Рабочая программа элективного курса Современная русская литература ООП СОО 2025-2026 уч.г

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026

Современная русская литература
1.Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса адресована 10 - 11 классам.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Б.А.
Ланина «Современная русская литература. 10-11классы» (М.: «ВентанаГраф», 2006). Программа рассчитана на 2 года в 10-11 классах, на 1 час в
неделю, который выделяется из компонента образовательного учреждения.
При этом в 10 классе 34 учебные недели, в 11 классе 34 учебные недели.
Программа способствует реализации важнейших целей литературного
образования: воспитанию любви и привычки к чтению, приобщению
учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы,
развитию способности эстетически воспринимать и оценивать явления
художественной литературы и на этой основе формировать собственные
эстетические вкусы и потребности.
В программу заложены следующие компоненты, составляющие
литературное образование:
образовательный компонент — это прежде всего знание того, как
литературные произведения «сделаны» и как они функционируют.
просветительский компонент — не только биографическая информация
о писателях, но и те сведения о «внетекстовой», внехудожественной
реальности, которые связаны с литературным текстом, отражаются в нем или
им открываются.
воспитательный компонент носит подчиненный, производный характер.
Литература воспитывает не прямо, а чаще всего подсознательно — и тем
глубже. Программа построена на сочетании и взаимодополнении
традиционных критико-литературоведческих и методических принципов:
проблемно-тематического, историко-литературного, теоретико-литературного,
семиотического и деятельностного.
Главная особенность программы, как следует из названия, — включение
в круг школьного изучения произведений современной литературы. Однако
изучение современной литературы, современного литературного процесса,
современником и свидетелем которого является ученик, становится
благотворным и по другим соображениям.
Если
основной
курс
литературы
изучается
в
контексте
литературоведения, то курс «Современная русская литература» — в
контексте литературной критики, что значительно изменяет ракурс учебной
деятельности учеников. Сокращается дистанция между временем
опубликования произведения и его общественной оценкой, читательским
признанием.
Цели элективного курса:
 помочь ученику достаточно полно представить современную
литературную ситуацию; сформировать представление об основных

явлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий
в контексте современной культуры;
 познакомить выпускников с наиболее значительными явлениями
современной литературы;
 совершенствовать и развивать умения творческого чтения,
интерпретации художественного произведения;
 воспитывать любовь к чтению;
 прививать навыки работы с периодикой, литературной критикой;
 формировать и развивать умение грамотного и свободного владения
устной и письменной речью;
 способствовать развитию эстетического вкуса, научить школьника
ориентироваться в постоянно меняющемся и противоречивом мире
современной культуры и литературы.
 формировать и развивать умения грамотного и свободного владения
устной и письменной речью. Задачи курса:
 показать национальное своеобразие и связь с мировым литературным
процессом современной русской литературы;
 совершенствовать навыки анализа произведений современной
литературы;
 продемонстрировать возможности литературно-критических жанров
(аннотация, рецензия, обзор литературных журналов) и помочь учащимся
овладеть ими;
 формировать умение пользоваться литературоведческими и
культурологическими категориями, в которых осмысляется современная
художественная литература и культура (интертекст/интертекстуальность,
деконструкция, гипертекст и др.);
 развивать устную и письменную речь учащихся, помочь им овладеть
литературнокритическими жанрами (аннотация, рецензия, эссе, обзор);
 приготовить выпускников к аттестационному сочинению.
Цели и задачи курса определили и его структуру: Курс построен на
сочетании и взаимодополнении проблемно-тематического, историколитературного и теоретиколитературного принципов.
Реализация программы опирается на следующий УМК:
1. Современная русская литература. Программа элективного курса для
учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:
Вентана-Граф, 2006.
2. Современная русская литература. Учебное пособие для учащихся 10-11
классов общеобразовательных учреждений под ред. Проф. Б.А. Ланина. –
М.: Вентана-Граф, 2007.
3. Современная русская литература. Учебное пособие для учащихся 10-11
классов общеобразовательных учреждений под ред. Проф. Б.А. Ланина. –
М.: Вентана-Граф, 2007
2

2. Учебно-тематический план
Тема

количеств
о часов

10 класс
1 Как
складывается
литературная
репутация
2 Автобиографизм современной прозы

