Рабочая программа элективного курса Практикум по английскомй языку 11 класс 2025-2026 уч.г

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением иностранного
языка имени Я.В. Ругоева»
РАССМОТРЕНА
на заседании школьного
методического совета
протокол от
от «___» _____2025 г. №___
Руководитель ШМС
___________________
(Л.П. Петрасова)

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР:
________________________
(О.И. Кулеша)
«___» __________2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ КГО «СОШ
№1 им. Я.В.Ругоева»:
________________________
(Н.Ю. Федотова)
приказ от «___» ___2025г.№____
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00D71C9F9605DFFACA33635B51B7F301D4
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 14.11.2024 до 07.02.2026

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Практикум по английскому языку»
основной образовательной программы среднего общего образования (11 класс)
срок реализации программы -1 год

Автор-составитель:
Баалакина Наталья Олеговна,
учитель английского языка

г. Костомукша
2025

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................................................. 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ................................................... 4
«ПРАКТИКУМ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ » .................................................................. 4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА .......................................................................... 13

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знание иностранных языков в наш век очень важно. Наше время отмечено
глобализацией экономики, интеграцией политической, культурной и хозяйственной жизни,
что ведет к укреплению связей между странами в различных областях. Все эти изменения
привели к значительному повышению роли иностранного языка в обществе. Вследствие
глобальных изменений в общественной жизни России, как и во всем мире, изменилась роль
иностранного языка и в системе образования. Из простого учебного предмета он
превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения
профессиональной реализации личности.
В соответствии с федеральной образовательной программой среднего общего
образования цель данного элективного курса - повысить качество образования по
иностранному языку

через формирование повышенного уровня иноязычной

коммуникативной компетенции как одного из компонентов личностной культуры,
индивидуально присвоенной и созданной самим субъектом учебной деятельности.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи обучения в рамках
элективного курса в 10классе:
- воспитание активной жизненной позиции учащихся, способных аргументированно
объяснять или отстаивать свою точку зрения, точно и глубоко излагать свои мысли,
принимать решения, уметь сотрудничать и работать в команде, доброжелательно
относиться к чужой точке зрения, не оставаться «глухими» к глобальным проблемам
человечества, страны, города, а также уметь преодолевать жизненные трудности и решать
проблемы общего плана, т.е.

способствовать развитию и становлению всех блоков

универсальных действий при формировании иноязычной коммуникативной компетенции;
- развитие способности учащихся самостоятельно обучаться в течение всей жизни
и использовать сформированные универсальные действия, лежащие в основе ключевых
компетенций, для дальнейшего профессионального роста и в различных видах
деятельности и сферах действительности;
- развитие умения создавать разного вида высказывания на иностранном языке ,
правильно оформленные в языковом, речевом и экстралингвистическом аспектах в рамках
исследуемой темы;
- расширение кругозора учащихся, повышение уровня их интеллектуального
развития через содержание изучаемых тем и

обучение мыслительным операциям,

различным технологиям и стратегиям речемыслительной и формированию эмоциональноценностного отношения к действительности.
2

В соответствии с требованиями ФГОС СОО методологической основой данного
курса является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию в
соответствии с требованиями информационного общества, инновационной экономики и
научно-технологического развития общества;
- проектирование и конструирование социальной среды развития личности
обучающихся в системе образования на основе нравственных принципов, традиционных
российских ценностей, актуальных научных знаний и умений, уважения к традициям
многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества;
- активную

учебно-познавательную деятельность обучающихся на основе

содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения
социально востребованного

результата

личностного и

познавательного

развития

обучающихся;
- построение учебной и воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
возрастных психологических и физиологических особенностей обучающихся и с
ориентацией на результаты образования.
Предлагаемая элективный курс

ориентирован на становление личностных

характеристик выпускника:
- любящего свой край и свое Отечество, уважающего культуру и духовные традиции
своего и других народов;
- осознающего и принимающего традиционные социокультурные, духовнонравственные ценности семьи, этнической общности, многонационального российского
народа, принятые в обществе правила и нормы поведения;
- активно и заинтересованно познающего окружающий мир и самого себя,
осознающего ценность труда, науки и творчества;
- умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для
жизни и деятельности, способного самостоятельно применять полученные знания на
практике, способного к самоорганизации, к планированию и оценке своих действий,
пониманию их последствий;
- социально активного, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои
поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанностями перед семьей,
обществом, Отечеством;

