ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026
Планируемые результаты:
сформировано ценностное отношение к России, своему народу,
государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
краю,
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о
моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье,
между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения,
бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической
позиции,
опытом
взаимодействия
с
людьми
разного
возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать
человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в
поведении, поступках людей.
Школьники обладают представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за
сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства,
формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового
государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность
руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская
позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина
России. В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным
потенциалом.
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; ценности многонационального российского
общества, становления гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
находить и выделять при помощи взрослых информацию необходимую для
выполнения заданий из разных источников;
строить рассуждения (или доказательство своей точки зрения по теме кружка в
соответствии с возрастными нормами);
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с
другом;
готовить небольшие сообщения, проектные задания.
Предметные:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия и победы.
уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, ее современной жизни.
В результате обучения по программе «Юный пограничник» учащиеся должны лучше
знать:
героическую военную историю Российского государства с периода его зарождения
и до настоящего времени;
историю Пограничной службы Отечества с IXХ века до наших дней.
А также уметь:
ориентироваться в вопросах военной истории нашей страны;
бережно относиться к историческим ценностям нашего государства и лучшим
боевым традициям его Вооруженных Сил и Пограничной службы.
Формы контроля
В результате освоения данной программы в течение 34 занятий (1 раз в неделю) является
направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в
частности:
формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию
познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую
деятельность;
осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста;
уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и
отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
передавать историческую информацию в виде художественных образов;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками.
Содержание курса
Цель:
Основной целью программы является воспитание активной гражданской позиции
учащихся на основе исторического наследия и традиций нашего Отечества, опыта лучших
его представителей различных поколений.
Задачи:
•
формирование у учащихся бережного отношения к истории своей страны и
героической славе российского народа;
•
дальнейшее развитие у учащихся творческих способностей в русле
героико-патриотической направленности;
•
воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и
соответствующих норм этики взаимоотношений.
Общий объём курса -34 часа
Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов.
Срок реализации программы 2 год.
Позиция педагога.
Она может быть вариативной на протяжении всего курса. При изучении новых тем учитель
выступает в роли информатора. Его помощь, советы, консультации будут полезны
учащимися
Методы проведения занятий.
Ведущие формы организации учебных занятий – АМО (игровые, мозговая атака,
проблемные ситуации)
Формы внеурочной деятельности:
•
дискуссия (индивидуальная, групповая)
•
эвристическая беседа
Виды внеурочной деятельности:
•
игровая
•
познавательная
•
проблемно-ценностное общение
Формы промежуточной аттестации внеурочной деятельности
анкетирование
тест
экскурсия
зачёт
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Юный пограничник» составлено с
учётом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Воспитательный потенциал рабочей программы внеурочной деятельности обеспечивает
реализацию следующих целевых ориентиров воспитания обучающихся на уровне ООО
Воспитательный потенциал данной программы на уровне ООО обеспечивает реализацию
следующих целевых ориентиров воспитания обучающихся и прежде всего, ценностных
отношений:
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования /5-9 классы.
Целевые ориентиры
1.Гражданское воспитание
знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом
сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих
гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
2.Патриотическое воспитание
сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов
России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и
современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
3.Духовно-нравственное воспитание
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на
духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных ценностей и норм с учётом
осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и
общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия
людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части
духовной культуры своего народа, российского общества.
4.Эстетическое воспитание
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций
и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том
числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и
психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
5.Физическое воспитание
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в
быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
6.Трудовое воспитание
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; проявляющий интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском
обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.
7.Экологическое воспитание
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения,
значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе; ориентированный на
применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы,
планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной
направленности.
8.Ценности научного познания
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире
(языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Тематическое планирование
5 класс
№п/п
Тема занятия
1
Вводный урок. Предмет и
изучения курса
История образования Пограничных
органов.
История образования Пограничного
управления ФСБ России
История создания Уставов в Российских
Вооруженных Силах.
Виды и значение уставов.
Виды пограничных нарядов, состав и
обязанности.
