Учебный план индивидуального обучения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с нарушение интеллекта 2025-2026 уч.г

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026

Пояснительная записка
к учебному плану индивидуального обучения
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с нарушениями интеллекта
на 2025-2026 учебный год
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся
с нарушениями интеллекта МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева» на 2025– 2026 учебный год
разработан на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции от 22.06.2024 г.).
2. Законом Республики Карелии от 20.12.2013 года №1755 –ЗРК “Об образовании” (в редакции от
25.12.2023 г.).
3. Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599), (в редакции от
8 ноября 2022 года № 955), (далее – ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
4. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 24 ноября 2022 г. № 1026).
5. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в
комплекте с ними учебных пособий" от 26.06.2025 № 495.
6. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологических требований к условиям и организациям воспитания и обучения отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.09.2020 г. № 28).
7. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" от 28.01.2021 № 2.
8. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
17.03.2025 № 2"О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2".
9. Порядком воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, утвержденным приказом
Министерства образования РК № 1117 от 07.11.2014 г.
10. Уставом МБОУ КГО «СОШ №1 им. Я.В. Ругоева».
Цели учебного плана определяются необходимостью реализации прав личности детей с
особыми образовательными потребностями на образование с учетом их возможностей и трудовую
подготовку, необходимую для их социальной адаптации и реабилитации.
Реализация учебного плана позволит формировать общую культуру личности обучающихся на основе
усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, адаптацию к жизни в
обществе, создать основу для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитывать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и
свободам человека, любовь к окружающей природе, стране, семье, формировать здоровый образ жизни.
Особенности учебного плана.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,

отводимое на их освоение по каждому учебному предмету. В процессе усвоения учебных предметов,
учащиеся достигают уровня элементарной грамотности, овладевают навыками общения, учебного
труда, культуры поведения.
Учебный план реализуется в соответствии с требованиями ФГОС образования, обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (в редакции от 8 ноября 2022 года №
955).
В учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область.
Обучение по учебному плану для детей с нарушениями интеллекта осуществляется по трём
направлениям: образовательные курсы, трудовая подготовка и коррекционная подготовка. Специфика
общеобразовательных курсов обучения детей с нарушениями интеллекта заключается в их
практической и коррекционной направленности. Следовательно, основными целями данных курсов
являются овладение учебными предметами на практическом уровне и коррекция познавательного
развития учащихся. Данные курсы реализуют следующие задачи: коррекция речевой деятельности
учащихся, расширение их знаний об окружающем мире и развитие навыков планирования своей
деятельности, контроля и самоконтроля.
Учебный план состоит из двух частей:
Обязательная часть, включает:
•
12 учебных предметов;
•
коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем, педагогомпсихологом;
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с нарушениями интеллекта:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Обязательные предметы учебного плана и основные задачи реализации их содержания.
«Русский язык» и «Чтение».
Основные задачи реализации содержания: Речь и альтернативная коммуникация. Развитие речи как
средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание
обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий,
пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов. Пользование
воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и
другие). Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные
языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила
общения. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Обучение глобальному
чтению в доступных ребенку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;
копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному
чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.
«Математика».
Основные задачи реализации содержания: Математические представления. Формирование
элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых),
пространственных, временных представлениях. Формирование представлений о количестве, числе,
знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых
арифметических задач с опорой на

наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач.
«Природоведение», «Биология», «География».
Основные задачи реализации содержания: Окружающий природный мир. Формирование представлений
о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в
природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование
представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
«История Отечества», «Мир истории».
Основные задачи реализации содержания: Человек. Представление о себе как "Я", осознание общности
и различий "Я" от других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание
(раздевание). Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, особенностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье. Окружающий социальный мир.
Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о
расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в
помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие
межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия
в общественной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка.
Представление о своей стране (Россия).
«Профильный труд».
Основные задачи реализации содержания: Профильный труд. Овладение трудовыми умениями,
необходимыми в разных жизненных сферах. Овладение умением адекватно применять доступные
технологии и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Обогащение
положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для
индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
«Адаптивная физическая культура».
Основные задачи реализации содержания: Адаптивная физическая культура. Развитие восприятия
собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. Освоение доступных
способов передвижения (в том числе с использованием технических средств). Соотнесение
самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств. Освоение
доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда, ходьба на лыжах,
спортивные и подвижные игры, туризм и других
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
Так, в учебном плане на 2025/2026 учебный год в соответствии с особыми образовательными
потребностями обучающихся и их особенностями основной акцент делается на воспитание культуры
речи и общения; на развитие познавательных способностей ребенка, формирование прочных навыков
учебной деятельности.
В часть, формируемая участниками образовательного процесса введены курсы:
- «Чтение»- 1 час;
- «Математика»- 0,5 часа;
- «Адаптивная физическая культура»-0,5 часа;
-«Профильный труд»- 1 час.

Добавление дополнительного часа математики позволяет уделить больше внимания развитию
вычислительных навыков и решению арифметических задач. Дополнительный час по чтению
способствует развитию коммуникативно-речевых навыков и коррекции недостатков мыслительной
деятельности. Дополнительный час по физической культуре способствует развитию основных
физических качеств. Дополнительные занятия по профильному труду играют важную роль в подготовке
учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в обществе.
Содержание коррекционно-развивающей части учебного плана представлено коррекционными
занятиями (логопедическими и психокоррекционными), социально-бытовой ориентировкой и ритмикой.
Всего на коррекционно-развивающую часть отводится 6 часов в неделю (психокоррекционные занятия,
логопедические занятия, социально-бытовая ориентировка и ритмика).
Коррекционно-развивающая часть включает в себя курсы:
-«Ритмика» (1 час в неделю), который способствует общему развитию школьника, исправлению
недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы;
-«Логопедические занятия» (2 часа в неделю). На логопедических занятиях работа проводится в
следующих направлениях: развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической, синтаксической), связной речи, обогащение словарного запаса, коррекция нарушений
чтения и письма, развитие коммуникативной функции речи, расширение представлений об
окружающей действительности, развитие познавательной сферы.
-Психокоррекционные занятия (2 часа в неделю) направлены на преодоление или ослабление проблем в
психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся
и социальную интеграцию.
- Социально-бытовая ориентировка (1 час в неделю). Усвоение правил безопасного поведения в
помещении и на улице. Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности),
связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в ходе
приготовления пищи, в сервировке и уборке столов. Формирование интереса к предметному
рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать
определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение
навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания,
коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. Коррекция отдельных сторон
психической деятельности и личностной сферы. Формирование социально приемлемых форм
поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия,
стереотипии. Дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые
оказываются для обучающихся особенно трудными. Развитие индивидуальных способностей
обучающихся, их творческого потенциала.
Промежуточная аттестация.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, предусмотренных образовательными программами.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету по
итогам триместра и осуществляется путем выведения триместровых отметок успеваемости на основе
текущих отметок успеваемости, выставленных обучающимся в течение соответствующего периода.
Промежуточная аттестация по итогам года обучающихся осуществляется путем
выведения годовых отметок успеваемости на основе триместровых отметок успеваемости,
выставленных обучающимся в течение соответствующего учебного года.
Изучение учебных предметов организуется по учебникам и учебным пособиям в соответствии с
Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».