3

-

уважающего

убеждения

других

людей,

отзывчивого,

умеющего

вести

конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих
результатов;
- осознанно выполняющего правила здорового, экологически целесообразного и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, в том числе в
информационном пространстве, и владеющего навыками, необходимыми для оказания
первой помощи пострадавшему;
- ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной
деятельности для человека, устойчивого развития общества и природы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Практикум по английскому языку »
Главная цель курса соответствует зафиксированным в стандарте основного
общего образования целям обучения иностранному языку. В предлагаемом элективном
курсе особый акцент делается на развитии универсальных учебных действий и
владении

ключевыми

компетенциями,

ав

свете

происходящих

изменений

в

коммуникации следует отметить, что большую актуальность приобретает обучение 4
видам речевой деятельности: чтению, аудированию, говорению и письму.
Элективный курс «Практикум по английскому языку »

занимает особое место в

подготовке обучающихся, поскольку способствует расширению кругозора и адаптации
современному миру в эпоху глобализации.
Изучение английского

языка позволяет обобщать и систематизировать

имеющийся языковой и речевой опыт на основе межпредметных связей с другими
изучаемыми предметами.
Владение английским
социальной

адаптации

к

языком способствует формированию личности и ее

условиям

постоянно

меняющегося

поликультурного,

многоязычного мира, а также осознанию себя как носителя русской культуры в условиях
диалога культур. Оно способствует иноязычному общению школьников как с
обучающимися других классов и школ, так и с ровесниками из других стран, в том числе
и посредством сети Интернет, содействуя их социальной адаптации в современном мире.
Интегративной целью обучения английскому языку в основной школе является
не только развитие коммуникативной компетенции, но также формирование и
поддержание

образовательной

среды,

благоприятной

для

личностного,

интеллектуального, физического, социального, коммуникативного, эстетического,
трудового развития школьников. При этом принимаются во внимание психологические
4

особенности детей данной возрастной группы, а также индивидуальные особенности
каждого обучающегося.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Практикум по английскому языку »
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Основное внимание при реализации данного
речевой

компетенции,

видах

речевой

т.е.

деятельности:

элективного курса уделяется

коммуникативным
аудировании,

умениям

чтении,

в

разных

письменной

речи,

говорении, а также языковой компетенции, т.е. языковым знаниям и навыкам. Также
совершенствуются социокультурные знания и умения и компенсаторные умения.
Успешное
речевой

выполнение

деятельности

морфологических

форм

заданий

обеспечивается
и

на
знанием

синтаксических

этих

знаний,

навыков

лексических

конструкций

узнавания/распознавания. Письменные и устные задания
помимо

рецептивные

оперирования

и

виды
единиц,

навыками

их

требуют от обучающих,

лексическими

единицами

и

грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте.
Предлагаемый элективный курс основывается на современных подходах к школьному
образованию, педагогических условиях и дидактических

принципах, интерпретируемых через

методические, которые способствуют усилению взаимосвязи обучения, воспитания и развития
обучающихся, интегрированному становлению ключевых и предметных компетенций и
обеспечивают

качество продуцируемых учащимися высказываний-рассуждений

(устных и

письменных) на ИЯ. Основным средством реализации курса является комплекс речемыслительных
упражнений

(РМ)У, выполняемый в соответствии с дидактико-методическими условиями и

принципами взаимосвязанного развития У(У)Д и предметных действий и этапами реализации
речемыслительной деятельности.
В процессе системного выполнения специально организованных речемыслительных
упражнений происходит постепенное расширение деятельностного опыта старшеклассников с
использованием ИЯ, что позволяет им общаться не только на бытовые темы, но и способствует
формированию ИКК повышенного уровня, достаточного для осуществления дальнейшей учебной и
профессиональной деятельностей. Учащиеся довольно свободно используют УД и предметные
действия для продуцирования высказывания-рассуждения на ИЯ по исследуемой теме, становясь
действительными субъектами деятельности, которую осуществляют. Продуктом интеллектуальной
деятельности учащихся, по характеристикам которого можно выявлять предметные, метапредметные
и личностные результаты образовательной деятельности, является высказывание-рассуждение (мини
исследование или проект), в котором средствами ИЯ раскрывается как общий ход размышлений в
5