Золотые звёзды границы.
Ритуал приведения к военной присяге.
Основные
традиции
и
ритуалы
пограничной службы ФСБ России.
Организация
несения
службы
в
основных видах пограничных нарядов.
Карацупа Н.Ф. – человек-легенда.
Порядок и организация работы на
средствах связи.
Беседа. Соблюдение мер безопасности
во время каникул
Экскурсия на заставу
Страницы истории пограничных войск.
Их именами названы заставы.
Организация
несения
службы
в
основных видах пограничных нарядов.
Пост наблюдения.
Организация
несения
службы
в
основных видах пограничных нарядов.
Дежурный по КПП.
Участие пограничных войск в событиях
в Афганистане.
Урок мужества: «Есть такая профессия –
Родину защищать».
Действия
в
экстремальных
и
чрезвычайных ситуациях.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14-15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Кол-во ЦОР
часов
ЭОР
задачи 1
презентация
Как обезопасить себя от других людей.
Первая помощь пострадавшим.
Викторина
Организация
несения
службы
в
основных видах пограничных нарядов.
Секрет.
Символика Российского государства.
Урок
Мужества:
«Они
первыми
Целевые
ориентиры
1,2,4
1
презентация
2, 3, 5, 10
1
презентация
1, 2, 3, 5
1
презентация
2, 3, 5
1
1
презентация
презентация
2, 6
1, 2
1
1
1
презентация
презентация
презентация
2, 3, 5
1, 3, 6
1, 6, 7
1
презентация
2, 7, 19
1
1
презентация
презентация
1, 3, 5, 9, 10
2, 7
1
презентация
1, 6, 10
2
1
презентация
презентация
2, 3, 4, 8
2, 3, 6
1
презентация
2, 3, 9
1
презентация
2, 3
1
презентация
2, 3, 8
1
презентация
1, 2, 5, 8
1
презентация
1, 3, 6, 9
1
1
1
1
презентация
презентация
презентация
презентация
1, 4, 6, 8, 9
1, 4, 6, 8
2, 6
1, 4
1
1
презентация
презентация
3, 6
1, 5, 6, 10
28
29
30
31-33
34
встретили
фашистскую
чуму
на
границе».
Память поколений – дни воинской
Славы России.
Совместное
с
погранотрядом
торжественно-мемориальное
мероприятие к Дню Победы.
Мероприятия ко Дню пограничника
Итоговые занятия. Защита проектов.
Подведение итогов работы за год.
Итого: 34 часа
1
презентация
1, 3, 6
1
презентация
2, 3, 5
1
3
1
презентация
презентация
презентация
1, 3, 5
2, 5, 9
6
Тематическое планирование
6 класс
Кол-во ЦОР
часов
ЭОР
Целевые
ориентиры
№п/п
Тема занятия
1
Вводный урок.
изучения курса
задачи 1
презентация
1,2,4
2
Вводное занятие. Общие положения 1
строевого Устава
презентация
2, 3, 5, 10
3-4
Строевые приёмы и движение без
оружия.
Строевые приёмы и движение с
оружием
Автомат Калашникова
Специальная физическая подготовка
Смотр строя и песни
Беседа
«Права детей
–
забота
государства»
Встречи
с
представителями
правоохранительных органов
Конкурсы рисунков, стихов
Встречи с представителями военкомата
Встречи с молодыми пограничниками,
прошедшими службу в пограничных
войсках
Российской
армии
(посвящённые
Дню
защитника
Отечества)
История пограничных войск России
Познавательные походы и экскурсии
Встречи с инструкторами - кинологами
Итого: 34 часа
2
---
1, 2, 3, 5
2
---
2, 3, 5
9
3
8
1
--------презентация
2, 6
1, 2
2, 3, 5
1, 3, 6
1
----
1, 6, 7
1
1
1
--------презентация
2, 7, 19
1, 3, 5, 9, 10
2, 7
1
1
1
презентация
-------
1, 6, 10
2, 3, 4, 8
2, 3, 6
5-6
7-15
16-18
19-26
27
28
29
30
31
32
33
34
Предмет
и