2
4

3 Неореализм

6

4 Военная тема

5

5 Судьбы
эмиграции

литературы

русской

6 Трансформация истории
7 Резервные уроки
Итого
11 класс
1 Фантастическая
и
утопическая
литература
2 Постмодернизм
3 Концептуализм в современной поэзии
4
5
6
7
8

Метареализм
Современная эссеистика
Современная драматургия
Возрождение детектива
Русская литература в Интернете
Итого

11

5
1
34
6
6
5
5
4
3
3
2
34

3.Содержание программы
10 класс
Как складывается литературная репутация (2 ч)
Понятие о социологии литературы. Система «писатель — критик —
читатель». Чтение в современной России. Появление новых литературных
премий и конкурсов, литературных клубов, новых издательств, читательских
клубов при издательствах, интернет-форумов при издательских сайтах.
Дополнительная литература
Берг Б.Литературократия: Проблема присвоения и перераспределения
власти в литературе. — М., 2002. Гудков А., Дубин Б. Литература как
социальный институт. — М., 1994.
3

Рейтблат А. Как Пушкин вышел в гении. — М., 2001.
Автобиографизм современной прозы (4 ч)
Авторское «я» в автобиографической литературе. Личностный взгляд на
недавнюю историю. Можно ли говорить о «лирическом герое» в
автобиографической прозе? Реальный автор и повествователь, персонажи и
их прототипы.
Тексты
Л. Чудаков. «Ложится мгла на хладные ступени». А. Терехов.
«Бабаев».
А. Найман. «Славный конец бесславных поколений».
А. Тенис. «Довлатов и окрестности».
И. Коржавин. «В соблазнах кровавой эпохи».
Дополнительная литература
L-критика (Литературная критика): Ежегодник Академии русской
современной словесности. — Вып. 2. — М. (2001. Немзер А. Замечательное
десятилетие. — М., 2003.
Для самостоятельного чтения А. Зорин. «Авансцена». А. Найман.
«Рассказы о Анне Ахматовой». Е. Попов. «Подлинная история. Зеленых
музыкантов"».
Творческое задание
Написание реферата на тему «Автобиографизм».
Неореализм (6 ч)
Тексты
Л. Улицкая. «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети».
В. Маканин. «Андеграунд».
А. Слаповский. «Я — не Я».
А. Волос. «Недвижимость».
Черты современного реализма. Человек — общество — человечество в
представлении современных писателей-реалистов. Идейно-философская
общность и творческое многообразие современного реализма. Образ автора и
формы проявления авторского мировоззрения в современной литературе.
Дополнительная литература
L-критика (Литературная критика): Ежегодник Академии русской
современной словесности. — Вып. 2. — М., 2001. Рассадин С. Русская
литература: от Фонвизина до Бродского. — М., 2001.
Для самостоятельного чтения
А Быков. «Орфография».
М. Бутов. «Свобода».
М. Вишневецкая. «Вышел месяц из тумана».
Н. Горланова, В. Букур. «Роман воспитания».
А. Дмитриев. «Повесть о потерянном».
М. Палей. «Кабирия с Обводного канала».
4

Творческое задание
Написание эссе на тему «Что является реальностью для современных
писателей-реалистов?».
Военная тема (5 ч)
Тексты
Г. Владимов. «Генерал и его армия». О. Ермаков.
«Крещение».
A.Азольский. «Диверсант».
B.Астафьев. «Веселый солдат
A.Бабченко. «Алхан-Юрт».
B.
Маканин. «Кавказский пленный».
Кто побеждает на войне? Герои военной прозы: от солдата до
генерала.
Размышления о цене человеческой жизни. Агрессивное и милосердное в
человеке: как эти феномены проявляются в экстремальных условиях войны?
Традиции классической военной литературы и особенности поэтики
современной военной прозы.
Дополнительная литература
Аннинский А. А. Крепости и плацдармы Георгия Владимова. — М. (2001.
Аедков И. Дневник // Знамя. — 2003. — № 4.
Немзер А. Литературное сегодня: о русской прозе. 90-е. —
М., 1998.
Для самостоятельного чтения
B.Астафьев.
«Прокляты
и
убиты».
О. Блоцкий. «Стрекозел».
C.Дышев. «До встречи в раю».
Самостоятельное исследование
Герой современной военной прозы.
Судьбы литературы русской эмиграции (11 ч)
Тексты
A.Солженицын. «Россия в обвале», «На краях», литературнокритические эссе.
И. Бродский. «Урания».
B.Войнович. «Замысел» (главы о Чонкине и психологии творчества), «Портрет на фоне мифа» (главы о творчестве А. Солженицына).
В. Аксенов. «Московская сага» (главы по выбору учителя).
A.Гладилин.
«Французская
Советская
Социалистическая
Республика», «Тень всадника».
B.Хазанов. «Час короля».
Ю. Кублановский. «Дольше календаря».
Н. Горбаневасая. «Кто о чем поет».
5