связи с проблемой, так и обоснованное эмоционально- ценностное отношение к описываемому
явлению. При решении значимых проблем, размышлении и обсуждении своих позиций у
обучающихся происходит формирование личностных смыслов,

раскрытие и обогащение

личностного потенциала и способности к творческому самовыражению.

Тематическое планирование
Элективный курс «Практикум по английскому языку »

Тема

Образовательный продукт

I
1

Искусство и творчество (5 часов)
Скульптура и архитектура

2

Живопись и дизайн

3

Фотография

4.
5

Музыка в жизни человека
Итоговое занятие

II
1

Наука и открытия (5 часов)
Великие изобретения

2
3
4
5

Космос и исследования
Транспорт будущего
Современные технологии в быту
Итоговое занятие

III
1
2

Природа и экология (5 часов)
Животный мир планеты
Растительный мир

3

Экологические проблемы региона

4
5
IV
1

Человек и природа
Итоговое занятие
Мир профессий и личное будущее ( 6 часов)
Профессии XXI века

2
V
1

Лидер и команда
Здоровый образ жизни
Город будущего (часть 1)

2

Город будущего (часть 2)

устное высказываниерассуждение
практическое выполнение
заданий по чтению
практическое выполнение
заданий по аудированию
Анализ диаграммы
письменное высказывание с
элементами рассуждения
устное высказываниерассуждение
описательное эссе
эссе, за и против
Анализ диаграммы
мини-исследование по теме и
защита
сообщение
устное высказываниерассуждение
практическое выполнение
заданий по аудированию
Анализ диаграммы
Анализ диаграммы
практическое выполнение
заданий по чтению
публичный доклад
устное высказываниерассуждение
эссе, аргументация своего
мнения

Учёба и работа в нашей стране
6

V
1

Технический прогресс и информационный мир (5
часов)
Наука и техника вокруг нас

2

Компьютеры и интернет

3

VI
1
2

Современные гаджеты
Онлайн-обучение
Итоговое занятие
Человек и его развитие
Как быть счастливым?
Дружба и семья

1

Стресс и отдых

2
3

Хобби и увлечения
Путешествия и впечатления

4

Саморазвитие и lifelong learning

X

Индивидуальные презентации
Итоговое занятие. Рефлексия

устное высказываниерассуждение
публичное представление
результатов исследования
защита проекта

сообщение
эссе, аргументация своего
мнения
письменное высказываниерассуждение
эссе- рассуждение
устное высказываниерассуждение
Письменное высказывание с
элементами рассуждения ,
публичное представление своей
концепции

Данный элективный курс обеспечивает формирование личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе образовательной, учебной, творческой и других видах
деятельности;
-

формирование

мотивации

изучения

иностранных

языков

и

самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
7

стремления

к

- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации;
Метапредметными результатами являются:
- умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8

- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
речью;
- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией:
поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание
текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская
второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
Предметными результатами являются:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В говорении:
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных
ситуациях

общения,

соблюдая

нормы

речевого

этикета,

при

необходимости

переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу,
отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и
усвоенного лексико-грамматического материала;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого
языка;

9

- описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному,
давать краткую характеристику персонажей, сравнивать и анализировать;
В аудировании:
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и в полном объеме понимать содержание аутентичных аудио- и
видеотекстов различного уровня сложности, относящихся к разным коммуникативным
типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
- воспринимать на слух и понимать аутентичные прагматические аудио- и видеотексты,
выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
- воспринимать на слух и понимать прослушанный текст, устанавливая логические связи
внутри и между предложениями;
В чтении:
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием содержания в полном
объеме;
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с
использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки,
выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную
информацию, выражать своё мнение;
- читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей
информации.
- извлекать из аутентичных информационных текстов с незнакомым языковым материалом
необходимую информацию, представленную виде оценочных суждений, описания,
аргументации;
- делать выводы из прочитанного текста;
- понимать логические связи внутри и между частями текста;
10

