MyHprqrrlanbuoe 6roAxerHoe o6rqeo6pasoBareJlbHoe yqpe)KAeHue Kocrorr,tyKlrrcKoro
fopoAcKofo oKpyra
YTBEPXAEHA
.{uperrop MEOY KfO (COIII
PACCMOTPEHA
HA 3aceAaHr,rr4 IITKOIIbHO| O
MeroAurlecKofo coBeTa
Jtlb
rrporoKoJr o
1
errvr.
-f .B.Pyroenu
:
(H.IO. (De4orona)
rrpr4Ka3 or 28.08.25r, Nsl93- o\a
or 26.08.2025 r. J\bl
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Ba)
Сертификат: 5CF8D707ACD9477A01906B967F7E3AFF
Владелец: Федотова Наталья Юрьевна
Действителен: с 30.10.2025 до 23.01.2027
PAEOIIA-fl TIPOTPAMMA
rro BHeypo.rHoft Aefl TeJrbHocrrl
Kypca <
ocuoeHoft o6paronare.nrnofi [porpaMMbr ocHoBHoro o6rqero o6paroeanun
(9 x.rracc)
cpoK peankr sar\uv rporpaMMbr
-
1
roA.
AntoPrr-cocraBLITeJII'I
:
Jlapuenro O.B., ctapurnft npeuo4aBarerlb I43fI IIerpfY,
@eAoroea H.IO., ytll'Irenb reorpa(f nn
srrcrueft xnanu(fzxaquonnoft Karefopnu
r. Kocrouyxlla
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Арктический банковский класс» на
уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями к
результатам основного общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая
2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования”). Программа разработана с учетом актуальных задач
воспитания, обучения и развития обучающихся, характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
рабочей программе воспитания, а также условий, необходимых для развития их личностных и
познавательных качеств, психологическими, возрастными особенностями обучающихся.
Программа по курсу внеурочной деятельности «Арктический банковский класс»
отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта,
культурно-исторического стандарта
основного общего образования к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательной программы
и
составлена с учётом Концепции развития этнокультурного образования в Республике Карелия
(языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017-2025годы,
утверждённой
Правительством Республики Карелия о 04.04.2017г.№182 р-П.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами курса внеурочной деятельности «Арктический банковский класс».
Учебный курс «Арктический банковский класс» носит интегрированный характер,
выраженный в соединении учебного материалапо истории , математике. Это дает возможность
обучающимся, участвуя в познавательной деятельности, получить целостное представление
об исторических, географических, культурологических и экономических особенностях
Республики Карелия..
Цель учебного курса «Арктический банковский класс»: развитие и воспитание
личности, гражданской компетентности на основе изучения особенностей банковской
деятельности, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления,
мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Изучение курса «Арктический банковский класс» призвано решать следующие задачи:
продвижение ценностей и формирование установок финансовой культуры в целях
выработки осознанных и рациональных поведенческих практик;
сохранение и развитие накопленного опыта в рамках системы образования по
повышению финансовой грамотности детей и молодежи, дополнение образовательных
программ элементами финансовой культуры;
использование различных каналов коммуникаций по актуальным вопросам финансовой
грамотности и финансовой культуры в целях формирования и закрепления навыков
осознанного финансового поведения граждан;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, умения наблюдать, сравнивать,
характеризовать, анализировать, выделять особенности, проводить поиск, сбор и
описание объектов;
формирование комплекса практико-ориентированных знаний и умений, необходимых
для развития навыков в работе с выбором финансовых продуктов,
обеспечение финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности,
путем формирования навыков, установок и поведенческих практик для защиты от
возможных рисков в финансовой сфере, эффективного противодействия нелегальной
деятельности на финансовом рынке и мошенничеству;
активизации познавательной и самостоятельной практической деятельности
обучающихся.
Общая характеристика курса
Содержание курса «Арктический банковский класс» структурируется на следующих
принципах:
концентрическом принципе, что позволяет, заложенные в начальной школе основы,
представлений о финансовой грамотности, продолжить познание обучающимися своего
жизненного пространства, его природной, социо-культурной специфики, формировать
ценностные мировоззренческие взгляды, гражданскую ответственность, экономическую
культуру.
гуманистическом подходе к образованию;
осуществление целостного подхода к воспитанию;
соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся;
деятельностном подходе в обучении;
формирование социально приемлемых интересов и потребностей обучающихся
Для успешной реализации основных целей часть учебного времени используется для
посещения банков, исследовательской и проектной деятельности. Практико-ориентированная
направленность предполагает активизацию познавательной деятельности через организацию
исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Особое внимание отводится
знакомству с различными способами исследования (наблюдение, изучение
различных
источников информации, использование Интернет-ресурсов).