И. Коржавин. «Сплетения».
Литературные и публицистические работы писателей. Эволюция их
эстетических и мировоззренческих позиций. Возвращение С. Довлатова:
«Последняя книга». Довлатов как «культовый писатель» 90-х годов.
Появление новой, «четвертой волны» русской эмиграции. Творчество
А.Гольдштейна («Расставание с Нарциссом»), Д. Рубиной («Вот идет
Мессия»), Ю.Дружникова («Русские мифы»), М Веллера («Ножик Сережи
Довлатова»).
Дополнительная литература
Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. — М., 1998. Веллер М.
Русский писатель в Эстонии // Знамя. — 1994. — №9. — С. 197-201.
Зубарева ЕЮ. Проза русского зарубежья (1970-1980-е годы). — М.,
2000.
Минчин А. 20 интервью. — М., 2001.
Юрьенен С. Мюнхен как форма выживания русской литературы // Знамя.
— 1994. — № 7. — С. 203-205.
Для самостоятельного чтения
С. Болмат. «Сами по себе».
М. Веллер. «Легенды Невского проспекта».
B.Войнович. «Монументальная пропаганда».
C.Арвлатов.
«Иностранка»,
«Филиал».
Ю. Аружников. «Ангелы на кончике иглы».
A.Солженицын. «Угодило зернышко промеж двух жерновов»,
«Протеревши глаза».
Литературная конференция
Поэзия и проза «четвертой волны» русской эмиграции.
Трансформация истории (5 ч)
Тексты
B.Золотуха. «Великий поход за освобождение Индии (Революционная
хроника)».
Е. Попов. «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину».
В. Пьецух. «Государственное дитя».
К. Булычев. «Река Хронос» (ч. «Заповедник для академиков»).
Литература в поисках «подлинной» истории. Мифологизация
отечественной истории. Приемы занимательного сюжетосложения в
современном историческом романе. Ирония как средство оценки
исторических событий. Патриотизм или интеллектуальная игра: подходы к
восприятию псевдоисторических произведений.
Дополнительная литература
Генис А. Обживая хаос. Русская литература в конце XX века // Континент. —
1997. — № 94.
Петухова Е., Чёрный И. Современный русский историко-фантастический
роман. — М., 2002.
6

Рыбаков В. То, чего не было, не забывается... // Октябрь. — 2001. — № 11. —
С. 161-171.
Для самостоятельного чтения
Е. Попов. «Прекрасность жизни».
В. Пъецух. «Заколдованная страна».
В. Щепетнев. «Шестая часть тьмы».
Межпредметные связи
Дискуссия «Литература и исторический факт: допустимые границы
творческой интерпретации».
11
класс
Фантастическая и утопическая литература
Понятия о фантастике, научно-фантастической литературе, фэнтези,
утопии и антиутопии. Утопическая литература как прогноз развития будущего.
Роль фантастики в познании альтернативных возможностей развития
человечества. Остросюжетность антиутопической литературы. Борьба между
добром и злом, изменчивость и постоянство этических норм в литературе о
будущем.
Тексты
А. Кабаков. «Невозвращенец».
A.Петрушевская. «Новые Робинзоны».
B.Маканин.
«Лаз».
Т. Толстая. «Кысь».
О. Дивов. «Выбраковка».
В. Пелевин. «Омон Ра».
Дополнительная литература
Нефагина Г.А. Русская проза второй половины 80-х — начала
90-х годов XX века. — Минск, 1998.
Тух Б. Первая десятка современной русской литературы. — М.,
2002.
Энциклопедия русской фантастики / Под ред. Вл. Гакова. — М.,
1995.
Для самостоятельного чтения
А. Бушков. «Как у нас на Виндзорщине».
Д. Быков. «Оправдание».
С. Витицкий. «Бессильные мира сего».
А. Лазарчук. «Гиперборейская чума».
А. Лазарчук, М. Успенский. «Все, способные держать оружие...».
Ю. Латынина. «Ничья».
С. Лукьяненко. «Спектр».
Постмодернизм
Основные черты русского постмодернизма: слом эстетической
иерархии, поэтика «перечней и каталогов», альтернативность развязок и
7