- уметь подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;
В письменной речи:
- заполнять анкеты, бланки, формуляры;
- в соответствии с коммуникативной задачей логично строить высказывание;
- сообщать запрашиваемую информацию в заданном объеме и задавать вопросы в
соответствии с коммуникативной ситуацией;
- соблюдать формат письма и правильно соблюдать стиль речи;
- логично делить текст на абзацы и использовать средства логической связи для соединения
мыслей внутри текста;
- обладать достаточным запасом лексики и уметь правильно использовать лексические
единицы в пределах тем, связанных с повседневной жизнью;
- правильно использовать изученные грамматические структуры в соответствии с
коммуникативной задачей;
- соблюдать правила орфографии и правильно оформлять предложение пунктуационно;
Языковая компетенция:
- распознавать и употреблять в речи значения изученных лексических единиц (слов,
словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- знать способы словообразования;
- понимать и использовать явления многозначности слов иностранного языка: синонимии,
антонимии и лексической сочетаемости;
- знать признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов,
страдательного залога, коммуникативных типов предложений и порядка слов в них,
согласования времен и косвенной речи, условных предложений);
Социокультурная компетенция:
11

- знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения в своей
стране и странах изучаемого языка; применять эти знаний в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные нормы речевого
этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в
странах изучаемого языка;
- знать употребительную фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка,
некоторые распространённые образцы фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
- знакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной
литературы;
- иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого
языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в
мировую культуру);
- иметь представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого
языка;
- понимать роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования
контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных
замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
- уметь сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных
грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владеть приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией
чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с
разной глубиной понимания);

12

- уметь действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении
собственных высказываний в пределах заданной темы;
- уметь осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- уметь пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим
справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- владеть способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных
языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- иметь представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры
мышления;
- достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями
иностранного языка, быть способным устанавливать межличностные и межкультурные
контакты в доступных пределах;
- иметь представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознавать место
и роль родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания,
самореализации и социальной адаптации;
- приобщаться к ценностям мировой культуры через источники информации на
иностранном языке;
Г. В эстетической сфере:
- владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
Д. В трудовой сфере:
- умение рационально планировать;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
13

Для достижения целей элективного курса учитель и обучающиеся должны
использовать самый широкий набор доступных источников информации, средств
обучения

и

коммуникации.

Кроме

традиционной

книгопечатной

продукции

(библиотечного фонда), демонстрационных печатных пособий, экранно-звуковых
пособий, информационно-образовательная среда на уроках корейского языка может
создаваться с помощью активного привлечения компьютерных, информационнокоммуникационных и разнообразных технических средств обучения, включая технологии
интерактивного и дистанционного обучения с использованием сети Интернет.
ФГОС предполагает, что в ходе освоения основной образовательной программы
обучающиеся должны быть активно вовлечены в творческие виды работы, иметь широкие
возможности для проявления самостоятельности, уметь работать с различными
источниками информации и критически подходить к их анализу, принимать участие в
формировании индивидуальных образовательных траекторий. Кроме того, стандарт
делает особый акцент на необходимость формирования у школьников необходимого
уровня коммуникативной культуры. Технические средства обучения следует применять
вариативно, для решения как учебных (предметных и

общеучебных), так и

коммуникативных задач.
Важным условием реализации требований ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы является учет межпредметных связей. Печатные учебные и
наглядные пособия, мультимедийные и прочие средства обучения, применяемые на уроках
корейского языка как второго иностранного, могут использоваться на занятиях по другим
предметам (русский язык, история, география и др.), а также в индивидуальной проектной
и исследовательской деятельности обучающихся в различных областях знания. Решению
этих задач должны соответствовать не только трансформация подходов и методики
преподавания, но и совершенствование комплексного использования средств обучения.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».