Учебный план адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутизма 2025-2026 уч.г

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026

Пояснительная записка к учебному плану
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант8.2)
на 2025-2026 учебный год (обучение на дому)
Учебный план составлен на основе следующих нормативных документов и методических
рекомендаций:
1. Конституции Российской Федерации (статьи 43,44).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
последней редакции (включая Федеральный закон от 24.09.2022 № 371- ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1
Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации");
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального
Образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
4. Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля
2023 г. № 72264);
5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014
№1598
«Об
утверждении
федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных
образовательных»
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2024 г. № 79163);
8. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2025 № 495
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий" (Зарегистрирован 28.07.2025 № 83082)
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 16 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
17.03.2025 № 2 "О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.368521 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2"
(Зарегистрирован 19.05.2025 № 82236)

13. Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с РАС (вариант
8.2);
14. Устава МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева».
Организация образовательной деятельности на уровне НОО по адаптированной основной
общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с
расстройствами аутистического спектра, направлена на овладение ими учебной деятельностью и
формирование у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое
взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу
специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.
Индивидуальное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.2)
предназначен для образования обучающихся с РАС и осуществляется на дому или в лечебных
учреждениях на основании представленных в законном порядке документов медицинских
учреждений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов,
которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
В обязательную часть учебного плана входят следующие предметы: русский язык,
литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, труд
(технология), адаптивная физическая культура. Содержание всех учебных предметов имеет
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей этой категории обучающихся.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с РАС:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени
основного общего образования;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, в
дополнительных и 1 классе в соответствии с санитарно­гигиеническими требованиями
отсутствует. Для обучающегося 1 (д) класса с учетом его психофизических особенностей на
основании рекомендаций ПМПК и ИПРА определены следующие индивидуальные
коррекционно-развивающие занятия: «Музыкально-ритмическое развитие», «Социальнобытовая ориентировка», «Формирование коммуникативного поведения», «Ритмика», которые
проводятся за счет часов внеурочной деятельности. Основные направления индивидуальных
коррекционно-развивающих занятий связаны с развитием эмоционально-личностной и
познавательной сферы обучающегося с РАС. Логопедические занятия проводятся педагогами
школыв соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПРА.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является
обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными), направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков
адаптации личности в современных жизненных условиях. Коррекционно-развивающие занятия
могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.

Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают
участие все педагогические работники МБОУ КГО "СОШ №1 им.Я.В.Ругоева" (учителя,
логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и
др.).
Часы самостоятельной работы являются важной составляющей организации обучения на
дому и входят в максимальную нагрузку обучающегося. Самостоятельная работа выполняется
обучающимися по заданию педагогического работника с целью закрепления и развития
необходимых навыков. Кроме того, часть часов, отведённых для самостоятельной работы,
используется для участия во внеурочной деятельности по желанию обучающегося и/или
родителей (законных представителей).
Распределение часов самостоятельной (домашней) работы осуществляется следующим образом:
Количество часов в неделю

Учебные предметы

Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (Технология)
Адаптивная физическая культура
ИТОГО

Часы работы с
учителем

Часы самостоятельной
(домашней) работы
обучающегося

3
1
3
0,5
0,25
0,25
0,5
0,5
9

2
2
2
1
0,5
0,5
0,5
0,5
9

Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область):

Формирование коммуникативного
поведения
Социально-бытовая ориентировка
Ритмика
ИТОГО
Максимально допустимая недельная
нагрузка

0,25

0,5

0,25
0,5
10

0,5
1
11
21

Продолжительность учебных занятий во 2-4 классах не превышает 40 минут.
Продолжительность учебных занятий в дополнительных первых и в первом классах составляет
35 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется
«ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре, ноябре − по 3 урока в
день по 35 минут каждый, в декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока
по 40 минут каждый);
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года во 2-4 классах составляет 34 недели, в дополнительных
первых и 1-м классе — 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в дополнительных первых и 1 классе
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Вариант 8.2. АООП НОО предполагает, что обучающийся с РАС получает образование,
сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений
по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает

пролонгированные сроки обучения: пять лет (с одним первым дополнительным классом) - для
детей, получивших дошкольное образование.
Учебный процесс организуется в форме урока, занятия под руководством педагога.
Занятия регламентируются индивидуальными расписаниями.
Изучение учебных предметов организуется по учебникам и учебным пособиям в
соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Реализация учебного плана обеспечена педагогическими кадрами и специалистами
соответствующей квалификации; учебными и программно-методическими пособиями,
техническими средствами обучения; классными комнатами и специализированными учебными
кабинетами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».