финалов. Цитатность постмодернистских произведений. Представление
о литературном творчестве как об интеллектуальной игре.
Тексты
«Москва — Петушки» Вен. Ерофеева и «Пушкинский Дом» A.Битова
как истоки постмодернизма в русской литературе.
B.Сорокин. «Очередь».
В. Пелевин. «Жизнь насекомых».
Д. Галковский. «Бесконечный тупик» (главы о русских писателях).
Дополнительная литература
Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени. — М.,
1997.
Курицын В. Русский литературный постмодернизм. — М., 2001.
Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. —
Екатеринбург, 1997.
Для самостоятельного чтения
Ю. Буйда. «Прусская невеста». Э. Гер. «Дар слова».
П. Крусанов. «Укус ангела». В. Пелевин.
«Generation П».
Концептуализм в современной поэзии
А. Пригов. Пародийность творчества, сквозные темы поэзии:
«милицанер», философская риторика, абсурдизм. Эволюция приговской
поэтики: 1) языковая игра в раннем творчестве, 2) описание «механического
мира» и остранение поэтического взгляда, 3) разноголосица современного
мира.
Л. Рубинштейн. Цитатная поэтика, роль графического элемента,
изобретение «каталожной поэзии», обрывки разговоров, цитаты и шаблоны
как составляющие элементы текста (сборник «Регулярное письмо», 1996).
Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в потоке
времени, поэтические цитаты в творчестве.
Черты концептуализма в поэзии М. Айзенберга, С. Гандлевского, Д.
Новикова.
Дополнительная литература
Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Справочникантология. — М., 1998.
Монастырский А. Словарь терминов московской концептуальной
школы. — М., 1999. Эпштейн М. Парадоксы новизны. — М., 1988.
Метареализм
Понятие о метареализме (на примере творчества И. Жданова, А.
Еременко, А. Парщикова, В. Кальпиди и др.).
Тексты

8

А. Еременко. «Добавление к сопромату» (1990). Игра с реальностью,
устремление к слитности с ней. Хаос — центральный образ поэзии
Еременко.
И. Жданов. Мотивы и образы сборника «Фоторобот запретного мира»
(1997).
Философская лирика Ольги Седаковой. Лирический герой в поэзии
Седаковой. Человек и Бог, любовь и природа в ее стихах. Поэтический
мир Веры. Павловой (сборники «Вездесь», 2002; «Дневник отличницы»,
2002).
Дополнительная литература
Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Справочникантология. — М., 1998.
Новое в школьных программах. Русская поэзия XX века / Сост. С.Ф.
Амитренко. — М., 1998.
Для самостоятельного чтения
Т. Кибиров. «Интимная лирика».
A.Лосев. «Послесловие».
B.Павлова. «Четвертый сон».
B.Салимон. «Брильянтовый и золотой».
Современная эссеистика
Обращение к проблемам постсоветской и современной культуры.
Основная тема — человек в изменяющемся современном мире. Культура и
цивилизации на рубеже веков.
Взаимосвязь частной жизни и информационного общества в эссеистике.
Этические и эстетические проблемы: их взаимосвязь и взаимозависимость.
Тексты
И. Бродский. «Меньше, чем единица», «Письмо Горацию».
А. Генис. «Раз. Два. Три».
Б. Парамонов. «След», «Конец стиля».
П. Вайль. «Гений места», «Карта Родины».
C.Лурье. «Успехи ясновидения».
Дополнительная литература
Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. — М., 2003.
Русская литература XX века: итоги столетия / Под ред. А.А.
Кобринского. — СПб., 2001.
Для самостоятельного чтения
B.Маканин. «Кваши».
C.Файбисович. «Русские новые и неновые».
Современная драматургия
Жизнь современника на современной сцене: взгляд на самих себя со
стороны. Экзистенциальные проблемы в современной драматургии. Герой, язык
9

