Учебный план адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития 2025-2026 уч.г

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026

Пояснительная записка
к учебному плану адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
(1 г дополнительный класс)
Учебный план составлен на основе следующих нормативных документов и методических
рекомендаций:
1. Конституции Российской Федерации (статьи 43,44).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в последней редакции (включая Федеральный закон от 24.09.2022 № 371- ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и
статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской
Федерации");
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального
Образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
4. Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля
2023 г. № 72264);
5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014
№1598
«Об
утверждении
федерального образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных
образовательных»
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2024 г. № 79163);
8. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2025 № 495
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий" (Зарегистрирован 28.07.2025 № 83082)
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 16 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
17.03.2025 № 2 "О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-

21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №
2" (Зарегистрирован 19.05.2025 № 82236)
13. Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ЗПР (вариант
7.2);
14. Устава МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева».
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определяет состав и структуру
обязательных предметных областей, учебных предметов, общий объем допустимой учебной
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.
Продолжительность учебного года в 1 дополнительном классе – 33 учебные недели.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
1. учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
2. использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35
минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый.
3. обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся;
4. дополнительные недельные каникулы в середине второго триместра (февраль).
5. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня не превышает
4 уроков и один раз в неделю -5 уроков. Распределение учебной нагрузки в течение
недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и
(или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие
наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом
по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав
обязательных учебных предметов и отражает содержание образования, которое обеспечивает
решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской
идентичности обучающихся, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям,
информационным технологиям, готовность к продолжению образования на последующих
уровнях основного общего образования, формирование здорового образа жизни и
элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях, личностное развитие
обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть представлена следующими учебными предметами: русский язык,
литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство,
труд (технология), физическая культура.
Основные задачи реализации содержания предметов «Русский язык» и «Литературное
чтение»: формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном
языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России
и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности.
Основные задачи реализации содержания учебного предмета «Математика»:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе
овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения
устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные
отношения); развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического
мышления; развитие пространственного воображения; обеспечение первоначальных
представлений о компьютерной грамотности.

Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание
дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной
направленности, элементы основ безопасности жизнедеятельности с целью формирования
элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Основные задачи: формирование
уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре,
природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного
поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Основные задачи реализации содержания предметов «Музыка» и «Изобразительное
искусство»: развитие способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному
восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Основные задачи реализации учебного предмета «Адаптивная физическая культура»:
реабилитация, социализация, коррекция, а также профилактика заболеваний и укрепление
общего здоровья.
Учебный предмет «Труд (технология)». Основные задачи реализации содержания
предмета: формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисковоаналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием
знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального
опыта практической преобразовательной деятельности.
Изучение учебных предметов организуется по учебникам и учебным пособиям в
соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающая область).
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными
коррекционными курсами:
Коррекционно-развивающий
курс
«Коррекционно-развивающие
занятия
(логопедические)». Основные задачи реализации содержания: формирование и развитие
различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря,
уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических
полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Коррекционно-развивающий
курс
«Коррекционно-развивающие
занятия
(психокоррекционные)». Основные задачи реализации содержания: формирование учебной
мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.
Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к
своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование
навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального
поведения.
Коррекционно-развивающий курс «Коррекционно-развивающие занятия по восполнению
пробелов в знаниях по русскому языку».
Цель данного курса –формирование широкого арсенала языковых средств и компенсация
недостатков развития языковой способности на основе специально организованной практики
общения обучающихся ОВЗ. Нарушения речи у обучающихся ОВЗ проявляются в системной
недостаточности всех ее компонентов и характеризуется несформированностью или
недоразвитием всех компонентов речи, касающихся как смысловой, так и звуковой ее сторон и
выраженных в различной степени тяжести. Речь детей характеризуется чрезвычайной
бедностью словаря. Каждый учащийся, имеет свой словарь, иногда весьма отличный от словаря

других. Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются
неверно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного
понимания их значения или звукового сходства. Ученики стремятся изменять слова по родам,
числам, падежам, лицам и временам, но их попытки словоизменения оказываются часто
безуспешными. Многие грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми.
При построении предложения ими грубо нарушаются нормы согласования и управления.
Затруднения в практическом овладении грамматическими закономерностями языка
ограничивают понимание устной речи, а затем и читаемого текста.
Коррекционно-развивающий курс «Ритмика». Курс коррекционно-развивающей
области «Ритмика» традиционно включается в содержание образования обучающихся с ЗПР.
Он является необходимым, потому что типичная для детей эмоциональная незрелость,
недостатки регуляции, незначительные двигательные расстройства, проявляющиеся как
моторная неловкость, достаточно легко корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на
занятиях приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной
выразительности (различать веселые и спокойные мелодии), усваивают метроритм и пр.
Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память,
совершенствуется эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем
психологическом развитии.
Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в
формировании произвольной регуляции движений, а также системы произвольной регуляции в
целом: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются сложным
инструкциям, воспроизводя определенную последовательность движений, а также постепенно
автоматизируют сложные двигательные акты. Улучшается также ориентировка в пространстве,
в т.ч. ее базовый уровень – ориентировки в схеме тела. У обучающихся совершенствуются
двигательные навыки, мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается
жизненный тонус.
Внеурочная деятельность представлена курсом «Разговор о важном».
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих
пределах: в 1 классах до 1 ч.
На основании Закона РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», реализация
учебного плана предусматривает проведение промежуточной аттестации обучающихся по
предметам учебного плана. В ходе промежуточной аттестации устанавливается соответствие
полученных результатов обучения образовательным целям. Промежуточная аттестация
определена Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева».
Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-го класса в течение учебного года
осуществляется без балльного оценивания занятий обучающихся в форме мониторинга
образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала
учебного года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений
обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика образовательных
достижений каждого обучающегося фиксируются педагогическим работником в листе
индивидуальных достижений по учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса проводится в виде учета текущих
достижений учеников, носит безотметочный характер и фиксируется в документах
мониторинга качества образования школы.
Промежуточная аттестация обучающихся
проводится один раз в год в сроки, установленные календарным учебным графиком
соответствующей образовательной программы. Формы промежуточной аттестации, в том числе
текущего контроля успеваемости, устанавливаются с учетом психофизиологического состояния
обучающегося.
Предметы, по которым
Класс
осуществляется промежуточная
Формы проведения аттестации
аттестация
1 класс
Русский язык
Диктант

Литературное чтение

Устная проверка (беседа)

Математика

Контрольная работа

Окружающий мир

Тест

Реализация учебного плана основной образовательной программы начального общего
образования в 2025-2026 учебном году обеспечена педагогическими кадрами; учебными и
программно-методическими пособиями, техническими средствами обучения; классными
комнатами и специализированными учебными кабинетами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».