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности
Курс «Арктический банковский класс» изучается в 9 классе (классе предпрофильной
подготовки) в рамках внеурочной деятельности. На изучение отводится 2 часа в неделю.
Программа рассчитана на 68 часа в год.
Формы организации внеурочной деятельности: предусматривают активность и
самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу. Основными
формами организации внеурочной деятельности являются:
экскурсии в банки
круглые столы
конференции
поисковые и научные исследования
общественно полезные практики
проектная и исследовательская деятельность
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование
учебной группы из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования
Виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность,
проблемно – ценностное общение, досугово – развлекательная деятельность.
Система оценки достижения планируемых результатов:
Учет достижений и промежуточная аттестация
Освоение программы на уровне основного общего образования сопровождается учетом
достижений и промежуточной аттестацией обучающихся.
Основными формами промежуточной аттестации обучающихся в рамках внеурочной
деятельности являются:
учет накопленных результатов (оценок) обучающегося по итогам освоения курса
внеурочной деятельности;
формирование портфолио;
выполнение письменной работы, проекта или творческой работы
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы «Арктический банковский класс» должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства Республики Карелия;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного
и культурного наследия края, традициям республики Карелия.
Гражданского воспитания:
осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству,
к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности
и долга перед Родиной);
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, готовность к участию в туристической и экскурсионной деятельности.
Духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды;
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли
этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей малой родины, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
географических и общественных наук об основных закономерностях развития природы
и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения
различных источников информации при решении познавательных и практикоориентированных задач;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города Костомукши, Республики Карелия) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий (банкир, финансист, менеджер) на
основе применения знаний;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей г. Костомукши,
Республики Карелия.
Метапредметные результаты
Изучение курса «Арктический банковский класс» на уровне основного общего образования
способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
выявлять и характеризовать существенные признаки географических, исторических
объектов, процессов и явлений;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы.
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
проводить по плану несложное исследование, в том числе на краеведческом материале,
по установлению особенностей изучаемых географических, культурных объектов,
причинно-следственных связей и зависимостей между объектами, процессами и
явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и
выводов;
Работа с информацией
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из
разных источников информации с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
в различных источниках географической информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
систематизировать информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по финансовым, историческим,
культурным аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения по предложенным вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных проектов,
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных проектов
определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать
свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного проекта с исходной задачей и оценивать
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
самостоятельно составлять алгоритм решения задач и выбирать способ их решения с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты:
Предметные результаты освоения учебного предмета «Арктический банковский класс»
отражают:
воспитание патриотизма, формирование гражданских компетентностей, ценностных
ориентаций и убеждений на основе личностного восприятия и социального опыта
обучающихся, осмысления ими природной и социо-культурной специфики родного
края;
воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия,
памятники
культуры, основные достопримечательности родного края, положительного отношения
к духовным и семейным ценностям и вовлечение обучающихся в созидательную
общественно-полезную деятельность Карелии;
формирование
умений наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать,
оценивать и выделять особенности природных, исторических, культурных объектов
Карелии,
СОДЕРЖАНИЕ
Введение: Знакомство, необходимость изучения, цель обучения.
Основы банковского дела. Что такое банк, и чем он может быть полезен. Характеристика
банковской системы Российской Федерации. Роль Центрального Банка Российской Федерации.
Подготовка презентации «Банк будущего». Работа в группах. Обсуждение особенностей банков
будущего
Деньги и операции с ними. Банкноты и монета Банка России. Признаки подлинности и
платежеспособности. Игра «Деньги разных стран»
Виды банковских карт, и их условия. Работа в группах. Подготовка эскиза банковской карты
банка будущего
Что такое финансовое мошенничество? Способы защиты от финансовых мошенников.
Творческая работа. Подготовка плаката «Осторожно, мошенники!»
Банковский вклад, понятие и условия, на которых открывается. Проведение исследования
«Сравнение условий банковских вкладов». Работа в группе. Презентации школьников
«Сравнение условий банковских вкладов». Как выбрать банковский вклад и оформить
документы? Решение задач по расчету процентов по вкладам
Планирование и управление личными финансами. Личные финансы и личный финансовый
план. Решение задач
Риск и доходность. Выбор финансовых инструментов с учетом риска и доходности. Решение
задач
Подведение итогов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п.п
.