и драматургическое пространство в современной пьесе. Сокращение числа
действующих лиц как тенденция современной драматургии.
Тексты
Н. Коляда. «Канотье».
А. Галин. «Чешское фото».
Е. Тришковец. «Как я съел собаку».
Н. Садур. «Панночка».
Л. Петрушевская. «Свидание» из цикла «Темная комната».
К. Драгунская. «Рыжая пьеса».
Дополнительная литература
Громова М.И. Русская современная драматургия. — М., 1999.
Драматургия Николая Коляды. — Каменск-Уральский, 1997.
Для самостоятельного чтения
Горенштейн Ф. «Споры о Достоевском». Горин Г. «Кин IV».
С. Носов. «Берендей».
Возрождение детектива
Преступник и сыщик в современном детективе. Стилизация и
драматизация в жанре. Особенности детективного сюжета. Разновидности
современного детектива: стилизованный псевдостаринный, иронический,
полицейский детективы.
Тексты
Б. Акунин. «Внеклассное чтение».
Д. Донцова. «Привидение в кроссовках».
A.Маринина. «Стилист».
Дополнительная литератураБогданова О.В. Современный литературный процесс. — СПб.,
2001.
Немзер А. Памятные даты. — ЛЛ., 2002.
Трофимова Е. И. (ред.). Творчество Александры Марининой как
отражение современной российской ментальное™. — М., 2002.
Для самостоятельного чтения
Б. Акунин. «Алтын-Толобас», «Пелагия и белый бульдог». Д.
Донцова. «Созвездие жадных псов».
B.Лавров.
«Граф
Соколов
—
гений
сыска».
Н. Леонов. «Защита Гурова».
А. Маринина. «Украденный сон», «Смерть ради смерти»., Т.
Полякова. «Мой любимый киллер».
Русская литература в Интернете
Литературные конкурсы «Тенета», «Дебют», «Национальный бестселлер».
Лучшие литературные сайты и сетевые журналы: «Русский журнал»,
библиотека Максима Мошкова и др. «Бумажные» журналы в сети.
10

Дополнительная литература.
Агеев А. Газета, глянец, Интернет. — М., 2001.
Тематическое планирование
литература» 10 класс
№ Дата
за
ня
ти
я

1

2

3

4
5

6

7

Раздел, тема

по

элективному
Кол
-во
час
ов

курсу

Форма Образова
провед тельный
ения
продукт
занятия

Как
складывается 2
литературная
репутация
Понятие о социологии
литературы.
Система
«писатель — критик —
читатель».
Появление
новых
литературных премий и
конкурсов
4
Автобиографизм
современной прозы
Авторское
«я»
в
автобиографической
литературе.
Личностный взгляд на
недавнюю историю.
Можно ли говорить о
«лирическом герое» в
автобиографической
прозе?
Реальный автор и повествователь, персонажи
и их прототипы.

лекция

6
Неореализм
Черты
современного

«Медл
енное

«Современная
Форм
ы
контр
оля

При
меч
ани
я
(ис
пол
ьзо
ван
ие
ЦО
Р)

конспект

Лекция Написани
практи е
зачёт
кум
реферата
на тему
«Понятие
о
концепте
».

Эссе на
тему «Что
11

–
8
9

10

11

12

13
14
15

16
–
17
18
19

20

21

реализма.
Человек — общество —
человечество
в
представлении
современных
писателей-реалистов.
Идейно-философская
общность
современного реализма.
Творческое
многообразие
современного реализма.
Образ автора и формы
проявления авторского
мировоззрения
в
современной
литературе.
5
Военная тема
Герои военной прозы:
от солдата до генерала.
Размышления о цене
человеческой жизни.
Агрессивное
и
милосердное
в
человеке:
как
эти
феномены проявляются
в
экстремальных
условиях войны?
Традиции классической
военной литературы и
особенности поэтики
современной военной
прозы.
Судьбы
литературы 11
русской эмиграции
Литературные
и
публицистические
работы писателей.
Эволюция
их
эстетических
и
мировоззренческих
позиций.
Возвращение
С.
Довлатова: «Последняя
книга».

