лучших
его представителей различных поколений.
Задачи:
• формирование у учащихся бережного отношения к истории своей страны и
героической славе российского народа;
• дальнейшее развитие у учащихся творческих способностей в русле
героико-патриотической направленности;
• воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и
соответствующих норм этики взаимоотношений.
Общий объём курса -34 часа
Программа рассчитана на учащихся 8 классов.
Срок реализации программы 1 год.
Позиция педагога.
Она может быть вариативной на протяжении всего курса. При изучении новых тем учитель
выступает в роли информатора. Его помощь, советы, консультации будут полезны
учащимися
Методы проведения занятий.
Ведущие формы организации учебных занятий – АМО (игровые, мозговая атака,
проблемные ситуации)
Формы внеурочной деятельности:
• дискуссия (индивидуальная, групповая)
• эвристическая беседа
Виды внеурочной деятельности:
• игровая
• познавательная
• проблемно-ценностное общение
Планируемые результаты:
•
сформировано ценностное отношение к России, своему народу,
государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
краю,
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о
моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье,
между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения,
бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической
позиции,
опытом
взаимодействия
с
людьми
разного
возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать
человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в
поведении, поступках людей.
Школьники обладают представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
В результате реализации программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за
сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства,
формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового
государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность
руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская
позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина
России. В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным
потенциалом.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
•
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; ценности многонационального российского
общества, становления гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Метапредметные:
•
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию необходимую для
выполнения заданий из разных источников;
• строить рассуждения (или доказательство своей точки зрения по теме кружка в
соответствии с возрастными нормами);
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с
другом;
• готовить небольшие сообщения, проектные задания.
Предметные:
• понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия и победы.
• уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, ее современной жизни.
•
•
В результате обучения по программе «Юные друзья пограничников» учащиеся должны
лучше знать:
• героическую военную историю Российского государства с периода его зарождения
и до настоящего времени;
• историю Пограничной службы Отечества с IXХ века до наших дней.
•
•
А также уметь:
ориентироваться в вопросах военной истории нашей страны;
бережно относиться к историческим ценностям нашего государства и лучшим
боевым традициям его Вооруженных Сил и Пограничной службы.
Формы контроля
В результате освоения данной программы в течение 34 занятий (1 раз в неделю) является
направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в
частности:
формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию
познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую
деятельность;
• осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•
•
•
•
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста;
уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
•
•
•
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и
отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
передавать историческую информацию в виде художественных образов;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками.
Тематическое планирование по граждановедению составлено с учетом рабочей
программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на уровне ООО:
1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
3. к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Календарно - тематическое планирование
№п/п
Тема занятия
1
2
3
Вводный урок. Предмет и задачи изучения курса
История образования Пограничных органов.
История образования Пограничного управления ФСБ
России
История создания Уставов в Российских Вооруженных
Силах.
4
Кол-во
часов
1
1
1
Формируемые
социально
значимые и
ценностные
отношения
--2, 3, 5, 10
1, 2, 3, 5
1
2, 3, 5
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Виды и значение уставов.
Виды пограничных нарядов, состав и обязанности.
Золотые звёзды границы.
Ритуал приведения к военной присяге.
Основные традиции и ритуалы пограничной службы
ФСБ России.
Организация несения службы в основных видах
пограничных нарядов.
Карацупа Н.Ф. – человек-легенда.
Порядок и организация работы на средствах связи.
Беседа. Соблюдение мер безопасности во время каникул
Экскурсия на заставу
Страницы истории пограничных войск. Их именами
названы заставы.
Организация несения службы в основных видах
пограничных нарядов. Пост наблюдения.
Организация несения службы в основных видах
пограничных нарядов. Дежурный по КПП.
Участие пограничных войск в событиях в Афганистане.
Урок мужества: «Есть такая профессия – Родину
защищать».
Действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
1
1
1
1
1
2, 6
1, 2
2, 3, 5
1, 3, 6
1, 6, 7
1
2, 7, 19
1
1
1
2
1
1, 3, 5, 9, 10
2, 7
1, 6, 10
2, 3, 4, 8
2, 3, 6
1
2, 3, 9
1
2, 3
1
1
2, 3, 8
1, 2, 5, 8
1
1, 3, 6, 9
Как обезопасить себя от других людей.
Первая помощь пострадавшим.
Викторина
Организация несения службы в основных видах
пограничных нарядов. Секрет.
Символика Российского государства.
Урок Мужества: «Они первыми встретили фашистскую
чуму на границе».
Память поколений – дни воинской
Славы
России.
Совместное
с
погранотрядом
торжественно-мемориальное мероприятие к Дню
Победы.
Мероприятия ко Дню пограничника
Итоговые занятия. Защита проектов.
Подведение итогов работы за год.
Итого: 34 часа
1
1
1
1
1, 4, 6, 8, 9
1, 4, 6, 8
2, 6
1, 4
1
1
3, 6
1, 5, 6, 10
1
1, 3, 6
1
2, 3, 5
1
3
1
1, 3, 5
2, 5, 9
6