Название разделов, тем
Количес
тво
часов
1
Введение.
Знакомство,
необходимость
изучения, цель
обучения
Что такое банк, и
чем он может быть
полезен
Банкноты и монета
Банка России.
Признаки
подлинности и
платежеспособност
и
1
4
8
9
Презентации
школьников «Банк
будущего»
Виды банковских
карт, и их условия
10
11
Подготовка эскиза
банковской карты
4
2
3
4
5
6
7
Характеристика основных видов
деятельности обучающихся (на уровне
учебных действий)
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://telemost
.yandex.ru/j/91
997447477646
4
Различать
банков
4
Знать
какие виды денег бывают и как
они переходят
(трансформируются,
превращаются) друг в друга
Понимать
какую роль деньги играют в
семье и обществе
Уметь
пользоваться разными видами
денег, в том числе оценивать
достаточность имеющейся
суммы для осуществления
запланированных действий
Презентации «Банк будущего»
Игра
«Деньги
разных
стран»
Работа в
группах
Электронные
презентации
Объяснять
Отличие банковских карт
Пробовать
Найти актуальную информацию
об условиях банковских карт на
примере конкретного банка
Работа в
группах
https://telemost
.yandex.ru/j/91
997447477646
4
Виды Работа в
группах
Группов
ая
https://telemost
.yandex.ru/j/91
997447477646
https://telemost
.yandex.ru/j/91
997447477646
банка будущего
работа
12
13
Что такое
финансовое
мошенничество?
Способы защиты от
финансовых
мошенников
4
14
15
Что такое
банковский вклад,
и каковы их
условия
4
16
17
Исследование
«Сравнение
условий
банковских
вкладов»
Презентации
школьников
«Сравнение
условий
банковских
вкладов»
Интерактивные
задания
4
21
22
Займы и кредиты
4
23
24
Личные финансы и
личный
финансовый план
4
18
19
20
4
Знать
признаки ситуаций финансового
мошенничества, признаки
фишинговых и других
мошеннических сайтов
Предпринимать меры
предосторожности при
использовании различных видов
денег и операциях с ними
Обладать навыками
обеспечения своей финансовой
безопасности
Знать
способы формирования
сбережений
Знать, что такое банковский
вклад; понимать принцип
хранения денег на банковском
вкладе Знать, что такое
процентные ставки по вкладам и
как они могут изменяться во
времени
Осуществлять выбор вида
вклада, наиболее подходящего
для конкретного случая Уметь
сравнивать условия по разным
банковским продуктам
3
Понимать, что такое заём и что
такое кредит
Знать основные принципы
предоставления заёмных средств
(условия предоставления
заёмных средств и требования к
заёмщику)
Понимать, в каких случаях заём
и/или кредит бывает необходим
Знать, что такое личные и
семейные доходы и пути их
повышения , что такое личные
(семейные) расходы и каковы
общие принципы управления
расход
Творчес
кая
работа
Подгото
вка
плаката
«Осторо
жно,
мошенн
ики!»
https://telemost
.yandex.ru/j/91
997447477646
https://telemost
.yandex.ru/j/91
997447477646
Работа в
группе
Работа в
группах
Творчес
кие
задания
в
группах
Работа в
группах
Творчес
кое
задание
по
составле
нию
Электронные
презентации
https://telemost
.yandex.ru/j/91
997447477646
https://telemost
.yandex.ru/j/91
997447477646
25
26
27
28
Решение задач
4
Интерактивные
задания
4
29
30
Риск и доходность
4
31
32
Предпринимательст
во
4
33
Проведение
контроля
(выполнение
тематических
заданий)
Подведение итогов
проекта
2
34
2
Уметь
Формулировать финансовые
цели
Разрабатывать
Личный финансовый план
Уметь
Решать задачи
Уметь
Применить в игре «Банковские
ребусы», Составление
финансового кроссворда
Различать
Финансовые инструменты с
учетом риска и доходности
Выбирать
Наиболее привлекательные
инструменты
Понимать,
что предпринимательство («свое
дело», «бизнес») предполагает
умение увидеть проблему людей
и подготовить предложение, на
которое возникнет спрос
личного
финансо
вого
плана
Отработ https://telemost
ка при
.yandex.ru/j/91
решении 997447477646
задач
https://telemost
.yandex.ru/j/91
997447477646
https://telemost
.yandex.ru/j/91
997447477646