чтение
»
практи
кум

является
реальност
ью
для
современных
писателе
йреалистов
?».

«Медл
енное
чтение
»
Практи
кум
лекция

презе
Самостоя нтаци
тельное
я
исследов
ание
Герой
современ
ной
военной
прозы.

«Медл
енное
чтение
»
практи
кум

Сооб
Литерату щение
рная
рефер
конферен ат
ция
Поэзия и
проза
«четверто
й волны»
русской
эмиграци
и.
12

22
23
24
25

26
27

28

29
30
31

32

33

34

Довлатов
как
«культовый писатель»
90-х годов.
Появление
новой,
«четвертой
волны»
русской эмиграции.
Творчество
А.
Гольдштейна
(«Расставание
с
Нарциссом»),
Творчество Д. Рубиной
(«Вот идет Мессия»),
Творчество
Ю.
Дружникова («Русские
мифы»)
Творчество М. Веллера
(«Ножик
Сережи
Довлатова»).
5
Трансфармация
истории
Литература в поисках
«подлинной» истории.
Мифологизация
отечественной истории.
Приемы
занимательного
сюжетосложения
в
современном
историческом романе.
Ирония как средство
оценки исторических
событий.
Патриотизм или интеллектуальная
игра:
подходы к восприятию
псевдоисторических
произведений.
Резервный урок
1

Тематическое планирование
литература» 11 класс
№ Дата

Раздел, тема

по

«Медл
енное
чтение
»
Практи
кум
лекция

элективному
Кол-

Дискусси зачёт
я
«Литерату
ра
и
историчес
кий факт:
допустим
ые
границы
творческо
й
интерпре
тации».

курсу

«Современная

Образовательный
13

за
ня
ти
я

1

2
3

4
5

6

во
продукт
часов
Фантастическая и утопическая 7 ч.
литература
Понятия
о
фантастике,
научно-фантастической
литературе, фэнтези, утопии
и антиутопии.
Утопическая литература как
прогноз развития будущего
Роль фантастики в познании
альтернативных
возможностей
развития
человечества. B. Маканин.
«Лаз».
Остросюжетность
антиутопической литературы.
Борьба между добром и
злом,
изменчивость
и
постоянство этических норм
в литературе о будущем
Л. Петрушевская. «Новые
Робинзоны».
Т
.

сочинение

Т
о
л
с
т
а
я
.
«
К
ы
с
ь
»
.
7

Сочинение с элементами
библиографического
исследования «Фантастика и
утопии
в
современной
критике».
Постмодернизм
7 ч.
14

89

10
11
12

13

14

15
16

17

18

Основные черты русского
постмодернизма:
слом
эстетической
иерархии,
поэтика
«перечней
и
каталогов»,
альтернативность развязок и
финалов.
В. Пелевин.
«Жизнь насекомых».
«Москва — Петушки» Бен.
Ерофеева и «Пушкинский
Дом»
A.Битова как
истоки
постмодернизма в русской
литературе.
Цитатность
постмодернистских
произведений.
Представление
о
литературном
творчестве
как об интеллектуальной
игре.
Д.
Галковский.
«Бесконечный
тупик»
(главы о русских писателях).
Игра
—
ремесло
—
призвание: изменилось ли
место
литературы
в
современном мире?
Концептуализм
в
современной поэзии
Д.А. Пригов. Пародийность
творчества, сквозные темы
поэзии:
«милицанер»,
философская
риторика,
абсурдизм.
Эволюция
приговской поэтики: 1)
языковая игра в раннем
творчестве, 2) описание
«механического мира» и
остранение
поэтического
взгляда, 3) разноголосица
современного мира.
А. Рубинштейн. Цитатная
поэтика, роль графического
элемента,
изобретение
«каталожной
поэзии»,
обрывки разговоров, цитаты
и
шаблоны
как
составляющие
элементы
текста (сборник «Регулярное
письмо», 1996).
Т. Кибиров. Ирония в
поэзии, тема времени и
человека в потоке времени,
поэтические
цитаты
в

дискуссия

5 ч.

Создание презентации на
тему
«Проблемы
и
тенденции в современной
русской культуре».

