ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026
Пояснительная записка
к учебному плану индивидуального обучения
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с нарушениями интеллекта
на 2025-2026 учебный год
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся
с нарушениями интеллекта МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева» на 2025– 2026 учебный год
разработан на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции от 22.06.2024 г.).
2. Законом Республики Карелии от 20.12.2013 года №1755 –ЗРК “Об образовании” (в редакции от
25.12.2023 г.).
3. Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599), (в редакции от
8 ноября 2022 года № 955), (далее – ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
4. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 24 ноября 2022 г. № 1026).
5. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в
комплекте с ними учебных пособий" от 26.06.2025 № 495.
6. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологических требований к условиям и организациям воспитания и обучения отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.09.2020 г. № 28).
7. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" от 28.01.2021 № 2.
8. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
17.03.2025 № 2"О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2".
9. Порядком воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, утвержденным приказом
Министерства образования РК № 1117 от 07.11.2014 г.
10. Уставом МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева».
Цели учебного плана определяются необходимостью реализации прав личности детей с
особыми образовательными потребностями на образование с учетом их возможностей и трудовую
подготовку, необходимую для их социальной адаптации и реабилитации.
Реализация учебного плана позволит формировать общую культуру личности обучающихся на основе
усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, адаптацию к жизни в
обществе, создать основу для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитывать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и
свободам человека, любовь к окружающей природе, стране, семье, формировать здоровый образ жизни.
Особенности учебного плана.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по каждому учебному предмету. В процессе усвоения учебных предметов,
учащиеся достигают уровня элементарной грамотности, овладевают навыками общения, учебного
труда, культуры поведения.
Учебный план реализуется в соответствии с требованиями ФГОС образования, обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (в редакции от 8 ноября 2022 года №
955).
В учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область.
Обучение по учебному плану для детей с нарушениями интеллекта осуществляется по трём
направлениям: образовательные курсы, трудовая подготовка и коррекционная подготовка. Специфика
общеобразовательных курсов обучения детей с нарушениями интеллекта заключается в их
практической и коррекционной направленности. Следовательно, основными целями данных курсов
являются овладение учебными предметами на практическом уровне и коррекция познавательного
развития учащихся. Данные курсы реализуют следующие задачи: коррекция речевой деятельности
учащихся, расширение их знаний об окружающем мире и развитие навыков планирования своей
деятельности, контроля и самоконтроля.
Учебный план состоит из двух частей:
Обязательная часть, включает:
•
12 учебных предметов;
•
коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем, педагогомпсихологом;
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с нарушениями интеллекта:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Обязательные предметы учебного плана и основные задачи реализации их содержания.
«Русский язык» и «Чтение».
Основные задачи реализации содержания: Речь и альтернативная коммуникация. Развитие речи как
средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание
обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий,
пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов. Пользование
воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и
другие). Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные
языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила
общения. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Обучение глобальному
чтению в доступных ребенку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;
копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному
чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.
«Математика».
Основные задачи реализации содержания: Математические представления. Формирование
элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых),
пространственных, временных представлениях. Формирование представлений о количестве, числе,
знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых
арифметических задач с опорой на
наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач.
«Природоведение», «Биология», «География».
Основные задачи реализации содержания: Окружающий природный мир. Формирование представлений
о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в
природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование
представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
«История Отечества», «Мир истории».
Основные задачи реализации содержания: Человек. Представление о себе как "Я", осознание общности
и различий "Я" от других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание
(раздевание). Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, особенностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье. Окружающий социальный мир.
Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о
расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в
помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие
межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия
в общественной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка.
Представление о своей стране (Россия).
«Профильный труд».
Основные задачи реализации содержания: Профильный труд. Овладение трудовыми умениями,
необходимыми в разных жизненных сферах. Овладение умением адекватно применять доступные
технологии и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Обогащение
положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для
индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
«Адаптивная физическая культура».
Основные задачи реализации содержания: Адаптивная физическая культура. Развитие восприятия
собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. Освоение доступных
способов передвижения (в том числе с использованием технических средств). Соотнесение
самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств. Освоение
доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда, ходьба на лыжах,
спортивные и подвижные игры, туризм и других
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
Так, в учебном плане на 2025/2026 учебный год в соответствии с особыми образовательными
потребностями обучающихся и их особенностями основной акцент делается на воспитание культуры
речи и общения; на развитие познавательных способностей ребенка, формирование прочных навыков
учебной деятельности.
В часть, формируемая участниками образовательного процесса введены курсы:
- «Чтение»- 1 час;
- «Математика»- 0,5 часа;
- «Адаптивная физическая культура»-0,5 часа;
-«Профильный труд»- 1 час.
Добавление дополнительного часа математики позволяет уделить больше внимания развитию
вычислительных навыков и решению арифметических задач. Дополнительный час по чтению
способствует развитию коммуникативно-речевых навыков и коррекции недостатков мыслительной
деятельности. Дополнительный час по физической культуре способствует развитию основных
физических качеств. Дополнительные занятия по профильному труду играют важную роль в подготовке
учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в обществе.
Содержание коррекционно-развивающей части учебного плана представлено коррекционными
занятиями (логопедическими и психокоррекционными), социально-бытовой ориентировкой и ритмикой.
Всего на коррекционно-развивающую часть отводится 6 часов в неделю (психокоррекционные занятия,
логопедические занятия, социально-бытовая ориентировка и ритмика).
Коррекционно-развивающая часть включает в себя курсы:
-«Ритмика» (1 час в неделю), который способствует общему развитию школьника, исправлению
недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы;
-«Логопедические занятия» (2 часа в неделю). На логопедических занятиях работа проводится в
следующих направлениях: развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической, синтаксической), связной речи, обогащение словарного запаса, коррекция нарушений
чтения и письма, развитие коммуникативной функции речи, расширение представлений об
окружающей действительности, развитие познавательной сферы.
-Психокоррекционные занятия (2 часа в неделю) направлены на преодоление или ослабление проблем в
психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся
и социальную интеграцию.
- Социально-бытовая ориентировка (1 час в неделю). Усвоение правил безопасного поведения в
помещении и на улице. Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности),
связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в ходе
приготовления пищи, в сервировке и уборке столов. Формирование интереса к предметному
рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать
определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение
навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания,
коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. Коррекция отдельных сторон
психической деятельности и личностной сферы. Формирование социально приемлемых форм
поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия,
стереотипии. Дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые
оказываются для обучающихся особенно трудными. Развитие индивидуальных способностей
обучающихся, их творческого потенциала.
Промежуточная аттестация.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, предусмотренных образовательными программами.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету по
итогам триместра и осуществляется путем выведения триместровых отметок успеваемости на основе
текущих отметок успеваемости, выставленных обучающимся в течение соответствующего периода.
Промежуточная аттестация по итогам года обучающихся осуществляется путем
выведения годовых отметок успеваемости на основе триместровых отметок успеваемости,
выставленных обучающимся в течение соответствующего учебного года.
Изучение учебных предметов организуется по учебникам и учебным пособиям в соответствии с
Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.