15

творчестве.
19

20

21

22

23

24

25

26

27
28

29

Черты концептуализма в
поэзии М. Айзенберга, С.
Гандлевского, Д. Новикова.
Метареализм
5 ч.
А. Еременко. «Добавление к
сопромату» (1990). Игра с
реальностью, устремление к
слитности с ней. Хаос —
центральный образ поэзии
Еременко.
И. Жданов. Мотивы и
образы
сборника
«Фоторобот
запретного
мира» (1997).
Философская лирика Ольги
Седаковой.
Лирический
герой в поэзии Седаковой.
Человек и Бог, любовь и
природа в ее стихах.
Поэтический мир Веры
Павловой
(сборники
«Вездесь», 2002; «Дневник
отличницы», 2002).
Направления и стили в
современной
русской
поэзии.
Современная эссеистика.
2ч
Обращение к проблемам
постсоветской
и
современной
культуры.
Основная тема — человек в
изменяющемся современном
мире.
Культура
и
цивилизации на рубеже
веков.
Взаимосвязь частной жизни
и
информационного
общества в эссеистике.
Этические и эстетические
проблемы: их взаимосвязь и
взаимозависимость.
Современная драматургия
3 ч.
Жизнь современника на
современной сцене: взгляд
на самих себя со стороны.
Экзистенциальные
проблемы в современной
драматургии. Е. Гришковец.
«Как я съел собаку».
Герой,
язык
и
драматургическое
пространство в современной
пьесе.
Л. Петрушевская.
«Свидание»
из
цикла

Читательская
конференция

Написание эссе на тему
«Узнаваемый
незнакомец:
Герой
пьесы в тексте и на
сцене».

16

30

31

32

33

34

«Темная комната».
Сокращение
числа
действующих
лиц
как
тенденция
современной
драматургии. Н. Коляда.
«Канотье».
Возрождение детектива
2 ч.
Преступник и сыщик в
современном
детективе.
Стилизация и драматизация
в жанре.
Б. Акунин.
«Внеклассное чтение».
Особенности детективного
сюжета.
Разновидности
современного
детектива:
стилизованный псевдостаринный,
иронический,
полицейский детективы. A.
Маринина.
«Стилист».
Русская
литература
в 1ч.
Интернете.
Литературные
конкурсы
«Тенета»,
«Дебют», «Национальный
бестселлер».
Лучшие литературные
сайты и сетевые журналы:
«Русский
журнал»,
библиотека
Максима
Мошкова и др. «Бумажные»
журналы в сети.
Резервный урок

Написание эссе на тему
«Преступник,
его
преступление и наказание: есть ли в
современном детективе
муки совести?».

Создание веб-страницы
о
любимом
современном писателе
или
литературном
произведении.

4.Требования к умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны уметь:
• анализировать произведение, учитывая основные литературно-критические
работы;
• применять
различные
способы
интерпретации
лирических,
драматических и эпических произведений;
• представлять жизнь художника в широком историко-литературном
контексте, в том числе опираясь на воспоминания современников,
литературные произведения других писателей;
• рецензировать (оценивать) прочитанные произведения, отмечая и
учитывая особенности писательского мастерства;
• характеризовать изобразительно-выразительные средства литературного
произведения в связи и в сравнении с эстетическими манифестами
литературных направлений и эстетическими тенденциями различных эпох;
• работать с литературно-критическим материалом, следить за
17

литературными новинками, пользоваться электронными версиями новых
книг и литературных журналов;
• использовать ресурсы Интернета и создавать свои сайты.
5. Формы контроля
Форма контроля 10 класс
I
полугодие
Семинары
1
Письменные
1
работы
(сочиненияминиатюры, эссе)
Творческие
1
проекты

II
полугодие
1
1

1

11 класс
I полугодие

II полугодие

1
1

1
1

1

1

6. Литература
Литература для учителя
1. Современная русская литература. Программа элективного курса для
учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:
Вентана-Граф, 2006.
2. Современная русская литература. Учебное пособие для учащихся 10-11
классов общеобразовательных учреждений под ред. Проф. Б.А. Ланина. –
М.: Вентана-Граф, 2007.
Литература для учащихся
1. Современная русская литература. Учебное пособие для учащихся 10-11
классов общеобразовательных учреждений под ред. Проф. Б.А. Ланина. –
М.: Вентана-Граф, 2007.

18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».